Скр 6 наваливается на корму кэрон

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 ноября 2018;
проверки требует 1 правка.
СКР-6 — сторожевой корабль проекта 35, состоявший в Военно-морских силах СССР с 1966 по 1990 годы. Стал известен после того, как 12 февраля 1988 совершил навал на американский эсминец «Кэрон», который незаконно пересёк морскую границу СССР.
Краткая история службы[править | править код]
Сторожевой корабль СКР-6 был заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде (заводской № 182) 10 апреля 1963. 6 февраля 1964 спущен на воду, 12 марта 1966 зачислен в списки кораблей ВМФ. До 19 мая 1966 относился к подклассу плавказармы. Вступил в строй 30 ноября 1966 и 12 декабря 1966 включен в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота. 28 июля 1967 перечислен в состав Краснознамённого Черноморского Флота и летом 1967 совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Севастополь.
С 1 по 30 июня 1967 и с 1 января по 31 декабря 1968, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. С 19 июля 1976 по 2 марта 1978 и с 23 января 1984 по 8 апреля 1986 на «Севморзаводе» имени С.Орджоникидзе в Севастополе проходил капитальный ремонт. 19 апреля 1990 был исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1 августа 1990 расформирован и позже разделан на металл в Севастополе.
Инцидент в Чёрном море 12 февраля 1988[править | править код]
Навал «Беззаветного» на «Йорктаун»
В начале февраля месяца 1988 года стало известно о предстоящем заходе в Чёрное море ракетного крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» из состава 6-го флота США. Американские корабли, пройдя турецкие проливы, 12 февраля вошли в Чёрное море. Их сразу же взяли под наблюдение корабли разведки Черноморского флота. В тот же день командующему Черноморским флотом адмиралу Михаилу Хронопуло был отдан приказ действовать в соответствии с ранее полученной директивой — в случае нарушения ими госграницы действовать решительно, вплоть до навала на данные корабли. В эту операцию были назначены два сторожевых корабля Черноморского флота: «Беззаветный» и СКР-6. Им надлежало стать основной силой, предназначенной для пресечения возможных действий по нарушению границы территориальных вод страны. По данным центрального командного пункта ВМФ СССР, события в районе между Ялтой и Форосом, куда пришли американцы, выглядели следующим образом:
В 09:45 12 февраля 1988 год (за полчаса до предполагаемого входа американцев в Форосский залив) с «Беззаветного» открытым текстом передали на «Йорктаун»: «Ваш курс ведет к пересечению территориальных вод СССР. Предлагаю лечь на курс 110». Сигнал был оставлен без ответа. Тогда начальник штаба ЧФ приказал командиру «Беззаветного» передать на американский крейсер следующее предупреждение по радио: «По существующим советским законам, право мирного прохода иностранными военными кораблями в этом районе запрещено. Во избежание инцидента настоятельно рекомендую изменить Ваш курс с целью предотвращения нарушения территориальных вод СССР». В 10:15 с «Йорктауна» поступил ответ: «Вас понял. Я ничего не нарушаю. Действую согласно международным правилам».
Тогда в дело вмешался сам командующий ЧФ адмирал Хронопуло, по приказу которого «Беззаветный» передал на американский крейсер предупреждение: «До входа в территориальные воды СССР — 20 кабельтовых. В случае нарушения Вами территориальных вод имею приказ вытеснять Вас вплоть до навала», но в 10:45 «Йорктаун» повторно ответил: «Курс менять не буду. Пользуюсь правом мирного прохода. Ничего не нарушаю». В этот момент оба корабля пересекли границу территориальных вод СССР, и пограничный СКР «Измаил» поднял сигнал: «Вы нарушили границу территориальных вод СССР».
