За кормой лунища ну и здорово

Пароход “Тверь”
Почтальон Печкин считал что “человек и пароход” это никто иной как Иван Федорович Крузенштерн. А советский поэт Владимир Маяковский считал по другому. В 1926 г. 5 февраля, в поезде двигавшемся по маршруту Москва- Рига было совершено нападение на курьеров перевозящих дипломатическую почту. В купе было двое дипкурьеров – Теодор Нетте и Иоганн Махмасталь. В момент нападения Теодор находился на верхней полке и успел выстрелить, но следующим выстрелом был убит сам. Иоганн Махмасталь сумел дать отпор бандитам и несмотря на несколько ранений охранял вверенный ему груз до прибытия в Ригу. Курьеров наградили орденами Красного знамени, Нетте – посмертно. В честь Теодора Нетте был назван пароход.
Теодор Нетте
Судно было построено в Санкт-Петербурге в 1912 г. под именем “Тверь”. Имело длину порядка 90 м. и мощность паровой машины 1200 л. с. Пароход вмещал 320 пассажиров и первым своим рейсом после постройки отправился во Владивосток. “Тверь” работала доставляя грузы и пассажиров курсируя между Владивостоком и Петропавловском-Камчатским. В 1920 г. “Тверь” отправилась в Одессу, но зайдя в итальянский порт города Триест, была захвачена белогвардейцами и продана итальянской компании. Грузоперевозчик Lloyd Triestino переименовал пароход в “Soria”, под этим именем судно трудилось в Италии 6 лет. А в 1926 г. Пароход выкупил Советский союз и назвал именем погибшего дипломатического курьера “Теодор Нетте”. В 1929 г. “Теодор Нетте” вернулся на трассу Владивосток – Петропавловск-камчатский. А спустя три года “Теодор Нетте” из-за нехватки кораблей вошел в состав Тихоокеанского флота. В 1946 г. Судно поставили у причальной стенки в Петропавловске-Камчатском и использовали как казарму. Спустя 7 лет в 1953 г. на судне случился пожар, “Теодора Нетте” списали, а затопленный корпус используется как основание для причала. Позже и другие суда носили имя Теодора Нетте, в 1963 г. из собранного пионерами металлолома был построен лесовоз, его имя перенял теплоход построенный в 1990 г. Владимир Маяковский лично знал Теодора Нетте и переживал его гибель, а побывав на пароходе написал стих – “Теодору Нетте пароходу и человеку”:
Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор.
В порт,
горящий,
как расплавленное лето,
разворачивался
и входил
товарищ “Теодор
Нетте”.
Это — он.
Я узнаю его.
В блюдечках-очках спасательных кругов.
— Здравствуй, Нетте!
Как я рад, что ты живой
дымной жизнью труб,
канатов и крюков.
Подойди сюда!
Тебе не мелко?
От Батума,
чай, котлами покипел…
Помнишь, Нетте, —
в бытность человеком
ты пивал чаи
со мною в дипкупе?
Медлил ты.
Захрапывали сони.
Глаз
кося
в печати сургуча,
напролёт
болтал о Ромке Якобсоне
и смешно потел,
стихи уча.
Засыпал к утру.
Курок
аж палец свел…
Суньтеся —
кому охота!
Думал ли,
что через год всего
встречусь я
с тобою —
с пароходом.
За кормой лунища.
Ну и здорово!
Залегла,
просторы надвое порвав.
Будто навек
за собой
из битвы коридоровой
тянешь след героя,
светел и кровав.
В коммунизм из книжки
верят средне.
“Мало ли что можно
в книжке намолоть!”
А такое —
оживит внезапно “бредни”
и покажет
коммунизма
естество и плоть.
Мы живём,
зажатые
железной клятвой.
За нее —
на крест,
и пулею чешите:
это —
чтобы в мире
без Россий,
без Латвий
жить единым
человечьим общежитьем.
В наших жилах —
кровь, а не водица.
Мы идём
сквозь револьверный лай,
чтобы,
умирая,
воплотиться
в пароходы,
в строчки
и в другие долгие дела.
________________
Мне бы жить и жить,
сквозь годы и мчась.
Но в конце хочу —
других желаний нету —
встретить я хочу
мой смертный час
так,
как встретил смерть
товарищ Нетте.
Владимир Маяковский 1926 г.
Источник
ПАРОХОДУ И ЧЕЛОВЕКУ
Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор.
В порт,
горящий,
как расплавленное лето,
разворачивался
и входил
товарищ “Теодор
Нетте”.
10 Это – он.
Я узнаю его.
В блюдечках-очках спасательных кругов.
– Здравствуй, Нетте!
Как я рад, что ты живой
дымной жизнью труб,
канатов
и крюков.
Подойди сюда!
Тебе не мелко?
20 От Батума,
чай, котлами покипел…
Помнишь, Нетте, –
в бытность человеком
ты пивал чаи
со мною в дип-купе?
Медлил ты.
Захрапывали сони.
Глаз
кося
30 в печати сургуча,
напролет
болтал о Ромке Якобсоне
и смешно потел,
стихи уча.
Засыпал к утру.
Курок
аж палец свел…
Суньтеся –
кому охота!
40 Думал ли,
что через год всего
встречусь я
с тобою –
с пароходом.
За кормой лунища.
Ну и здорово!
Залегла,
просторы на-двое порвав.
Будто навек
50 за собой
из битвы коридоровой
тянешь след героя,
светел и кровав.
В коммунизм из книжки
верят средне.
“Мало ли,
что можно
в книжке намолоть!”
А такое –
60 оживит внезапно “бредни”
и покажет
коммунизма
естество и плоть.
