За кормой лунища ну и здорово

За кормой лунища ну и здорово thumbnail

Пароход “Тверь”

Почтальон Печкин считал что “человек и пароход” это никто иной как Иван Федорович Крузенштерн. А советский поэт Владимир Маяковский считал по другому. В 1926 г. 5 февраля, в поезде двигавшемся по маршруту Москва- Рига было совершено нападение на курьеров перевозящих дипломатическую почту. В купе было двое дипкурьеров – Теодор Нетте и Иоганн Махмасталь. В момент нападения Теодор находился на верхней полке и успел выстрелить, но следующим выстрелом был убит сам. Иоганн Махмасталь сумел дать отпор бандитам и несмотря на несколько ранений охранял вверенный ему груз до прибытия в Ригу. Курьеров наградили орденами Красного знамени, Нетте – посмертно. В честь Теодора Нетте был назван пароход.

Теодор Нетте

Судно было построено в Санкт-Петербурге в 1912 г. под именем “Тверь”. Имело длину порядка 90 м. и мощность паровой машины 1200 л. с. Пароход вмещал 320 пассажиров и первым своим рейсом после постройки отправился во Владивосток. “Тверь” работала доставляя грузы и пассажиров курсируя между Владивостоком и Петропавловском-Камчатским. В 1920 г. “Тверь” отправилась в Одессу, но зайдя в итальянский порт города Триест, была захвачена белогвардейцами и продана итальянской компании. Грузоперевозчик Lloyd Triestino переименовал пароход в “Soria”, под этим именем судно трудилось в Италии 6 лет. А в 1926 г. Пароход выкупил Советский союз и назвал именем погибшего дипломатического курьера “Теодор Нетте”. В 1929 г. “Теодор Нетте” вернулся на трассу Владивосток – Петропавловск-камчатский. А спустя три года “Теодор Нетте” из-за нехватки кораблей вошел в состав Тихоокеанского флота. В 1946 г. Судно поставили у причальной стенки в Петропавловске-Камчатском и использовали как казарму. Спустя 7 лет в 1953 г. на судне случился пожар, “Теодора Нетте” списали, а затопленный корпус используется как основание для причала. Позже и другие суда носили имя Теодора Нетте, в 1963 г. из собранного пионерами металлолома был построен лесовоз, его имя перенял теплоход построенный в 1990 г. Владимир Маяковский лично знал Теодора Нетте и переживал его гибель, а побывав на пароходе написал стих – “Теодору Нетте пароходу и человеку”:

Я недаром вздрогнул.

Не загробный вздор.

В порт,

горящий,

как расплавленное лето,

разворачивался

и входил

товарищ “Теодор

Нетте”.

Это — он.

Я узнаю его.

В блюдечках-очках спасательных кругов.

— Здравствуй, Нетте!

Как я рад, что ты живой

дымной жизнью труб,

канатов и крюков.

Подойди сюда!

Тебе не мелко?

От Батума,

чай, котлами покипел…

Помнишь, Нетте, —

в бытность человеком

ты пивал чаи

со мною в дипкупе?

Медлил ты.

Захрапывали сони.

Глаз

кося

в печати сургуча,

напролёт

болтал о Ромке Якобсоне

и смешно потел,

стихи уча.

Засыпал к утру.

Курок

аж палец свел…

Суньтеся —

кому охота!

Думал ли,

что через год всего

встречусь я

с тобою —

с пароходом.

За кормой лунища.

Ну и здорово!

Залегла,

просторы надвое порвав.

Будто навек

за собой

из битвы коридоровой

тянешь след героя,

светел и кровав.

В коммунизм из книжки

верят средне.

“Мало ли что можно

в книжке намолоть!”

А такое —

оживит внезапно “бредни”

и покажет

коммунизма

естество и плоть.

Мы живём,

зажатые

железной клятвой.

За нее —

на крест,

и пулею чешите:

это —

чтобы в мире

без Россий,

без Латвий

жить единым

человечьим общежитьем.

В наших жилах —

кровь, а не водица.

Мы идём

сквозь револьверный лай,

чтобы,

умирая,

воплотиться

в пароходы,

в строчки

и в другие долгие дела.

________________

Мне бы жить и жить,

сквозь годы и мчась.

Но в конце хочу —

других желаний нету —

встретить я хочу

мой смертный час

так,

как встретил смерть

товарищ Нетте.

Владимир Маяковский 1926 г.

Источник

ТОВАРИЩУ НЕТТЕ
ПАРОХОДУ И ЧЕЛОВЕКУ

Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор.
В порт,
горящий,
как расплавленное лето,
разворачивался
и входил
товарищ “Теодор
Нетте”.
10 Это – он.
Я узнаю его.
В блюдечках-очках спасательных кругов.
– Здравствуй, Нетте!
Как я рад, что ты живой
дымной жизнью труб,
канатов
и крюков.

Подойди сюда!
Тебе не мелко?
20 От Батума,
чай, котлами покипел…
Помнишь, Нетте, –
в бытность человеком
ты пивал чаи
со мною в дип-купе?
Медлил ты.
Захрапывали сони.
Глаз
кося
30 в печати сургуча,
напролет
болтал о Ромке Якобсоне
и смешно потел,
стихи уча.
Засыпал к утру.
Курок
аж палец свел…
Суньтеся –
кому охота!
40 Думал ли,
что через год всего
встречусь я
с тобою –
с пароходом.
За кормой лунища.
Ну и здорово!
Залегла,
просторы на-двое порвав.
Будто навек
50 за собой
из битвы коридоровой
тянешь след героя,
светел и кровав.
В коммунизм из книжки
верят средне.

