У хищных птиц при недостатке пищевых ресурсов корм получают

Олимпиада по биологии 7-8 класс (ШЭ 2016-2017). В учебных целях использованы материалы Всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 года. Школьный этап в г.Москва. Всего 35 вопросов. Нет ограничения по времени. В случае явно плохих результатов (после 10 вопроса меньше 15% правильных ответов) тестирование по теме «Олимпиада по биологии 7-8 класс. Москва» заканчивается досрочно! Неудовлетворительная оценка выставляется, если правильных ответов меньше 50% !
ТЕСТ для подготовки к олимпиаде
по биологии 7-8 класс (школьный этап)
1. Часть 1. На каждый вопрос даны четыре варианта ответа.
Необходимо выбрать только один правильный ответ. За правильный ответ +1 балл.
Почка – это:
зачаточный побег
видоизменённый цветок
зачаточный стебель
видоизменённый лист
2.
Для того чтобы под действием корневого давления происходило движение ксилемного сока, необходимо:
достаточное содержание в почве воды
всё перечисленное
достаточное содержание в почве минеральных солей
живые клетки корня
3.
Покрытосеменные растения объединяют в семейства на основе:
внутреннего строения стебля
строения корневой системы
строения цветка и плода
жилкования листьев
4.
Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:
цветок и плод с семенами
корни и побеги
клеточное строение
половой способ размножения
5.
Межклетники губчатой ткани листа заполнены:
углекислым газом и парами воды
водой
воздухом
воздухом и парами воды
6.
К двудомным растениям относится:
яблоня
облепиха
папоротник-орляк
сосна
7.
Грибы имеют более высокую организацию по сравнению с бактериями, так как обладают:
ядром и митохондриями
способностью вступать в симбиоз с растениями
способностью к обмену веществ и энергией
клеточным строением
8.
В состав древесины не входят:
ситовидные трубки
волокна
трахеиды
трахеи
9.
Физиологический процесс испарения воды растением называется:
диффузия
осмос
нижний концевой двигатель
транспирация
10.
Из перечисленных сухой многосемянной плод – это:
орех
листовка
крылатка
семянка
11.
Кольчатые черви отличаются от круглых червей наличием:
кровеносной системы
выделительной системы
пищеварительной системы
нервной системы
12.
К насекомым с неполным превращением относятся:
стрекозы, равнокрылые
прямокрылые, двукрылые
перепончатокрылые, равнокрылые
перепончатокрылые, чешуекрылые
13.
Ленточные черви отличаются от круглых червей отсутствием:
нервной системы
продольных мышц
пищеварительной системы
кутикулы
14.
Рабочие пчёлы являются:
самками, у которых не развиты половые железы
молодыми самками, способными отложить яйца на следующий год
самками, развившимися из неоплодотворённых яиц
самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством
15.
У кого из перечисленных животных отсутствует личиночная стадия развития?
окунь
прыткая ящерица
аксолотль
минога
16.
Какое из образований по происхождению не связано с волосяным покровом?
китовый ус
рог носорога
чешуя панголина
вибриссы кошки
17.
Из каких костей состоит грудная клетка у бесхвостых амфибий?
только из рёбер
только из рёбер и грудины
грудной клетки нет
из рёбер, грудины и туловищных позвонков
18.
Грудина отсутствует у:
утконоса
травяной лягушки
речного окуня
прыткой ящерицы
19.
Один круг кровообращения имеется у:
нильского крокодила
гребёнчатого тритона
трески
стегоцефалов
20.
К млекопитающим Голарктической зоогеографической области относятся виды:
утконос, волк, сурок, косуля
суслик, лось, ягуар, выхухоль
лемминг, верблюд, горностай, кошачий лемур
бобр, бизон, рысь, сайгак
21. Часть 2. Далее Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). За каждый правильный вариант ответа +0,4 балла.
Простые листья у:
(несколько вариантов ответа)
томата
карагача
клевера
моркови
конопли
22.
К семейству лилейных относится:
(несколько вариантов ответа)
ромашка
гусиный лук
пшеница
рябчик
горох
23.
Многосемянной плод у:
(несколько вариантов ответа)
рябины
кукурузы
хлопчатника
пшеницы
малины
24.
Возникновение «птичьих базаров» связано с тем, что:
(несколько вариантов ответа)
коллективная защита птенцов от хищников более эффективна
не хватает удобных мест для устройства гнёзд
гнездящиеся здесь птицы всегда охотятся большими стаями
птенцам легче выжить, так как возвращающиеся с добычей взрослые птицы кормят не только своих птенцов, а всех подряд
в таких скоплениях температура среды всегда выше, поэтому меньше энергии тратится на обогрев птенцов
25.