Мы живем,
зажатые
железной клятвой.
За нее –
на крест,
и пулею чешите:
70 это –
чтобы в мире
без Россий,
без Латвий,
жить единым
человечьим общежитьем.
В наших жилах –
кровь, а не водица.
Мы идем
сквозь револьверный лай,
80 чтобы,
умирая,
воплотиться
в пароходы,
в строчки
и в другие долгие дела.
—–
Мне бы жить и жить,
сквозь годы мчась.
Но в конце хочу –
других желаний нету –
90 встретить я хочу
мой смертный час
так,
как встретил смерть
товарищ Нетте.
15 июля, Ялта
[1926]
Примечания
Товарищу Нетте пароходу и человеку (стр. 162). Черновой автограф в записной книжке 1926 г. (июль — сентябрь), № 37 (БММ); авторизованная машинописная копия (ЦГАОР); газ. «Известия ЦИК», М. 1926, № 192, 22 августа; Сочинения, т. 5.
Датировано в газете: «15 июля. Ялта».
Неоднократно читалось Маяковским на его вечерах. По свидетельству П. И. Лавута, прежде чем прочитать стихотворение, Маяковский рассказывал:
«Нетте — наш дипломатический курьер — погиб в Латвии при исполнении служебных обязанностей, отстреливаясь от нападавших на него контрразведчиков… Я хорошо знал товарища Нетте. Это был коренастый латыш, с приятной улыбкой, в больших роговых очках. Я встречался с ним много раз. Приходилось ездить с ним за границу в одном купе. Здесь встречается фамилия Якобсон, Ромка — это наш общий знакомый. В Ростове на улице я услышал — газетчики кричат: «Покушение на наших дипкурьеров Нетте и Махмастля». Остолбенел. Это была моя первая встреча с Нетте уже после его смерти. Вскоре первая боль улеглась. Я попадаю в Одессу. Пароходом направляюсь в Ялту. Когда наш пароход покидал гавань, навстречу нам шел пароход, и на нем золотыми буквами, освещавшимися солнцем, два слова: «Теодор Нетте», — это была моя вторая встреча с Нетте, но уже не с человеком, а с пароходом.
— «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», — объявлял он, медленно и значительно, делая ударение на «человеку». Читая. в строке:
В коммунизм из книжки
верят средне,
— менял слово «верят» на «веришь» (журн. «Знамя», М. 1940, № 4–5, стр. 210–211).
Нетте Теодор Иванович (1896–1926) — сын сапожника, в юности сам был подмастерьем. В 1914 году вступил в партию большевиков. Во время гражданской войны командовал батальоном, был политработником.
Строки 3–5. В порт, горящий, как расплавленное лето…— Встреча с пароходом «Теодор Нетте» произошла 28 июня 1926 года.
Строки 31–32. …напролет болтал о Ромке Якобсоне…— Якобсон, Р. О. (р. 1897), ученый, филолог. Познакомил Маяковского с Нетте.
Строки 49–53. Будто на́век за собой из битвы коридоровой тянешь след героя, светел и кровав. — Нетте погиб 5 февраля 1926 года в поезде, следовавшем через латвийскую территорию в Берлин, куда он вез дипломатическую почту.
Источник
Владимир Маяковский
Антология русской поэзии
“Товарищу Нетте — пароходу и человеку”
Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор.
В порт,
горящий,
как расплавленное лето,
разворачивался
и входил
товарищ “Теодор
Нетте”.
Это — он.
Я узнаю его.
В блюдечках-очках спасательных кругов.
— Здравствуй, Нетте!
Как я рад, что ты живой
дымной жизнью труб,
канатов и крюков.
Подойди сюда!
Тебе не мелко?
От Батума,
чай, котлами покипел…
Помнишь, Нетте, —
в бытность человеком
ты пивал чаи
со мною в дипкупе?
Медлил ты.
Захрапывали сони.
Глаз
кося
в печати сургуча,
напролёт
болтал о Ромке Якобсоне
и смешно потел,
стихи уча.
Засыпал к утру.
Курок
аж палец свел…
Суньтеся —
кому охота!
Думал ли,
что через год всего
встречусь я
с тобою —
с пароходом.
За кормой лунища.
Ну и здорово!
Залегла,
просторы надвое порвав.
Будто навек
за собой
из битвы коридоровой
тянешь след героя,
светел и кровав.
В коммунизм из книжки
верят средне.
“Мало ли что можно
в книжке намолоть!”
А такое —
оживит внезапно “бредни”
и покажет
коммунизма
естество и плоть.
Мы живём,
зажатые
железной клятвой.
За нее —
на крест,
и пулею чешите:
это —
чтобы в мире
без Россий,
без Латвий
жить единым
человечьим общежитьем.
В наших жилах —
кровь, а не водица.
Мы идём
сквозь револьверный лай,
чтобы,
умирая,
воплотиться
в пароходы,
в строчки
и в другие долгие дела.
________________
Мне бы жить и жить,
сквозь годы и мчась.
Но в конце хочу —
других желаний нету —
встретить я хочу
мой смертный час
так,
как встретил смерть
товарищ Нетте.
1926
__________________
Теодор Нетте — советский дипкурьер,
убитый контрразведчиками при защите
диппочты в поезде на территории Латвии.
Его именем назван один из пароходов
Черноморского флота.
Р. Якобсон — лингвист и стиховед,
представитель формалистической школы
в литературоведении.
читает Яхонтов
Владимир Николаевич Яхонтов, русский советский артист эстрады, чтец, актёр, мастер художественного слова.
Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930)
Русский советский поэт. Родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего.