“Мало ли,
что можно
в книжке намолоть!”
А такое –
60 оживит внезапно “бредни”
и покажет
коммунизма
естество и плоть.
Мы живем,
зажатые
железной клятвой.
За нее –
на крест,
и пулею чешите:
70 это –
чтобы в мире
без Россий,
без Латвий,
жить единым
человечьим общежитьем.
В наших жилах –
кровь, а не водица.
Мы идем
сквозь револьверный лай,
80 чтобы,
умирая,
воплотиться

в пароходы,
в строчки
и в другие долгие дела.

—–

Мне бы жить и жить,
сквозь годы мчась.
Но в конце хочу –
других желаний нету –
90 встретить я хочу
мой смертный час
так,
как встретил смерть
товарищ Нетте.

15 июля, Ялта

[1926]

Примечания

Товарищу Нетте пароходу и человеку (стр. 162). Черновой автограф в записной книжке 1926 г. (июль — сентябрь), № 37 (БММ); авторизованная машинописная копия (ЦГАОР); газ. «Известия ЦИК», М. 1926, № 192, 22 августа; Сочинения, т. 5.

Датировано в газете: «15 июля. Ялта».

Неоднократно читалось Маяковским на его вечерах. По свидетельству П. И. Лавута, прежде чем прочитать стихотворение, Маяковский рассказывал:

«Нетте — наш дипломатический курьер — погиб в Латвии при исполнении служебных обязанностей, отстреливаясь от нападавших на него контрразведчиков… Я хорошо знал товарища Нетте. Это был коренастый латыш, с приятной улыбкой, в больших роговых очках. Я встречался с ним много раз. Приходилось ездить с ним за границу в одном купе. Здесь встречается фамилия Якобсон, Ромка — это наш общий знакомый. В Ростове на улице я услышал — газетчики кричат: «Покушение на наших дипкурьеров Нетте и Махмастля». Остолбенел. Это была моя первая встреча с Нетте уже после его смерти. Вскоре первая боль улеглась. Я попадаю в Одессу. Пароходом направляюсь в Ялту. Когда наш пароход покидал гавань, навстречу нам шел пароход, и на нем золотыми буквами, освещавшимися солнцем, два слова: «Теодор Нетте», — это была моя вторая встреча с Нетте, но уже не с человеком, а с пароходом.

Читайте также:  Не бей лежачего не в коня корм значение

— «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», — объявлял он, медленно и значительно, делая ударение на «человеку». Читая. в строке:

В коммунизм из книжки

верят средне,

— менял слово «верят» на «веришь» (журн. «Знамя», М. 1940, № 4–5, стр. 210–211).

Нетте Теодор Иванович (1896–1926) — сын сапожника, в юности сам был подмастерьем. В 1914 году вступил в партию большевиков. Во время гражданской войны командовал батальоном, был политработником.

Строки 3–5. В порт, горящий, как расплавленное лето…— Встреча с пароходом «Теодор Нетте» произошла 28 июня 1926 года.

Строки 31–32. …напролет болтал о Ромке Якобсоне…— Якобсон, Р. О. (р. 1897), ученый, филолог. Познакомил Маяковского с Нетте.

Строки 49–53. Будто на́век за собой из битвы коридоровой тянешь след героя, светел и кровав. — Нетте погиб 5 февраля 1926 года в поезде, следовавшем через латвийскую территорию в Берлин, куда он вез дипломатическую почту.

Источник

За кормой лунища ну и здорово
Владимир Маяковский
Антология русской поэзии

“Товарищу Нетте — пароходу и человеку”

Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор.
В порт,
горящий,
как расплавленное лето,
разворачивался
и входил
товарищ “Теодор
Нетте”.
Это — он.
Я узнаю его.
В блюдечках-очках спасательных кругов.
— Здравствуй, Нетте!
Как я рад, что ты живой
дымной жизнью труб,
канатов и крюков.
Подойди сюда!
Тебе не мелко?
От Батума,
чай, котлами покипел…
Помнишь, Нетте, —
в бытность человеком
ты пивал чаи
со мною в дипкупе?
Медлил ты.
Захрапывали сони.
Глаз
кося
в печати сургуча,
напролёт
болтал о Ромке Якобсоне
и смешно потел,
стихи уча.
Засыпал к утру.
Курок
аж палец свел…
Суньтеся —
кому охота!
Думал ли,
что через год всего
встречусь я
с тобою —
с пароходом.
За кормой лунища.
Ну и здорово!
Залегла,
просторы надвое порвав.
Будто навек
за собой
из битвы коридоровой
тянешь след героя,
светел и кровав.
В коммунизм из книжки
верят средне.
“Мало ли что можно
в книжке намолоть!”
А такое —
оживит внезапно “бредни”
и покажет
коммунизма
естество и плоть.
Мы живём,
зажатые
железной клятвой.
За нее —
на крест,
и пулею чешите:
это —
чтобы в мире
без Россий,
без Латвий
жить единым
человечьим общежитьем.
В наших жилах —
кровь, а не водица.
Мы идём
сквозь револьверный лай,
чтобы,
умирая,
воплотиться
в пароходы,
в строчки
и в другие долгие дела.
________________
Мне бы жить и жить,
сквозь годы и мчась.
Но в конце хочу —
других желаний нету —
встретить я хочу
мой смертный час
так,
как встретил смерть
товарищ Нетте.
1926
__________________
Теодор Нетте — советский дипкурьер,
убитый контрразведчиками при защите
диппочты в поезде на территории Латвии.
Его именем назван один из пароходов
Черноморского флота.
Р. Якобсон — лингвист и стиховед,
представитель формалистической школы
в литературоведении.