СКР-6 пустился в погоню за американским эсминцем, который уклонялся от навала увеличением скорости хода. Все советские корабли подняли тот же сигнал, что и «Измаил». «Беззаветный» в это время находился на траверзе левого борта «Йорктауна», а СКР-6 следовал в кильватер «Кэрону». Американские корабли продолжали двигаться в сторону крымского побережья. Причины этого были непонятны: или изменение курса не предусматривалось планами американской стороны, или это было вне компетенции командиров кораблей. В 10:56 эсминец «Кэрон», заметив решительный маневр догонявшего его СКР-6, который находился в 150 метрах, спешно поднял сигнал: «Не подходить к борту!» В это же время «Беззаветный» следовал всего в полусотне метров от «Йорктауна». Последовал последний обмен сигналами, который ни к чему не привёл. И тогда оба черноморских сторожевика, резко увеличив ход, начали навал на вдвое более крупные американские корабли.
«Беззаветный» постоянно докладывал на командный пункт флота в Севастополе сообщение о дистанции. На кормовой палубе у борта «Йорктауна» столпились матросы, которые наблюдали за приближением советского сторожевика. Было 11:02, когда «Беззаветный» навалился на левый борт крейсера, со скрежетом прошёлся по леерам и пусковой установке ракет «Гарпун», смяв их. А тем временем СКР-6 навалился на левый борт в кормовой части эсминца «Кэрон», повредив ему шлюпку и шлюпбалку (на самом сторожевике был смят фальшборт и погнуты леерные стойки). Но точный расчет и мастерство командиров обоих кораблей позволили выполнить непростой приказ, продемонстрировав решительность собственных намерений, не переходя при этом опасную грань. Одновременно с этим в этой сложной ситуации удалось избежать более серьёзных повреждений и человеческих жертв.
В 11:40 адмирал Хронопуло передал на оба корабля СССР приказ из Москвы: «Отойти от кораблей США, передать им требование покинуть территориальные воды СССР. Быть готовыми к повторному навалу». Отойдя от американских кораблей на безопасное расстояние, оба сторожевика продолжили сопровождение нарушителей в полной готовности к повторению маневра. Но оба американских корабля легли на курс выхода из территориальных вод и больше не возвращались тем же путём. Выйдя в нейтральные воды, они легли в дрейф, ведя активные переговоры по радио со своим начальством, и взяли курс в сторону Босфора. Больше эти суда не заходили в советские территориальные воды.
Ссылки[править | править код]
- Сторожевой корабль «СКР-6» Черноморского флота
Источник
12 февраля 1988 года – дата, на первый взгляд, ничем не примечательная. Мало кто знает, но при определённом стечении обстоятельств этот день мог стать датой начала Третьей мировой. Слава Богу, в истории этот день остался лишь датой инцидента с американскими крейсером «Йорктаун» и эсминцем «Кэрон», имевших несчастье войти в советские территориальные воды, сообщают “Вести”.
Несмотря на известное потепление в отношениях двух сверхдержав, они продолжали оставаться на грани. На грани развязывания активных боевых действий. Противостояние СССР и США не останавливалось ни на секунду, даже несмотря на известное потепление в отношениях высшего руководства двух стран. По свидетельствам бывшего заведующего международным отделом ЦК КПСС Валентина Фалина, в начале 1988 года американцы всё чаще начали организовывать провокации на Черном море, нарушая воздушное пространство. В тот момент американцы принимали новую военно-морскую доктрину, которая предусматривала удар неядерными средствами по военно-морским объектам СССР.
В первой декаде февраля 1988 года корабли 6-го флота США вошли в Босфор и взяли курс в направлении советского берега. Их встретили два советских сторожевика «Беззаветный» и СКР-6. Около 11 часов утра 12 февраля командир группы сторожевиков доложил, что американские военные суда «Йорктаун» и «Кэрон» направляются в территориальные воды Советского Союза, и им осталось преодолеть всего лишь 2 мили.
СКР-6 наваливается на корму эсминца Кэрон (фото с борта Беззаветный)
Командир начинает диалог с потенциальными нарушителями: «Ваш курс ведёт в советские воды, что недопустимо». И получает ответ: «Мы не нарушаем никаких норм. Продолжаем следовать прежним курсом, на прежней скорости».
