Вот это форштевень вот это корма

Выбрать главу
(14) Мы ехали в поезде по Крыму. Когда моя соседка увидела зеленую траву, она так обрадовалась, как будто она была коровой, всю зиму проведшей в мрачном уединении хлева (И. Ильф, Записные книжки).
(15) Дверь её [Сони] комнаты осталась открытой, света она не потушила, и там еще стояло облачко пудры, как дымок после выстрела, лежал наповал убитый чулок, и выпадали на ковер разноцветные внутренности шкапа
(В. Набоков, Подвиг, XXI).
(16) Попался навстречу негр в колониальной форме,—лицо, как мокрая галоша (В. Набоков, Порт).
(17) Дождь внезапно усилился и понесся через асфальт, по всей плоскости которого запрыгали свечки, свечки, свечки (В. Набоков, Дар, V).
(18) «Он мною живет, как червь яблочком» (слова Ю. Олеши, сказанные им об одном пародисте) [Рус. лит. XX в.: 357].
(19) —Мама, слышишь?—кот кипит, как самовар (В. Ардов, Почки).
(20) Лодка-молодка
По улице Горького — что за походка! — Девчонка плывет, как под парусом лодка.
Юлия Друнина
По улице Горького — вижу я — ах ты!
Девчонки плывут, как под парусом яхты.
Одна-то, одна!Не сойти бы сума.
Вот это форштевень! Вот это корма!
Такой не опасны ни буря, ни штиль.
Какой у нее—представляете!— киль.
(А. Иванов).
(21) Доктор (…) положил на низкий столик, на стеклянный медицинский квадратик длинную, тонкую, отвратительно тонкую, тоньше комариного писка иглу (Т. Толстая, Чистый лист).
(22) Стоит он могучий, как дуб,
Развешены рыжие баки,
И трубку не вырвать из зуб,
Как кость у голодной собаки.
(23) Даже очень хорошая острота должна быть как шприц, одноразового пользования (Л. Лиходеев).
(24) Домашнее хозяйство подобно кроссворду, жена — по вертикали, муж— по горизонтали (А. Кнышев, Тоже книга).
(25) Мужская свобода тоже кое-чего стоит. Когда мужчина холост, все женщины палят по нему, как развеселившиеся охотники по дикой утке (Б. Шоу, по: «Ларец острословов»).
(26) Прямые лысые мужья Сидят как выстрел из ружья (Н. Заболоцкий, Свадьба).
(27) Вся равнина покрыта Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду
(С. Есенин, Черный человек).
(27) Девочка пяти лет пришла с мамой на кладбище и вдруг увидела пьяного, который шел, шатаясь, за кустами «А этот дядя уже выкопался из могилки?» (К. Чуковский).
(28) В нас что ни год —увы, старик,увы, темнее и тесней ума-палата,
и волосыуходят с головы,
как крысы с обреченного фрегата
(И. Губерман).
(29) Андрей С., 3 года—про жирафа на картинке: Похож на подъемного крана,.
2. В поэтический речи необычны и даже несколько шокирующи сравнения «высокого» с «низким». Особенно «повезло» здесь луне:
А в небесах луна, как таз,
Суконкой вытертый, сей чяс Над темным городом всплывала (Д. Минаев);
Луна катится в зимних облаках,,
Аятс цш варяжский или сыр голландский;
Посреди небесных тел Ликлуны туманной,,
Алтс он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной (М. Лермонтов).
Через сто лет Б. Пастернак использует то же сравнение: Луна скользит блином в сметане (Примеры заимствованы из работы Н. А. Кожевниковой, см. [Очерки истории… 1995]).
3. Из случаев обыгрывания структурных признаков сравнительных конструкций отметим три следующих:
1) Конструкции, где опущен первый компарат («то, что сравнивается»):
Возвращаясь домой, мужчина видит на двери табличку, «Осторожно! Злая, как собака!»
2) Конструкции с необычным соотношением первого и второго компаратов — они синонимичны, ср.:
«ТоЛермонтова глаза».
