Сколько стоит корм для паука птицееда
Емкость для содержания.
Первое, с чего стоит начать – выбор дома для паука. Не надо сажать маленького ювенильного паука во взрослый террариум, не надо выбирать для него побольше емкость, чтобы “пауку было где погулять”. Они не гуляют. Птицееды ведут засадный образ жизни, и их анатомия устроена так, что никакой атрофии от сидения в узкой развилке коряги или норке у них не возникает.
Сытый и всем довольный зверь не будет носиться по террариуму. Это не белочка и не тушканчик. Для молоди первых линек лучше всего подходят маленькие салатницы с плотно закрывающейся крышкой (маленькие! 10х8х5 см хватит на долгое время), скорее всего паук в ней и продавался. Линьки с 7 можно поискать емкость поудобнее, побольше.
В больших объемах они чувствуют себя неуютно (ну разве что кроме облигатных норников, которые просто копают в углу), могут долго искать корм и просто не будут использовать всю территорию. Постарайтесь пойти против своих убеждений насчет “ему же там тесно!”, так будет проще и вам и питомцу.
Вентиляция.Проделывание вентиляционных отверстий – тоже процесс для первого раза пугающий. Везде написано, что их надо делать, но не написано сколько и как. Что вы делаете, когда хотите максимально хорошо проветрить квартиру? Правильно, сквозняк. Вот и тут так же. Лучше всего раскалить очень тонкий гвоздик и прожечь дырочки, для пластиковых банок использую тонкое сверло. Не надо делать дырки в крышке, лучше сделайте по бокам ряд сверху и ряд снизу, это и создаст циркуляцию воздуха и позволит ставить банки друг на друга, что в скором времени может стать актуальным 🙂 Не забывайте учитывать слой насыпанного субстрата. Для норников так же делаю отверстия у самого дна, так и грунт немного продувается и можно увлажнять его нижние слои.
Поддержание влажности.Если вы прочитали в описании паука требуемую влажность 70-80%, хотите повесить гигрометр и заливать паука водой до нужных показателей на приборе, то сразу расстаньтесь с этой идеей. Ровно как и с идеей купить гигрометр. Лучше потратить эти деньги на покупку красивой поилки под камень. Во-первых, гигрометры часто врут, во-вторых, их еще надо знать, куда именно вешать.Влажность регулируется шириной поилки и количеством политого субстрата. Вот примерные градации:
1) В террариуме только поилка
2) Поилка и немного полит субстрат около нее
3) Полита треть субстрата
4) Полита половина субстрата
5) полито 2/3 субстрата или полит весь. Эти пункты объединены потому, что часто даже у влаголюбивых пауков лежат коряги, на которые воду не льют.
Никаких точных цифр, они нужны только для того, чтобы выбрать нужный пункт. Если паук лезет на стены, то влажность слишком высокая (внимание: это не смотрится через 2 часа после пересадки в новый террариум), если сидит в поилке или бросает туда субстрат, а потом раскидывает по площади террариума, то наоборот, она слишком низкая. Но эти показатели тоже не панацея, нередко бывает, когда сидение на стенке – просто особенность темперамента и не более. Если пауки типа молодых авикулярий спускаются со своих гамаков на землю, то влажность, как правило, тоже слишком низкая.
Еще один важный пункт: забудьте слово “опрыскивание”. Забудьте его, даже если оно написано для новичков. Опрыскивание очень резко поднимает влажность, но при этом ненадолго, т.к. нижние слои грунта не промокают, к тому же следы от капель воды остаются на стенках, что не очень красиво. Пауков поливают, примерно как цветы комнатные. Делается это так: покупаете в аптеке самый большой шприц без иголки, набираете в него воды, открываете емкость со зверем и зигзагообразными движениями льете воду на субстрат. Можно увлажнять и при помощи маленькой лейки.Просто надо смотреть визуально, чтобы грунт намок, но чтобы ничего не затопить. Если паук очень агрессивен, то можно лить через вентиляцию или приподнять самый угол крышки у салатницы и просунуть туда шприц.
Субстрат.Для чего он вообще нужен? Вовсе не для того, чтобы паук не сидел на голом стекле. Более того, часто он нужен киперу гораздо сильнее, чем самому птицееду, конечно, норные виды и молодь копающих древесников используют его для строительства жилья, но еще одно его назначение – поддерживать влажность. Поэтому вопросы про камни или песок в этом качестве и вызывают настолько отрицательные ответы, вода просто будет разливаться по нижним уровням в то время, как верхние пересохнут. Хорошая гигроскопичность – одно из важнейших требований к субстрату. Чаще всего рекомендуется кокосовый субстрат или вермикулит.
Вот примерно их плюсы и минусы:
кокос:
+ естественная органика, ближе всего к природным условиям
+ натуральный внешний вид
+ прекрасно удерживает влагу
+ увлажненная зона четко видна
+ подходит для всех видов пауков, используется при строительстве жилья
– на нем могут возникнуть плесень или грибы
– служит таким же хорошим домом и для других организмов, например, ногохвосток и клещей
– копающие тараканы (мраморы, блаберусы) очень легко в него зарываются
вермикулит:
+ хорошая гигроскопичность
+ паразиты его не уважают
+ любой мусор или остатки паучиной трапезы легко обнаружить и убрать
– абсолютно не подходит для норных видов
– очень плохо видно, насколько он влажный
– внешний вид на любителя
При покупке вермикулита всегда смотрите, чтобы в нем не было лишних примесей!
Слой выбирается из соображений удобства для самого пауковода и с учетом типа паука. Для норников он большой, а вот какой слой насыпать, например, для Avicularia versicolor или для Lasiodora parahybana – исключительно на ваше усмотрение. Чем он толще, тем дольше будет пересыхать. Написанные везде несколько сантиметров – это лишь средняя величина. Всегда подбирайте так, как нравится лично вам.
Заселение.И вот, паук сажается в новый дом. Чуть ранее он пережил массу неприятных моментов, его выловили из прежней емкости, засунули в переноску, долго трясли в дороге. Даже если он ехал в той же салатнице, в которой жил, то все равно тряска и перепады температуры никуда не деваются. Ему нужно время на адаптацию. Не 10 минут, не час, дайте ему хотя бы пару дней на то, чтобы спокойно все исследовать. Нет, он не голоден. Не надо его сразу же кормить.