Начальник штаба первый заместитель командующего ЧФ СССР вице-адмирал Валентин Селиванов приказал сторожевикам приготовиться к навалу. Навал – это подход на скорости под незначительным углом к борту судна-оппонента и его отталкивание, имеющее целью изменение курса.
Беззаветный и Кэрон (фото с СКР-6)
В противники «Беззаветному» был определён «Йорктаун», а СКР-6 – «Кэрон». Крейсер «Йорктаун» имел в два раза большее водоизмещение, чем советский сторожевик «Беззаветный», а «Кэрон» и вовсе имел 4-х кратное превосходство по водоизмещению над СКР-6.
Американцы, не подозревающие о скором дерзком выпаде со стороны советских сторожевиков, стояли на палубе и смеялись, показывая советским морякам непристойные жесты. Но уже через минуту их буквально смыло с палубы. Это «Беззаветный» прошёлся по левому борту «Йорктауна». Сломана пусковая установка ракет «Гарпун». Снесены все леера, вдребезги разбит командирский катер, местами порван борт и боковая обшива носовой надстройки. Американские моряки тут же сыграли аварийную тревогу и стали поливать из шлангов свою повреждённую пусковую установку. Как рассказывает Владимир Богдашин, командир сторожевика «Беззаветный», на палубу выскочила кормовая аварийная группа, состоящая в основном из чернокожих матросов, и с пожарными шлангами в руках бросилась вниз. Но когда матросы увидели ещё и сломанные висящие головки ракетных комплексов, то взялись за головы и разбежались в разные стороны. И лишь минут через 15 они появились на палубе снова, оглядываясь и пытаясь понять, что же всё-таки там произошло. Они просто не ожидали этого.
Схема маневрирования (+ врезка, подготовлена Владимиром Заборским, капитан 1 ранга)
Эсминец «Кэрон» также поплатился за свою дерзость, оказавшись, однако, более стойким и не изменив прежнего курса. Советскому сторожевику, чтобы остановить наглого нарушителя, пришлось применить не просто навал, а почти что таран. Таранный удар пришелся в место расположения вертолетной площадки корабля. На «Йорктауне» загорелась бортовая краска, воспламенилась площадка вблизи противолодочных ракет. Видя это, эсминец «Кэрон» развернулся и попытался зажать «Беззаветный» в своего рода клещи. Однако угрожающий вид установок РБУ-6000 с глубинными бомбами, готовыми к немедленному применению отрезвил американцев.
«Йорктаун» приступил к подготовке вылета вертолетов, но в этот момент над американскими кораблём появилась пара советских Ми-24 с полной боевой подвеской. Американским морякам ничего не оставалось делать, как немедленно закатить свои машины в ангары. Из советских территориальных вод они вышли в тот же час, двигаясь под неусыпным советским конвоем. Менее чем через 24 часа корабли-неудачники 6-го флота ВМС США взяли курс на выход из враждебного для них Черного моря.
Источник
Украинские военные моряки, попытавшиеся проверить на прочность наших пограничников, похоже, совсем не знают историю. Причем недавнюю. Они забыли о том, какие события разворачивались на Черном море, недалеко от того места, где в воскресенье произошел навал российского катера на украинский буксир.
В 1980-е годы американцы очень любили демонстрировать свое превосходство. Тогда они уже ощущали себя полными хозяевами мира, уверовав в то, что отпор со стороны слабеющего СССР не получат. Нередко корабли ВМС США входили в наши территориальные воды. Почему-то больше всего они любили “шалить” у берегов Крыма. И в конце концов получили по бортам.
13 марта 1986 года ракетный крейсер “Йорктаун” и эсминец “Кэрон” углубились в наши черноморские территориальные воды на целых 6 миль. При этом радары, включая средства радиотехнической разведки, работали на всю свою мощь – корабли находились в полной боеготовности, о чем свидетельствовали вращающиеся орудийные башни. Это стало откровенным вызовом не только для пограничников, но и для командования Черноморского флота.
Главком ВМФ адмирал Владимир Чернавин и принял ту провокацию как личный вызов, о чем позже подробно рассказал в своих мемуарах. Когда ему доложили о том, что американские боевые корабли полным ходом идут к побережью Крыма, он обратился к руководству страны с просьбой разрешить вытеснить чужие боевые корабли из территориальных вод путем опасного маневрирования по их курсу. И получил добро.