читает Яхонтов
Владимир Николаевич Яхонтов, русский советский артист эстрады, чтец, актёр, мастер художественного слова.

Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930)
Русский советский поэт. Родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего.
С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со своей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение — «Ночь» — в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».
Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет — поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к широким массам. Он верил в близость наступающей революции.
Эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА — на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит печать его самобытности. В лирико-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, черты эпохи. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира —у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. В поздних произведениях “Клоп” и “Баня” звучит мощная сатира с элементами антиутопии на советскую действительность.
В 1930 году покончил жизнь самоубийством, не вынеся внутреннего конфликта с “бронзовым” советским веком, в 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Êàæäûé ãîä 5 ôåâðàëÿ â íàøåé ñòðàíå îòìå÷àåòñÿ Äåíü ïàìÿòè äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ,ïîãèáøèõ ïðè èñïîëíåíèè ñëóæåáíûõ îáÿçàííîñòåé.

Äàòà íå ñëó÷àéíà – èìåííî â ýòîò äåíü â ïîåçäå Ìîñêâà-Ðèãà íà ïåðåãîíå ìåæäó ñòàíöèÿìè Èêñêþëü è Êóðòåíãîô â ïåðåñòðåëêå ñ íàíÿòûìè èíîñòðàííîé ðàçâåäêîé ïðåñòóïíèêàìè, ïîãèá ñîâåòñêèé äèïêóðüåð Òåîäîð Íåòòå è áûë òÿæåëî ðàíåí åãî êîëëåãà Èîãàíí Ìàõìàñòàëü.

27 àâãóñòà 1918 ãîäà â ñîñòàâå Íàðîäíîãî êîìèññàðèàòà ïî èíîñòðàííûì äåëàì Ñîâåòñêîé Ðîññèè áûë ñîçäàí «ñòîë äèïêóðüåðîâ».  1919 ãîäó «ñòîë äèïêóðüåðîâ» áûë ïðåîáðàçîâàí â îòäåë âèç è äèïêóðüåðîâ, à â 1920-ì — â îòäåë äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. Åù¸ ÷åðåç ãîä åãî ïîä÷èíèëè Óïðàâëåíèþ äåëàìè ÍÊÈÄ è ïåðåèìåíîâàëè â «÷àñòü äèïêóðüåðîâ», âûäåëèâ åé 54 øòàòíûå åäèíèöû.

Ýòà ñëóæáà îòâå÷àëà çà îáåñïå÷åíèå íà䏿íîãî ñîîáùåíèÿ ñ ïðåäñòàâèòåëüñòâàìè ñòðàíû çà ðóáåæîì. Ñåãîäíÿ èíôîðìàöèþ ìîæíî ïåðåäàâàòü ñ ïîìîùüþ ñîâðåìåííûõ ñðåäñòâ ñâÿçè: â ðàñïîðÿæåíèè äèïëîìàòîâ åñòü òåëåôîíû è èíòåðíåò. Îäíàêî âàæíûå è êîíôèäåíöèàëüíûå äîêóìåíòû ïî-ïðåæíåìó äîâåðÿþò äèïêóðüåðàì, êîòîðûå çà÷àñòóþ ðèñêóþò æèçíüþ, ÷òîáû äîñòàâèòü èõ â ñîõðàííîñòè.

Ïîñëå 1991 ãîäà ñëóæáà äèïêóðüåðîâ íåñêîëüêî ðàç ðåîðãàíèçîâûâàëàñü. Ñåãîäíÿ ýòî äåïàðòàìåíò äèïëîìàòè÷åñêî-êóðüåðñêîé ñâÿçè ÌÈÄ Ðîññèè.

Читайте также:  Корм для мелких пород собак авва

Äèïêóðüåð Òåîäîð Íåòòå,òîò ñàìûé, êîìó Âëàäèìèð Ìàÿêîâñêèé,äðóã Íåòòå, ïîñâÿòèë áåññìåðòíûå ñòðî÷êè ïîýìû “Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó”

5 ôåâðàëÿ 1926 ãîäà Òåîäîð Íåòòå âìåñòå ñ äðóãèì äèïêóðüåðîì, ýñòîíöåì Èîãàííîì Ìàõìàñòàëåì ïåðåâîçèëè äèïëîìàòè÷åñêóþ ïî÷òó ìîëîäîé ñîâåòñêîé Ðîññèè èç Ìîñêâû â Ðèãó.

Ðàííèì óòðîì 5 ôåâðàëÿ, íåäàëåêî îò ëàòâèéñêîãî ìåñòå÷êà, â ïîåçä âîðâàëèñü òðîå áàíäèòîâ â ìàñêàõ. Äâîå áðîñèëèñü ê êóïå, ãäå åõàëè ñîâåòñêèå äèïêóðüåðû.

Òåîäîð Íåòòå îòêðûë ïî íèì îãîíü è óñïåë ðàíèòü îáîèõ áàíäèòîâ. Íî òå óñïåëè âûñòðåëèòü.

Èîãàíí Ìàõìàñòàëü áûë òÿæåëî ðàíåí.

À ïóëè óãîäèâøèå â Íåòòå îêàçàëèñü ñìåðòåëüíûìè.

Òåîäîð Èâàíîâè÷ Íåòòå (ëàòûø.15 àâãóñòà 1896 ã.— 5 ôåâðàëÿ 1926 ã., Ëàòâèÿ) — äèïëîìàòè÷åñêèé êóðüåð Íàðîäíîãî êîìèññàðèàòà èíîñòðàííûõ äåë ÑÑÑÐ. Òåîäîð Íåòòå ïîãèá â 1926 ãîäó â Ëàòâèè, çàùèùàÿ äèïëîìàòè÷åñêóþ ïî÷òó.