Спросите у людей, которые держат пауков Brachypelma emilia, Grammostola rosea или Pelinobius muticus (бывший Citharischius crawshayi) про то, что такое терпение и выдержка, они вам много смогут про это рассказать. Не обязательно за эти пару дней пауки будут строить себе паутины или норы, иногда это происходит в первую же ночь, а иногда приходится ждать неделю или больше. Нужно просто следить за пауком, но стараться не беспокоить. Само-собой, паук может испугаться и забраться на стенку, но это не повод тут же менять субстрат на более сухой, т.к. такое поведение именно в данный момент с влажностью может быть не связано.
Линька. Если паук не ел перед линькой 3 недели, а после нее еще 2, то не надо впадать в панику и складывать эти числа, линька – это обновление всего организма. Формула кормления после нее такая же, как и с обычным регулярным кормлением, очень просто запомнить: число линек + 1. То есть паука, перелинявшего с L5 на L6 можно покормить не раньше, чем через неделю или даже немного позже. И еще: облысевший от счесывания волосков абдомен наземников вовсе не является показателем надвигающейся линьки. Потемневший – да. А так это всего лишь признак того, что паука часто тревожили.
Кормление.Птицееды питаются насекомыми, но не едят гаммарус и мясо, так же очень не рекомендуется их кормить позвоночными (мышами, ящерицами, лягушками), что бы ни говорили про это. Это непривычный для них корм, мышь может смертельно ранить птицееда, а остатки от тех же лягушек ощутимо воняют. Если вы живете в небольшом городе, то закажите вместе с пауком пару десятков мраморных тараканов, они занимают мало места, не требуют особого ухода и быстро плодятся. Есть условная формула, отвечающая на вопрос, как часто надо кормить: количество линек+1 день. Не стоит перекармливать паука, это увеличивает шанс получить травму при падении со стенки или грыжу, а так же “разогнанные” (пауки, росшие при повышенной t и которых кормили на убой) звери – не самый лучший вариант для спаривания. Если паук не ест, не нужно раньше времени впадать в панику, были случаи, когда адульты не ели больше года без ощутимого вреда для себя. В том случае, когда условия содержания подобраны адекватно, у паука нет никаких механических повреждений или признаков линьки, и абдомен не выглядит слишком маленьким, то волноваться по поводу отказа от пищи вообще не стоит. Стремительное уменьшение абдомена при отказе от пищи – главный признак того, что можно начать волноваться, но это случается не так часто. Если ваш паук не ест неделю, то забудьте о нем и подождите еще неделю, потом можно предложить на ночь немного придушенный корм (страховка на случай линьки). Не помогло? Спокойно подождите еще неделю и снова дайте корм. А умеренная голодовка им полезна.
Теперь о некоторых самых популярных кормах:
Мраморы
+ неприхотливые
+ дешевые
+ сами плодятся, можно содержать колонию
+ не сильно воняют, если не увлекаться влажностью
+ размер варьируется под паука любого возраста
– могут спрятаться
– не все пауки их любят
– могут быть опасны при линьке
– ходят по стеклу
Туркменские тараканы
+ неприхотливые
+ недорогие
+ не бегают по стеклу
+ не склонны к закапыванию
– неприятно пахнут больше мраморов
– медленно плодятся
– для адульта маленькие, надо кидать очень много
– опасны при линьке, если могут добраться до паука
Крупные тараканы (мадагаскарцы, блаберусы)
+ опять же колония
– дорогие
– даже новорожденные могут не подходить ювенилам некоторых наземников по размеру
– опасны для зверя
– вообще не особенно являются кормом (особенно блаберусы, которых часто жалко скармливать, интересные они)
Сверчки
+ не закапываются
+ пауки их обожают
+ недорогие
– мрут от святого духа
– если колония, то очень большая
– воняют в большинстве случаев
– опасны при линьке
Мыши и лягушки
+ питательно
+ разнообразие
– слишком питательно, пожалуй
– постоянно покупать
– только для адультов, да и то не всех
– запах от остатков
– могут начать разлагаться при высокой температуре до того, как паук завершил трапезу, из-за размера
Зофобас (личинки)
+ питателен
+ хватает надолго
+ недорог
+ хорошо хранится
– закапывается
– опасен при линьке, очень опасен
– с точки зрения питательных веществ не может быть рекомендован как единственный корм, слишком жирная пища
– большой, мелочь выкармливать им возможно, но неудобно
Мучные черви
+ лучше зофобаса подходят для молоди
остальные плюсы и минусы те же практически
Опарыш и мотыль
+ можно найти в рыболовных магазинах
+ хорошо подходят для мелочи
+ не пытаются слопать паука во время линьки
– для мелочи исключительно
– покупать все время
– опарыш более чем оперативно закапывается
Мухи
+ идеальный корм для мелких авиков, тапков и т.п.
+ относительно легко выводятся
+ при наличии доступа к опарышу и холодильнику есть всегда
– только для мелочи
– не питательны
-требуют возни с холодильником и ловкости рук при доставании (иначе из салатницы разлетаются по квартире)
Мотыльки ночные
+ размер на любой вкус, какой поймаешь
+ древесники в восторге
+ не грызут пауков
– только летом
– есть некоторый риск, как и с любым кормом, пойманным в адекватных условиях.
Освещение и обогрев.Никакого специального освещения паукам-птицеедам не нужно совсем. Советуем вместо хагеновских красных ламп купить просто китайский фонарик за 100 рублей, с ним можно наблюдать ночную жизнь паука, осматривать субстрат на предмет наличия паразитов и плесени, светить на экзувий при определении пола. Для этих ночных созданий не нужен искусственный световой день, их более чем устроит просто полумрак комнаты.
Обогрев – более тонкая область. Самое первое, что нужно сделать, так это убедиться, а нужен ли он вам вообще. Если в описании необходимых для конкретного вида условий указаны, например, 24-28 градусов, а у вас в комнате осенью (пока еще не включили отопление) всего 22, то это еще не повод бежать в магазин за термоковриком. Когда обогрев все же требуется, можно рассмотреть вариант покупки масляного обогревателя, цена у него не то что бы очень высокая, зато
греет и паука и его хозяина, что тоже немаловажно. При использовании термошнура или термоковрика всегда создавайте теплую и холодную зоны в террариуме, если не хотите поджарить своего питомца. Никогда не кладите эти нагревательные элементы под него! Они крепятся к задней стенке снаружи, и паук сам сможет выбрать, хочет он сидеть поближе к теплу или нет.