Американцы не стали искушать судьбу и ушли в нейтральные воды.
На Совете обороны, состоявшемся летом 1986 года, на котором присутствовали генсек ЦК КПСС Горбачев, председатель КГБ Чебриков, министр обороны Соколов, министр иностранных дел Шеварднадзе и другие высшие лица, специально рассматривали весеннюю провокацию. Было принято решение: если аналогичная ситуация повторится, позволить военным морякам действовать решительно, вплоть до навала бортами своих кораблей на борта чужих.
В течение двух лет особых провокаций не было. Однако 12 февраля 1988 года те же крейсер “Йорктаун” и эсминец “Кэрон” снова направились в территориальные воды СССР в районе Крыма.
Командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Хронопуло, получив разрешение Чернавина, дал команду пресечь провокацию. На перехват ракетного крейсера и эсминца вышли небольшие по размерам сторожевые корабли “Беззаветный” и СКР-6, которыми командовали капитан 2-го ранга Владимир Богдашин и капитан 3-го ранга Анатолий Петров. Напомним хронику последовавших событий, которые позже адмирал Чернавин назвал “последней “военно-морской операцией” в более чем 30-летней “холодной войне”.
В десять часов сорок пять минут крейсер “Йорктаун” и эсминец “Кэрон” пересекают границу СССР.
СКР-6 пошел на перехват эсминца, но тот уклонился от столкновения и продолжил идти вглубь акватории наших территориальных вод. Советские сторожевики начали сближение с кораблями, которые идентифицировались как враждебные нарушители границы. Экипажи наших кораблей, несмотря на несопоставимые по сравнению с американским крейсером и эсминцем габариты, приготовились к навалу.
Вообще соприкосновение бортами судов и кораблей, случающиеся периодически в морской практике, считается грубым нарушением правил судоходства, хотя иногда это происходит по объективным причинам, например во время шторма. Командиры “Йорктауна” и “Кэрона” просто не верили, что кто-то осмелится на них навалиться, хотя со стороны наших кораблей были сделаны соответствующие предупреждения.
Американские моряки столпились у бортов своих кораблей, смеялись, фотографировали приближающиеся советские кораблики, бывшие по сравнению с их крейсером и эсминцем почти игрушечными. Что-то кричали, показывали неприличные жесты. Им было весело.
Но тут происходит невероятное. В одиннадцать часов две минуты сторожевик “Беззаветный” наваливается на левый борт американского крейсера. Скрежет металла и настоящая паника на борту чужого ракетоносца. Всех весельчаков с палубы как ветром сдуло. На крейсере сыграли боевую тревогу. Поздно – корабль получил серьезные повреждения. Согнуты леера, искорежена пусковая установка ракет “Гарпун”, начался пожар. В то же время СКР-6 наваливается на левый борт кормовой части эсминца “Кэрон”.
Командиры американских кораблей в шоке. Такого отпора они никак не ожидали. Идут панические радиограммы в Пентагон. Госдеп отправляет ноты протеста в МИД СССР. Шеварднадзе, “забыв” о решении, принятом на Совете обороны, требует разобраться с теми, кто провоцирует военный конфликт СССР и США. По его разумению, тот конфликт провоцировали не американцы, вторгшиеся в территориальные воды государства, министром иностранных дел которого он был, а те, кто дал им отпор.
В одиннадцать сорок командующий ЧФ передал на “Беззаветный” и СКР-6 приказ отойти от кораблей США, но быть готовыми к повторному навалу.
Повтора не было, побитые ракетный крейсер и эсминец ВМС США с помятыми бортами спешно покинули территориальные воды СССР, а затем и Черное море. Больше американцы подобных провокаций не допускали. Наоборот, Пентагон сделал все, чтобы подружиться с ВМФ СССР. Адмирала Чернавина с супругой пригласили в США, где устроили самый радушный прием.