С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со своей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение — «Ночь» — в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».
Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет — поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к широким массам. Он верил в близость наступающей революции.
Эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА — на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит печать его самобытности. В лирико-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, черты эпохи. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира —у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. В поздних произведениях “Клоп” и “Баня” звучит мощная сатира с элементами антиутопии на советскую действительность.
В 1930 году покончил жизнь самоубийством, не вынеся внутреннего конфликта с “бронзовым” советским веком, в 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.
Источник
Êàæäûé ãîä 5 ôåâðàëÿ â íàøåé ñòðàíå îòìå÷àåòñÿ Äåíü ïàìÿòè äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ,ïîãèáøèõ ïðè èñïîëíåíèè ñëóæåáíûõ îáÿçàííîñòåé.
Äàòà íå ñëó÷àéíà – èìåííî â ýòîò äåíü â ïîåçäå Ìîñêâà-Ðèãà íà ïåðåãîíå ìåæäó ñòàíöèÿìè Èêñêþëü è Êóðòåíãîô â ïåðåñòðåëêå ñ íàíÿòûìè èíîñòðàííîé ðàçâåäêîé ïðåñòóïíèêàìè, ïîãèá ñîâåòñêèé äèïêóðüåð Òåîäîð Íåòòå è áûë òÿæåëî ðàíåí åãî êîëëåãà Èîãàíí Ìàõìàñòàëü.
27 àâãóñòà 1918 ãîäà â ñîñòàâå Íàðîäíîãî êîìèññàðèàòà ïî èíîñòðàííûì äåëàì Ñîâåòñêîé Ðîññèè áûë ñîçäàí «ñòîë äèïêóðüåðîâ».  1919 ãîäó «ñòîë äèïêóðüåðîâ» áûë ïðåîáðàçîâàí â îòäåë âèç è äèïêóðüåðîâ, à â 1920-ì â îòäåë äèïëîìàòè÷åñêèõ êóðüåðîâ. Åù¸ ÷åðåç ãîä åãî ïîä÷èíèëè Óïðàâëåíèþ äåëàìè ÍÊÈÄ è ïåðåèìåíîâàëè â «÷àñòü äèïêóðüåðîâ», âûäåëèâ åé 54 øòàòíûå åäèíèöû.
Ýòà ñëóæáà îòâå÷àëà çà îáåñïå÷åíèå íà䏿íîãî ñîîáùåíèÿ ñ ïðåäñòàâèòåëüñòâàìè ñòðàíû çà ðóáåæîì. Ñåãîäíÿ èíôîðìàöèþ ìîæíî ïåðåäàâàòü ñ ïîìîùüþ ñîâðåìåííûõ ñðåäñòâ ñâÿçè: â ðàñïîðÿæåíèè äèïëîìàòîâ åñòü òåëåôîíû è èíòåðíåò. Îäíàêî âàæíûå è êîíôèäåíöèàëüíûå äîêóìåíòû ïî-ïðåæíåìó äîâåðÿþò äèïêóðüåðàì, êîòîðûå çà÷àñòóþ ðèñêóþò æèçíüþ, ÷òîáû äîñòàâèòü èõ â ñîõðàííîñòè.
Ïîñëå 1991 ãîäà ñëóæáà äèïêóðüåðîâ íåñêîëüêî ðàç ðåîðãàíèçîâûâàëàñü. Ñåãîäíÿ ýòî äåïàðòàìåíò äèïëîìàòè÷åñêî-êóðüåðñêîé ñâÿçè ÌÈÄ Ðîññèè.
Äèïêóðüåð Òåîäîð Íåòòå,òîò ñàìûé, êîìó Âëàäèìèð Ìàÿêîâñêèé,äðóã Íåòòå, ïîñâÿòèë áåññìåðòíûå ñòðî÷êè ïîýìû “Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó”
5 ôåâðàëÿ 1926 ãîäà Òåîäîð Íåòòå âìåñòå ñ äðóãèì äèïêóðüåðîì, ýñòîíöåì Èîãàííîì Ìàõìàñòàëåì ïåðåâîçèëè äèïëîìàòè÷åñêóþ ïî÷òó ìîëîäîé ñîâåòñêîé Ðîññèè èç Ìîñêâû â Ðèãó.
Ðàííèì óòðîì 5 ôåâðàëÿ, íåäàëåêî îò ëàòâèéñêîãî ìåñòå÷êà, â ïîåçä âîðâàëèñü òðîå áàíäèòîâ â ìàñêàõ. Äâîå áðîñèëèñü ê êóïå, ãäå åõàëè ñîâåòñêèå äèïêóðüåðû.
Òåîäîð Íåòòå îòêðûë ïî íèì îãîíü è óñïåë ðàíèòü îáîèõ áàíäèòîâ. Íî òå óñïåëè âûñòðåëèòü.
Èîãàíí Ìàõìàñòàëü áûë òÿæåëî ðàíåí.
À ïóëè óãîäèâøèå â Íåòòå îêàçàëèñü ñìåðòåëüíûìè.
Òåîäîð Èâàíîâè÷ Íåòòå (ëàòûø.15 àâãóñòà 1896 ã. 5 ôåâðàëÿ 1926 ã., Ëàòâèÿ) äèïëîìàòè÷åñêèé êóðüåð Íàðîäíîãî êîìèññàðèàòà èíîñòðàííûõ äåë ÑÑÑÐ. Òåîäîð Íåòòå ïîãèá â 1926 ãîäó â Ëàòâèè, çàùèùàÿ äèïëîìàòè÷åñêóþ ïî÷òó.