Стоусто небо застонало,
И в небесах зажглись, как очи,
Источник
— ХОЧУ Я ТЕЛА КОМИССАРА!!! —
СКАЗАЛ ТЕБЕ НА ВЕЧЕРИНКЕ
================================
Шеф-Редактору Галине ХАНТЫ-МАНСИЙСКОЙ
Венцу Творенья, Дивной Графине Диане,
Богине Охоты на ранимые Сердца Мужчин,
строптивой и вероломной “СОБАКЕ НА СЕНЕ”
Королеве МАРГО в Париже на Сене и всем
ее Королевским Потомкам по женской линии
№ 1 (ЧД) от 24 декабря 2006:
… Я все скажу Тебе при всех:
“Мой самый Главный Босс навек,
Взгляни трезвей на липкий снег —
Я целый год о том молчу —
Я каждый день Тебя ХОЧУ!!!”
Пьяный Анонимный Карьерист-Сексоголик
Красавчик ТРАХАЛЬдиньо & Co,
“В СТОЛИЦЕ СНЕГ С УТРА ИДЕТ —
НА СЕНЕ ШЕФ СИДИТ И ЖДЕТ!!”
Вечер городской… // Окончен шумный праздник.
Временный покой — // и ожиданье казни.
В чем моя вина? // Ни с кем не поделиться.
Господи! — одна // в такой большой столице…
Елена КАЗАНЦЕВА
Просто встретились два одиночества,
Развели у дороги костер,
А костру разгораться не хочется,
Вот и весь, вот и весь разговор.
Песня “ВОТ И ВЕСЬ РАЗГОВОР”
Автор текста (слова) — Ф.ЛАУБЕ
Композитор (музыка) — А.ЭКИМЯН
— Он не заслужил света, он заслужил покой, —
печальным голосом проговорил Левий.
— Он просит, чтобы ту, которая любила
и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, —
в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.
Михаил БУЛГАКОВ, “МАСТЕР И МАРГАРИТА”
“Вы смели к порядочной даме,
Как дворник, с объятьями лезть?!”
Саша ЧЕРНЫЙ, “НЕДОРАЗУМЕНИЕ”
— ХОЧУ Я ТЕЛА КОМИССАРА!!! —
Сказал вчера на вечеринке…
И получил, как кошка Сара,
Пинка под зад и по ширинке!!!
Кот МАРТОВСКИЙ &
Красавчик ТРАХАЛЬдиньо
2006-12-22
Перл-Иллюстраторы:
Андрей САЕНКО, “БАЛЬЗАКОВСКИЙ ВОЗРАСТ”
https://caricatura.ru/parad/Sayenko/5475/
Она была поэтесса,
Поэтесса бальзаковских лет.
А он был просто повеса,
Курчавый и пылкий брюнет.
Саша ЧЕРНЫЙ, “НЕДОРАЗУМЕНИЕ”
Петр ТЯГУНОВ, “АХ, КАКАЯ ЖЕНЩИНА”
https://caricatura.ru/parad/tjagunov/7381/
По улице Горького — ох ты и ах ты! —
Красотки снуют, как под парусом яхты!
Одна-то, одна — не сойти бы с ума!
Вот это форштевень, вот это корма!!..
Александр ИВАНОВ, пародия на стихи
Юлии ДРУНИНОЙ (цитирую Учителя по памяти)
14.06.06 01:46. Католичка {Мой Любимый Критик}
Мне так жалко некоторых критиков.
(Они, наверное, страшно одиноки.)
((Как увидят на картинке симпатичного бабца,
так разволнуются, просто спасу нет…))
(((Видать, очень, очень одиноки…)))
Серик КУЛЬМЕШКЕНОВ, “МЫШКА ПОД МЫШКОЙ”
https://caricatura.ru/erotica/kulmeshkenov/210/
Уйти? // Уйду! // Такой тропою,
Чтобы сам черт // Найти не смог.
