Вокруг было только море за кормой

На слова Владимира Карпеко…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Далеко за кормой,
За седой пеленой
Затерялся в тумане огонь маяка,
Но и в этой дали
Свет родимой земли
Не погаснет в душе моряка.
Где б ни выпало плыть,
Разве можно забыть,
Дорогая земля, дни и ночи твои!
Где хмельною весной
Над тобой, надо мной
Озорные поют соловьи…
Волны грозно шумят,
Мачты глухо скрипят,
Только чудятся звёзды родные вдали.
Через весь океан
Сквозь любой ураган
Возвратятся домой корабли!
1958
Ксенофонтова Анна 08.10.2014 09:55:40
Я думаю ,что если человек живет в атмосфере содержания песни ,любит,переживает и очень ждет возвращения любимого- он поймет все за эти 20 секунд. Просто это нужно прожить самой и радость встреч и горечь разлук……..СПАСИБО за душевную песню!!!!
Юрий Слыжов 12.10.2014 09:30:05
очень рад… ))
спасибо
Алефтина Салтымакова 28.01.2013 16:14:17
Отзыв: положительный
Благодарна вам за теплый уют на вашей страничке, где можно и погрустить, и у костра погреться , за столом посидеть и на берегу моря побывать, и помечтать… я прошлась по вашим страницам и прозведения прослушала.. Мне понравилось то, как и что вы делаете…
Юрий Слыжов 28.01.2013 19:02:05
Вы ещё чай не попили, а уже благодарите…
присаживайтесь, и рассказывайте о себе 🙂
фаина мухамадеева 23.01.2013 15:15:41
Отзыв: положительный
Через весь океан
Сквозь любой ураган
Возвратятся домой корабли!
знакомо… знакомо…
сразу после свадьбы Рашит увез меня на Сахалин… нам было по 22 года…
уходили рыбаки наши (не моряки)с рыбацкого поселка, через пролив Лаперуза… на пол года… а мы, совсем молодые жены, ждали радиограммы… и ждали их самих…
они сходили к нам на берег обросшие… пропахшие морем… и… такие бесконечно любимые… родные…
давно это было…
… а помнится… словно это было вчера…
СПАСИБО за песню Юрчик… за все, что она всколыхнула в памяти…
обнимаю
Юрий Слыжов 23.01.2013 15:50:02
Фааай…
счастливая ты…
а я…
только пою про Это Лаперуза.
” а почта с пересадкою летит с материкаа…”
Алла Кузнецова-Дядык 19.01.2013 02:50:39
Отзыв: положительный
Никогда не слышала эту песню, Юр.
Такая классная! Такая душевная!
А ты славно передал все настроения морских волков, романтиков
и просто настоящих мужчин.
Давно не слышала ничего подобного.
Было неожиданно и здОрово!
Спасибо тебе!
Юрий Слыжов 23.01.2013 13:00:32
я всегда радуюсь, когда мне пишут о том, что не слышали какую-то, мною спетую песню.
Для того здесь и существую, чтобы напомнить или познакомить 🙂
с благодарностью, Ал.
Кто, если не ты?! 19.01.2013 02:15:57
Отзыв: положительный
Классно, Юр!
спасибо, что напомнил!
теперь вспоминаю – слышал ли…
с Уважением!
Юрий Слыжов 23.01.2013 13:00:51
счастлив, Саш…
Елена Сугробова 18.01.2013 12:13:45
Отзыв: положительный
Действительно восприятие такое: Сидят в кубрике свободные пацаны от вахты.Такой тесный кружок.Один берет гитару и поет,все ему подпевают. Такое было возможно в те далекие времена, когда была искренность в отношениях.
Очень хорошо,что есть разнобойчик в голосах.
Юрий Слыжов 23.01.2013 13:02:22
хорошо, что через строку, Лена, или голос, создаются какие-либо, восприятия, если они даже не совсем патриотического направления.
А здееесь… патриотического!!!
спасибо за слово доброе
Елена Сугробова 23.01.2013 13:19:46
Вот не хватает такого тесного кружка.Мне тут мысль пришла,что цивилизация убивает фантазию,наивность в людях.