Ó÷àñòâîâàë â áîÿõ â ñîñòàâå 2 áàòàëüîíà 1 Êðàñíîãî Ëàòûøñêîãî ñòðåëêîâîãî ïîëêà.
Èîãàíí Àäàìîâè÷ Ìàõìàñòàëü (ýñòîíåö. 1891 Íàðâà 2 ôåâðàëÿ 1942 ñ. Áàãàðÿê, ×åëÿáèíñêàÿ îáëàñòü) ñîâåòñêèé äèïëîìàòè÷åñêèé êóðüåð, â 1926 ãîäó âìåñòå ñ Ò. È. Íåòòå ïðè èñïîëíåíèè ñëóæåáíûõ îáÿçàííîñòåé îòðàçèë âîîðóæåííîå íàïàäåíèå íà òåððèòîðèè Ëàòâèè.
Ó÷àñòíèê øòóðìà Çèìíåãî, áîåâ íà Ïóëêîâñêèõ âûñîòàõ è îäèí èç ñîçäàòåëåé 2-é Ýñòîíñêîé êîììóíèñòè÷åñêîé áðèãàäû.
4 ôåâðàëÿ 1926 ãîäà äèïêóðüåðû ïîëó÷èëè äèïëîìàòè÷åñêóþ ñóìêó äëÿ äîñòàâêè â ïîñîëüñòâî â Ðèãå è ñåëè íà ñêîðûé ïîåçä Ìîñêâà-Ðèãà.
Íåòòå ñðàçó ïî÷óÿë íåëàäíîå – ïðîâîäíèê î÷åíü äîëãî ïðîâåðÿë èõ ïàñïîðòà, à ïîòîì âûçâàë âòîðîãî è óêàçàë èõ åìó. Äèïêóðüåðû ðåøèëè íî÷üþ íå ñïàòü.
Îêîëî 4 ÷àñîâ óòðà Ìàõìàñòàëü óñëûøàë øàãè ïî êðûøå âàãîíà. Îí âûøåë â êîðèäîð è óâèäåë â òàìáóðå â äðóãîì êîíöå ÷åëîâåêà â ÷åðíîì ïàëüòî è øëÿïå. Ìàõìàñòàëü ñòîÿë 15 ìèíóò, íî ÷åëîâåê íèêóäà íå óõîäèë. Ìàõìàñòàëü âåðíóëñÿ â êóïå è ïðåäóïðåäèë Íåòòå. Ïîåçä ïîäúåçæàë ê ïîñëåäíåé ñòàíöèè ïåðåä Ðèãîé. Åñëè íàïàäåíèå è áóäåò, òî â èäåàëå íà ïîñëåäíåì ïåðåãîíå, ÷òîá ïîòîì ëåã÷å ñêðûòüñÿ â áîëüøîì ãîðîäå.
Íà îñòàíîâêå Ìàõìàñòàëü, ïðèìåðíî â 4.45 óòðà, ïîøåë â òóàëåò, íî îí îêàçàëñÿ çàïåðò. Ïîåçä òðîíóëñÿ è Ìàõìàñòàëü ïîøåë îáðàòíî â êóïå. Êîãäà óæå ïîäõîäèë, ñî ñïèíû óñëûøàë êðèêè. Îáåðíóâøèñü óâèäåë êàê äâåðü òàìáóðà îòêðûâàþò äâà ÷åëîâåêà â ÷åðíûõ ìàñêàõ.
Ìàõìàñòàëü âëåòåë â êóïå, êðèêíóë Íåòòå “áàíäèòû!” è ñõâàòèë èç-ïîä ñàëôåòêè íà ñòîëèêå äâà ìàëåíüêèõ ìàóçåðà. Îäèí, ñíàðÿæåííûé, áðîñèë Íåòòå, à âî âòîðîé ñòàë âñòàâëÿòü îáîéìó.  ýòó æå ñåêóíäó â êóïå âîðâàëñÿ ïåðâûé â ìàñêå, íàïðàâèë íà Ìàõìàñòàëÿ áðàóíèíã è ïîëó÷èë ïóëþ â øåþ îò ëåæàâøåãî íà âåðõíåé ïðàâîé ïîëêå Íåòòå. Ïóëÿ ïåðåáèëà àðòåðèþ è êðîâèùà çàáðûçãàëà âî âñå ñòîðîíû. Íàïàäàâøèé óïàë íà íèæíþ ïîëêó, çàäåðãàëñÿ, íî âíîâü âñêèíóë ðóêó ñ ïèñòîëåòîì. Âûñòðåë Íåòòå ïîäàðèë Ìàõìàñòàëþ ìãíîâåíèå íà ïîäãîòîâêó ïèñòîëåòà ê áîþ è òîò âûñòðåëèë íàïàäàâøåìó â ãðóäü.
 ýòîò ìîìåíò, ïðÿìî èç êîðèäîðà, ïî Ìàõìàñòàëþ ñòàë ñòðåëÿòü âòîðîé áàíäèò. Ìàõìàñòàëü ïîëó÷èë ïóëþ â ïðàâóþ ðóêó è âûðîíèë ïèñòîëåò. Îí îïóñòèëñÿ çà íèì íà êîëåíè, âçÿë åãî â ëåâóþ ðóêó, ïîëó÷èë ïóëþ â æèâîò ñ ïðàâîé ñòîðîíû è ñ ëåâîé ðóêè âûñòðåëèë íàïàäàâøåìó â æèâîò è ãðóäü. Òîò çàêðè÷àë è èñ÷åç èç ïðîåìà. Ïåðâûé íàïàäàâøèé, ïðîäîëæàÿ áðûçãàòü êðîâüþ èç àðòåðèè, ñêàòèëñÿ ñ ïîëêè è âûïîëç èç êóïå. Êòî-òî ñíàðóæè ïîäõâàòèë åãî è âûâîëîê â êîðèäîð.