Источник – https://www.tarantulas.ru
Источник
Íå áûëî ó áàáû õëîïîò, òàê êóïèëà áàáà ïîðîñÿ ïàóêà-ïòèöååäà
 íåêîòîðîé ñòåïåíè ïîñò ðåìåéê ìîåãî ïðåäûäóùåãî ïîñòà ïðî ïàóêîâ-ïòèöååäîâ, òàê êàê òåïåðü ÿ íåäîâîëåí êà÷åñòâîì è ñîäåðæàíèåì ïîñòà, äà è ñ òåõ ïîð ÷òî-òî íîâîå äëÿ ñåáÿ óçíàë.
Ñ ðàííåãî äåòñòâà ÿ áûë èç òåõ äåòåé, êîòîðûå ñ óïîåíèåì ñëóøàëè Íèêîëàÿ Äðîçäîâà, ñìîòðåëè «Ïðîãóëêè ñ äèíîçàâðàìè» è æàëåëè, ÷òî â ñðåäíåé ïîëîñå Íàøåé Íåîáúÿòíîé íå âñòðåòèòü íè êðîêîäèëîâ, íè òàðàíòóëîâ, íè ïèòîíîâ, íè ïðî÷åé ýêçîòè÷åñêîé æèâíîñòè. Äà, «Äèàëîãè î æèâîòíûõ», «Â ìèðå æèâîòíûõ» – íàøå âñ¸. Äà è ïîâëèÿëî òî, ÷òî â ìî¸ì äîøêîëüíîì äåòñòâå äîìà ïåðèîäè÷åñêè ïîÿâëÿëèñü ñàìûå ðàçíîîáðàçíûå æèâîòíûå. Áåëûå êðûñû, ìîðñêèå ñâèíêè, õîìÿêè, ÷åðåïàõè, âîëíèñòûå ïîïóãàé÷èêè, àìàäèíû, åæèêè, ðûáêè. Èíîãäà áûâàëè è òðèòîíû, ÿùåðèöû, çìåè ïîñëåäíèå áûëè ïðåèìóùåñòâåííî ïîéìàíû íåäàëåêî îò äîìà.
 êëàññå 6 ÿ ñâåðíóë ñ äîðîãè þíîãî ÷èòàòåëÿ êíèæåê ïðî æèâîòíûõ è ïîâåðíóë íà äîðîãó ïðèêëþ÷åíèé êîìïüþòåðíûõ èãð.
1. ÊÀÊ ß ÏÀÓÊÀ ÏÎÊÓÏÀË È ÊÀÊ ÑÒÐÀÕ ÏÐÅÎÄÎËÅË.
Íà äâîðå 27 íîÿáðÿ 2019 ãîäà, ìíå 26 ëåò, è ïî äîðîãå íà ðàáîòó ïîïàëàñü íà ãëàçà âûâåñêà î âûñòàâêå îãðîìíûõ ïàóêîâ. È òóò ÷òî-òî âî ìíå çàãîðåëîñü. Íàïèñàë óíèâåðñèòåòñêîìó äðóãó, ñîäåðæàâøåìó äîìà ïàóêîâ, ïðî ýòó âûñòàâêó. Ïî åãî ñëîâàì, òàì îí áûë, íî â öåëîì íå î÷åíü, ëó÷øå ñàìîìó äîìà èìåòü òàêèõ. Äàâíÿÿ ìå÷òà ñîäåðæàòü äîìà ÷òî-òî ïîýêçîòè÷íåå ìîðñêèõ ñâèíîê èëè ïîïóãàåâ, âíîâü äàëà î ñåáå çíàòü, òîëüêî òåïåðü îíà ïîïàëà íà áëàãîäàòíóþ ïî÷âó, òåïåðü ÿ íå øêîëüíèê èëè ñòóäåíò, íåò îãðàíè÷åíèé â ñòèëå «íåò ñðåäñòâ» è ò.ä. Ñâÿçàëñÿ ñ ÷åëîâåêîì, ïðîäàâøåìó ìîåìó äðóãó ïàóêîâ, è îáãîâîðèë ñ íèì îñíîâíûå ìîìåíòû.
Î ïàóêå
Ìîé âûáîð ïàë íà ñòàíäàðòíûé äëÿ ðàçâåäåíèÿ àìåðèêàíñêèé ðîä ïàóêîâ-ïòèöååäîâ Áðàõèïåëüìà (Brachypelma), òàê êàê âñòðå÷àë ìíåíèå, ÷òî äàííûé ðîä îïòèìàëåí äëÿ ëþáîãî íîâè÷êà.  íàëè÷èè èìåëàñü ñàìêà Áðàõèïåëüìà Âàãàíñ (Brachypelma Vagans) L10. Çäåñü ñòîèò óòî÷íèòü, ÷òî «âîçðàñò» ïàóêîâ èçìåðÿåòñÿ â ëèíüêàõ. Êàê è âñå ÷ëåíèñòîíîãèå, ïàóêè èìåþò âíåøíèé õèòèíîâûé ñêåëåò, êîòîðûé ïðî÷íûé, íî èìåííî ïîòîìó íå äàþùèé ðàñòè. È æèâîòíûì ïðèõîäèòñÿ ñáðàñûâàòü âíåøíèé ñêåëåò, ÷òîáû óâåëè÷èòüñÿ â ðàçìåðàõ. Ñîáñòâåííî, «L» è îçíà÷àåò ëèíüêó. Âûáîð ïàë íà ñàìêó, òàê êàê ñàìêè êðóïíåå è æèâóò äîëüøå, ÷åì ñàìöû. È äà, Âàãàíñû íåìíîãî àêòèâíåå è àãðåññèâíåå äðóãèõ âèäîâ Áðàõèïåëüì ñî ñëîâ èíòåðíåò-ñîâåò÷èêîâ.
ÑÎÂÅÒ: Þæíîàìåðèêàíñêèå ïàóêè èìåþò îñîáûå âîëîñêè íà áðþøêå, êîòîðûå îíè ñ÷¸ñûâàþò ïðè îïàñíîñòè. Ñàìè âîëîñêè âûçûâàþò àëëåðãè÷åñêóþ ðåàêöèþ. Ïîýòîìó, åñëè ìîé ïàóê íà÷èíàë ñ÷¸ñûâàòü âîëîñû, ÿ ìîìåíòàëüíî çàêðûâàë êðûøêó êîíòåéíåðà ñ íèì, òàê ÷òî íè ðàçó íå èìåë ïðîáëåì ñ ýòèìè ñàìûìè âîëîñêàìè.