Галина Брискер 18.01.2013 10:22:35
Отзыв: положительный
Как в кают-компании и моряки, свободные от
вахты, вокруг тебя…
Душевно
Юрий Слыжов 18.01.2013 11:07:44
Во, Галк!!!
Ты поняла меня, что не хотел стремиться к какому-то мастерству, хотя даже когда где-то стремлюсь, чисто всё равно не выйдет :)))
Дуэт-Фиорд 18.01.2013 10:02:33
Отзыв: положительный
Юр, очень хорошо, что с песнями такими знакомишь. Никогда не слышала. И где ты их достаёшь?))
( один голосёнок, Юр, слегка подоврал…)) Но спел, прямо, как МОРЯК!!!
Юрий Слыжов 18.01.2013 11:06:24
я ещё немного доработал, когда слез с телефона, но скажу одно, я голоса-то , Валь, не делал :))
это… просто получается немного лезть под раскладку, по опыту. Я в таких песнях, типа “Горит в печи огарочек”, “Тёмная ночь…” и т.п. люблю не чистое сценное пение. Как… в армии или в кругу друзей, а тааам кто на что способен ))
Так что…
навирал всюду, если рассматривать каноны мастерства многоярусного пения!
спасибо!
Дуэт-Фиорд 18.01.2013 11:17:04
Понятно!!! Задумка режиссёра – вокруг сидят друзья-моряки и подпевают! Такой вариант интересен! Ты прав, Юр! Песня то задушевная, морская, а там , в море, главное совсем другое качество- чувствовать надёжное просоленное ПЛЕЧО!
С теплом! ( во, как написала… Галку ещё не прочитав.)( честное слово- НЕ СПИСЫВАЛА!)))
Королёв Александр 18.01.2013 09:21:53
Отзыв: положительный
Какая славная песня!!! …. Спасибо Вам, СОАВТОРЫ!!!
Юрий Слыжов 18.01.2013 11:02:28
Спасибо Вам…
только можно ли за 20 секунд понять что-то о песне?
соавторов нет уже давно в живых, Саша…
я просто вспомнил их труд душевный
Источник
Контрольный диктант в 9 классе № 7
24.09.2014
92287
0
Цель: проверить
общий уровень
сформированности орфографической и
пунктуационной грамотности учащихся
на конец 1-й
четверти в соответствии
с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта
направлено на выявление
уровня развития умений,
выбора условий для
написания:
– проверяемые
безударные гласные;
– непроверяемые
безударные гласные;
– правописание окончаний имён
существительных;
– написание
непроизносимых согласных:
– правописание
корней с чередованием;
– з-с
на конце приставок;
– н-нн
в прилагательных и причастиях;
– написание
падежных окончаний существительных;
Постановки
знаков препинания:
– запятая
при однородных членах
предложения и тире
при обобщающем слове;
– запятая
в сложносочиненном предложении;
– запятые
при обособлении определений и
обстоятельств.
Грамматические
задания направлены на
выявление уровня сформированности практических
умений и навыков:
– синтаксического
разбора предложения;
-умение разбирать
слова морфологически;
-работать с простым осложнённым предложением;
-умение
объяснять написание н-нн
в прилагательных и
причастиях.
Диктант
Под
лёгким дуновением знойного
ветра море вздрагивало,
и, покрываясь мелкой
рябью, ослепительно ярко
отражавшей солнце, оно
улыбалось голубому небу
тысячами серебряных улыбок.
В пространстве между
морем и небом
носился весёлый плеск
волн, набегавших на
пологий берег песчаной
косы. Всё было
полно живой радости:
звук и блеск
солнца, ветер и
солёный аромат воды,
жаркий воздух и жёлтый
песок. Узкая коса,
вонзаясь острым шпилем
в безграничную пустыню играющей солнцем
воды, терялась где-то
вдали. Вёсла, корзина
да бочки беспорядочно
валялись на песке. В этот
день даже чайки
истомлены зноем. Они
сидят на песке,
раскрыв клювы и
опустив крылья, или
лениво качаются на
волнах.