Да, это правда, // И с тобою
Бывал я часто одинок.*
Сергей ЕЛКИН, “Я СПОКОЕН…”
https://caricatura.ru/parad/elkin/179/
Бывало, надвое расколот,
Сидел я в смутной тишине,
И часто отчужденья холод
Закрадывался в душу мне.*
Владислав ЗАНЮКОВ, “НЕУДАЧА”
https://caricatura.ru/erotica/zanyukov/619/
Пойми, // От сладкого начала
До этих поздних горьких дней
Ты безотчетно расточала
Мою любовь, // Не дав своей.*
Владислав ЗАНЮКОВ, “БОЛЬШАЯ ОБИДА”
https://caricatura.ru/erotica/zanyukov/610/
И нисходило // К изголовью
Виденье юности… // Тогда
Перед ее большой любовью
Во тьме // Сгорал я со стыда.*
Андрей САЕНКО, “УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ”
https://caricatura.ru/parad/Sayenko/5095/
И на тебя глядел я строже
Как на минувшую беду…
Ну, что же, милая, // Ну, что же,
Ты говоришь — уйти? // Уйду!
* Василий ФЕДОРОВ
***
С небес на грешную землю,
на злобу предпраздничного дня
и на потребу стишкотворцам:
чукча, 19.04.2005 11:16
Вот и “встретились два одиночества,
Развели у дороги костер”, {Кавычки Мои — ViP}
А к костру, и закусочки хочется,
Но бутылочку третий упер!
https://rus.delfi.lv/news/entertainment/read/article.php?id=9544727&com=1&s=1&no=60
Источник
(6) Здесь мило всё, и нет банальности,
И, если часто здесь бывать,
Не ниже средней гениальности Поэтом может всякий стать (Ю. Волин, Чукоккала)
(7) [О. Бендер] — Отъём или увод денег варьируется в зависимости от обстоятельств. У меня лично есть четыреста сравнительно честных способов отъёма (И. Ильф — Е. Петров, Золотой теленок, II).
(8) И он, оказалось, уже имел две семьи и был сравнительно счастлив (М. Зощенко, Бедная Лиза).
(9) Вот какую сравнительно небезынтересную историйку рассказал мне один работник городского транспорта (М. Зощенко, Поучительная история).
(10) -хороша ли картина о попе и собаке? Картина, на наш взгляд, глубоко так себе (В. Ардов, Литературная штамповка, или Пиши как люди!).
Интересно, что другие слова, указывающие на полноту качества, в (7) и (8) возможны (был почти (вполне, совершенно) счастлив; почти (вполне, совер-гиенно) честный), а в (9) и (10) — нет (‘почти {‘вполне, *совершенно) небезынтересный).
5. Иногда обыгрывается присоединение наречий типа очень, совсем и т. п. к прилагательным, в значение которых уже входит значение высшей степени признака. При этом возникает «чистая тавтология» (см. [Апресян 1995: т. 2,623—624]). Особенно любил этот прием М. Зощенко. Приведем примеры.
(1) Шофер-грузин в клетчатых носочках и особо желтых ботиночках (И. Ильф, Записные книжки).
(2) Уважаемый старик
Был неистово велик,,
Цель такого старика Велика и широка!
(Н. Асеев, Юбилейная шутка (о JI. Толстом))
(3) Очень превосходный оратор, говоря о прогрессе женского движения,, воскликнул. «Женщина всюду и всюду вытесняет мужнину!» (Тэффи, Причины и следствия).
(4) — Завтра в три часа приведу вам самого страшного комиссара с самой пограничной станции (Тэффи, Воспоминания, 1).
(5) Около него [жениха] сидела невеста с заплаканными глазами и с выражением крайней невинности на лице (А. Чехов, Свадьба с генералом).
(6) Имея сильнейшее поползновение вступить в самый законнейший брак~ (А. Чехов, По-американски).
(7) Он (…) кричал на посетителей и даже в раздражении иной раз топал на них ногами,, посылая более назойливых к чертям и дальше (М. Зощенко, Мишель Си-нягин, 6).
(8) Раздеваю пальто. Стою в рубашке, как сукин сын. А холод довольно собачий. Дрожу и прямо зубамилязгаю (М. Зощенко, Прелести культуры).
(9) Я, кроме того, очень отчаянно душилась. Духами или одеколоном. Ей это было всё равно (М. Зощенко, Хитрость, допущенная в одном общежитии).
(10) Туту нас накопилось слишком громадное количество разных фактов (М. Зощенко, Голубая книга. Коварство).