Ó÷àñòâîâàë â áîÿõ â ñîñòàâå 2 áàòàëüîíà 1 Êðàñíîãî Ëàòûøñêîãî ñòðåëêîâîãî ïîëêà.

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Èîãàíí Àäàìîâè÷ Ìàõìàñòàëü (ýñòîíåö. 1891 Íàðâà — 2 ôåâðàëÿ  1942 ñ. Áàãàðÿê, ×åëÿáèíñêàÿ îáëàñòü) — ñîâåòñêèé äèïëîìàòè÷åñêèé êóðüåð, â 1926 ãîäó âìåñòå ñ Ò. È. Íåòòå ïðè èñïîëíåíèè ñëóæåáíûõ îáÿçàííîñòåé îòðàçèë âîîðóæåííîå íàïàäåíèå íà òåððèòîðèè Ëàòâèè.

Ó÷àñòíèê øòóðìà Çèìíåãî, áîåâ íà Ïóëêîâñêèõ âûñîòàõ è îäèí èç ñîçäàòåëåé 2-é Ýñòîíñêîé êîììóíèñòè÷åñêîé áðèãàäû.

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

4 ôåâðàëÿ 1926 ãîäà äèïêóðüåðû ïîëó÷èëè äèïëîìàòè÷åñêóþ ñóìêó äëÿ äîñòàâêè â ïîñîëüñòâî â Ðèãå è ñåëè íà ñêîðûé ïîåçä Ìîñêâà-Ðèãà.

Íåòòå ñðàçó ïî÷óÿë íåëàäíîå – ïðîâîäíèê î÷åíü äîëãî ïðîâåðÿë èõ ïàñïîðòà, à ïîòîì âûçâàë âòîðîãî è óêàçàë èõ åìó. Äèïêóðüåðû ðåøèëè íî÷üþ íå ñïàòü.

Îêîëî 4 ÷àñîâ óòðà Ìàõìàñòàëü óñëûøàë øàãè ïî êðûøå âàãîíà. Îí âûøåë â êîðèäîð è óâèäåë â òàìáóðå â äðóãîì êîíöå ÷åëîâåêà â ÷åðíîì ïàëüòî è øëÿïå. Ìàõìàñòàëü ñòîÿë 15 ìèíóò, íî ÷åëîâåê íèêóäà íå óõîäèë. Ìàõìàñòàëü âåðíóëñÿ â êóïå è ïðåäóïðåäèë Íåòòå. Ïîåçä ïîäúåçæàë ê ïîñëåäíåé ñòàíöèè ïåðåä Ðèãîé. Åñëè íàïàäåíèå è áóäåò, òî â èäåàëå íà ïîñëåäíåì ïåðåãîíå, ÷òîá ïîòîì ëåã÷å ñêðûòüñÿ â áîëüøîì ãîðîäå.

Íà îñòàíîâêå Ìàõìàñòàëü, ïðèìåðíî â 4.45 óòðà, ïîøåë â òóàëåò, íî îí îêàçàëñÿ çàïåðò. Ïîåçä òðîíóëñÿ è Ìàõìàñòàëü ïîøåë îáðàòíî â êóïå. Êîãäà óæå ïîäõîäèë, ñî ñïèíû óñëûøàë êðèêè. Îáåðíóâøèñü óâèäåë êàê äâåðü òàìáóðà îòêðûâàþò äâà ÷åëîâåêà â ÷åðíûõ ìàñêàõ.

Ìàõìàñòàëü âëåòåë â êóïå, êðèêíóë Íåòòå “áàíäèòû!” è ñõâàòèë èç-ïîä ñàëôåòêè íà ñòîëèêå äâà ìàëåíüêèõ ìàóçåðà. Îäèí, ñíàðÿæåííûé, áðîñèë Íåòòå, à âî âòîðîé ñòàë âñòàâëÿòü îáîéìó.  ýòó æå ñåêóíäó â êóïå âîðâàëñÿ ïåðâûé â ìàñêå, íàïðàâèë íà Ìàõìàñòàëÿ áðàóíèíã è ïîëó÷èë ïóëþ â øåþ îò ëåæàâøåãî íà âåðõíåé ïðàâîé ïîëêå Íåòòå. Ïóëÿ ïåðåáèëà àðòåðèþ è êðîâèùà çàáðûçãàëà âî âñå ñòîðîíû. Íàïàäàâøèé óïàë íà íèæíþ ïîëêó, çàäåðãàëñÿ, íî âíîâü âñêèíóë ðóêó ñ ïèñòîëåòîì. Âûñòðåë Íåòòå ïîäàðèë Ìàõìàñòàëþ ìãíîâåíèå íà ïîäãîòîâêó ïèñòîëåòà ê áîþ è òîò âûñòðåëèë íàïàäàâøåìó â ãðóäü.

 ýòîò ìîìåíò, ïðÿìî èç êîðèäîðà, ïî Ìàõìàñòàëþ ñòàë ñòðåëÿòü âòîðîé áàíäèò. Ìàõìàñòàëü ïîëó÷èë ïóëþ â ïðàâóþ ðóêó è âûðîíèë ïèñòîëåò. Îí îïóñòèëñÿ çà íèì íà êîëåíè, âçÿë åãî â ëåâóþ ðóêó, ïîëó÷èë ïóëþ â æèâîò ñ ïðàâîé ñòîðîíû è ñ ëåâîé ðóêè âûñòðåëèë íàïàäàâøåìó â æèâîò è ãðóäü. Òîò çàêðè÷àë è èñ÷åç èç ïðîåìà. Ïåðâûé íàïàäàâøèé, ïðîäîëæàÿ áðûçãàòü êðîâüþ èç àðòåðèè, ñêàòèëñÿ ñ ïîëêè è âûïîëç èç êóïå. Êòî-òî ñíàðóæè ïîäõâàòèë åãî è âûâîëîê â êîðèäîð.

