У хищных птиц при недостатке пищевых ресурсов корм получают

У хищных птиц при недостатке пищевых ресурсов корм получают thumbnail

Олимпиада по биологии 7-8 класс (ШЭ 2016-2017). В учебных целях использованы материалы Всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 года. Школьный этап в г.Москва. Всего 35 вопросов. Нет ограничения по времени. В случае явно плохих результатов (после 10 вопроса меньше 15% правильных ответов) тестирование по теме «Олимпиада по биологии 7-8 класс. Москва» заканчивается досрочно! Неудовлетворительная оценка выставляется, если правильных ответов меньше 50% !

ТЕСТ для подготовки к олимпиаде
по биологии 7-8 класс (школьный этап)

1. Часть 1. На каждый вопрос даны четыре варианта ответа.
Необходимо выбрать только один правильный ответ. За правильный ответ +1 балл.

Почка – это:

зачаточный побег

видоизменённый цветок

зачаточный стебель

видоизменённый лист

2.

Для того чтобы под действием корневого давления происходило движение ксилемного сока, необходимо:

достаточное содержание в почве воды

всё перечисленное

достаточное содержание в почве минеральных солей

живые клетки корня

3.

Покрытосеменные растения объединяют в семейства на основе:

внутреннего строения стебля

строения корневой системы

строения цветка и плода

жилкования листьев

4.

Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:

цветок и плод с семенами

корни и побеги

клеточное строение

половой способ размножения

5.

Межклетники губчатой ткани листа заполнены:

углекислым газом и парами воды

водой

воздухом

воздухом и парами воды

6.

К двудомным растениям относится:

яблоня

облепиха

папоротник-орляк

сосна

7.

Грибы имеют более высокую организацию по сравнению с бактериями, так как обладают:

ядром и митохондриями

способностью вступать в симбиоз с растениями

способностью к обмену веществ и энергией

клеточным строением

8.

В состав древесины не входят:

ситовидные трубки

волокна

трахеиды

трахеи

9.

Физиологический процесс испарения воды растением называется:

диффузия

осмос

нижний концевой двигатель

транспирация

10.

Из перечисленных сухой многосемянной плод – это:

орех

листовка

крылатка

семянка

11.

Кольчатые черви отличаются от круглых червей наличием:

кровеносной системы

выделительной системы

пищеварительной системы

нервной системы

12.

К насекомым с неполным превращением относятся:

стрекозы, равнокрылые

прямокрылые, двукрылые

перепончатокрылые, равнокрылые

перепончатокрылые, чешуекрылые

13.

Ленточные черви отличаются от круглых червей отсутствием:

нервной системы

продольных мышц

пищеварительной системы

кутикулы

14.

Рабочие пчёлы являются:

самками, у которых не развиты половые железы

молодыми самками, способными отложить яйца на следующий год

самками, развившимися из неоплодотворённых яиц

самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством

15.

У кого из перечисленных животных отсутствует личиночная стадия развития?

окунь

прыткая ящерица

аксолотль

минога

16.

Какое из образований по происхождению не связано с волосяным покровом?

китовый ус

рог носорога

чешуя панголина

вибриссы кошки

17.

Из каких костей состоит грудная клетка у бесхвостых амфибий?

только из рёбер

только из рёбер и грудины

грудной клетки нет

из рёбер, грудины и туловищных позвонков

18.

Грудина отсутствует у:

утконоса

травяной лягушки

речного окуня

прыткой ящерицы

19.

Один круг кровообращения имеется у:

нильского крокодила

гребёнчатого тритона

трески

стегоцефалов

20.

К млекопитающим Голарктической зоогеографической области относятся виды:

утконос, волк, сурок, косуля

суслик, лось, ягуар, выхухоль

лемминг, верблюд, горностай, кошачий лемур

бобр, бизон, рысь, сайгак

21. Часть 2. Далее Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). За каждый правильный вариант ответа +0,4 балла.

Простые листья у:

(несколько вариантов ответа)

томата

карагача

клевера

моркови

конопли

22.

К семейству лилейных относится:

(несколько вариантов ответа)

ромашка

гусиный лук

пшеница

рябчик

горох

23.

Многосемянной плод у:

(несколько вариантов ответа)

рябины

кукурузы

хлопчатника

пшеницы

малины

24.