Î òàðàêàíàõ
Ìðàìîðíûå òàðàêàíû (Nauphoeta cinerea) ãîñòè ñ Ñåâåðî-Âîñòî÷íîé Àôðèêè, â äëèíó 2,5-3 ñì, èìåþò êðûëüÿ, íî íå ëåòàþò. Ñîäåðæó â áîëüøîì (òî÷íåå, âûñîêîì) ïëàñòèêîâîì êîíòåéíåðå ñ îòëè÷íî ôèêñèðóþùåéñÿ êðûøêîé, â êîòîðîé ðàñêàë¸ííîé áîëüøîé èãëîé ñäåëàë ìíîæåñòâî îòâåðñòèé äëÿ âåíòèëÿöèè. Ñòåíêè íà 15-20 ñì ñìàçàë âàçåëèíîì, ÷òî ìåøàåò òàðàêàíàì óñòðàèâàòü ïîáåã (ïî ïëàñòèêó è ñòåêëó áåãàþò ïðåêðàñíî, äàæå ïî âåðòèêàëè). Çàïàõ îò íèõ ñðåäíåé ïàðøèâîñòè. Êîðìëþ îáû÷íî âèøíÿìè. Äîñòàþ çàìîðîæåííûå ÿãîäû â êîëè÷åñòâå îäíîé-äâóõ øòóê, è ýòîãî õâàòàåò òàðàêàíàì íà íåäåëþ. Èíîãäà ñúåäàþò î÷åíü áûñòðî, èíîãäà íåò. Ïî ïîâîäó äðóãîé åäû íå ìîãó íè÷åãî ñêàçàòü. Äàâàë è ìîðêîâêó, è ÿáëîêè, äàæå õëåá, íî âèçóàëüíî íå áûëî çàìåòíî, ÷òîáû îíè ýòî åëè. À âîò ïîðòèòñÿ åäà â èõ óñëîâèÿõ (òåïëî è ñûðî) äîâîëüíî õîðîøî, ïîýòîìó íàäî ñëåäèòü çà ýòèì è íå äàâàòü ïëåñåíè âîîáùå ïîÿâèòüñÿ.
ÑÎÂÅÒ: Ìàãàçèíû «Ôèêñ-Ïðàéñ» – âàøè ëó÷øèå äðóçüÿ. Îãðîìíûé âûáîð ëþáûõ ïëîòíî çàêðûâàþùèõñÿ êîíòåéíåðîâ.
Âûáîð îêîí÷àòåëüíûé. Ìèëàÿ è îáàÿòåëüíàÿ ïàó÷èõà Áðàõèïåëüìà Âàãàíñ äåñÿòîé ëèíüêè, òåððàðèóì, òàðàêàí÷èêè, ïëàñòèêîâûé êîíòåéíåð, â êîòîðîì ñîäåðæàëñÿ ïàóê äî, ñîáñòâåííî, ïîêóïêè. È âîò 29 íîÿáðÿ ÿ ïðèåçæàþ äîìîé ñ ýòèì äîáðîì.
Åù¸ íèêîãäà ÿ íå äóìàë, ÷òî íà ñëîâàõ âñ¸ âûãëÿäèò íàñòîëüêî æå õîðîøî, íàñêîëüêî ïëîõî âûãëÿäèò íà ïðàêòèêå.
Äîìàøíèå, â òåîðèè áóäó÷è íå ïðîòèâ, îêàçàëèñü «íåìíîãî» íåäîâîëüíû, íî íå ïàóêîì, à òàðàêàíàìè. Ïîñìîòðåë ÿ íà ýòèõ òâàðþã â ìàëåíüêîì êîíòåéíåðå, è îìðà÷èëèñü ìîè ìûñëè, äà òàê, ÷òî ìûñëü «à íå îòäàòü ëè ïàóêà è òàðàêàíîâ êîìó-íèáóäü?» âèòàëà â ãîëîâå âåñü âå÷åð. Âíóòðè áûëà ïóñòîòà è ïàíèêà. Öåëü äîñòèãíóòà, à ÷òî äàëüøå-òî?
Íà ñëåäóþùèé äåíü, êîãäà ïðèåõàëè ðîäñòâåííèêè, âñåì ñòàëî èíòåðåñíî ãëÿíóòü íà íîâóþ æèâíîñòü, ïîÿâèâøóþñÿ â äîìå. È âñòàë âîïðîñ ïî ïîâîäó êîðìëåíèÿ. Ïåðñïåêòèâà ëîâèòü òàðàêàíà â íåáîëüøîì êîíòåéíåðå, â êîòîðîì ïðèâ¸ç èõ, íå ðàäîâàëà ìåíÿ. Íî ïåðåëîæèòü îòâåòñòâåííîñòü áûëî íå íà êîãî. Ïëþíóâ íà âñå ñòðàõè, âçÿâ ïèíöåò è ïîòðàòèâ ïàðó ìèíóò, áåäíàÿ øåñòèíîãàÿ æåðòâà çàêèíóòà â êëåòêó ñî ëüâîì êîíòåéíåð ñ ïàóêîì. ×òîáû ïîíÿòü, ÷òî ó íåãî ïîÿâèëñÿ ñîñåä, ïðè÷¸ì ñúåäîáíûé, ïàóêó ïîòðåáîâàëîñü ÷àñà äâà.
È âîò â òîò ñàìûé ìîìåíò, êîãäà ÿ êèíóë æåðòâó õèùíèêó, ëàìïî÷êà «òðåâîãà» è «âåðíóòüñÿ â çîíó êîìôîðòà» ïåðåñòàëè ìèãàòü. Ñòðàõ è òðåâîãà óøëè. Ïðèøëî ñïîêîéñòâèå.
ß ïðîø¸ë áîåâîå êðåùåíèå.
ÑÎÂÅÒ: Ó ìåíÿ ÷àñòî (äàæå ÷àùå, ÷åì ÷åðåç ðàç) ñëó÷àëàñü ñèòóàöèÿ, êîãäà òàðàêàí, áóäó÷è ïîéìàííûì ïàóêîì, ñêèäûâàë îîòåêó êëàäêó ÿèö. Äà, ÷èñòî âèçóàëüíî ñàìöîâ è ñàìîê ÿ òàê è íå íàó÷èëñÿ îòëè÷àòü. Íå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî òàêèå ÿéöà áåçîáèäíû è èç íèõ íèêòî íå âûëóïèòñÿ, íî ÿ êàæäûé ðàç ñòàðàëñÿ óáèðàòü îîòåêó êàê ìîæíî áûñòðåå. Ìûñëü î òîì, ÷òî èç íå¸ âûëóïÿòñÿ òàðàêàíû â ýòîò æå äåíü è ðàçáåãóòñÿ ÷åðåç âåíòèëÿöèîííûå îòâåðñòèÿ êîíòåéíåðîâ, ïóãàåò ìåíÿ äî óæàñà. Ìåíÿ óñòðàèâàþò òàðàêàíû â êîíòåéíåðå, à íå íà êóõíå.