6. Сравнительные конструкции
1. Сравнительные конструкции используются в языковой игре очень часто. На наш взгляд, не обоснованно несколько скептическое отношение к сравнению, которое мы встречаем у 3. Фрейда. О вкусах не спорят: Фрейд, как мы уже отмечали,— поклонник контаминации, что же касается сравнений, то он сомневается даже, следует ли вообще относить их к остротам [см. Фрейд 1925: 109]. Разумеется, комический эффект производят не «обычные» сравнения типа Оля высокая, как ее мать и не «избитые» сравнения типа быстрый как ветер, стройная как тополь,, а сравнения неожиданные и смелые. Приведем некоторые примеры, отвлекаясь от синтаксической структуры предложений, которая может быть самой разной (она детально анализируется в грамматиках, а также в специальных исследо-
ваниях, в частности, в работах Е. Н. Саввиной, А. Ф. Прияткиной, В. В. Туровского;
несколько замечаний на эту тему будет сделано в п. 3).
(1) Чичиков увидел в руках его графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке (Н. Гоголь, Мертвые души, т. 1).
(2) В окне помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно было бы подумать, что стояло два самовара, если бы один самовар не был с черною как смоль бородою (Н. Гоголь, Мертвые души, т. 1,1).
(3) До чего народ доходит — Самовар в упряжке ходит [шутка по поводу появления в России первых паровозов].
(4) ~чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную плогцадь (М. Салтыков-Щедрин, Дикий помещик).
(5) Военный скажет—помелом причешет (М. Салтыков-Щедрин, по: [Ефимов 195 3]).
(6) Он слишком погрузился в негу своей семейной жизни и не может из нее выбраться. Он подобен мухе, увязшей в меду (Ф. Тютчев, по: Рус. лит. анекдот).
(7) С шиком, канашка, шельмец этакой! Ай да мужчина! Настоящий Вальтер Скотт! (А. Чехов, Перед свадьбой).
(8) Васильевский остров прекрасен,
Как жаба в манжетах
(Саша Черный, Под сурдинку).
(9) .-родственники [невесты] еще плотнее обсели бедного кроткого Громова—так что он, затертый ими, как бриг северными льдами, накренился на бок и тихо примерз к своей съеденной молью невесте (А Аверченко, Подходцев и двое других, ч. 2, XVIII).
(10) Этот бывший артиллерийский офицерик [Наполеон] носился по всей Европе, как собака, которой привязали к хвосту гремящую жестянку-честолюбие (А Аверченко, Новая история).
(11) Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни (О. Мандельштам).
(12) Парень. Мордой он уже и Пушкина превзошел Висят баки, как хвосту собаки, daofce не моет — растрепать боится (В. Маяковский, Клоп, И).
(13) Кошка шлепнулась, как сырое тесто (Ю. Олеша, Три толстяка, 1).
(14) Мы ехали в поезде по Крыму. Когда моя соседка увидела зеленую траву, она так обрадовалась, как будто она была коровой, всю зиму проведшей в мрачном уединении хлева (И. Ильф, Записные книжки).
(15) Дверь её [Сони] комнаты осталась открытой, света она не потушила, и там еще стояло облачко пудры, как дымок после выстрела, лежал наповал убитый чулок, и выпадали на ковер разноцветные внутренности шкапа
(В. Набоков, Подвиг, XXI).
(16) Попался навстречу негр в колониальной форме,—лицо, как мокрая галоша (В. Набоков, Порт).
(17) Дождь внезапно усилился и понесся через асфальт, по всей плоскости которого запрыгали свечки, свечки, свечки (В. Набоков, Дар, V).
(18) «Он мною живет, как червь яблочком» (слова Ю. Олеши, сказанные им об одном пародисте) [Рус. лит. XX в.: 357].
(19) —Мама, слышишь?—кот кипит, как самовар (В. Ардов, Почки).
(20) Лодка-молодка
По улице Горького — что за походка! — Девчонка плывет, как под парусом лодка.
Юлия Друнина
По улице Горького — вижу я — ах ты!
Девчонки плывут, как под парусом яхты.
Одна-то, одна!Не сойти бы сума.
Вот это форштевень! Вот это корма!
Такой не опасны ни буря, ни штиль.
Какой у нее—представляете!— киль.
(А. Иванов).
(21) Доктор (…) положил на низкий столик, на стеклянный медицинский квадратик длинную, тонкую, отвратительно тонкую, тоньше комариного писка иглу (Т. Толстая, Чистый лист).