Солнце
начинает спускаться в море,
и неугомонные волны играют
весело и шумно,
плескаясь о берег.
Солнце садится, и на
жёлтом песке ложится
розовый отблеск его лучей.
И жалкие кусты
ив, и перламутровые
облака, и волны,
набегавшие на берег,
– всё готовится к
ночному покою. Ночные
тени ложатся не
только на море,
но и на
берег. Вокруг только
безмерное море, посеребренное
луной, и синее,
усеянное звёздами небо.
(165 слов)
(По М. Горькому)
Грамматические задания
1. Объяснить
написание н-нн в
словах.
2. Выполнить
морфологический разбор слов:
Играют –
1-й вариант садится – 2-й
вариант
3. В тексте диктанта
найти простое осложнённое предложение, выписать
его и графически
показать знаки препинания ,
указывая, чем осложнено
предложение.
В первом абзаце
– 1-й вариант во втором
абзаце – 2-й вариант
4. Синтаксический разбор
предложения:
Солнце начинает спускаться в
море, и неугомонные волны играют
весело и шумно,
плескаясь о берег.
– 1-й вариант.
Солнце садится, и на
жёлтом песке ложится
розовый отблеск его лучей.
– 2-й вариант
Источник
Ðàñêèíóëîñü ìîðå øèðîêî,
È âîëíû áóøóþò âäàëè
Òîâàðèù, ìû åäåì äàë¸êî,
Ïîäàëüøå îò íàøåé çåìëè.
Íå ñëûøíî íà ïàëóáå ïåñåí,
È Êðàñíîå ìîðå øóìèò,
À áåðåã ñóðîâûé è òåñíûé,-
Êàê âñïîìíèøü, òàê ñåðäöå áîëèò.
Òàì ðóññêèå ñïÿò àäìèðàëû
È äðåìëþò ìàòðîñû âîêðóã.
Íà íèõ âûðàñòàþò êîðàëëû,
Íà ïàëüöàõ ðàñêèíóòûõ ðóê.
Êîãäà çàñûïàåò ïðèðîäà,
È ÿðêàÿ ñâåòèò ëóíà,
Ãåðîè ïîãèáøåãî ôëîòà
Âñòàþò, ïðîáóæäàÿñü îò ñíà.
Îíè íà÷èíàþò áåñåäó,
Ñî äíà ðàçãîâîðû ñëûøíû.
Î æèçíè ìàòðîññêîé íåëåãêîé
Âñþ íî÷ü ãîâîðÿò ìîðÿêè.
Íà áàêå óæ âîñåìü ïðîáèëî –
Òîâàðèùà íàäî ñìåíèòü.
Ïî òðàïó åäâà îí ñïóñòèëñÿ,
Ìåõàíèê êðè÷èò: «Øåâåëèñü!»
«Òîâàðèù, ÿ âàõòû íå â ñèëàõ ñòîÿòü,-
Ñêàçàë êî÷åãàð êî÷åãàðó,-
Îãíè â ìîèõ òîïêàõ ñîâñåì íå ãîðÿò;
 êîòëàõ íå ñäåðæàòü ìíå óæ ïàðó.
Íåò âåòðà ñåãîäíÿ, íåò ìî÷è ñòîÿòü,
Ñîãðåëàñü âîäà, äóøíî, æàðêî.
Òåðìîìåòð ïîäíÿëñÿ àæ íà ñîðîê ïÿòü,
Áåç âîçäóõà âñÿ êî÷åãàðêà.
Ïîéäè, çàÿâè âñåì, ÷òî ÿ çàáîëåë
È âàõòó, íå êîí÷èâ, áðîñàþ.
Âåñü ïîòîì èñòåê, îò æàðû èçíåìîã,
Ðàáîòàòü íåò ñèë, óìèðàþ!»
Òîâàðèù óøåë, îí ëîïàòó ñõâàòèë,
Ñîáðàâøè ïîñëåäíèå ñèëû,
Äâåðü òîïêè ïðèâû÷íûì òîë÷êîì îòâîðèë,
È ïëàìÿ åãî îçàðèëî.