У представителей класса рептилий сердце по своему строению может быть:
(несколько вариантов ответа)
двухкамерным
трёхкамерным
трёхкамерным с неполной перегородкой в желудочке
четырёхкамерным с отверстием в перегородке между желудочками
четырёхкамерным
26. Часть 3. Задания на определение правильности суждений. За каждый правильный ответ +2 балла.
Эфемеры – травянистые многолетние растения с коротким периодом вегетации.
27.
Гелиофиты являются экологической группой растений, существующей в условиях избытка солнечного света.
28.
В пресных водоёмах можно встретить представителей мохообразных, папоротникообразных и голосеменных раст
29.
Все хвойные и пальмы – вечнозелёные растения.
30.
У семенных растений отсутствуют жгутиковые клетки.
31.
Микронуклеус инфузорий является диплоидным ядром.
32.
Скаты и акулы являются исключительно морскими рыбами.
33.
Металлически-синяя окраска перьев птиц обусловлена не наличием пигментов, а их физическим строением.
34.
Конечности насекомых состоят из четырёх отделов.
35.
У хищных птиц при недостатке пищевых ресурсов корм получают главным образом старшие птенцы, в то время как младшие погибают
Навигация по записям
Источник
Олимпиада по биологии 7-8 класс (ШЭ 2016-2017) . Использованы материалы Всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 года. Школьный этап в г.Москва. Всего 35 вопросов. Нет ограничения по времени. В случае явно плохих результатов (после 10 вопроса меньше 15% правильных ответов) тестирование по теме «Олимпиада по биологии 7-8 класс. Москва» заканчивается досрочно! Неудовлетворительная оценка выставляется, если правильных ответов меньше 50% !
1. Часть 1. На каждый вопрос даны четыре варианта ответа.
Необходимо выбрать только один правильный ответ. За правильный ответ +1 балл.
Почка – это:
видоизменённый лист
видоизменённый цветок
зачаточный побег
зачаточный стебель
2.
Для того чтобы под действием корневого давления происходило движение ксилемного сока, необходимо:
всё перечисленное
достаточное содержание в почве воды
достаточное содержание в почве минеральных солей
живые клетки корня
3.
Покрытосеменные растения объединяют в семейства на основе:
строения цветка и плода
внутреннего строения стебля
строения корневой системы
жилкования листьев
4.
Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:
цветок и плод с семенами
клеточное строение
половой способ размножения
корни и побеги
5.
Межклетники губчатой ткани листа заполнены:
воздухом
углекислым газом и парами воды
воздухом и парами воды
водой
6.
К двудомным растениям относится:
сосна
яблоня
папоротник-орляк
облепиха
7.
Грибы имеют более высокую организацию по сравнению с бактериями, так как обладают:
способностью вступать в симбиоз с растениями
способностью к обмену веществ и энергией
клеточным строением
ядром и митохондриями
8.
В состав древесины не входят:
трахеиды
трахеи
ситовидные трубки
волокна
9.
Физиологический процесс испарения воды растением называется:
транспирация
диффузия
осмос
нижний концевой двигатель
10.
Из перечисленных сухой многосемянной плод – это:
крылатка
листовка
семянка
орех
11.
Кольчатые черви отличаются от круглых червей наличием:
выделительной системы
кровеносной системы
пищеварительной системы
нервной системы
12.
К насекомым с неполным превращением относятся:
прямокрылые, двукрылые
перепончатокрылые, чешуекрылые
перепончатокрылые, равнокрылые
стрекозы, равнокрылые
13.
Ленточные черви отличаются от круглых червей отсутствием:
продольных мышц
кутикулы
пищеварительной системы
нервной системы
14.
Рабочие пчёлы являются:
молодыми самками, способными отложить яйца на следующий год
самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством
самками, развившимися из неоплодотворённых яиц
самками, у которых не развиты половые железы
15.
У кого из перечисленных животных отсутствует личиночная стадия развития?
аксолотль
окунь
минога
прыткая ящерица
16.
Какое из образований по происхождению не связано с волосяным покровом?
чешуя панголина
рог носорога
китовый ус
вибриссы кошки
17.
Из каких костей состоит грудная клетка у бесхвостых амфибий?
из рёбер, грудины и туловищных позвонков
только из рёбер
только из рёбер и грудины
грудной клетки нет
18.