Возникновение «птичьих базаров» связано с тем, что:

(несколько вариантов ответа)

коллективная защита птенцов от хищников более эффективна

не хватает удобных мест для устройства гнёзд

гнездящиеся здесь птицы всегда охотятся большими стаями

птенцам легче выжить, так как возвращающиеся с добычей взрослые птицы кормят не только своих птенцов, а всех подряд

в таких скоплениях температура среды всегда выше, поэтому меньше энергии тратится на обогрев птенцов

25.

У представителей класса рептилий сердце по своему строению может быть:

(несколько вариантов ответа)

двухкамерным

трёхкамерным

трёхкамерным с неполной перегородкой в желудочке

четырёхкамерным с отверстием в перегородке между желудочками

четырёхкамерным

26. Часть 3. Задания на определение правильности суждений. За каждый правильный ответ +2 балла.

Эфемеры – травянистые многолетние растения с коротким периодом вегетации.

28.

В пресных водоёмах можно встретить представителей мохообразных, папоротникообразных и голосеменных раст

29.

Все хвойные и пальмы – вечнозелёные растения.

30.

У семенных растений отсутствуют жгутиковые клетки.

31.

Микронуклеус инфузорий является диплоидным ядром.

32.

Скаты и акулы являются исключительно морскими рыбами.

33.

Металлически-синяя окраска перьев птиц обусловлена не наличием пигментов, а их физическим строением.

34.

Конечности насекомых состоят из четырёх отделов.

35.

У хищных птиц при недостатке пищевых ресурсов корм получают главным образом старшие птенцы, в то время как младшие погибают

Навигация по записям

Источник

Олимпиада по биологии 7-8 класс (ШЭ 2016-2017) . Использованы материалы Всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 года. Школьный этап в г.Москва. Всего 35 вопросов. Нет ограничения по времени. В случае явно плохих результатов (после 10 вопроса меньше 15% правильных ответов) тестирование по теме «Олимпиада по биологии 7-8 класс. Москва» заканчивается досрочно! Неудовлетворительная оценка выставляется, если правильных ответов меньше 50% !

1. Часть 1. На каждый вопрос даны четыре варианта ответа.
Необходимо выбрать только один правильный ответ. За правильный ответ +1 балл.

Почка – это:

видоизменённый лист

видоизменённый цветок

зачаточный побег

зачаточный стебель

2.

Для того чтобы под действием корневого давления происходило движение ксилемного сока, необходимо:

всё перечисленное

достаточное содержание в почве воды

достаточное содержание в почве минеральных солей

живые клетки корня

3.

Покрытосеменные растения объединяют в семейства на основе:

строения цветка и плода

внутреннего строения стебля

строения корневой системы

жилкования листьев

4.

Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:

цветок и плод с семенами

клеточное строение

половой способ размножения

корни и побеги

5.

Межклетники губчатой ткани листа заполнены:

воздухом

углекислым газом и парами воды

воздухом и парами воды

водой

6.

К двудомным растениям относится:

сосна

яблоня

папоротник-орляк

облепиха

7.

Грибы имеют более высокую организацию по сравнению с бактериями, так как обладают:

способностью вступать в симбиоз с растениями

способностью к обмену веществ и энергией

клеточным строением

ядром и митохондриями

8.

В состав древесины не входят:

трахеиды

трахеи

ситовидные трубки

волокна

9.

Физиологический процесс испарения воды растением называется:

транспирация

диффузия

осмос

нижний концевой двигатель

10.

Из перечисленных сухой многосемянной плод – это:

крылатка

листовка

семянка

орех

11.

Кольчатые черви отличаются от круглых червей наличием:

выделительной системы

кровеносной системы

пищеварительной системы

нервной системы

12.

К насекомым с неполным превращением относятся:

прямокрылые, двукрылые

перепончатокрылые, чешуекрылые

перепончатокрылые, равнокрылые

стрекозы, равнокрылые

13.

Ленточные черви отличаются от круглых червей отсутствием:

продольных мышц

кутикулы

пищеварительной системы

нервной системы

14.

Рабочие пчёлы являются:

молодыми самками, способными отложить яйца на следующий год

самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством

самками, развившимися из неоплодотворённых яиц

самками, у которых не развиты половые железы

15.

У кого из перечисленных животных отсутствует личиночная стадия развития?

аксолотль

окунь

минога

прыткая ящерица

16.

Какое из образований по происхождению не связано с волосяным покровом?

чешуя панголина

рог носорога

китовый ус

вибриссы кошки

17.

Из каких костей состоит грудная клетка у бесхвостых амфибий?