Ëèöî åãî, ïëå÷è, îòêðûòàÿ ãðóäü,
Ïîò ñ íèõ ñòðóèâøèéñÿ ãðàäîì,
Íî åñëè á êòî ìîã â íèõ òóäà çàãëÿíóòü,
Íàçâàë êî÷åãàðêó áû àäîì.
Êîòëû ïàðîâûå çëîâåùå øóìÿò,
Îò ñèëû ïàðîâ ñîäðîãàÿñü,
Êàê òûñÿ÷è çìåé ïàðû æå øèïÿò,
Èç òðóá êîå-ãäå ïðîáèâàÿñü.
À îí, èçâèâàÿñü ïðåä æàðêèì îãíåì,
Ëîïàòîé áðîñàë ëîâêî óãîëü;
Âíèçó áûëî ìðà÷íî: ëó÷ ñîëíöà è äíåì
Íå ìîæåò ïðîíèêíóòü â òîò óãîë.
Îêîí÷èâ êèäàòü, îí íàïèëñÿ âîäû,-
Âîäû îïðåñíåííîé, íå÷èñòîé,-
Ñ ëèöà åãî ïàäàë ïîò, ñàæè ñëåäû.
Óñëûøàë îí ðå÷ü ìàøèíèñòà:
«Òû, âàõòû íå êîí÷èâ, íå ñìååøü áðîñàòü,
Ìåõàíèê òîáîé íåäîâîëåí;
Òû ê äîêòîðó äîëæåí ïîéòè è ñêàçàòü,-
Ëåêàðñòâî îí äàñò, åñëè áîëåí!»
Çà ïîðû îí ñëàáî õâàòàÿ ðóêîé,
Ââåðõ îí ïî òðàïó çàáðàëñÿ:
«Ïîéäó çà ëåêàðñòâîì â ïðèåìíûé ïîêîé,
Ñíåìîã îò æàðû, çàäûõàþñü».
Íà ïàëóáó âûøåë, ñîçíàíüÿ óæ íåò.
 ãëàçàõ ó íåãî âñ¸ ïîìóòèëîñü
Óâèäåë íà ìèã îñëåïèòåëüíûé ñâåò
Óïàë
Ñåðäöå áîëüøå íå áèëîñü.
Ê íåìó ïîäáåæàëè ñ õîëîäíîé âîäîé,
Ñòàðàÿñü ïðèâåñòü åãî â ÷óâñòâî,
Íî äîêòîð ñêàçàë, ïîêà÷àâ ãîëîâîé:
«Áåññèëüíî çäåñü íàøå èñêóññòâî
»
Âíåçàïíî ìåõàíèê âñêðè÷àë Ïîäëåöû!
Çàäàì ÿ åìó ïðèòâîðÿòüñÿ!
È, òêíóâøè íîãîþ â áîê ìåðòâåöà,
Âåëåë åìó òîò÷àñ óáðàòüñÿ.
Íå ñìåéòåñü âû! ñ óæàñîì äîêòîð âñêðè÷àë,
Îí ìåðòâûé, ñîâñåì çàñòûâàåò!
Ìåõàíèê ñìóùåííûé òîãäà îòâå÷àë:
À ÷¸ðò æå èõ äóøó óçíàåò!
ß äóìàë, ÷òî îí ìíå áåññîâåñòíî âðåò,
Îí íå áûë ïîõîæ íà áîëüíîãî
Êîãäà áû ÿ çíàë, ÷òî îí â ðåéñå óìðåò,
Òî íàíÿë â ïîðòó áû äðóãîãî.
Âñþ íî÷ü â ëàçàðåòå ïîêîéíèê ëåæàë
 ìàòðîññêóþ ðîáó îäåòûé.
 ðóêàõ îí äåøåâóþ ñâå÷êó äåðæàë,
Âîñê òàÿë, æàðîþ ñîãðåòûé
Ïðîñòèòüñÿ ñ òîâàðèùåì óòðîì ïðèøëè
Ìàòðîñû, äðóçüÿ êî÷åãàðà,
Ïîñëåäíèé ïîäàðîê åìó ïîäíåñëè
Êîëîñíèê ãîðåëûé è ðæàâûé.