Ìàõìàñòàëü ñõâàòèë ñî ñòîëà ïî÷òó, ïðèæàë ê ãðóäè è èñòåêàÿ êðîâüþ ñêîð÷èëñÿ íà ïîëó, íàïðàâèâ ïèñòîëåò íà ïðîåì. Ñåêóíäó âñìàòðèâàëñÿ è ïðèñëóøèâàëñÿ, íî ñ âåðõíåé ïîëêè íà íåãî óïàë óáèòûé Íåòòå.
 6 óòðà ñîâåòñêîãî ïîâåðåííîãî â äåëàõ â Ëàòâèè Áîðêóñåâè÷à ðàçáóäèëè è ñîîáùèëè î íàïàäåíèè íà äèïêóðüåðîâ. Îí íåìåäëåííî ïðèáûë íà âîêçàë. Âàãîí áûë îöåïëåí ïîëèöèåé, íî âíóòðü íèêòî íå çàõîäèë. Áîðêóñåâè÷à ïðîïóñòèëè âïåðåä è ïîøëè çà íèì.
 êóïå ïðîâîäíèêà ëåæàëè äâà ìåðòâûõ òåëà. Îêíî íàïðîòèâ ÷åòâåðòîãî êóïå áûëî èçðåøå÷åíî ïóëÿìè, êîðèäîð â êðîâè.  êóïå, òàêæå èçðåøå÷åííîì ïóëÿìè è ïîëíîñòüþ çàëèòîì êðîâüþ, íà ïîëó ñèäåë Ìàõìàñòàëü, ïðèæèìàÿ ê ñåáå êîíâåðò. Ó íåãî íà íîãàõ ëåæàë Íåòòå.
Ìàõìàñòàëü ïîäíÿë ëåâîé ðóêîé ïèñòîëåò è ñêàçàë: “Íå ïîäõîäèòå ê ïî÷òå, áóäó ñòðåëÿòü!”.
Áîðêóñåâè÷ ïðåäñòàâèëñÿ. Ìàõìàñòàëü îïóñòèë ïèñòîëåò è ïîòåðÿë ñîçíàíèå.
Äèïëîìàòè÷åñêàÿ ñóìêà, çàëèòàÿ êðîâüþ Ìàõìàñòàëÿ.
Ïîëèöèÿ îïîçíàëà íàïàäàâøèõ êàê áðàòüåâ Ãàáðèëîâè÷åé, áûâøèõ îôèöåðîâ ïîëüñêîé àðìèè. Îäèí óìåð îò ïîòåðè êðîâè, ó âòîðîãî, òîæå ñèëüíî èçðàíåííîãî, áûë ïðîñòðåëåí âèñîê è ïîëèöèÿ êâàëèôèöèðîâàëà ýòî êàê “ñàìîóáèéñòâî”.
À ñàìî äåëî êâàëèôèöèðîâàííî êàê óãîëîâíîå òîëüêî íà îñíîâå ÷àñòè ïîêàçàíèé ñîâåòñêîãî äèïëîìàòà Ïå÷åðñêîãî.
Ýòî îí ñèäåë â òóàëåòå, êîãäà çà ðó÷êó äåðãàë Ìàõìàñòàëü.Çàêîí÷èâ ñâîè äåëà, Ïå÷åðñêèé îòêðûë äâåðü è óâèäåë ëþäåé â ìàñêàõ. Îäèí íàïðàâèë íà íåãî ïèñòîëåò è êðèêíóë íà ðóññêîì: “Äåíüãè äàâàé!”. Ïå÷åðñêèé íà àâòîìàòå çàõëîïíóë äâåðü, à äàëüøå ñëûøàë òîëüêî áåãîòíþ è âûñòðåëû. Âîò òîëüêî ïî ïîêàçàíèÿì Ïå÷åðñêîãî, ëþäåé áûëî òðîå.
Áûëî åùå ïîêàçàíèå èòàëüÿíñêîãî êóðüåðà, åõàâøåãî â íàøåì âàãîíå. Îí ïðîÿâèë îò÷àÿíóþ õðàáðîñòü è âûãëÿíóë â êîðèäîð. Èòàëüÿíåö âèäåë, êàê ÷åëîâåê â ÷åðíîì ïàëüòî è ÷åðíîé øëÿïå çàòàñêèâàåò äâóõ ðàíåíûõ â êóïå ïðîâîäíèêà, à ïîòîì ñëûøàë äâà âûñòðåëà.
Çà ñìåðòüþ ïîäîçðåâàåìûõ äåëî áûëî ïðåêðàùåíî, íåâçèðàÿ íà íàøè ïðîòåñòû è ïîêàçàíèÿ ñâèäåòåëåé.
Ïðîâîäíèêîâ äëÿ äà÷è ïîêàçàíèé íå âûçûâàëè.
Èîãàíí Ìàõìàñòàëü âûæèë è ïîñëå ðàíåíèÿ â 1926 ãîäó ðàáîòàë íà õîçäîëæíîñòÿõ â äèïâåäîìñòâå, ïîòîì áûë îòïðàâëåí íà ïåíñèþ ïî èíâàëèäíîñòè, à â 1942 ãîäó óìåð â 50 ñ íåáîëüøèì ëåò.
Äî÷ü Òåîäîðà Íåòòå, êîòîðîé íà ìîìåíò ãèáåëè îòöà áûëî îêîëî ãîäà, âçÿëî íà âîñïèòàíèå ãîñóäàðñòâî.