Ìàõìàñòàëü ñõâàòèë ñî ñòîëà ïî÷òó, ïðèæàë ê ãðóäè è èñòåêàÿ êðîâüþ ñêîð÷èëñÿ íà ïîëó, íàïðàâèâ ïèñòîëåò íà ïðîåì. Ñåêóíäó âñìàòðèâàëñÿ è ïðèñëóøèâàëñÿ, íî ñ âåðõíåé ïîëêè íà íåãî óïàë óáèòûé Íåòòå.

 6 óòðà ñîâåòñêîãî ïîâåðåííîãî â äåëàõ â Ëàòâèè Áîðêóñåâè÷à ðàçáóäèëè è ñîîáùèëè î íàïàäåíèè íà äèïêóðüåðîâ. Îí íåìåäëåííî ïðèáûë íà âîêçàë. Âàãîí áûë îöåïëåí ïîëèöèåé, íî âíóòðü íèêòî íå çàõîäèë. Áîðêóñåâè÷à ïðîïóñòèëè âïåðåä è ïîøëè çà íèì.

 êóïå ïðîâîäíèêà ëåæàëè äâà ìåðòâûõ òåëà. Îêíî íàïðîòèâ ÷åòâåðòîãî êóïå áûëî èçðåøå÷åíî ïóëÿìè, êîðèäîð â êðîâè.  êóïå, òàêæå èçðåøå÷åííîì ïóëÿìè è ïîëíîñòüþ çàëèòîì êðîâüþ, íà ïîëó ñèäåë Ìàõìàñòàëü, ïðèæèìàÿ ê ñåáå êîíâåðò. Ó íåãî íà íîãàõ ëåæàë Íåòòå.

Ìàõìàñòàëü ïîäíÿë ëåâîé ðóêîé ïèñòîëåò è ñêàçàë: “Íå ïîäõîäèòå ê ïî÷òå, áóäó ñòðåëÿòü!”.

Áîðêóñåâè÷ ïðåäñòàâèëñÿ. Ìàõìàñòàëü îïóñòèë ïèñòîëåò è ïîòåðÿë ñîçíàíèå.

Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñóìêà, çàëèòàÿ êðîâüþ Ìàõìàñòàëÿ.

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ïîëèöèÿ îïîçíàëà íàïàäàâøèõ êàê áðàòüåâ Ãàáðèëîâè÷åé, áûâøèõ îôèöåðîâ ïîëüñêîé àðìèè. Îäèí óìåð îò ïîòåðè êðîâè, ó âòîðîãî, òîæå ñèëüíî èçðàíåííîãî, áûë ïðîñòðåëåí âèñîê è ïîëèöèÿ êâàëèôèöèðîâàëà ýòî êàê “ñàìîóáèéñòâî”.

À ñàìî äåëî êâàëèôèöèðîâàííî êàê óãîëîâíîå òîëüêî íà îñíîâå ÷àñòè ïîêàçàíèé ñîâåòñêîãî äèïëîìàòà Ïå÷åðñêîãî.

Ýòî îí ñèäåë â òóàëåòå, êîãäà çà ðó÷êó äåðãàë Ìàõìàñòàëü.Çàêîí÷èâ ñâîè äåëà, Ïå÷åðñêèé îòêðûë äâåðü è óâèäåë ëþäåé â ìàñêàõ. Îäèí íàïðàâèë íà íåãî ïèñòîëåò è êðèêíóë íà ðóññêîì: “Äåíüãè äàâàé!”. Ïå÷åðñêèé íà àâòîìàòå çàõëîïíóë äâåðü, à äàëüøå ñëûøàë òîëüêî áåãîòíþ è âûñòðåëû. Âîò òîëüêî ïî ïîêàçàíèÿì Ïå÷åðñêîãî, ëþäåé áûëî òðîå.

Áûëî åùå ïîêàçàíèå èòàëüÿíñêîãî êóðüåðà, åõàâøåãî â íàøåì âàãîíå. Îí ïðîÿâèë îò÷àÿíóþ õðàáðîñòü è âûãëÿíóë â êîðèäîð. Èòàëüÿíåö âèäåë, êàê ÷åëîâåê â ÷åðíîì ïàëüòî è ÷åðíîé øëÿïå çàòàñêèâàåò äâóõ ðàíåíûõ â êóïå ïðîâîäíèêà, à ïîòîì ñëûøàë äâà âûñòðåëà.

Çà ñìåðòüþ ïîäîçðåâàåìûõ äåëî áûëî ïðåêðàùåíî, íåâçèðàÿ íà íàøè ïðîòåñòû è ïîêàçàíèÿ ñâèäåòåëåé.

Ïðîâîäíèêîâ äëÿ äà÷è ïîêàçàíèé íå âûçûâàëè.

Èîãàíí Ìàõìàñòàëü âûæèë è ïîñëå ðàíåíèÿ â 1926 ãîäó ðàáîòàë íà õîçäîëæíîñòÿõ â äèïâåäîìñòâå, ïîòîì áûë îòïðàâëåí íà ïåíñèþ ïî èíâàëèäíîñòè, à â 1942 ãîäó óìåð â 50 ñ íåáîëüøèì ëåò.

Äî÷ü Òåîäîðà Íåòòå, êîòîðîé íà ìîìåíò ãèáåëè îòöà áûëî îêîëî ãîäà, âçÿëî íà âîñïèòàíèå ãîñóäàðñòâî.