Грудина отсутствует у:
утконоса
прыткой ящерицы
речного окуня
травяной лягушки
19.
Один круг кровообращения имеется у:
гребёнчатого тритона
стегоцефалов
трески
нильского крокодила
20.
К млекопитающим Голарктической зоогеографической области относятся виды:
лемминг, верблюд, горностай, кошачий лемур
утконос, волк, сурок, косуля
бобр, бизон, рысь, сайгак
суслик, лось, ягуар, выхухоль
21. Часть 2. Далее Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). За каждый правильный вариант ответа +0,4 балла.
Простые листья у:
(несколько вариантов ответа)
конопли
томата
клевера
карагача
моркови
22.
К семейству лилейных относится:
(несколько вариантов ответа)
пшеница
ромашка
рябчик
горох
гусиный лук
23.
Многосемянной плод у:
(несколько вариантов ответа)
кукурузы
хлопчатника
рябины
пшеницы
малины
24.
Возникновение «птичьих базаров» связано с тем, что:
(несколько вариантов ответа)
в таких скоплениях температура среды всегда выше, поэтому меньше энергии тратится на обогрев птенцов
гнездящиеся здесь птицы всегда охотятся большими стаями
птенцам легче выжить, так как возвращающиеся с добычей взрослые птицы кормят не только своих птенцов, а всех подряд
коллективная защита птенцов от хищников более эффективна
не хватает удобных мест для устройства гнёзд
25.
У представителей класса рептилий сердце по своему строению может быть:
(несколько вариантов ответа)
трёхкамерным
четырёхкамерным с отверстием в перегородке между желудочками
четырёхкамерным
двухкамерным
трёхкамерным с неполной перегородкой в желудочке
26. Часть 3. Задания на определение правильности суждений. За каждый правильный ответ +2 балла.
Эфемеры – травянистые многолетние растения с коротким периодом вегетации.
27.
Гелиофиты являются экологической группой растений, существующей в условиях избытка солнечного света.
28.
В пресных водоёмах можно встретить представителей мохообразных, папоротникообразных и голосеменных раст
29.
Все хвойные и пальмы – вечнозелёные растения.
30.
У семенных растений отсутствуют жгутиковые клетки.
31.
Микронуклеус инфузорий является диплоидным ядром.
32.
Скаты и акулы являются исключительно морскими рыбами.
33.
Металлически-синяя окраска перьев птиц обусловлена не наличием пигментов, а их физическим строением.
34.
Конечности насекомых состоят из четырёх отделов.
35.
У хищных птиц при недостатке пищевых ресурсов корм получают главным образом старшие птенцы, в то время как младшие погибают
Навигация по записям
Источник
Часть A (только один правильный ответ)
A1. Экологический фактор, регулирующий переход растений к цветению и плодоношению, это:
1) длина светового дня;
2) количество органических веществ в почве;
3) степень антропогенной нагрузки;
4) количество осадков.
A2. К планктону относятся:
1) камбалы и скаты; | 3) кораллы и губки; |
2) сельди и ставриды; | 4) циклопы и дафнии. |
A3. Какой фактор является ограничивающим для растений, обитающих на большой глубине?
1) температура; | 3) количество углекислого газа; |
2) свет; | 4) соленость воды. |
A4. Продуценты выполняют функцию:
1) потребления органических веществ;
2) переработки органических веществ;
3) создания органических веществ из неорганических;
4) создания органических веществ из органических.
A5. Выберите антропогенный фактор:
1) распашка целины;
2) поедание тлей божьими коровками;
3) весенний разлив реки;
4) взрыв численности саранчи в степях.
A6. Примером симбиоза являются взаимоотношения между:
1) азотфиксирующими бактериями и бобовыми растениями;
2) белой планарией и личинками водных насекомых;
3) акулой и рыбой-лоцманом;
4) гиенами и львами.
A7. В экосистеме широколиственного леса консументами второго порядка являются:
1) жук-листорез; | 3) дождевой червь; |
2) черный дрозд; | 4) лось обыкновенный. |
A8. Какой фактор можно отнести к абиотическим?
1) поедание малины медведем;
2) снегопад зимой;
3) уничтожение сорняков на полях;
4) охота на пушного зверя.
A9. Какая пастбищная цепь составлена правильно?
1) мертвое дерево, жук-короед, дятел, ястреб-тетеревятник;
2) тля, синица, сокол;
3) желудь, кабан, волк, иксодовый клещ;
4) дождевой червь, скворец, орел.