(22) Стоит он могучий, как дуб,
Развешены рыжие баки,
Источник
Марина Старовойтова
© Личный архив Марины Старовойтовой
Россия сейчас обладает единственным в мире флотом атомных ледоколов, в него входят атомоходы “50 лет Победы”, “Ямал”, “Вайгач”, “Таймыр” и контейнеровоз “Севморпуть”. Женщины в экипажах таких судов уже не редкость, но вот капитанов не было никогда. У Марины Старовойтовой получилось стать вторым помощником капитана “Ямала”, и это только первый шаг вперед
С “бала” на корабль
— Знаете, а море разное, — сразу после приветствия говорит мне Марина Старовойтова. — Например, Карское, где чаще всего приходится работать, холодное, с частыми туманами и штормами, большую часть года покрыто льдами, в Обской губе вообще вода мутная. А вот Баренцево — под цвет аквамарина, хрусталь с бирюзой, но суровое. У каждого моря свой характер, впрочем, как и у корабля, как и у человека.
Она “в моряках” с 2005 года. Прямо из школы, где работала учителем русского и литературы, Марина Старовойтова взяла и приехала в Мурманск. Собрала документы, прошла собеседование в Мурманском морском пароходстве, которому тогда принадлежал весь гражданский морской флот в Мурманске, и вышла на работу в должности дневальной на атомный контейнеровоз “Севморпуть”. Это было начало ее морской карьеры. Совпадение? Она говорит, что судьба.
— Я просто поняла в один момент, что хочу свою жизнь связать с морем. Можно много говорить о нем, это непредсказуемая стихия, ее надо видеть, чувствовать. Влюбилась в море, дух авантюризма, плюс романтика еще в голове. Да и имя у меня такое — Марина, “морская”, — вспоминает девушка.
“Севморпуть” — это единственный в мире атомный транспортный контейнеровоз. Два года на нем отработала Марина, а в 2007-м лихтеровоз надолго встал у причала, экипаж расформировали, само судно хотели переоборудовать, но проект не состоялся. В 2008-м весь атомный ледокольный флот, включая “Севморпуть”, был передан из оперативного управления Мурманского морского пароходства в ФГУП “Атомфлот”.
Как и многие ее коллеги, в период реформ девушка ушла в транспортный флот, тоже поначалу дневальной. Суда там были другого класса — балкера и танкеры.
— Я работала в столовой, подавала еду, мыла посуду, следила за порядком. Но внутренне понимала, что это не то, чем мне хотелось бы заниматься всю жизнь, — улыбается Марина. — Рискнула и поступила в Макаровку в Питере.
Макаровка — так в гражданском морском флоте называют Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова в Санкт-Петербурге. Марина Старовойтова поступила на заочное отделение, продолжая ходить в море, и окончила университет в 2014 году, получив диплом судоводителя. Работа в транспортном флоте продолжилась, но уже в другом статусе.
Девушка-старпом
— Я обратилась в Ассоциацию морских капитанов, прошла обучение, сдала экзамены и получила квалификационное свидетельство матроса 1-го класса, работала уже как все матросы на палубе, занимались швартовкой, зачисткой трюмов, подготовкой к перевозке груза. Это физически тяжелая работа, особенно подготовка трюмов, но работы я не боялась, потому что с детства уже была закалка, — вспоминает Марина.
Каждое лето детства Марина проводила в деревне, поэтому к физическому труду и дисциплине была привычна. Природная решительность и упорство тоже сделали свое дело — матрос Старовойтова, пройдя всю цепочку карьерного роста, стала старпомом, а это второй после капитана человек на корабле. Но старший помощник капитана на балкере, где экипаж всего 18–20 человек, еще не предел. Марина продолжала учиться.
— Работа в Арктике для меня была не новой, я же начинала на лихтеровозе, который ходил почти тем же маршрутом по Северному морскому пути. Мы на транспортных судах тоже доставляли грузы и в порт Сабетта, и на Котельный, ходили на Землю Франца-Иосифа, и даже Северным морским путем ходили в Китай. Работали, конечно, под проводкой ледоколов. В какой-то момент стало интересно попробовать свои силы на ледоколе.