Ê íîãàì ïðèâÿçàëè åìó êîëîñíèê,
Ïðîñòûíêîþ òðóï îáåðíóëè,
Ïðèøåë êîðàáåëüíûé ñâÿùåííèê-ñòàðèê,
È ñëåçû ó ìíîãèõ ñâåðêíóëè.
Áûë òèõ, íåïîäâèæåí â òîò ìèã îêåàí
Êàê çåðêàëî âîäû áëåñòåëè
ßâèëîñü íà÷àëüñòâî, ïðèøåë êàïèòàí,
È âå÷íóþ ïàìÿòü ïðîïåëè.
Äîñêó ïðèïîäíÿëè äðîæàùåé ðóêîé,
 ñàâàíå òåëî ñêîëüçíóëî,
 ïó÷èíå áåçâåñòíîé, ãëóáîêîé, áîëüøîé
Áëåñòíóâ, è íàâåê óòîíóëî.
È â øóìå ìîðñêîãî ïðèáîÿ çâó÷èò
Ãîòîâüòåñü ê âåëèêîìó áîþ
Çà íàñ ìîðÿêîâ îòîìñòèòå ñâîèõ
Âðàãàì ïóñòü íå áóäåò ïîêîÿ.
Íàïðàñíî ñòàðóøêà æäåò ñûíà äîìîé,
Åé ñêàæóò îíà çàðûäàåò.
À âîëíû áåãóò îò âèíòà çà êîðìîé,
È ñëåä èõ âäàëè ïðîïàäàåò
À âîëíû áåãóò îò âèíòà çà êîðìîé,
È ñëåä èõ âäàëè ïðîïàäàåò
Èñòîðèÿ
Âåðñèÿ 1
Ñîçäàíà íå ïîçäíåå ãðàíè XIXXX âåêîâ íà îñíîâå ïîïóëÿðíîãî â ãîäû Êðûìñêîé âîéíû 1853-56 ãã. ðîìàíñà «Ïîñëå áèòâû» («Íå ñëûøíî íà ïàëóáå ïåñåí », ñë. Í. Ùåðáèíû, 1843, ìóç. À. Ãóðèë¸âà, 1852, òàì æå ñì. ïåðâîíà÷àëüíóþ ìåëîäèþ). Ðîìàíñ áûë î÷åíü ïîïóëÿðåí íà ôëîòå. Îñíîâíîé ñþæåò ïåñíè «Ðàñêèíóëîñü ìîðå øèðîêî» íîâûé, íå ñâÿçàííûé ñ ïåðâîíà÷àëüíûì ðîìàíñîì. Àâòîð îáðàáîòêè òåêñòà ïîýò-ëþáèòåëü Ã. Ä. Çóáàðåâ. Íàðîäíûå âàðèàíòû êîðî÷å àâòîðñêîãî: ðåàëüíî áûòóþò 12-15 êóïëåòîâ èç ïåðâîíà÷àëüíûõ 21.
Èçûñêàííî-ãðóñòíàÿ ïåðâîíà÷àëüíàÿ ìåëîäèÿ Ãóðèë¸âà â ïåñíå ñòàëà çíà÷èòåëüíî ïðîùå. Âèäèìî, ðîìàíñ, ïîïàâ âî ôëîòñêóþ ñðåäó âî âðåìÿ Êðûìñêîé âîéíû, ïðîäîëæàë èçìåíÿòüñÿ, è ê íà÷àëó 1900-õ èòîãîì ýòèõ èçìåíåíèé ñòàëà ïåñíÿ «Ðàñêèíóëîñü ìîðå øèðîêî».
Âåðñèÿ 2
Íàïèñàíà ïî ðåàëüíîìó ñëó÷àþ, ïîýòîì-ëþáèòåëåì Ô¸äîðîì Ïðåäòå÷à â 1906 ãîäó íà ïàðîõîäå «Òèãð». Íà í¸ì ïëûëè ìàòðîñû ñáåæàâøèå ñ Áðîíåíîñöà «Ïîò¸ìêèí».