из рёбер, грудины и туловищных позвонков

только из рёбер

только из рёбер и грудины

грудной клетки нет

18.

Грудина отсутствует у:

утконоса

прыткой ящерицы

речного окуня

травяной лягушки

19.

Один круг кровообращения имеется у:

гребёнчатого тритона

стегоцефалов

трески

нильского крокодила

20.

К млекопитающим Голарктической зоогеографической области относятся виды:

лемминг, верблюд, горностай, кошачий лемур

утконос, волк, сурок, косуля

бобр, бизон, рысь, сайгак

суслик, лось, ягуар, выхухоль

21. Часть 2. Далее Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). За каждый правильный вариант ответа +0,4 балла.

Простые листья у:

(несколько вариантов ответа)

конопли

томата

клевера

карагача

моркови

22.

К семейству лилейных относится:

(несколько вариантов ответа)

пшеница

ромашка

рябчик

горох

гусиный лук

23.

Многосемянной плод у:

(несколько вариантов ответа)

кукурузы

хлопчатника

рябины

пшеницы

малины

24.

Возникновение «птичьих базаров» связано с тем, что:

(несколько вариантов ответа)

в таких скоплениях температура среды всегда выше, поэтому меньше энергии тратится на обогрев птенцов

гнездящиеся здесь птицы всегда охотятся большими стаями

Читайте также:  Сколько грамм консервов и сухого корма

птенцам легче выжить, так как возвращающиеся с добычей взрослые птицы кормят не только своих птенцов, а всех подряд

коллективная защита птенцов от хищников более эффективна

не хватает удобных мест для устройства гнёзд

25.

У представителей класса рептилий сердце по своему строению может быть:

(несколько вариантов ответа)

трёхкамерным

четырёхкамерным с отверстием в перегородке между желудочками

четырёхкамерным

двухкамерным

трёхкамерным с неполной перегородкой в желудочке

26. Часть 3. Задания на определение правильности суждений. За каждый правильный ответ +2 балла.

Эфемеры – травянистые многолетние растения с коротким периодом вегетации.

27.

Гелиофиты являются экологической группой растений, существующей в условиях избытка солнечного света.

28.

В пресных водоёмах можно встретить представителей мохообразных, папоротникообразных и голосеменных раст

29.

Все хвойные и пальмы – вечнозелёные растения.

30.

У семенных растений отсутствуют жгутиковые клетки.

31.

Микронуклеус инфузорий является диплоидным ядром.

32.

Скаты и акулы являются исключительно морскими рыбами.

33.

Металлически-синяя окраска перьев птиц обусловлена не наличием пигментов, а их физическим строением.

34.

Конечности насекомых состоят из четырёх отделов.

35.

У хищных птиц при недостатке пищевых ресурсов корм получают главным образом старшие птенцы, в то время как младшие погибают

Навигация по записям

Источник

Часть A (только один правильный ответ)
A1. Экологический фактор, регулирующий переход растений к цветению и плодоношению, это:
1) длина светового дня;
2) количество органических веществ в почве;
3) степень антропогенной нагрузки;
4) количество осадков.

A2. К планктону относятся:

1) камбалы и скаты;3) кораллы и губки;
2) сельди и ставриды;4) циклопы и дафнии.

A3. Какой фактор является ограничивающим для растений, обитающих на большой глубине?

1) температура;3) количество углекислого газа;
2) свет;4) соленость воды.

A4. Продуценты выполняют функцию:
1) потребления органических веществ;
2) переработки органических веществ;
3) создания органических веществ из неорганических;
4) создания органических веществ из органических.

A5. Выберите антропогенный фактор:
1) распашка целины;
2) поедание тлей божьими коровками;
3) весенний разлив реки;
4) взрыв численности саранчи в степях.

A6. Примером симбиоза являются взаимоотношения между:
1) азотфиксирующими бактериями и бобовыми растениями;
2) белой планарией и личинками водных насекомых;
3) акулой и рыбой-лоцманом;
4) гиенами и львами.

A7. В экосистеме широколиственного леса консументами второго порядка являются:

1) жук-листорез;3) дождевой червь;
2) черный дрозд;4) лось обыкновенный.

A8. Какой фактор можно отнести к абиотическим?
1) поедание малины медведем;
2) снегопад зимой;
3) уничтожение сорняков на полях;
4) охота на пушного зверя.