Íåòòå (ïîñìåðòíî) è Ìàõìàñòàëü áûëè íàãðàæäåíû îðäåíîì Êðàñíîãî Çíàìåíè.
Ïëàí âàãîíà â êîòîðîì ïðîèçîøëî íàïàäåíèå.
Âëàäèìèð Ìàÿêîâñêèé íå ëþáèë ñòèõîâ-ïîñâÿùåíèé, ñ÷èòàÿ, ÷òî ëþäåé íóæíî ïîìíèòü è öåíèòü, ïîêà îíè æèâû. Òåì íå ìåíåå, ëåòîì 1926 ãîäà îí âñå æå ïîñòóïèëñÿ ñâîèìè ïðèíöèïàìè è ñîçäàë ïðîèçâåäåíèå ïîä íàçâàíèåì «Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó».
Ñ äèïëîìàòè÷åñêèì êóðüåðîì Òåîäîðîì Íåòòå Ìàÿêîâñêèé áûë çíàêîì ëè÷íî.
Ëàòûø-äèïêóðüåð Íåòòå ëþáèë è çíàë ëèòåðàòóðó. Ìàÿêîâñêèé âìåñòå ñ íèì åõàë â äèïëîìàòè÷åñêîì êóïå â Ïàðèæ â ìàå 1925 ãîäà áåñåäóÿ î ïîëèòèêå è ëèòåðàòóðå.
Êàêîâî æå áûëî óäèâëåíèå ïîýòà, êîãäà ñïóñòÿ íåñêîëüêî ìåñÿöåâ ïîñëå ãèáåëè äèïêóðüåðîâ,â Êðûìó îí óâèäåë, êàê â ïîðòó øâàðòóåòñÿ ãðóçîâîé ïàðîõîä «Òåîäîð Íåòòå», íàçâàííûé â ÷åñòü ïîãèáøåãî äèïëîìàòè÷åñêîãî êóðüåðà.
Âëàäèìèð Âëàäèìèðîâè÷ Ìàÿêîâñêèé
Òîâàðèùó Íåòòå ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó
ß íåäàðîì âçäðîãíóë.
Íå çàãðîáíûé âçäîð.
 ïîðò,
ãîðÿùèé,
êàê ðàñïëàâëåííîå ëåòî,
ðàçâîðà÷èâàëñÿ
è âõîäèë
òîâàðèù “Òåîäîð
Íåòòå”.
Ýòî îí.
ß óçíàþ åãî.
 áëþäå÷êàõ-î÷êàõ ñïàñàòåëüíûõ êðóãîâ.
Çäðàâñòâóé, Íåòòå!
Êàê ÿ ðàä, ÷òî òû æèâîé
äûìíîé æèçíüþ òðóá,
êàíàòîâ è êðþêîâ.
Ïîäîéäè ñþäà!
Òåáå íå ìåëêî?
Îò Áàòóìà,
÷àé, êîòëàìè ïîêèïåë…
Ïîìíèøü, Íåòòå,
â áûòíîñòü ÷åëîâåêîì
òû ïèâàë ÷àè
ñî ìíîþ â äèïêóïå?
Ìåäëèë òû.
Çàõðàïûâàëè ñîíè.
Ãëàç
êîñÿ
â ïå÷àòè ñóðãó÷à,
íàïðîë¸ò
áîëòàë î Ðîìêå ßêîáñîíå
è ñìåøíî ïîòåë,
ñòèõè ó÷à.
Çàñûïàë ê óòðó.
Êóðîê
àæ ïàëåö ñâåë…
Ñóíüòåñÿ
êîìó îõîòà!
Äóìàë ëè,
÷òî ÷åðåç ãîä âñåãî
âñòðå÷óñü ÿ
ñ òîáîþ
ñ ïàðîõîäîì.
Çà êîðìîé ëóíèùà.
Íó è çäîðîâî!
Çàëåãëà,
ïðîñòîðû íàäâîå ïîðâàâ.
Áóäòî íàâåê
çà ñîáîé
èç áèòâû êîðèäîðîâîé
òÿíåøü ñëåä ãåðîÿ,
ñâåòåë è êðîâàâ.
 êîììóíèçì èç êíèæêè
âåðÿò ñðåäíå.
“Ìàëî ëè ÷òî ìîæíî
â êíèæêå íàìîëîòü!”
À òàêîå
îæèâèò âíåçàïíî “áðåäíè”
è ïîêàæåò
êîììóíèçìà
åñòåñòâî è ïëîòü.
Ìû æèâ¸ì,
çàæàòûå
æåëåçíîé êëÿòâîé.
Çà íåå
íà êðåñò,
è ïóëåþ ÷åøèòå:
ýòî
÷òîáû â ìèðå
áåç Ðîññèé,
áåç Ëàòâèé
æèòü åäèíûì
÷åëîâå÷üèì îáùåæèòüåì.
 íàøèõ æèëàõ
êðîâü, à íå âîäèöà.
Ìû èä¸ì
ñêâîçü ðåâîëüâåðíûé ëàé,
÷òîáû,
óìèðàÿ,
âîïëîòèòüñÿ
â ïàðîõîäû,
â ñòðî÷êè
è â äðóãèå äîëãèå äåëà.
Ìíå áû æèòü è æèòü,
ñêâîçü ãîäû è ì÷àñü.
Íî â êîíöå õî÷ó
äðóãèõ æåëàíèé íåòó
âñòðåòèòü ÿ õî÷ó
ìîé ñìåðòíûé ÷àñ
òàê,
êàê âñòðåòèë ñìåðòü
òîâàðèù Íåòòå.