Ïîñëå ñìåðòè êî÷åãàðà Âàñèëèÿ Ãîí÷àðåíêî, äðóçüÿ Âàñèëèÿ ïîïðîñèëè Ô¸äîðà íàïèñàòü ïðîùàëüíî-ïîìèíàëüíîå ñòèõîòâîðåíèå. Ïåðâûìè îí íàïèñàë ñòðîêè:
Âñþ íî÷ü â ëàçàðåòå ïîêîéíèê ëåæàë  êîñòþìå ìàòðîñà îäåòûé  ðóêàõ âîñêîâóþ ñâå÷ó îí äåðæàë Âîñê òàÿë æàðîþ íàãðåòûé Ïðîñòèòüñÿ ñ òîâàðèùåì óòðîì ïðèøëè Ìàòðîñû, äðóçüÿ êî÷åãàðà. Ïîñëåäíèé ïîäàðîê åìó ïîäíåñëè – Êîëîñíèê îáãîðåëûé è ðæàâûé. Ê íîãàì ïðèâÿçàëè åìó êîëîñíèê, È â áåëûé ñàâàí îáåðíóëè; Íà ïàëóáó âûøåë ñâÿùåííèê-ñòàðèê, È ñë¸çû ó ìíîãèõ áëåñíóëè. Áûë ÷èñò, íåïîäâèæåí â òîò ìèã îêåàí, Êàê çåðêàëî âîäû áëåñòåëè, ßâèëîñü íà÷àëüñòâî, ïðèø¸ë êàïèòàí, È «âå÷íóþ ïàìÿòü» ïðîïåëè.
Äàëåå, ïîñëå ïðèáûòèÿ äîìîé, Ïðåäòå÷à îáðàáîòàë ñâîé òåêñò è äîáàâèë îñòàëüíûå êóïëåòû. ×åðåç íåñêîëüêî ëåò î åãî ïåñíå óçíàë Þðèé Ìîðôåññè êîòîðûé â 1912 ãîäó ñäåëàë ãðàììçàïèñü ïåñíè.
Источник
Голубые дни
Весь май море было тихое, голубые проходили над морем дни. И может, потому, что дни были теплы и тихи, что у человека весною свежа о земле память, бывало, на пароходе не раз – поднимет от работы какой-нибудь из матросов свою светловолосую голову, уставится в голубое и, вспоминая далекую родину, вдруг молвит:
– Веселое, братцы, наше село! Земля у нас сахарная, мужики сытые, бабы круглые. Скотинки худой у нас не найдешь. У нас бык в стаде ходил рога по аршину. Бывало, мимо идем, он землю роет. Кони у нас – лёт, спина как палуба, шея дугой. Улица в селе светлая, колокольня – шестьдесят сажен, строили выше, да обвалилась. Грачи поле обсядут – как черный снег. У нас петух жил – гребень в ладонь. Речка у нас, Гордота, – ры-бы! Бывало, пойдем верши трясть – суму накладешь, рубаху скинешь – накладешь. Да поболе того – назад в речку… От ягоды, бывало, в глазах рябит. Девчата наши по ягоду ходят в лес… Ух, и горячи наши бабы и девки песни играть…
Теперь мне все это – как давнишний молодой сон. Но как памятна каждая подробность этого далекого сна! И я вижу себя совсем юным и легким, с головокружительным ощущением молодости в сердце, с ненасытной жаждой странствовать…
Мы на вахте. Над пароходом и морем ночное лежит небо. Если смотреть на звезды, кажется – чуть колышется небо, и в нем, как неподвижная стрелка, стоит клотик мачты. Из трубы в темно-синее небо черными клубами валит дым, а над ним мигают ясные звезды. Тихо так, что слышен шелест воды, бегущей за бортом. Я стою на спардеке, под капитанским мостиком, у трапа. Слышно, как над нашими головами ходит взад и вперед вахтенный штурман. Иногда он тихо стучит по медному поручню.
– Есть! – говорю, подбегая, останавливаясь в темноте у трапа.
– На лаг! – приказывает штурман.
– Есть на лаг!