A10. Возрастная структура популяции — это:
1) количество особей, входящих в нее;
2) соотношение особей разного возраста;
3) плотность населения на единицу площади;
4) соотношение самцов и самок.
A11. Какой пример характеризует конкурентные отношения?
1) лисица и заяц-беляк; | 3) широкий лентец и выдра; |
2) тигр и лев; | 4) рысь и волк. |
A12. Кто предложил термин «биогеоценоз»?
1) А. Тенсли; 2) В. Сукачев; 3) В. Вернадский; 4) П. Либих.
A13. Наиболее продуктивным сообществом считается:
1) дубрава; | 3) еловый лес; |
2) полупустыня; | 4) городской лесопарк. |
A14. Выберите признак, характерный для агроценозов:
1) длинные пищевые цепи;
2) невозможность к самовозобновлению;
3) замкнутый круговорот веществ;
4) высокое видовое разнообразие.
A15. Какой фактор не регулирует численность травоядных организмов в сообществе?
1) длинная холодная и малоснежная зима;
2) недостаток пищевых ресурсов;
3) отсутствие хищников;
4) избыток насекомоядных птиц.
A16. К редуцентам в сообществе относятся:
1) травоядные животные; | 3) клещи-паразиты; |
2) грибы и бактерии; | 4) водоросли и цианобактерии. |
A17. Основная причина сукцессии — это:
1) смена одного сообщества другим;
2) несбалансированность круговорота веществ;
3) сезонные климатические изменения;
4) жизнедеятельность живых организмов.
A18. Какой процесс определяет численность популяции?
1) половая структура; | 3) плотность населения; |
2) иммиграция и эмиграция; | 4) видовой состав. |
A19. Основной источник энергии для большинства сообществ — это:
1) органические вещества живых организмов;
2) минеральные вещества почвы;
3) тепловая энергия Земли;
4) солнечный свет.
A20. В чем заключается саморегуляция в экосистеме?
1) ни один вид полностью не уничтожается;
2) количество особей популяции уменьшается;
3) в почве накапливаются растительные остатки;
4) между организмами возникает конкуренция.
A21. Космическую роль в сообществе выполняют:
1) зеленые растения; | 3) хищники; |
2) травоядные животные; | 4) грибы и бактерии. |
A22. Круговорот веществ в биосфере обеспечивают:
1) живые организмы; | 3) деятельность человека; |
2) абиогенные процессы; | 4) осадочные горные породы. |
A23. Атмосферный азот переходит в нитраты благодаря действию:
1) нитрифицирующих бактерий;
2) клубеньковых бактерий;
3) бактерий гниения;
4) водородных бактерий.
A24. Учение о биосфере создано:
1) В. Вернадским; 2) В. Сукачевым; 3) Э. Зюссом; 4) Т. де Шарденом.
A25. Накопление в раковинах моллюсков кальция — пример функции живого
вещества:
1) энергетической;
2) окислительно-восстановительной;
3) газовой;
4) концентрационной.
A26. Круговорот какого вещества в основном обеспечивается солнечной энергией?
1) воды; 2) кислорода; 3) серы; 4) азота.
A27. К биокосным веществам, согласно В. Вернадскому, относятся:
1) нефть и торф;
2) полиметаллические руды;
3) почва и ил;
4) водоемы Земли.
A28. Синонимом термина «круговорот веществ» является:
1) превращение веществ;
2) биогенная миграция атомов;
3) преобразование веществ;
4) саморазвитие сообщества.
A29. Высшая стадия развития биосферы – это:
1) литосфера; 2) ноосфера; 3) тропосфера; 4) ноогенез.
A30. Какие организмы возвращают в почву соединения серы и фосфора?
1) дождевые черви; | 3) корни растений; |
2) почвенные бактерии; | 4) шляпочные грибы. |
A31. Биосфера сильнее всего преобразуется в результате:
1) природных явлений;
2) жизнедеятельности живых существ;
3) воздействия солнечного света;
4) гравитационных сил.
A32. Биогенное вещество – это:
1) совокупность всех живых организмов биосферы;
2) совокупность всего живого и неживого в биосфере;
3) вещество, созданное живыми организмами;
4) вещество, созданное живым и неживым.
A33. Для защиты природных сообществ от загрязнения:
1) создают заповедники и заказники;
2) уменьшают добычу полезных ископаемых;
3) внедряют малоотходные технологии;
4) запрещают доступ людей в природные сообщества.
A34. Как называется охраняемая территория, на которой запрещены все виды хозяйственной деятельности?