Ïàðîõîä ïîñòðîåí â 1912 ãîäó íà Íåâñêîì çàâîäå â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå.
31 ìàÿ 1913 ãîäà âûøåë â ïåðâûé ðåéñ è ðåãóëÿðíî õîäèë ìåæäó Âëàäèâîñòîêîì è Êàì÷àòêîé.
30 èþíÿ 1918 ãîäà çàõâà÷åí áåëîãâàðäåéöàìè è ÿïîíñêèìè èíòåðâåíòàìè âî Âëàäèâîñòîêå.
Ïî îäíîé èç âåðñèé ñóäíî, âûøåäøåå 1 ìàÿ 1920 ãîäà è ïðèáûâøåå â Òðèåñò â èþëå 1920 ãîäà, ïåðåâîçèëî ïëåííûõ ÷åõîñëîâàêîâ è, ïîïàâ ïîä êîíòðîëü ýìèãðàíòñêîãî ïðàâëåíèÿ Äîáðîôëîòà, áûëî ïðîäàíî Èòàëèè, ïî äðóãîé èçíà÷àëüíî øëî íà Îäåññó, îäíàêî, èç-çà òîãî, ÷òî ïðîëèâ Áîñôîð êîíòðîëèðîâàëñÿ áåëûì ôëîòîì, çàøëî â Òðèåñò ãäå è áûëî àðåñòîâàíî èòàëüÿíñêèìè âëàñòÿìè.
 ëþáîì ñëó÷àå â äåêàáðå 1921 ãîäà ïàðîõîä ïðîäàí èòàëüÿíñêîé êîìïàíèè «Lloyd Triestino» è ïåðåèìåíîâàí â «Soria».
29 ÿíâàðÿ 1926 ãîäà âûêóïëåí Ñîâòîðãôëîòîì è ïîä èìåíåì «Òåîäîð Íåòòå» (â ÷åñòü Ò. È. Íåòòå) ïîäíÿë ñîâåòñêèé ôëàã. Èìåííî ýòî ñóäíî óïîìèíàåòñÿ â ñòèõîòâîðåíèè Â. Ìàÿêîâñêîãî «Òîâàðèùó Íåòòå, ïàðîõîäó è ÷åëîâåêó». Âîø¸ë â ñîñòàâ ñóäîâ ×åðíîìîðñêîé êîíòîðû Ñîâòîðãôëîòà (âïîñëåäñòâèè ×ÌÏ) è ýêñïëóàòèðîâàëñÿ íà Êðûìñêî-Êàâêàçñêîé ëèíèè, ñîâåðøàÿ íåðåãóëÿðíûå çàõîäû â ïîðòû Ñðåäèçåìíîãî ìîðÿ.
 íà÷àëå ìàÿ 1929 ãîäà ïåðåäàí Äàëüíåâîñòî÷íîé êîíòîðå Ñîâòîðãôëîòà (íûíå ÄÂÌÏ), óø¸ë íà Äàëüíèé Âîñòîê, ãäå è ðàáîòàë.
5 íîÿáðÿ 1953 ãîäà çàñûïàí ãðóíòîì, ïðåâðàùåí â ïðè÷àë
Îñòàíêè ïàðîõîäà «Òåîäîð Íåòòå», ã. Ïåòðîïàâëîâñê-Êàì÷àòñêèé
Âî âðåìåíà ÑÑÑÐ ïàìÿòü î êðàñíûõ äèïêóðüåðàõ ÷òèëè, íà èõ ïðèìåðå âîñïèòûâàëè ïàòðèîòèçì. Â Ðèãå íà äîìå, ãäå ðîäèëñÿ Ò. Íåòòå, áûëà óñòàíîâëåíà ìåìîðèàëüíàÿ äîñêà, áëèç ñòàíöèè Èêøêèëå, íà ìåñòå ãèáåëè äèïêóðüåðà, òàêæå ïîñòàâèëè ïàìÿòíèê.
Êîãäà â 1953 ãîäó ïàðîõîä «Òåîäîð Íåòòå» áûë ñïèñàí ïî ñòàðîñòè, â ñòðàíå âîçíèêëî öåëîå «Òåîäîðîâñêîå» äâèæåíèå. Âîçãëàâèë åãî êàïèòàí ïåðâîãî ðàíãà çàïàñà Ìèõàèë Èâàíîâè÷ Êèñëîâ, êîòîðûé â ãîäû Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû êîìàíäîâàë ïîäâîäíîé ëîäêîé Ë17.
Åãî ó÷àñòíèêè ñîáðàëè äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ìåòàëëîëîìà äëÿ ïîñòðîéêè ñàìîãî ñîâðåìåííîãî íà òî âðåìÿ ñóäíà.
30 íîÿáðÿ 1963 ãîäà íà íîâåíüêîì ãàçîòóðáèíîõîäå «Òåîäîð Íåòòå» áûë ïîäíÿò Ãîñóäàðñòâåííûé ôëàã ÑÑÑÐ.
Ñóäíî ðàáîòàëî íà Àðõàíãåëüñêèé ôëîò äî 1986 ãîäà, ïîñëå ÷åãî áûëî ñïèñàíî è ïðîäàíî íà ìåòàëë ïàêèñòàíñêîé ôèðìå. «Òåîäîðîâöû» îïÿòü áðîñèëè êëè÷: íà ñîáðàííûé ìåòàëëîëîì áûë ïîñòðîåí ñóïåðñîâðåìåííûé êîíòåéíåðîâîç, è â 1990 ãîäó îí âûøåë â îêåàí ñ èìåíåì Òåîäîðà Íåòòå íà áîðòó.