Топоча каблуками по пустынной палубе, поспешно бегу на корму, где от уложенных в бухты снастей крепко пахнет смолой и, сгущая синюю темноту ночи, тускло горит под решеткой одинокая лампочка. Когда поднимаюсь на мостик, слева – у невидимого берега – вспыхивает, медленно погасает огонь маяка, на минуту вдруг начинает казаться, что нет парохода, нет ночи и звезд и что все это хороший, молодой, радостный сон.
Мой товарищ по вахте – старый матрос Лоновенко, видавший на своем веку виды, такой широкий и круглый, что даже в темноте огромными кажутся его обтянутые белой рубахой грудь и живот. Пользуясь случаем, он лежит, развалясь, в забытом на спардеке удобном лонгшезе и, чтобы отогнать сон, рассказывает занятные истории из своей жизни. При звездном свете чуть видны его лицо, сложенные на животе руки.
– Силы у меня, дружок, – говорит он, справляясь со своим зычным голосом, – силы у меня очень даже много. В Киеве была со мной история, в городском цирке. Были мы там на борьбе. А борцы всё-то народ тощий, ляжками дрыгают. Вот вызывают из публики желающих бороться. Толкают меня товарищи под бок. “Выйди, – говорят, – Лоновенко, выйди!..” Ну, я взял и вышел. Лезу через скамейки с галерки, а публика во все горло орет. Вылез, стою. А он передо мною сучит голыми ляжками. “Согласны?” – “Согласен, говорю, – за тем и лез”. Оглядел он меня с головы до ног. “Разрешите, говорит, – начинать?” – “Начинайте!” А галерка, известно, мою держит руку. Очень меня это ободрило. Стали мы в позу, по всему правилу, пожали друг дружке руки – и как ухватил я его поперек, заплакали его косточки!.. Подбегает ихний, в колокольчик звонит: “Не по правилу! Не по правилу!..” “Как не по правилу!” А наверху галерка ревмя ревет, мою сторону держит…
Он долго рассказывает о своей силе: о том, как семерых “соленых” греков один уложил в одесском “Медведе”, как, сидя на злом “декохте”, таскал в порту кули и удивлял грузчиков-персов. Многое в его рассказах отдает выдумкой, но какое мне до того дело… Ночь идет тихая, чуть колышется пароход, в синем ночном небе широким потоком льется Млечный Путь, а в нем, раскинувши крылья, летит звездный Лебедь. И мертвенно-белый загорается, опять гаснет над морем молчаливый огонь маяка.
– Расскажи, как вы погибали на “Константине”, – рассеянно говорю я.
Он долго молчит, точно дремлет. Мне видны его белая рубаха, руки на животе, верх белой фуражки.
– О, це було дило! – отвечает он по-украински, подбирая толстые ноги. – Плавали мы тогда на анатолийской. Поганое было время. Закрутил нас под Бургасом штормюга, сбились с курса. А капитан у нас, Лазарев, что теперь на “Николае”, – парень бравый…
Лица его мне не видно, но я очень живо представляю маленькие его глазки, широкие скулы и большой, прикрытый усами рот.
Я стою рядом, прислонясь к холодной стойке, смотрю в море.