Эхо события
Круги по воде
15 задержанных украинских моряков уже дают признательные показания, и сейчас их судьбу решает Киевский районный суд Симферополя. Троим из них, получившим во время задержания ранения, оказывается необходимая медицинская помощь, их жизням ничто не угрожает.
Тем временем Верховная рада Украины без особого энтузиазма поддержала своего президента и ввела в стране военное положение, правда, только на месяц и только в 10 областях, граничащих с Россией и Приднестровской молдавской республикой. Украинским военным в очередной раз развязали руки, а украинским радикальным политикам дали очередной повод вволю попиариться на “российской агрессии”.
Но что в итоге? Переносить или отменять президентские выборы Рада отказалась. Вместо ожидаемой реакции США и Европы на инцидент в Черном море – советы Петру Порошенко не накалять обстановку. Вывод из всей этой топорно исполненной провокации здравомыслящие люди могут сделать лишь такой же, как и после нарушения наших границ американскими судами 32 года назад: не надо нас испытывать на прочность. Уже пробовали…
Источник
12 февраля 1988 года на Чёрном море произошли события, которые получили грандиозный резонанс в политических, военных и военно-морских кругах различных стран. В этот день произошёл серьёзный инцидент с участием боевых кораблей 6-го Флота США – крейсера УРО «Йорктаун» и эсминца УРО «Кэрон», пожаловавших в Чёрное море и нарушивших государственную границу СССР.
Многие источники пишут, что это просто провокация. Некоторые американские источники утверждают, что это была спецоперация двух американских кораблей «Caron» и «Yorktown», нашпигованных сложной аппаратурой. Эта система на их борту была способна записывать все данные с советских радаров и сигналы оборонной связи. Но!..
В этот день советский флот как следует дал американцам по морде, am жёстко прекратив провокацию: два боевых корабля США нагло попытались войти в территориальные воды СССР, но были протаранены сторожевыми кораблями Черноморского Флота СССР. Трусливо поджав свои куцые хвосты и показав всему миру своё истинное «лицо», храбрые пожиратели гамбургеров быстро убрались восвояси – побитые корабли «доблестного» 6-го Флота ВМС США с позором покинули негостеприимное для них Чёрное море.
Как сообщали иностранные источники, после инцидента «Йорктаун» несколько месяцев ремонтировался на одной из верфей. ag Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, чем нанёс моральный ущерб престижу американского флота. Конгресс США почти на полгода заморозил бюджет военно-морскому ведомству.

«Никто в отличие от американцев не сдрейфил! Ни одного нарушения, все чётко. Мичман у меня был Шморгунов – просто нечеловеческой силы! И, когда эти «Гарпуны» подходили к нашему борту, он стоял там с верёвкой: «Ещё бы немного, я бы их ракету зацепил и вытащил!» Я его знаю: он наши 120-килограммовые ракеты вручную грузил!»
«Янки не агрессивны, когда им дадут в лоб!..»
Четверть века назад русские моряки наглядно продемонстрировали обнаглевшим генетическим носителям демократии, что такое на самом деле – защищать свою Родину от нахалов. Нам есть кем гордиться и с кого брать пример.

СКР-6 наваливается на корму эсминца «Кэрон» (фото с борта СКР «Беззаветный»)

Второй, самый мощный, таран «Беззаветного» (справа), снят с СКР-6
Американцы стояли на палубе и ржали, показывая советским морякам непристойные жесты, но уже через минуту их буквально смыло с палубы, а на всех записях слышны только ругань, ахи и охи – это «Беззаветный» прошёлся по левому борту «Йорктауна».

Сломана пусковая установка ракет «Гарпун». Снесены все леера, вдребезги разбит командирский катер, местами порваны борт и боковая обшивка носовой надстройки. Американцы тут же сыграли аварийную тревогу.
Как рассказывает Владимир Богдашин (см. видео), командир сторожевика «Беззаветный», на палубу выскочила кормовая аварийная группа, состоящая в основном из чернокожих матросов, и с пожарными шлангами в руках бросилась вниз. Но когда негры увидели ещё и сломанные висящие головки ракетных комплексов, то взялись за головы и разбежались, и в ближайшие 15 минут не появлялись. ag
А тем временем на крейсере начался пожар – СКР-6 прошёлся носом и якорем по вертолётной палубе, круша всё на своём пути.