По ту сторону буксирного троса
Если транспортные суда перевозят всякие грузы, то ледоколы обеспечивают работу транспортного флота в ледовых условиях: прокладывают ледовый канал, по которому за ними следуют не приспособленные к самостоятельному плаванию в тяжелых ледовых условиях суда.
При этом в зависимости от ледовой обстановки и самого судна решается вопрос, пройдет ли оно за ледоколом самостоятельно или будет взято на буксир. На практике во льдах используют два вида буксировки: на коротком, до 40 м, тросе и вплотную — когда буксируемое судно стыкуется с ледоколом, заводя свой нос в специальный вырез на корме ледокола.
Атомный ледокол “Ямал” (на первом плане)
© Семен Майстерман/ТАСС
— Операция требует ювелирной точности, надо рассчитать скорость, траекторию, чтобы не ударить и не повредить корпус судна. У меня такого опыта раньше не было. Как это происходит: огромный ледокол должен подойти вплотную к форштевню судна — “взять его в кормовой вырез”, вахтенный матрос на корме подсказывает знаками “левее”, “правее”, происходит стыковка, дальше нос буксируемого судна крепят на ледоколе буксирным тросом. В первый раз делать это было очень сложно и волнительно, но так интересно! Потом, когда все получается, приходит восторг: ты ведешь огромный ледокол 150 м длиной и 30 — шириной, так аккуратно подходишь и — оп, судно на буксире, — не без гордости рассказывает девушка.
В должности второго помощника капитана ледокола “Ямал” Марина Старовойтова отработала год. В ее обязанности входит планирование и контроль маршрута атомохода, работа с электронными и бумажными картами. Ей нужно следить за множеством факторов: за ледовой обстановкой, метеопрогнозом, структурой льда, глубинами, за проводимыми судами. Каждый шаг отмечается в судовом журнале, в зоне действия службы управления движением судов ведется радиообмен.
— Например, мы часто работаем в Обской губе, там есть определенные точки доклада, необходимо отслеживать ситуацию и сообщать по мере движения, какие точки ты миновал, — поясняет Марина. — Конечно, такая работа требует максимального внимания. Если на транспорте ты проложил маршрут — у нас говорят “сделал предварительную прокладку”, и по проложенному курсу следуешь, то на ледоколе ты постоянно находишься в поиске оптимального пути, потому что ты не один, за тобой идет судно. Если это тяжелый лед, то это судно берется на буксир. И несмотря на мой опыт, полученный на транспортах, для меня это было ново, все в профессии открылось по-другому.
Вопрос о том, не помышляет ли стать капитаном, ведь энергии у нее почти как в атомном сердце “Ямала”, вызывает улыбку.
— Плох тот моряк, который не мечтает стать капитаном. А если серьезно — это очень большая ответственность, быть старшим помощником и тем более капитаном. Здесь нужен опыт, нужно много и продуктивно трудиться. Работу я свою люблю, но загадывать не буду — время покажет и море покажет.
“Как я догоняла ледокол”
Пока Марина проходила согласование в “Атомфлоте”, медкомиссию, оформляла документы, ледокол “Ямал”, на который ее распределили, успел уйти в рейс. Пришлось добираться до рабочего места на попутных судах.
— Если взглянуть со стороны, это было как в кино, целая операция под названием “как я догоняла ледокол”. Буксир из Мурманска доставил меня и моих коллег на борт танкера, который следовал в том же направлении и должен был пройти район работы ледокола, на нем мы и подошли в точку встречи. Ну а дальше по шторм-трапу со своими чемоданами пришлось спускаться в моторную лодку, которую за мной прислали с “Ямала”, а затем снова наверх, на борт ледокола, — вспоминает Марина.
Однако такой морской эквилибристикой нашу героиню было не напугать, она тут же добавила, что подъем и спуск по шторм-трапу — это часть привычных для любого моряка упражнений, и когда она работала старпомом на транспорте, нужно было часто спускаться проверять осадку судна.
На борту “Ямала” новенькую встретили тепло, в экипаже из сотни человек нашлись боевые товарищи, ранее проверенные в морях, однокашники по Макаровке.