1) заказник; | 3) национальный парк; |
2) заповедник; | 4) природный парк. |
A35. Чем вызван парниковый эффект?
1) увеличением температуры в нижних слоях атмосферы;
2) повышением концентрации углекислого газа;
3) уменьшением количества кислорода;
4) действием фреонов.
A36. Причиной кислотных дождей служат попадающие в атмосферу:
1) оксиды азота и серы;
2) оксиды тяжелых металлов;
3) гидроксиды щелочных металлов;
4) кислоты.
Часть B
В заданиях B1-B3 выберите три правильных ответа из шести.
B1. В биогеоценозе симбиотические отношения возникают между:
1) муравьями и тлями;
2) осинами и грибами-подосиновиками;
3) липами и дубами;
4) клевером и шмелями;
5) гидрой и циклопами;
6) стрекозами и комарами.
B2. Как консументом первого, так и консументом второго порядка могут быть:
1) кабан обыкновенный; | 4) большая синица; |
2) ястреб-перепелятник; | 5) полевой воробей; |
3) благородный олень; | 6) сокол сапсан. |
B3. Саморегуляция в сообществе проявляется в:
1) полном уничтожении лисами популяции зайцев;
2) уменьшении количества птенцов у хищных птиц при нехватке корма;
3) гибели растений от пожара;
4) зависимости численности мышей от урожая злаков;
5) усилении территориальной агрессии волков при недостатке пищи;
6) изменении плотности населения грызунов весной и летом.
При выполнении заданий B4-B7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
B4. Установите соответствие между парой организмов и типом их взаимоотношений в сообществе.
ОРГАНИЗМЫ | ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ |
А) эхинококк и волк | 1) комменсализм |
Б) собачий клещ и грызуны | 2) конкуренция |
В) рыба-прилипала и морская черепаха | 3) паразитизм |
Г) речная минога и лещ | |
Д) орел-могильник и беркут | |
Е) черный дрозд и певчий дрозд |
B5. Установите соответствие между признаками и типом экосистемы, для которой они характерны.
ПРИЗНАК | ТИП ЭКОСИСТЕМЫ |
А) небольшой видовой состав | 1) агроценоз |
Б) короткие пищевые цепочки | 2) природная экосистема |
В) саморегуляция и устойчивость во времени | |
Г) незамкнутый круговорот веществ | |
Д) замкнутый круговорот веществ |
B6. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами.
ПРИМЕРЫ | ФАКТОРЫ |
А) распашка заливного луга | 1) абиотические |
Б) накопление свинца в растениях вдоль автострад | 2) антропогенные |
В) выпадение месячной нормы осадков за несколько дней | |
Г) смыв удобрений в реки из-за ливневых дождей | |
Д) резкое похолодание в начале лета |
B7. Установите соответствие между процессом и функцией живого вещества.
ПРОЦЕСС | ФУНКЦИЯ |
А) накопление кремния в стебле хвощей | 1) газовая |
Б) преобразование Mn0 в Mn+4 | 2) концентрационная |
В) выделение кислорода при фотосинтезе Г) превращение ионов Fe(II) в Fe(III) | 3) окислительно-восстановительная |
Д) фиксация атмосферного азота бактериями | |
Е) повышение концентрации йода в клетках морских водорослей |
B8. Установите последовательность процессов, происходящих при вторичной сукцессии:
1) формируется ельник;
2) участок зарастает травами;
3) возникает смешанный лес;
4) вырубка ельника;
5) появляются кустарники;
6) развивается лиственный лес;
7) появляется подрост из елей.
Часть C
C1. Какие приспособления для выживания есть у растений, обитающих в засушливых регионах? Назовите не менее трех приспособлений.
C2. Что произойдет с сообществом, если в нем будут практически полностью уничтожены все хищники? Приведите не менее трех изменений.
C3. Для чего в сообществе необходимы редкие виды, если их численность очень низка и на сообщество они практически не оказывают никакого воздействия?
C4. На полях человек вынужден постоянно бороться с вредителями (насекомыми, грызунами и т.д.), хотя в естественных экосистемах эти виды обладают гораздо меньшей численностью. Как вы можете объяснить этот факт?
C5. К каким экологическим последствиям может привести попадание в водоем большого количества сырой нефти? Назовите не менее трех таких последствий.
C6. Объясните, какие функциональные группы организмов обеспечивают круговорот кислорода и углекислого газа в биосфере. Назовите роль каждой группы.
Проверь себя!
Источник