«Беззаветный» и «Кэрон»
И это при том, что наши СКР в 2-4 раза меньше «американцев». Зато куда решительнее – когда янки попытались поднять в воздух вертолёты, над ними появилась пара наших вертушек с полными подкрыльевыми пилонами. Вертолёты американцы шустро закатили в ангар, потушили пожар и наперегонки кинулись к Босфору.
– Они хороши как мореплаватели. Но психологически слабее. Погибать за родину в их планы не входит… Они были ошарашены: легенда о том, что они самые лучшие, разрушилась. Получили-то они от группы кораблей, которые меньше их. Они же, когда я им помощь предложил (так положено), по каютам сидели. Крейсер был словно мёртвый – настолько в шоке они были...
– Какие политические последствия имел навал?
– Для СССР очень даже неплохие. Командира «Йорктауна» сняли. Американский сенат на полгода заморозил финансирование всех разведпоходов 6-го флота США в районах Средиземного и Чёрного морей. После этого натовские корабли ближе, чем на 120 миль, к нашим берегам не подходили.
– Через год, когда я учился в Военно-морской академии, мне вручили орден Красной Звезды. «Мы знаем, за что, – сказал начальник факультета. – Но здесь написано «за освоение новой техники».


Командир «Беззаветного», ныне контр-адмирал, Владимир Богдашин: «И тут мы стали крушить все подряд…» Выше – отрывки из его интервью. Ниже – полностью:
– Владимир Иванович, зачем это было нужно американцам? Железный занавес рухнул, холодная война закончена, в Союзе начало перестройки…
– И беспорядка. Понимаете, в 1986 году, когда американцы зашли в наши территориальные воды впервые, с советской стороны, кроме протеста, никаких видимых действий не последовало. Но Министерство обороны разработало специальную программу: перед военно-морским флотом была поставлена задача не допустить больше подобных вторжений.
– Насколько я знаю, американцы тогда заявили, что они имеют право мирного прохода через территориальные воды других государств.
– Нагло врали. Да, во всём мире существует подобная практика с целью сокращения пути. Но тогда надо уведомить страну, чью границу вы собираетесь пересечь. Без предупреждения военный корабль другого государства может войти только в том случае, если терпит бедствие или есть угроза жизни членам экипажа. Ничего подобного с американцами не случилось. Они около двух суток провели у берегов Турции, позже проводили учения в открытом море, а потом подошли к нашей границе.
– Вы их сразу обнаружили?
– Понимаете, мы всегда встречали военные корабли иностранных государств у Босфора и «вели» их, постоянно были с ними на связи. Американцы же сразу повели себя некорректно. Они зашли в Чёрное море в полном радиомолчании, мы не могли их обнаружить. Их даже самолёты-разведчики не видели – в тот день был сплошной туман. Тогда здорово помог паром из Ильичёвска. Мы вышли на связь с капитаном и попросили передать нам сигнал, если они встретят суда с определёнными бортовыми номерами. Как только мы этот сигнал получили, успокоились, а вот американцы заметались. Они в течение нескольких часов пытались от нас «отцепиться».
– Вы хотите сказать, что вас спасла случайность?
– Со стороны американцев эта провокация была подготовлена очень серьёзно. Они предусмотрели всё. Кроме парома (смеётся). Их корабли были оснащены новейшей техникой и оружием, на крейсере «Йорктаун» даже вращающихся антенн не было – вместо них специальные фазированные решётки. Но ведь и мы тоже не на шлюпках вышли.
– Что же тогда помешало?