¨ìêîñòü äëÿ òàðàêàíîâ, êóïëåííàÿ â Ôèêñ-Ïðàéñ.  êðûøêå ðàñêàë¸ííîé èãëîé ïðîäåëàíà âåíòèëÿöèÿ. Ñòåíêè ñì íà 15-20 ñìàçàíû âàçåëèíîì. Íà äíå – ïîèëêà è ÿè÷íûå ëîòêè äëÿ óêðûòèé.
Ñîáñòâåííî, ñàì Brachypelma Vagans â ñòàðîì è íîâîì ìåñòå îáèòàíèÿ. Òîæå èç Ôèêñ-Ïðàéñà.  êà÷åñòâå ãðóíòà – ñìåñü âåðìèêóëèòà è êîêîñîâîãî ñóáñòðàòà.  íàëè÷èè ïîèëêà. Òàêæå ÷óòî÷êó äîáàâèë êåðàìçèòà. Íàõðåíà – ñàì íå çíàþ. Íå ñïðàøèâàéòå.
À âîò è ìðàìîðíûå òàðàêàíû
2. ÁÓÄÍÈ È ËÈÍÜÊÀ.
Ïàó÷îê áûë àáñîëþòíî ñïîêîéíûì, ìîæíî áûëî îòêðûòü êîíòåéíåð è ôîòîãðàôèðîâàòü, ñêîëüêî äóøå óãîäíî, íå áîÿñü, ÷òî îí óáåæèò. Ïîòîì ìíå ñòàëî ïîíÿòíî, ïî÷åìó îí áûë òàêèì ïàññèâíûì. Ïîêîðìèâ ñàìêó íà ñëåäóþùèé äåíü ïîñëå ïîêóïêè, 30 íîÿáðÿ, ÿ ñòàðàëñÿ äåðæàòüñÿ ïðèíöèïà «îäèí òàðàêàí â äâå íåäåëè». Íî ïëàí áûë ïîõåðåí ïî÷òè ñðàçó æå, òàê êàê ïàóê ñîáðàëñÿ ëèíÿòü.
ÑÎÂÅÒ: Áëèçîñòü ëèíüêè ó Áðàõèïåëüì çàìåòíà ïî òîìó, ÷òî áðþøêî ïàóêà (ò.í. àáäîìåí) òåìíååò. Íàñêîëüêî ïîíÿë, ýòî îñîáåííîñòü èñêëþ÷èòåëüíî þæíîàìåðèêàíñêèõ ïàóêîâ-ïòèöååäîâ.
9 íîÿáðÿ ëûñîâàòîå áðþøêî ïàó÷êà ïîòåìíåëî. ×òî ýòî çíà÷èò? Ïîä íèì óæå ôîðìèðóåòñÿ íîâûé è ìÿãêèé ïàíöèðü. Ñ ýòîãî âðåìåíè ÿ ïåðåñòàë äàâàòü Âàãàíñó åäó, è ñòàë ïîêîðíî æäàòü ëèíüêè, êîòîðàÿ ñëó÷èëàñü ÷åðåç äâå íåäåëè, ðàííèì óòðîì 23 äåêàáðÿ.
Êàê ïðîõîäèò ëèíüêà? Ïàóê ëîæèòñÿ íà êîâ¸ð èç ïàóòèíû. Ñêåëåò ëîïàåòñÿ íà ñïèíå, ïàóê âûòàëêèâàåò ñåáÿ èç ïàíöèðÿ, ñíà÷àëà ãîëîâîãðóäü è áðþøêî ïàðàëëåëüíî ñ õåëèöåðàìè («êëûêàìè»), à ïîòîì è ëàïû. Êîãäà ïàíöèðü ñáðîøåí, ïàóê íåêîòîðîå âðåìÿ ëåæèò íà ñïèíå, ðàñïðÿìëÿåò íîãè, è â òå÷åíèå ñóòîê ïåðåâîðà÷èâàåòñÿ íà æèâîò è íà÷èíàåò óæå áîëåå-ìåíåå õîäèòü. Ñáðîøåííûé ýêçóâèé ìîæåòå îñòàâèòü íà ïàìÿòü, âûêèíóòü â êîðçèíó, à òî è ïðèíåñòè â æåðòâó äðåâíèì áîãàì.
ÑÎÂÅÒ: Êîðìèòü ïàóêà ïîñëå ëèíüêè ëó÷øå ÷åðåç ñòîëüêî æå âðåìåíè, ñêîëüêî ïàóê ãîëîäàë ïåðåä ëèíüêîé. Äëÿ âçðîñëûõ ïàóêîâ L10 è âûøå ýòî â ñðåäíåì ïàðà íåäåëü äî ëèíüêè è ïàðà íåäåëü ïîñëå. Âàãàíñà ÿ ïîêîðìèë âïåðâûå ïîñëå ëèíüêè ÷åðåç 2,5 íåäåëè 8 ÿíâàðÿ.
Êàê âûãëÿäåëî áðþøêî âî âðåìÿ ïðèîáðåòåíèÿ è ïåðåä ëèíüêîé. Äà, èíîãäà ïàóêè ñ÷¸ñûâàþò âîëîñêè äî ïîÿâëåíèÿ “ëûñèíû”.
Çà äåíü äî ëèíüêè â òåððàðèóìå ìíîãî ïàóòèíû.
Ðàçíèöà â ðàçìåðàõ ìåæäó ëèíüêàìè çàìåòíà íåâîîðóæ¸ííûì ãëàçîì. È ðàñöâåòêà ñ êàæäîé ëèíüêîé ñòàíîâèòñÿ âñ¸ ÿð÷å.
3. ÊÀÊ ÌÍÅ ÑÊÓ×ÍÎ ÑÒÀËÎ, ÈËÈ ÏÎÏÎËÍÅÍÈÅ ÄÎÌÀØÍÅÃÎ ÇÎÎÏÀÐÊÀ.