Íåòòå (ïîñìåðòíî) è Ìàõìàñòàëü áûëè íàãðàæäåíû îðäåíîì Êðàñíîãî Çíàìåíè.

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ïëàí âàãîíà â êîòîðîì ïðîèçîøëî íàïàäåíèå.

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Âëàäèìèð Ìàÿêîâñêèé íå ëþáèë ñòèõîâ-ïîñâÿùåíèé, ñ÷èòàÿ, ÷òî ëþäåé íóæíî ïîìíèòü è öåíèòü, ïîêà îíè æèâû. Òåì íå ìåíåå, ëåòîì 1926 ãîäà îí âñå æå ïîñòóïèëñÿ ñâîèìè ïðèíöèïàìè è ñîçäàë ïðîèçâåäåíèå ïîä íàçâàíèåì «Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó».

Ñ äèïëîìàòè÷åñêèì êóðüåðîì Òåîäîðîì Íåòòå Ìàÿêîâñêèé áûë çíàêîì ëè÷íî.

Ëàòûø-äèïêóðüåð Íåòòå ëþáèë è çíàë ëèòåðàòóðó. Ìàÿêîâñêèé âìåñòå ñ íèì åõàë â äèïëîìàòè÷åñêîì êóïå â Ïàðèæ â ìàå 1925 ãîäà áåñåäóÿ î ïîëèòèêå è ëèòåðàòóðå.

Êàêîâî æå áûëî óäèâëåíèå ïîýòà, êîãäà ñïóñòÿ íåñêîëüêî ìåñÿöåâ ïîñëå ãèáåëè äèïêóðüåðîâ,â Êðûìó îí óâèäåë, êàê â ïîðòó øâàðòóåòñÿ ãðóçîâîé ïàðîõîä «Òåîäîð Íåòòå», íàçâàííûé â ÷åñòü ïîãèáøåãî äèïëîìàòè÷åñêîãî êóðüåðà.

Читайте также:  Корм для щенков овчарок премиум класса

Âëàäèìèð Âëàäèìèðîâè÷ Ìàÿêîâñêèé

Òîâàðèùó Íåòòå — ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó

ß íåäàðîì âçäðîãíóë.

Íå çàãðîáíûé âçäîð.

 ïîðò,

ãîðÿùèé,

êàê ðàñïëàâëåííîå ëåòî,

ðàçâîðà÷èâàëñÿ

è âõîäèë

òîâàðèù “Òåîäîð

Íåòòå”.

Ýòî — îí.

ß óçíàþ åãî.

 áëþäå÷êàõ-î÷êàõ ñïàñàòåëüíûõ êðóãîâ.

— Çäðàâñòâóé, Íåòòå!

Êàê ÿ ðàä, ÷òî òû æèâîé

äûìíîé æèçíüþ òðóá,

êàíàòîâ è êðþêîâ.

Ïîäîéäè ñþäà!

Òåáå íå ìåëêî?

Îò Áàòóìà,

÷àé, êîòëàìè ïîêèïåë…

Ïîìíèøü, Íåòòå, —

â áûòíîñòü ÷åëîâåêîì

òû ïèâàë ÷àè

ñî ìíîþ â äèïêóïå?

Ìåäëèë òû.

Çàõðàïûâàëè ñîíè.

Ãëàç

êîñÿ

â ïå÷àòè ñóðãó÷à,

íàïðîë¸ò

áîëòàë î Ðîìêå ßêîáñîíå

è ñìåøíî ïîòåë,

ñòèõè ó÷à.

Çàñûïàë ê óòðó.

Êóðîê

àæ ïàëåö ñâåë…

Ñóíüòåñÿ —

êîìó îõîòà!

Äóìàë ëè,

÷òî ÷åðåç ãîä âñåãî

âñòðå÷óñü ÿ

ñ òîáîþ —

ñ ïàðîõîäîì.

Çà êîðìîé ëóíèùà.

Íó è çäîðîâî!

Çàëåãëà,

ïðîñòîðû íàäâîå ïîðâàâ.

Áóäòî íàâåê

çà ñîáîé

èç áèòâû êîðèäîðîâîé

òÿíåøü ñëåä ãåðîÿ,

ñâåòåë è êðîâàâ.

 êîììóíèçì èç êíèæêè

âåðÿò ñðåäíå.

“Ìàëî ëè ÷òî ìîæíî

â êíèæêå íàìîëîòü!”

À òàêîå —

îæèâèò âíåçàïíî “áðåäíè”

è ïîêàæåò

êîììóíèçìà

åñòåñòâî è ïëîòü.

Ìû æèâ¸ì,

çàæàòûå

æåëåçíîé êëÿòâîé.

Çà íåå —

íà êðåñò,

è ïóëåþ ÷åøèòå:

ýòî —

÷òîáû â ìèðå

áåç Ðîññèé,

áåç Ëàòâèé

æèòü åäèíûì

÷åëîâå÷üèì îáùåæèòüåì.

 íàøèõ æèëàõ —

êðîâü, à íå âîäèöà.

Ìû èä¸ì

ñêâîçü ðåâîëüâåðíûé ëàé,

÷òîáû,

óìèðàÿ,

âîïëîòèòüñÿ

â ïàðîõîäû,

â ñòðî÷êè

è â äðóãèå äîëãèå äåëà.

Ìíå áû æèòü è æèòü,

ñêâîçü ãîäû è ì÷àñü.

Íî â êîíöå õî÷ó —

äðóãèõ æåëàíèé íåòó —

âñòðåòèòü ÿ õî÷ó

ìîé ñìåðòíûé ÷àñ

òàê,

êàê âñòðåòèë ñìåðòü

òîâàðèù Íåòòå.