– Сели мы тою ночью на камень у самого берега. Штормюга ревет, жгем фальшфейеры, воду качаем. Всех пассажиров приставили к делу. А пароход на той каменюке – как черт на кресту. Вот, думаем, развернет пробоину, сломится пароход пополам. Вышло нам приказание: завозить якорь. Стали мы спускать шлюпку – до половины не спустили: разбило ту шлюпку на мелкие дребезги. Другую кой-как сбросили на воду. Посажались в нее люди, стали завозить якорь. Может, сажен пятнадцать отошли от парохода – перевернуло шлюпку, и пошел ко дну якорь. Осталася на пароходе одна, последняя шлюпка. Призывает нас капитан: так и так, говорит, братцы, осталась у нас одна шлюпка, надо будет завести на берег конец, установить связь… А нам очень хорошо слышно, как у берега бьет о камни прибой… Спустили мы благополучно шлюпку, сели в нее гребцы и третий капитанский помощник. Через час слышим – с берега кричат в рупор, запалили огонь: шлюпку разбило о камни, а люди все живы. Призывает меня капитан Лазарев, вот этак перед собою поставил, смотрит в глаза. “Ну, – говорит, – Лоновенко, последняя на тебя надежда: можешь ли добросить до берега лот?” – “Что ж, – говорю, попытаюсь, авось и доброшу…” – “Стой, – говорит, – обожди, надо тебе подкрепиться для такого дела!..” Налил он мне коньяку стакан полный. “На, – говорит, – выпей…” Выхожу я на палубу: пароход на камне весь так и трясется, мачта пляшет, порвало ванты. Под мачтой как раз и приходилась пробоина. Пассажиры, что безголовые куры, цапаются за руки. “Цыц, говорю, – не мешайте!” Сейчас скинул я с себя все до сподних, вылез на бушприт, кончиком притянулся – ну, благослови, думаю, боже! – стал крутить лот… Бросил – самую малость до берега не докинул. А позади весь пароход на меня смотрит, капитан с людьми стоит, дожидает: на меня вся надежда. Такая меня разобрала досада: разорвусь, думаю, а докину… Опять я смотал лотлинь, начал над головою крутить, аж гудёт, слышу, – кинул… Зарябило у меня в глазах. Слушаю, сквозь ветер кричат и с берега потянули: есть! Не подкачал Лоновенко!.. А сказать – не соврать: до берега саженей сто было хороших…
И опять, помолчав, почесывая под мышкой и скрипя лонгшезом, не вмещающим его тяжелого тела, положив ногу на ногу, продолжает:
– Тою минутою отдали мы на берег манильский конец, приготовили блок, закрепили за мачту, а к блоку принайтовали сетку, что вирают из трюмов грузы. И – раз, раз! – пассажиров в ту сетку сажать по три человека, сперва баб и детей, потом мужиков. Глядеть было страшно, как их с мачты да по концу на берег вниз… Так-то всех переправили, остался на пароходе один пассажир, грек соленый, – видать, из богатых купцов, в шляпе, с чемоданчиком (видно, деньги были), зубами стучит, боится. Подмигнул мне капитан, схватил я того соленого грека поперек хребта, скрутил руки-ноги, бросил в сетку, и только доставили мы его тем порядком на берег сорвалась с палубы мачта, упала в море. И так на малый от меня вершочек, даже содрало кожу с плеча… Остались мы на палубе одни. Собрал нас капитан всех до кучи. “Ну, – говорит, – хлопцы, теперь я вам не капитан больше, каждый теперь действуй по своей воле. А спасение, – говорит, осталось нам всем одно: кто доплывет до берега, тому счастье. А перед тем следует нам всем перекусить и подкрепиться, потому не ели мы целые сутки, а теперь зову вас всех в мою каюту…” Пошли мы в его каюту, матросы и кочегары, поставил он нам на стол все, что у него было. Выпили мы, закусили, начали друг с дружкой прощаться. Говорит нам капитан просто: “Ну, – говорит, – братцы, надевайте теперь пояса и все на бак, – недолго теперь продержится на камне пароход…” И только мы на бак вышли, случилось по его слову: разломился пароход на две части, и посыпались мы с бака в море, как груши с подноса… Пал я в море, кой-как вынырнул из воды и чую: держится за мою ногу человек, и так прочно, словно клещами… Хотел я его пристукнуть, а потом про себя подумал: авось до берега дотяну, будем живы. Сколько я тогда с морем бился, теперь не упомню… Почуял я под рукой камни, выкинуло нас на берег; поднялся я на четвереньки, тот человек со мною – наш третий механик.
Я давно знал о подвиге Лоновенки, силе которого были обязаны своим спасением пассажиры и экипаж погибшего на камнях “Константина”. Сам он рассказывает мне об этом впервые. И я пытаюсь рассмотреть в темноте его лицо, но мне видны только белые его плечи и широкий живот.
– Большую получил награду?
– Получил черта лысого, – отвечает он, поднимаясь и соленое прибавляя словечко. – Им, дьяволам, только свой карман дорог, нашему брату – дулю под нос…
Источник