ßíâàðü ïðîëåòåë áûñòðî, ïàðó ðàç ïîêîðìèë ïàóêà, íî ïîòîì ìíå ñòàëî ñêó÷íîâàòî, è â ãîëîâå çàðîäèëàñü ìûñëü ïðèîáðåñòè åù¸ áîëüøå ïàóêîâ. Áûëè, êîíå÷íî, è ìûñëè îá àëüòåðíàòèâå ýóáëåôàðå, õàìåëåîíå, ñêîðïèîíå, íî ÿ ðåøèë, ÷òî ëó÷øå çàêðåïëþ íàâûêè îáðàùåíèÿ ñ ïàóêàìè, ÷åì áóäó ïîëó÷àòü íîâóþ êâàëèôèêàöèþ «îáðàùåíèå ñ ðåïòèëèÿìè».
Ïðè âûáîðå ïàóêîâ ÿ ðóêîâîäñòâîâàëñÿ ìûñëüþ áûòü ìàêñèìàëüíî íåïîõîæèìè íà ìîåãî Âàãàíñà.
ÑÎÂÅÒ: Ïàóêè ïî îáðàçó æèçíè äåëÿòñÿ íà
– íàçåìíûå, æèâóùèå â åñòåñòâåííûõ óêðûòèÿõ;
– äðåâåñíûå, ïðåäïî÷èòàþùèå âûñîòó;
– íîðíûå, æèâóùèå â íîðàõ, êîòîðûå ñàìè è âûêàïûâàþò.
Âûáîð ïàë íà Ïñàëìîíåóñ Èðìèíèþ (Psalmopoeus irminia) L11 è Öåðàòîãèðóñ Ìàðøàëëè (Ceratogyrus Marshalli) L7. Îáå ñàìêè. Ïåðâàÿ «äðåâåñíûé» âèä, îáëàäàåò «òèãðîâîé» ðàñöâåòêîé è ëþáèò çàëåçàòü ïîâûøå. Âòîðàÿ ïîêà åù¸ ðàñòóùàÿ «íîðíàÿ» îñîáà, îáëàäàþùàÿ «ðîãîì» íà ãîëîâîãðóäè.
Âñ¸ ýòî äîáðî ÿ ïðèí¸ñ äîìîé 4 ôåâðàëÿ íûíåøíåãî 2020 ãîäà.
È òóò ÿ ïîíÿë, ÷òî ïðîáëåìû òîëüêî íà÷èíàþòñÿ.
Ñ êîðì¸æêîé íå âûõîäèëî íèêàê. Òàðàêàíû çàêàïûâàëèñü â ãðóíò. Èðìèíèÿ âîîáùå ñïîêîéíî ïîëçàë ïî ñòåíêàì, íå ðåàãèðóÿ íà ïîïàäàâøåãîñÿ ïîä ëàïû òàðàêàíà. Êîãäà ïàóêè ïîëèíÿëè (Ìàðøàëëè 10 ôåâðàëÿ, à Èðìèíèÿ 17 ôåâðàëÿ), ÿ æèë ñåáå ñïîêîéíî, îòëîæèâ êîðì¸æêó íà ïîòîì.
Âîîáùå, îáèäíî, ÷òî Èðìèíèÿ íå ñòàëà ïëåñòè ãíåçäî. Íî ïëþñ âñåãäà ìîæíî â äåòàëÿõ ðàññìîòðåòü ïàó÷êà. À âîò Ìàðøàëëè…
Ìàðøàëëè ñ ñàìîãî íà÷àëà ñòàë ìîèì ïåðñîíàëüíûì êîøìàðîì íà íåêîòîðîå âðåìÿ. Òàêîé ñêîðîñòè ÿ íå âèäåë ðàíüøå, òàê ÷òî ïåðåñàäèë åãî â ñàìûé áîëüøîé òåððàðèóì, ÷òî ó ìåíÿ áûë, ÷òîáû èìåòü ïðîñòîð äëÿ ìàí¸âðà ïðè ðàáîòå ñ íèì. Êñòàòè, æèâ¸ò â òîì òåððàðèóìå äî ñèõ ïîð è â ïåäèïàëüïû íå äóåò.
È äà, îñíîâíàÿ ìîÿ ïðîáëåìà ñ òàðàêàíàìè ëþáîâü ê çàêàïûâàíèþ â ãðóíò ïðèîáðåëà íîâûå ïîâîðîòû.  ñëó÷àå ñ Ìàðøàëëè òàðàêàíû çàêàïûâàëèñü ïðÿìî ïîä ïàóòèíó! Îäèí èëè äâà ðàçà èõ ýòî íå ñïàñàëî. Íåáîëüøèõ äâèæåíèé õâàòàëî, ÷òîáû ïàóê ïîíÿë èõ èñòî÷íèê è ñõâàòèë èçëèøíå óìíîãî òàðàêàíà. Íî îäèí ðàç òàðàêàí îêîïàëñÿ òàê ñèëüíî, ÷òî ïðèøëîñü åãî äîñòàâàòü. Äà, ïîâðåäèë ãíåçäî, íî êàê óæ âûøëî. Êñòàòè, íå çðÿ äîñòàâàë òàðàêàíà îêàçàëñÿ áåðåìåííûì, òàê êàê ñáðîñèë îîòåêó, êîãäà èì çàêóñèë äðóãîé ïàóê.
È äà, Ìàðøàëëè, êàê íîðíûé âèä, î÷åíü ëþáèò êîïàòü íîðû. Ñåé÷àñ â òåððàðèóìå óæå òðè íîðû, â êîòîðûõ ïàóê ïåðèîäè÷åñêè çàñèæèâàåòñÿ, ïðåäïî÷èòàÿ âûëåçàòü íà ïîâåðõíîñòü âå÷åðîì è íî÷üþ. Èðìèíèÿ íå ïëåò¸ò, íåìíîãî ïîêðûâàåò ñóáñòðàò ïàóòèíîé, íî íè î êàêîì ãíåçäå è ðå÷è íåò. Âàãàíñ òîæå äåëàåò íåáîëüøîé êîâ¸ð èç ïàóòèíû. Ñàìûé ïèê åãî ïàóòèííîé àêòèâíîñòè áûë ïåðåä ëèíüêîé.
Ïñàëìîíåóñ Èðìèíèÿ. Ïåðåä ëèíüêîé áðþøêî íå òåìíååò, äà è æãó÷èõ âîëîñêîâ òîæå íå èìååòñÿ. Ïîñëå ëèíüêè çàìåòíî ïîòåìíåëà.