— Всегда, когда приходишь на новое судно, есть волнение — как встретит экипаж, как воспримет. Поднимаясь на борт “Ямала”, я ожидала встретить знакомые лица, я их встретила, чему была очень-очень рада, мы вместе работали на АЛВ “Севморпуть”, с кем-то вместе в университете учились, конечно, я сразу взбодрилась, штурманский состав — очень дружелюбные ребята, знают свое дело, все мне объяснили и показали. Наставник у меня был очень хороший — Герасимов Сергей Николаевич, он старпом, я проходила у него стажировку. Так что я почувствовала себя эмоционально комфортно, а это тоже очень важно!
Сутки на ледоколе поделены на шесть равных временных отрезков по четыре часа — вахты. Каждый несет вахту по четыре часа через восемь, согласно графику. Марина Старовойтова заступает ежедневно в 8 утра и в 8 вечера.
Жизнь после вахты
— В свободное время кто куда, а я обычно в спортзал, их у нас на ледоколе два: большой, для командных игр, я хожу в волейбол играть, второй — меленький, тренажерный. Есть бассейн с забортной водой, ее подогревают. Есть огромная библиотека, шахматный клуб, рекомендуется и на прогулки выходить на вертолетную площадку, — перечисляет Марина.
Но позже признается, что первым делом в любую свободную минутку старается выйти на связь с сыном. 9-летний Артем ждет маму из долгих рейсов в небольшом городке Унеча в Брянской области. Там и сама Марина родилась и выросла, там живет ее семья, оттуда она уже много лет приезжает в Мурманск, чтобы уйти в очередной рейс.
— Сейчас рейсы по четыре месяца, а когда работала на транспортном флоте, бывало и вдвое дольше, самый продолжительный вышел 11 месяцев и несколько дней. Вот тогда конечно тяжело было вдалеке от родных. Спасает то, что есть спутниковый телефон и интернет. Бывает, что уроки с сыном делаем в WhatsApp. Меня часто спрашивают, что самое сложное в работе. Так вот могу сказать, что самое сложное — это разлука с близкими, когда уезжаешь из дома, понимая, что обнимешь родных минимум через 120 дней!
Атомный ледокол может непрерывно находиться в море до пяти лет без перегрузки ядерного топлива, в порт он заходит только для того, чтобы сменить экипаж и пополнить запас продовольствия.
Улыбка “Ямала”
Ледокол “Ямал” получил свое имя в 1992 году и тогда же был спущен на воду, а заложен — в 1986 году на Балтийском судостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде как модернизированная версия проекта 10521 “Арктика” под именем “Октябрьская революция”. В 2000 году ледокол совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. “Ямал” — девятое судно, достигшее Северного полюса, всего же он совершил 48 рейсов к макушке Земли.
— Нет больше нигде в мире ни одного ледокола с улыбающейся акульей пастью. По этой зубастой улыбке “Ямал” узнают везде, — рассказывает Марина. — Акулья пасть появилась у него в 1994 году, когда он возил детей из разных стран мира на Северный полюс, с тех пор так и ходит во льдах, “улыбаясь” встречным судам, эта улыбка уже стала мировым брендом.
А еще, говорят моряки, у каждого корабля есть своя аура. От “Ямала”, делится впечатлениями Марина, веет надежностью, уверенностью. Атомоход имеет два реактора мощностью 75 тыс. л.с. и благодаря своей конструкции может преодолевать льды толщиной до 2,5 м. Качка есть на всех судах, но есть присущая всем судам такого класса вибрация, особенно она усиливается, когда корабль работает во льдах.
— Тем, кто идет в Арктику на ледоколе впервые, в некоторые моменты, когда лед ломается и трещит под напором ледокола, становится жутковато, но я привыкла, и меня это не пугает.
А еще есть морская штурманская примета, в которую верят, но не всегда соблюдают на ледоколах: нельзя поворачиваться спиной к иллюминатору, чтобы не разозлить море.
— Да, есть такая примета, но на ледоколах в полной мере выполнить ее невозможно в силу специфики работы, и капитан, и его помощники, и штурманы должны смотреть не только вперед, но и назад, контролировать, как идут суда в караване или на буксире. Вот такая морская правда, — улыбается помощник капитана “Ямала”, улыбка у нее теплая, уверенная, очень человечная, и от нее тоже веет надежностью.
Эльвира Серга
Источник