A9. Какая пастбищная цепь составлена правильно?
1) мертвое дерево, жук-короед, дятел, ястреб-тетеревятник;
2) тля, синица, сокол;
3) желудь, кабан, волк, иксодовый клещ;
4) дождевой червь, скворец, орел.

A10. Возрастная структура популяции — это:
1) количество особей, входящих в нее;
2) соотношение особей разного возраста;
3) плотность населения на единицу площади;
4) соотношение самцов и самок.

A11. Какой пример характеризует конкурентные отношения?

1) лисица и заяц-беляк;3) широкий лентец и выдра;
2) тигр и лев;4) рысь и волк.

A12. Кто предложил термин «биогеоценоз»?
1) А. Тенсли;    2) В. Сукачев;    3) В. Вернадский;    4) П. Либих.

A13. Наиболее продуктивным сообществом считается:

1) дубрава;3) еловый лес;
2) полупустыня;4) городской лесопарк.

A14. Выберите признак, характерный для агроценозов:
1) длинные пищевые цепи;
2) невозможность к самовозобновлению;
3) замкнутый круговорот веществ;
4) высокое видовое разнообразие.

A15. Какой фактор не регулирует численность травоядных организмов в сообществе?
1) длинная холодная и малоснежная зима;
2) недостаток пищевых ресурсов;
3) отсутствие хищников;
4) избыток насекомоядных птиц.

A16. К редуцентам в сообществе относятся:

1) травоядные животные;3) клещи-паразиты;
2) грибы и бактерии;4) водоросли и цианобактерии.

A17. Основная причина сукцессии — это:
1) смена одного сообщества другим;
2) несбалансированность круговорота веществ;
3) сезонные климатические изменения;
4) жизнедеятельность живых организмов.

A18. Какой процесс определяет численность популяции?

1) половая структура;3) плотность населения;
2) иммиграция и эмиграция;4) видовой состав.

A19. Основной источник энергии для большинства сообществ — это:
1) органические вещества живых организмов;
2) минеральные вещества почвы;
3) тепловая энергия Земли;
4) солнечный свет.

A20. В чем заключается саморегуляция в экосистеме?
1) ни один вид полностью не уничтожается;
2) количество особей популяции уменьшается;
3) в почве накапливаются растительные остатки;
4) между организмами возникает конкуренция.

A21. Космическую роль в сообществе выполняют:

1) зеленые растения;3) хищники;
2) травоядные животные;4) грибы и бактерии.

A22. Круговорот веществ в биосфере обеспечивают:

1) живые организмы;3) деятельность человека;
2) абиогенные процессы;4) осадочные горные породы.

A23. Атмосферный азот переходит в нитраты благодаря действию:
1) нитрифицирующих бактерий;
2) клубеньковых бактерий;
3) бактерий гниения;
4) водородных бактерий.

A24. Учение о биосфере создано:
1) В. Вернадским;    2) В. Сукачевым;    3) Э. Зюссом;    4) Т. де Шарденом.

A25. Накопление в раковинах моллюсков кальция — пример функции живого
вещества:
1) энергетической;
2) окислительно-восстановительной;
3) газовой;
4) концентрационной.

Читайте также:  Корм для овец в домашних условиях

A26. Круговорот какого вещества в основном обеспечивается солнечной энергией?
1) воды;    2) кислорода;    3) серы;    4) азота.

A27. К биокосным веществам, согласно В. Вернадскому, относятся:
1) нефть и торф;
2) полиметаллические руды;
3) почва и ил;
4) водоемы Земли.

A28. Синонимом термина «круговорот веществ» является:
1) превращение веществ;
2) биогенная миграция атомов;
3) преобразование веществ;
4) саморазвитие сообщества.

A29. Высшая стадия развития биосферы – это:
1) литосфера;    2) ноосфера;    3) тропосфера;    4) ноогенез.

A30. Какие организмы возвращают в почву соединения серы и фосфора?

1) дождевые черви;3) корни растений;
2) почвенные бактерии;4) шляпочные грибы.

A31. Биосфера сильнее всего преобразуется в результате:
1) природных явлений;
2) жизнедеятельности живых существ;
3) воздействия солнечного света;
4) гравитационных сил.

A32. Биогенное вещество – это:
1) совокупность всех живых организмов биосферы;
2) совокупность всего живого и неживого в биосфере;
3) вещество, созданное живыми организмами;
4) вещество, созданное живым и неживым.

A33. Для защиты природных сообществ от загрязнения:
1) создают заповедники и заказники;
2) уменьшают добычу полезных ископаемых;
3) внедряют малоотходные технологии;
4) запрещают доступ людей в природные сообщества.