Íå ãîëîäíûé ïàóê – ãîðå â ñåìüå è ñ÷àñòüå äëÿ òàðàêàíîâ
À íåò, âñ¸-òàêè ïîòîì îäóìàëñÿ è îñîçíàë ïèòàòåëüíîñòü è ïîëåçíîñòü òàðàêàíîâ.
Ìàëåíüêàÿ äà óäàëåíüêàÿ Öåðàòîãèðóñ Ìàðøàëëè
Ïåðåä ëèíüêîé âûñòðîèëà ñåáå èç ïàóòèíû öåëóþ êîìíàòó
Ïîä áðþøêîì ïàóêà êàê ðàç ñáðîøåííàÿ òàðàêàíîì îîòåêà.
À âîò êàê îïëåò¸í ïàóòèíîé ñóáñòðàò.
Âîò ñðàâíèòåëüíûå ðàçìåðû Èðìèíèè (ñëåâà) è Ìàðøàëëè (ñïðàâà). Âíà÷àëå íå îêàçàëîñü íóæíîãî êîëè÷åñòâà ñóáñòðàòà ó Èðìèíèè, ðåøèë ýòó ïðîáëåìó ïîçæå.
4. ÊÀÊ ß ÐÅØÈË ÏÐÎÁËÅÌÓ Ñ ÒÀÐÀÊÀÍÀÌÈ.
×óòü áîëüøå ìåñÿöà (ñåðåäèíà ìàðòà ñåðåäèíà àïðåëÿ) èçáåãàë êîðìëåíèÿ, òàê êàê îïûò ñ çàðûâàþùèìèñÿ òàðàêàíàìè óáèâàë âñ¸ íàñòðîåíèå ìîìåíòàëüíî, äà òàê, ÷òî óæå íà÷èíàë äóìàòü «à íàôèã îíî ìíå íóæíî âîîáùå?».
Âíà÷àëå ÿ ðåøàë ïðîáëåìó ñ òàðàêàíàìè ñëåäóþùèì îáðàçîì. Ëîâèë îäíîãî, ñàæàë â ¸ìêîñòü, çàìàòûâàë êðûøêó ñêîò÷åì, êëàë ¸ìêîñòü â õîëîäèëüíèê, çàòåì äîñòàâàë è êèäàë ïàóêó. Òàðàêàí îæèâàë â áëèæàéøèå ìèíóò 10-15 äàæå ïîñëå äâóõ ÷àñîâ íàõîæäåíèÿ â õîëîäèëüíèêå, à çèìîé – íà óëèöå (òàê êàê ïîãîäà áûëà ò¸ïëàÿ, òî íå óìèðàë). Íî ïðîáëåìà ñ çàêàïûâàíèåì â ãðóíò íå èñ÷åçàëà.
Ðåøèë ïðîáëåìó èñòèííî ñàäèñòñêèì ñïîñîáîì.
Âñ¸, êàê îïèñàíî âûøå. Íî, äîñòàâàÿ èç õîëîäèëüíèêà, âûãðóæàþ òàðàêàíà â ñâîáîäíûé ïëàñòèêîâûé êîíòåéíåð, êëàäó íà ñïèíó, ïðîòûêàþ èãîëêîé áðþøêî è ïðîñòî îòðûâàþ ïèíöåòîì ïåðåäíèå è ñðåäíèå êîíå÷íîñòè. Çàäíèå îñòàâëÿþ, ÷òîáû ïàóê ïî÷óâñòâîâàë âîçíþ òàðàêàíà íà ïàóòèíå.
ÑÎÂÅÒ: Êàê ïîêàçàë ìîé îïûò, äàæå îäíîé-åäèíñòâåííîé ïåðåäíåé êîíå÷íîñòè äîñòàòî÷íî òàðàêàíó äëÿ çàêàïûâàíèÿ â ãðóíò.
Âïåðâûå îïðîáîâàâ äàííûé æåñòîêèé ñïîñîá äâå íåäåëè íàçàä, ÿ íàêîíåö-òî âçäîõíóë ñ îáëåã÷åíèåì. Âïåðâûå êîðì¸æêà ïàóêîâ ïåðåñòàëà áûòü ïðîáëåìîé, íåðâîòð¸ïêîé, ê êîòîðîé ÿ ìîðàëüíî ãîòîâèëñÿ êàê ê âîåííîé îïåðàöèè.
ÇÀÁÀÂÍÎÅ ÍÀÁËÞÄÅÍÈÅ: Âñå òðè ïàóêà ïîëèíÿëè â ïîíåäåëüíèêè.
Âîò è ïðè÷èíà, ïî÷åìó ÿ íå ëþáèë êîðìèòü ïàóêîâ – òàðàêàíû ïðîêà÷àëè óìåíèå ñêðûòíîñòè äî 100 óðîâíÿ.
ÈÒÎÃÈ È ÑÎÂÅÒÛ
– Äåðæèòå ïàóêîâ â òåððàðèóìå. Âñå ïàóêè-ïòèöååäû ÿäîâèòû. Áðàòü íà ðóêó íå ñîâåòóþ, êàê è ïðîâåðÿòü ñèëó èõ ÿäà íà ñåáå. Íå ôàêò, ÷òî ó âàñ íåò àëëåðãèè.
– Ðàáîòàéòå ñ ïàóêàìè ïèíöåòàìè, êèñòî÷êàìè è ò.ä. Íå ðàáîòàéòå íàïðÿìóþ. Íå íàäåéòåñü íà òî, ÷òî âû áûñòðåå ïàóêà. Ïîâåðüòå, ïàóêè ÂÑÅÃÄÀ áûñòðåå âàñ.
– Òî, ÷òî ïàóê ñèäèò ÷àñàìè áåç äâèæåíèÿ – ýòî íîðìà. Îíè çàñàäíûå õèùíèêè. Îíè æäóò, ïîêà åäà îêàæåòñÿ ðÿäîì. Ìîè ïàóêè òî ÷àñàìè ñèäÿò íåïîäâèæíî, òî óñòðàèâàþò ñåáå ïðîãóëêè ïî òåððàðèóìó.
–  òåððàðèóìå äîëæíà áûòü ïîèëêà. Ìåíÿ â íåé âîäó â ñðåäíåì 1-2 ðàçà â íåäåëþ. Ïåðèîäè÷åñêè ðàçáðûçãèâàþ âîäó èç øïðèöà íà ñóáñòðàò äëÿ óâëàæíåíèÿ.