Ïàðîõîä ïîñòðîåí â 1912 ãîäó íà Íåâñêîì çàâîäå â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå.

31 ìàÿ 1913 ãîäà âûøåë â ïåðâûé ðåéñ è ðåãóëÿðíî õîäèë ìåæäó Âëàäèâîñòîêîì è Êàì÷àòêîé.

30 èþíÿ 1918 ãîäà çàõâà÷åí áåëîãâàðäåéöàìè è ÿïîíñêèìè èíòåðâåíòàìè âî Âëàäèâîñòîêå.

Ïî îäíîé èç âåðñèé ñóäíî, âûøåäøåå 1 ìàÿ 1920 ãîäà è ïðèáûâøåå â Òðèåñò â èþëå 1920 ãîäà, ïåðåâîçèëî ïëåííûõ ÷åõîñëîâàêîâ è, ïîïàâ ïîä êîíòðîëü ýìèãðàíòñêîãî ïðàâëåíèÿ Äîáðîôëîòà, áûëî ïðîäàíî Èòàëèè, ïî äðóãîé — èçíà÷àëüíî øëî íà Îäåññó, îäíàêî, èç-çà òîãî, ÷òî ïðîëèâ Áîñôîð êîíòðîëèðîâàëñÿ áåëûì ôëîòîì, çàøëî â Òðèåñò ãäå è áûëî àðåñòîâàíî èòàëüÿíñêèìè âëàñòÿìè.

 ëþáîì ñëó÷àå â äåêàáðå 1921 ãîäà ïàðîõîä ïðîäàí èòàëüÿíñêîé êîìïàíèè «Lloyd Triestino» è ïåðåèìåíîâàí â «Soria».

29 ÿíâàðÿ 1926 ãîäà âûêóïëåí Ñîâòîðãôëîòîì è ïîä èìåíåì «Òåîäîð Íåòòå» (â ÷åñòü Ò. È. Íåòòå) ïîäíÿë ñîâåòñêèé ôëàã. Èìåííî ýòî ñóäíî óïîìèíàåòñÿ â ñòèõîòâîðåíèè Â. Ìàÿêîâñêîãî «Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó». Âîø¸ë â ñîñòàâ ñóäîâ ×åðíîìîðñêîé êîíòîðû Ñîâòîðãôëîòà (âïîñëåäñòâèè ×ÌÏ) è ýêñïëóàòèðîâàëñÿ íà Êðûìñêî-Êàâêàçñêîé ëèíèè, ñîâåðøàÿ íåðåãóëÿðíûå çàõîäû â ïîðòû Ñðåäèçåìíîãî ìîðÿ.

 íà÷àëå ìàÿ 1929 ãîäà ïåðåäàí Äàëüíåâîñòî÷íîé êîíòîðå Ñîâòîðãôëîòà (íûíå ÄÂÌÏ), óø¸ë íà Äàëüíèé Âîñòîê, ãäå è ðàáîòàë.

5 íîÿáðÿ 1953 ãîäà çàñûïàí ãðóíòîì, ïðåâðàùåí â ïðè÷àë

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Îñòàíêè ïàðîõîäà «Òåîäîð Íåòòå», ã. Ïåòðîïàâëîâñê-Êàì÷àòñêèé

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Âî âðåìåíà ÑÑÑÐ ïàìÿòü î êðàñíûõ äèïêóðüåðàõ ÷òèëè, íà èõ ïðèìåðå âîñïèòûâàëè ïàòðèîòèçì. Â Ðèãå íà äîìå, ãäå ðîäèëñÿ Ò. Íåòòå, áûëà óñòàíîâëåíà ìåìîðèàëüíàÿ äîñêà, áëèç ñòàíöèè Èêøêèëå, íà ìåñòå ãèáåëè äèïêóðüåðà, òàêæå ïîñòàâèëè ïàìÿòíèê.

Êîãäà â 1953 ãîäó ïàðîõîä «Òåîäîð Íåòòå» áûë ñïèñàí ïî ñòàðîñòè, â ñòðàíå âîçíèêëî öåëîå «Òåîäîðîâñêîå» äâèæåíèå. Âîçãëàâèë åãî êàïèòàí ïåðâîãî ðàíãà çàïàñà Ìèõàèë Èâàíîâè÷ Êèñëîâ, êîòîðûé â ãîäû Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû êîìàíäîâàë ïîäâîäíîé ëîäêîé ˖17.

Åãî ó÷àñòíèêè ñîáðàëè äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ìåòàëëîëîìà äëÿ ïîñòðîéêè ñàìîãî ñîâðåìåííîãî íà òî âðåìÿ ñóäíà.

30 íîÿáðÿ 1963 ãîäà íà íîâåíüêîì ãàçîòóðáèíîõîäå «Òåîäîð Íåòòå» áûë ïîäíÿò Ãîñóäàðñòâåííûé ôëàã ÑÑÑÐ.

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñóäíî ðàáîòàëî íà Àðõàíãåëüñêèé ôëîò äî 1986 ãîäà, ïîñëå ÷åãî áûëî ñïèñàíî è ïðîäàíî íà ìåòàëë ïàêèñòàíñêîé ôèðìå. «Òåîäîðîâöû» îïÿòü áðîñèëè êëè÷: íà ñîáðàííûé ìåòàëëîëîì áûë ïîñòðîåí ñóïåðñîâðåìåííûé êîíòåéíåðîâîç, è â 1990 ãîäó îí âûøåë â îêåàí ñ èìåíåì Òåîäîðà Íåòòå íà áîðòó.