Íî íà÷àâøèåñÿ ðåôîðìû èçìåíèëè íðàâñòâåííûå îðèåíòèðû â ãîñóäàðñòâå.
 1992 ãîäó ïðèâàòèçàòîðû ïðîäàëè «Òåîäîðà» ýñòîíñêîé ôèðìå. Îíà ñìåíèëà èìÿ ñóäíà. ×åòâ¸ðòîå ïîñòðîèòü îêàçàëîñü íåêîìó: «Òåîäîðîâñêîå» äâèæåíèå êàíóëî â Ëåòó, íå âïèñàâøèñü â äåìîêðàòèþ, äà è ñóäîñòðîåíèå çàõèðåëî.
Òàê «Òåîäîð Íåòòå» ïîãèá âî âòîðîé ðàç.
 ñåðåäèíå 2000õ ãîäîâ âëàñòè íåçàâèñèìîé Ëàòâèè âñåðü¸ç ñîáèðàëèñü «ïî òðåáîâàíèþ òðóäÿùèõñÿ» ñíåñòè ïàìÿòíèê íà ìåñòå ãèáåëè äèïêóðüåðà Íåòòå.
Ãàçåòà «Èêøêèëüñêèå âåñòè» îïóáëèêîâàëà òàêîå ïèñüìî: «Íà ñòàíöèè â Èêøêèëå âñ¸ åù¸ êðàñóåòñÿ “êàìåííûé ÷óðáàí” ïàìÿòíèê ñîâåòñêîìó äèïëîìàòè÷åñêîìó êóðüåðó Òåîäîðó Íåòòå. ×åëîâåêó, êîòîðûé ïî çàäàíèþ íåíàâèñòíîé äëÿ Ëàòâèè âëàñòè ðàáîòàë ïðîòèâ ñâîåãî îòå÷åñòâà. È êàê äîëãî åùå íàì æèòü â òåíè ýòîãî “ãåðîÿ”? Íå ïðèøëî ëè âðåìÿ ïåðåìåñòèòü åãî íà áëèæàéøåå êëàäáèùå êðàñíîàðìåéöåâ?»
È ïîäïèñè ïîëèòè÷åñêè ðåïðåññèðîâàííûå Î.Êîðôà, Ì.Òóðëàÿ, Ì.Ðîáåæíèåöå, Ð.Áåðçèíÿ, Ë.Ýãëèòå.
Ïàìÿòíèê íåîäíîêðàòíî ïîäâåðãàëñÿ îñêâåðíåíèþ ìåñòíûìè âàíäàëàìè: â 2007 ãîäó ñ íåãî áûëà ñáðîøåíà è ðàçáèòà ìåìîðèàëüíàÿ ïëèòà.
Îñêâåðíåííûé ïàìÿòíèê íà ìåñòå ãèáåëè Íåòòå â Èêøêèëå.
Ê ñ÷àñòüþ, ñàì ïàìÿòíèê óöåëåë è áûë âîññòàíîâëåí. Êàæäûé ãîä 10 ôåâðàëÿ (â Äåíü äèïëîìàòè÷åñêîãî ðàáîòíèêà) ðîññèéñêèå äèïëîìàòû è ïðåäñòàâèòåëè ïîñîëüñòâà â Ëàòâèè âîçëàãàþò ê íåìó öâåòû.
 1990 ãîäó áûëî ïîñòðîåíî ñóäíîêîíòåéíåðîâîç, êîòîðîå áûëî íàçâàíî èìåíåì Èîãàííà Ìàõìàñòàëÿ íàïàðíèêà Íåòòå, îíî è ïî ñåé äåíü õîäèò â Ñåâåðíîì ìîðñêîì ïàðîõîäñòâå.
À â ñåëå Áàãðÿê ×åëÿáèíñêîé îáëàñòè, ãäå â 1942 ãîäó ñêîí÷àëñÿ Ìàõìàñòàëü, áóäó÷è â ýâàêóàöèè, øêîëüíèêè è ó÷èòåëÿ ìåñòíîé øêîëû ñîîðóäèëè åìó îáåëèñê.
Êàê ñîîáùàëè ãàçåòû, 6 ôåâðàëÿ 1927 ãîäà íà Êîììóíèñòè÷åñêîì ó÷àñòêå Âàãàíüêîâñêîãî êëàäáèùà (íûíå 20-é ó÷àñòîê) ñîñòîÿëîñü îòêðûòèå ïàìÿòíèêà íà ìîãèëå äèïêóðüåðà Òåîäîðà Íåòòå (ñêóëüïòîð Á. Ä. Êîðîëåâ).
×åðåç ãîä ïîñëå òðàãè÷åñêèõ ñîáûòèé âûøåë ôèëüì êèíîðåæèññ¸ðà Àëåêñàíäðà Äîâæåíêî «Ñóìêà äèïêóðüåðà», (1927 ãîä).
(ôèëüì ñîõðàíèëñÿ íå ïîëíîñòüþ)
Òàê æå ôàêò íàïàäåíèÿ íà Òåîäîðà Íåòòå è Èîãàííà Ìàõìàñòàëÿ ë¸ã â îñíîâó ñþæåòà õóäîæåñòâåííîãî ôèëüìà “Êðàñíûå äèïêóðüåðû” (Îäåññêàÿ êèíîñòóäèÿ, 1977 ãîä).
Êðàñèâàÿ ïåñíÿ(ñàóíäòðåê)èç êèíîôèëüìà “Êðàñíûå äèïêóðüåðû”
Источник