A34. Как называется охраняемая территория, на которой запрещены все виды хозяйственной деятельности?

1) заказник;3) национальный парк;
2) заповедник;4) природный парк.

A35. Чем вызван парниковый эффект?
1) увеличением температуры в нижних слоях атмосферы;
2) повышением концентрации углекислого газа;
3) уменьшением количества кислорода;
4) действием фреонов.

A36. Причиной кислотных дождей служат попадающие в атмосферу:
1) оксиды азота и серы;
2) оксиды тяжелых металлов;
3) гидроксиды щелочных металлов;
4) кислоты.

Часть B
В заданиях B1-B3 выберите три правильных ответа из шести.
B1. В биогеоценозе симбиотические отношения возникают между:
1) муравьями и тлями;
2) осинами и грибами-подосиновиками;
3) липами и дубами;
4) клевером и шмелями;
5) гидрой и циклопами;
6) стрекозами и комарами.

B2. Как консументом первого, так и консументом второго порядка могут быть:

1) кабан обыкновенный;4) большая синица;
2) ястреб-перепелятник;5) полевой воробей;
3) благородный олень;6) сокол сапсан.

B3. Саморегуляция в сообществе проявляется в:
1) полном уничтожении лисами популяции зайцев;
2) уменьшении количества птенцов у хищных птиц при нехватке корма;
3) гибели растений от пожара;
4) зависимости численности мышей от урожая злаков;
5) усилении территориальной агрессии волков при недостатке пищи;
6) изменении плотности населения грызунов весной и летом.

При выполнении заданий B4-B7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
B4. Установите соответствие между парой организмов и типом их взаимоотношений в сообществе.

ОРГАНИЗМЫТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
А) эхинококк и волк1) комменсализм
Б) собачий клещ и грызуны2) конкуренция
В) рыба-прилипала и морская черепаха3) паразитизм
Г) речная минога и лещ
Д) орел-могильник и беркут
Е) черный дрозд и певчий дрозд

B5. Установите соответствие между признаками и типом экосистемы, для которой они характерны.

ПРИЗНАКТИП ЭКОСИСТЕМЫ
А) небольшой видовой состав1) агроценоз
Б) короткие пищевые цепочки2) природная экосистема
В) саморегуляция и устойчивость во времени
Г) незамкнутый круговорот веществ
Д) замкнутый круговорот веществ

B6. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами.

ПРИМЕРЫФАКТОРЫ
А) распашка заливного луга1) абиотические
Б) накопление свинца в растениях вдоль автострад2) антропогенные
В) выпадение месячной нормы осадков за несколько дней
Г) смыв удобрений в реки из-за ливневых дождей
Д) резкое похолодание в начале лета

B7. Установите соответствие между процессом и функцией живого вещества.

ПРОЦЕССФУНКЦИЯ
А) накопление кремния в стебле хвощей1) газовая
Б) преобразование Mn0 в Mn+42) концентрационная
В) выделение кислорода при фотосинтезе

Г) превращение ионов Fe(II) в Fe(III)

3) окислительно-восстановительная
Д) фиксация атмосферного азота бактериями
Е) повышение концентрации йода в клетках морских водорослей

B8. Установите последовательность процессов, происходящих при вторичной сукцессии:
1) формируется ельник;
2) участок зарастает травами;
3) возникает смешанный лес;
4) вырубка ельника;
5) появляются кустарники;
6) развивается лиственный лес;
7) появляется подрост из елей.

Часть C
C1. Какие приспособления для выживания есть у растений, обитающих в засушливых регионах? Назовите не менее трех приспособлений.

C2. Что произойдет с сообществом, если в нем будут практически полностью уничтожены все хищники? Приведите не менее трех изменений.

C3. Для чего в сообществе необходимы редкие виды, если их численность очень низка и на сообщество они практически не оказывают никакого воздействия?

C4. На полях человек вынужден постоянно бороться с вредителями (насекомыми, грызунами и т.д.), хотя в естественных экосистемах эти виды обладают гораздо меньшей численностью. Как вы можете объяснить этот факт?

C5. К каким экологическим последствиям может привести попадание в водоем большого количества сырой нефти? Назовите не менее трех таких последствий.

C6. Объясните, какие функциональные группы организмов обеспечивают круговорот кислорода и углекислого газа в биосфере. Назовите роль каждой группы.

Проверь себя!

Источник