Íî íà÷àâøèåñÿ ðåôîðìû èçìåíèëè íðàâñòâåííûå îðèåíòèðû â ãîñóäàðñòâå.

 1992 ãîäó ïðèâàòèçàòîðû ïðîäàëè «Òåîäîðà» ýñòîíñêîé ôèðìå. Îíà ñìåíèëà èìÿ ñóäíà. ×åòâ¸ðòîå ïîñòðîèòü îêàçàëîñü íåêîìó: «Òåîäîðîâñêîå» äâèæåíèå êàíóëî â Ëåòó, íå âïèñàâøèñü â äåìîêðàòèþ, äà è ñóäîñòðîåíèå çàõèðåëî.

Òàê «Òåîäîð Íåòòå» ïîãèá âî âòîðîé ðàç.

 ñåðåäèíå 2000–õ ãîäîâ âëàñòè íåçàâèñèìîé Ëàòâèè âñåðü¸ç ñîáèðàëèñü «ïî òðåáîâàíèþ òðóäÿùèõñÿ» ñíåñòè ïàìÿòíèê íà ìåñòå ãèáåëè äèïêóðüåðà Íåòòå.

Ãàçåòà «Èêøêèëüñêèå âåñòè» îïóáëèêîâàëà òàêîå ïèñüìî: «Íà ñòàíöèè â Èêøêèëå âñ¸ åù¸ êðàñóåòñÿ “êàìåííûé ÷óðáàí” — ïàìÿòíèê ñîâåòñêîìó äèïëîìàòè÷åñêîìó êóðüåðó Òåîäîðó Íåòòå. ×åëîâåêó, êîòîðûé ïî çàäàíèþ íåíàâèñòíîé äëÿ Ëàòâèè âëàñòè ðàáîòàë ïðîòèâ ñâîåãî îòå÷åñòâà. È êàê äîëãî åùå íàì æèòü â òåíè ýòîãî “ãåðîÿ”? Íå ïðèøëî ëè âðåìÿ ïåðåìåñòèòü åãî íà áëèæàéøåå êëàäáèùå êðàñíîàðìåéöåâ?»

È ïîäïèñè — ïîëèòè÷åñêè ðåïðåññèðîâàííûå Î.Êîðôà, Ì.Òóðëàÿ, Ì.Ðîáåæíèåöå, Ð.Áåðçèíÿ, Ë.Ýãëèòå.

Ïàìÿòíèê íåîäíîêðàòíî ïîäâåðãàëñÿ îñêâåðíåíèþ ìåñòíûìè âàíäàëàìè: â 2007 ãîäó ñ íåãî áûëà ñáðîøåíà è ðàçáèòà ìåìîðèàëüíàÿ ïëèòà.

Îñêâåðíåííûé ïàìÿòíèê íà ìåñòå ãèáåëè Íåòòå â Èêøêèëå.

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ê ñ÷àñòüþ, ñàì ïàìÿòíèê óöåëåë è áûë âîññòàíîâëåí. Êàæäûé ãîä 10 ôåâðàëÿ (â Äåíü äèïëîìàòè÷åñêîãî ðàáîòíèêà) ðîññèéñêèå äèïëîìàòû è ïðåäñòàâèòåëè ïîñîëüñòâà â Ëàòâèè âîçëàãàþò ê íåìó öâåòû.

 1990 ãîäó áûëî ïîñòðîåíî ñóäíî–êîíòåéíåðîâîç, êîòîðîå áûëî íàçâàíî èìåíåì Èîãàííà Ìàõìàñòàëÿ íàïàðíèêà Íåòòå, îíî è ïî ñåé äåíü õîäèò â Ñåâåðíîì ìîðñêîì ïàðîõîäñòâå.

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

À â ñåëå Áàãðÿê ×åëÿáèíñêîé îáëàñòè, ãäå â 1942 ãîäó ñêîí÷àëñÿ Ìàõìàñòàëü, áóäó÷è â ýâàêóàöèè, øêîëüíèêè è ó÷èòåëÿ ìåñòíîé øêîëû ñîîðóäèëè åìó îáåëèñê.

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Êàê ñîîáùàëè ãàçåòû, 6 ôåâðàëÿ 1927 ãîäà íà Êîììóíèñòè÷åñêîì ó÷àñòêå Âàãàíüêîâñêîãî êëàäáèùà (íûíå – 20-é ó÷àñòîê) ñîñòîÿëîñü îòêðûòèå ïàìÿòíèêà íà ìîãèëå äèïêóðüåðà Òåîäîðà Íåòòå (ñêóëüïòîð Á. Ä. Êîðîëåâ).

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

×åðåç ãîä ïîñëå òðàãè÷åñêèõ ñîáûòèé âûøåë ôèëüì êèíîðåæèññ¸ðà Àëåêñàíäðà Äîâæåíêî — «Ñóìêà äèïêóðüåðà», (1927 ãîä).

(ôèëüì ñîõðàíèëñÿ íå ïîëíîñòüþ)

Òàê æå ôàêò íàïàäåíèÿ íà Òåîäîðà Íåòòå è Èîãàííà Ìàõìàñòàëÿ ë¸ã â îñíîâó ñþæåòà õóäîæåñòâåííîãî ôèëüìà “Êðàñíûå äèïêóðüåðû” (Îäåññêàÿ êèíîñòóäèÿ, 1977 ãîä).

Ïîäâèã Ñîâåòñêèõ äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. "Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó" Äèïëîìàòèÿ, Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ, Êóðüåð, Íàïàäåíèå, Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñëóæáà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Êðàñèâàÿ ïåñíÿ(ñàóíäòðåê)èç êèíîôèëüìà “Êðàñíûå äèïêóðüåðû”

Источник