– Рустовские амбиции. Ведь когда немецкий пилот-спортсмен Руст посадил на Красную площадь свой самолёт, на всех военных без исключения легло такое пятно! Обвинили всех – авиацию, ПВО, флот. Нами был получен приказ от генерала армии Третьяка о том, что как только взлетит вертолёт с их корабля – сбивать. Представляете себе этот накал страстей? Мы прекрасно понимали, что сбивать нельзя. Потому что вертолёт мог летать над открытым морем, не нарушая границу. И тогда наши действия будут расценены как нападение, нарушение всех международных правил. Поэтому, когда мы их обнаружили, нам не оставалось ничего другого, кроме как ждать. Но когда они подошли к нашим терводам в районе Севастополя и легли на курс 90 градусов, стало ясно – через час они будут у нас.
– Как далеко зашли американцы в советские территориальные воды?
– «Йорктаун» на пять миль, «Кэрон» – на семь. Это как раз случилось в районе мыса Сарыч – самой южной точки Крымского полуострова.
– Когда вы поняли, что нарушение границы неизбежно, какая первая мысль была?
– Я сразу передал командованию, что через час американские корабли пересекут нашу границу.
– Но что это было – страх, паника?
– Злость. Такая злость! А паниковать причин не было. В тот момент я действовал на автомате, потому что все действия в подобной ситуации были отработаны до мелочей. В 1988 году командиром «Беззаветного» я был уже пять лет. Это один из лучших наших кораблей, у меня 192 человека сильнейшего в Союзе экипажа, за плечами колоссальный опыт. Мы два с половиной года провели на боевой службе в Атлантическом океане и в Средиземном море, выполняли боевые и отрабатывали курсовые задачи. И за это время видели всё – и горели, и тонули, и выполняли политические миссии. «Беззаветный» был одним из самых мощных кораблей в мире по количеству вооружения на объём водоизмещения. Модернизированный ракетный ударный комплекс, два зенитно-ракетных комплекса самообороны, артиллерийская автоматическая двуствольная установка, два четырёхтрубных торпедных аппарата, реактивные бомбомётные установки. И это далеко не всё.
– Если бы не такая серьёзная подготовка, какими могли бы быть результаты?
– Катастрофическими. Когда мы начали сближаться с «Йорктауном», на корабле была объявлена боевая тревога. Зарядили оружие, бомбомёты, торпедные аппараты привели в действие, в баллоны высокого давления набит воздух (для пуска торпед), артиллерийский запас был на линии заряжания.
– А американцы?
– Они не готовились. У них было очень лёгкое, очень интересное настроение. Они высыпали на палубу поглазеть: что будет делать этот русский мелкий кораблик, который в три раза меньше их махины? Они махали руками, показывали на нас пальцами, посмеивались. Среди них были участники предыдущего похода, они никак не ожидали от нас активных действий.
– Экипаж вашего корабля как реагировал?
– Мы были в напряжении, потому что понимали – на этот раз протестами, выраженными флагами на борту, не обойдётся. Всё происходило так стремительно, что не шло даже речи о том, чтобы элементарно почистить зубы и побриться. Я сам не видел, но нам рассказывали, что, когда американцы демонстрировали видеоплёнку, наш экипаж был похож на полярников, которые вышли на отлов тюленя, – небритые, злые, в канадках (смеётся).
– То есть тарана противник не ожидал?
– Нет. Да сначала о таране и речи не шло. Мы приняли решение оттеснить лёгким касательным ударом. Но скорость была огромной. И при 18 узлах очень сильное притяжение, воздушный поток. Когда мы первый раз ударили, то нос стал отходить, а корма приближаться к его корме. На корме у них ракетные установки «Гарпун», у нас на борту – торпедные установки. Если бы «Гарпуны» американцев сорвали нам торпедные аппараты, была бы катастрофа. Температура горения ампульной батареи более 1000 градусов, она бы, как сварка, расплавила всё под собой. Пожар, детонация, объёмный взрыв. От нас обоих только бы дым остался! Вот тогда американцы и испугались!
– Говорят, пожар всё-таки начался?