– Äëÿ ãðóíòà èñïîëüçóþ êîêîñîâûé ñóáñòðàò (ïðîäà¸òñÿ «êèðïè÷àìè», êîòîðûå íàäî ðàçìà÷èâàòü). Âåðìèêóëèò íå èñïîëüçóþ, õîòÿ çàêóïàëñÿ è èì. Âûñîòà ñóáñòðàòà 3-4 ñì, áîëüøå íå òðåáóåòñÿ.
– Äëÿ äðåâåñíîãî ïàóêà æåëàòåëüíî âûñîêèé òåððàðèóì è ïðèñïîñîáëåíèÿ äëÿ ëàçàíèÿ, íàïðèìåð, êîðÿãè. Åñëè ýòî êóñîê äåðåâà, òî åãî íàäî âûìûòü è ïðîêèïÿòèòü äëÿ óíè÷òîæåíèÿ âðåäèòåëåé è ïðî÷åé ãàäîñòè (íî ÿ ïîêóïàë òåððàðèóì, â êîòîðîé Èðìèíèÿ æèë ðàíüøå, è êîðÿãà òàì óæå áûëà, òàê ÷òî íîâóþ ÿ íå ãîòîâèë, õîòÿ â ïëàíàõ åñòü òàêîé ïóíêò).
– Íå îñòàâëÿéòå íè òåððàðèóì ñ ïàóêîì, íè òåððàðèóì ñ òàðàêàíàìè âíå ïîëÿ çðåíèÿ. Ïîðàáîòàëè çàêðûëè. Íå äàâàéòå íè øàíñà óáåæàòü.
– Íå æàëåéòå âàçåëèíà íà ¸ìêîñòü äëÿ òàðàêàíîâ. Õîðîøî ñìàçàííûå ñòåíêè 100% ãàðàíòèÿ òîãî, ÷òî íèêòî íå óáåæèò. È ñîâåòóþ ¸ìêîñòü ñ âûñîêèìè ñòåíêàìè, ÷òîáû ïðè ëîâëå òàðàêàíîâ è ò.ä. íå ïîäíèìàòü íè ðóêè, íè òàðàêàíîâ äîñòàòî÷íî âûñîêî, ÷òîáû îíè ñóìåë ñïðûãíóòü íà ñâîáîäó
– Òàðàêàíû íî÷üþ ëþáÿò ïîøóìåòü. Ðåäêî, íî âñ¸ æå. Èíîãäà ýòî íåðâèðóåò. Áóäüòå ãîòîâû.
– Òàðàêàíàì äëÿ äîìà äîñòàòî÷íî ÿè÷íûõ ëîòêîâ, ¸ìêîñòè äëÿ åäû è âîäû.
– Åñëè ïàóê ëåæèò íà ñïèíå, íå òðîãàéòå åãî íè â êîåì ñëó÷àå è ïîñòàðàéòåñü íå äâèãàòü òåððàðèóì âîîáùå. Íå ìåøàéòå ïàóêó ïîëèíÿòü, îò ýòîãî çàâèñèò åãî æèçíü.
– Ïàóêè-ïòèöååäû ïîåäàþò íàñåêîìûõ, êîòîðûå íå áîëüøå èõ ñîáñòâåííîãî òåëà (áåç ó÷¸òà ëàï).
– Åñëè âû ïðîñòî êèäàåòå ìðàìîðíûõ òàðàêàíîâ ïàóêó è íå ñëåäèòå çà òåì, åñò îí èõ èëè íåò, òî ñîâåòóþ èñïîëüçîâàòü äëÿ ýòîãî áåñêðûëûé «ìîëîäíÿê». Ðàçìåðîì ïî÷òè ñî âçðîñëûõ, íî åù¸ íå ïîëîâîçðåëûå. Ôàêò òîãî, ÷òî ýòî áåðåìåííàÿ ñàìêà è îíà îòëîæèò îîòåêó â òåððàðèóì, è èç âåíòèëÿöèè â âàø äîì óáåæèò äî 30 ìàëåíüêèõ áåëûõ òàðàêàí÷èêîâ, ñâîäèòñÿ ê íóëþ. Íî êðàéíå íå ñîâåòóþ. ß êèäàþ òàðàêàíà. Åñò â òå÷åíèå áëèæàéøåãî âðåìåíè îòëè÷íî. Íå åñò ôèã ñ ïàóêîì, ïîãîëîäàåò, äîñòàþ òàðàêàíà îáðàòíî.
– Ñëåäèòå çà ñîñòîÿíèåì «òàðàêàòíèêà». Èçáåãàéòå âîçíèêíîâåíèÿ ïëåñåíè è ïðî÷èõ ãàäîñòåé. Ïîêà ÿ áîÿëñÿ êîðìèòü òàðàêàíàìè èç-çà çàêàïûâàíèÿ â ãðóíò, â ìî¸ì «òàðàêàòíèêå» ïîÿâèëàñü ïëåñåíü, ïàðà òàðàêàíîâ óìåðëà è òîæå ñòàëà èìè ïîêðûâàòüñÿ. Ïîæàëóéñòà, íå äåëàéòå òàê.
– Ïåðèîäè÷åñêè ÷èñòèòå ¸ìêîñòü ñ òàðàêàíàìè.  ñðåäíåì ðàç â ïîëãîäà èëè ðåæå. ß ñäåëàë ýòî îêîëî ìåñÿöà íàçàä. Ïåðåñàäèë òàðàêàíîâ âìåñòå ñ èõ ÿè÷íûìè ëîòêàìè (íà êîòîðûõ îíè, ïî áîëüøåé ñòåïåíè, è áûëè) âî âðåìåííóþ ¸ìêîñòü (òîæå çàðàíåå ñìàçàííóþ âàçåëèíîì), âûëîâèë âñåõ êðóïíûõ òàðàêàíîâ. Çàòåì ñòàðóþ ¸ìêîñòü ïðîñòî çàëèë âîäîé è îñòàâèë íà íåñêîëüêî äíåé, òàê êàê âûëàâëèâàòü íó ñîâñåì óæ ìåëî÷ü, êîòîðîé òàì îñòàâàëîñü îêîëî äåñÿòè øòóê ëåíü. ×åðåç íåñêîëüêî äíåé ïðîâåðèë âñå ìåðòâû. Âûëèë ñîäåðæèìîå è ïîìûë ¸ìêîñòü. Çàòåì ïåðåñàäèë òàðàêàíîâ îáðàòíî â èõ ñòàðûé, íî óæå âûìûòûé è âíîâü íàâàçåëèíèíûé äîìèê.
Íó è ãèôêè ëèíåê ïàóêîâ.