– На кораблях – нет. Но от первого удара посыпались искры и загорелась краска. Она вспыхнула, пошло огромное дымовое облако. Пограничные корабли передали на берег, что произошёл взрыв и на корабле пожар. Это вызвало шок. Мы-то видели, что нам оборвало леера (ограждение на борту судна. – Прим. автора), оборвался якорь – не самое страшное. Но чтобы предотвратить срыв ракетных установок, принять решение надо было за несколько секунд. Команда – полный вперёд, руль заложили вправо, второй удар, скорость – 26 узлов, 17-градусный крен, поднялась наша корма и… «Беззаветный» днищем залез на американский корабль. На днище у нас была титановая бульба, в ней антенны гидроакустической станции. И вот эта бульба на «Йорктауне» смела всё. Мы смели с левого борта ограждение вертолётной площадки, командирский катер, торпедный аппарат, сломали четыре ракетные установки. У американцев началась паника. К ним подтянулся их второй корабль. Так и шли: «Беззаветный» по центру, справа – «Йорктаун», слева – «Кэрон», довели их до границы, потом мы увеличили ход, развернулись и вернулись на базу. А американцы то, что мы недоломали, срезали сваркой и выбросили за борт, чтобы не опозориться перед миром. Наши ещё шутили: «В результате проведённых действий могу доложить: на кораблях американцев имеется много сварки, варят днём и ночью».
– Как оценили ваши действия на берегу?
– Назвали преступником. За то, что якорь потерял. На флоте это считается позором. У нас ведь как? На всякий случай надо отругать. Как потом сложится – время покажет, но в целях перестраховки надо наехать. За несколько часов я написал массу объяснительных, потом вызвали в Москву. Там особо не хвалили, но не посадили – и то хорошо.
– Могло быть и так?
– Легко. Понимаете, Советский Союз ведь тогда заигрывал с американцами, наши международники не хотели портить отношения. Поэтому меня могли бы им сдать – отдать под суд и посадить.
– За что?
– Формально я нарушил правила. На море ведь они тоже есть. Я должен был уступить ему «дорогу». На манёвры у меня времени не было, но кто бы это учитывал?
– Владимир Иванович, вы хотите сказать, что вас не только не наградили, но ещё и обвинить хотели?
– Меня наградили. Через год, когда я учился в Военно-морской академии в Ленинграде, мне вручили орден Красной Звезды. Мол, ты-то знаешь за что, но мы об этом говорить не будем. Отсюда и формулировка – «За освоение новой техники».
– Вам не обидно?
– Знаете, самое главное в жизни моряка – верить в свою фортуну. Я всегда верил. И всегда любил свою тяжелейшую службу. Время показало: тогда я был абсолютно прав. Этот случай описан в американских учебниках, психологи изучали наши действия, чтобы преподавать американским военным правила поведения в аналогичных ситуациях. А у нас всё постарались забыть. Даже не забыть, а вытереть из истории. Вроде как и не было ничего.
– Вы поэтому ушли с флота?
– Я ушёл только год назад, отдал морю 37 лет своей жизни. И даже сейчас я без моря не могу.
– А вам важно, какое это море?
– Только Чёрное. Оно самое лучшее. Никакие Египты, Кипры, Турции… Поверьте, я это точно знаю.
– Владимир Иванович, что бы вы пожелали нашей молодёжи?
– Меня назвали в честь моего дяди. Ему был 21 год, он командовал взводом разведки и погиб под Сумами. Нас воспитало поколение, выигравшее самую страшную войну. Низкий им за это поклон. И с праздником Победы! Но беда в том, что нас не научили помнить. Мы ведь 9 Мая плачем, обнимаемся, поздравляем всех, а уже 12-го плачут ветераны оттого, что их забывают. Мы живём от праздника до праздника, от мая к маю. Поэтому мне хотелось бы, чтобы, во-первых, наши дети ничего не забывали. А во-вторых, были счастливыми. Потому что только счастливый человек может понять, как тяжело досталось ему это счастье…
Уникальная съёмка с американского крейсера УРО «Йорктаун» беспрецедентного факта боевого тарана американского крейсера советским сторожевиком «Беззаветный».
В 1990 году об этих событиях режиссёром Евгением Шерстобитовым был снят художественный фильм «Проект «Альфа».
источник
Источник