Простор голубой земля за кормой i

Литературный журнал “Ритмы вселенной”

Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.

Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.

То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.

Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.

Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.

А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.

О самой поэзии он выскажется так:

Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.

Животное же не человек…

Извозчики времён Маяковского.

Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.

Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.

Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.

Миру мир!

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

И стоило жить, и работать стоило!

Лайк и подписка – лучшая награда для канала.

Источник

Ïîñëå äâàäöàòè ïÿòè ëåò æèçíè â ÑØÀ ìîÿ «ñîâêîâîñòü» íèêóäà íå äåëàñü Âèäèìî, ýòî íåèñêîðåíèìî. Ïîýòîìó ÿ âñ¸ åù¸ ëþáëþ ìíîãèå ñîâåòñêèå ôèëüìû è, áûâàåò, ñìîòðþ èõ, áëàãî èíòåðíåò—âîò îí. Òàê âîò, êàê òî íà îäíîì èç òàêèõ êèíîøíûõ ñàéòîâ ìíå ïîïàëñÿ ôèëüì ïîä íàçâàíèåì «Ñ÷àñòëèâîãî ïëàâàíèÿ!». Òàêîãî ÿ íå ïîìíèë, äà è âðÿä ëè ïîä òàêèì ïîæåëàíèåì ñêðûâàëîñü ÷òî-òî ñòîÿùåå. Òåì íå ìåíåå, ÿ êëèêíóë. Ôèëüì îêàçàëñÿ ñòàðûì, àæ 1950 ãîäà.  àííîòàöèè óêàçûâàëîñü, ÷òî îí î þíûõ íàõèìîâöàõ.
–Ïîçâîëüòå, ïîçâîëüòå,–ðæàâûå øåñòåð¸íêè ïàìÿòè äðîãíóëè, –íå èç ýòîãî ëè ôèëüìà ïåñíÿ î íàõèìîâöàõ? ß êëèêíóë, ÷òîáû óçíàòü áîëüøå…
–Òà-à-àê, à âîò è òåêñò ïåñíè. Êîíå÷íî! «Ñîëíûøêî ñâåòèò ÿñíî养 Àõ òû, Ãîñïîäè! ß âêëþ÷èë çàïèñü.
–Íó äà! Ìàðø þíûõ íàõèìîâöåâ! Êîíå÷íî, êîíå÷íî…ß ñòàë ñëóøàòü– è ïîïëûë…

ß ñèæó â ò¸ìíîì çàëå, íà ýêðàíå ôèíàëüíàÿ ñöåíà ôèëüìà—ìîðñêàÿ øëþïêà ñ ðåáÿòèøêàìè ìîåãî âîçðàñòà, ãðåáóùèìè â áóäóùåå. Ìîðå, ñîëíöå, õîð þíûõ ãîëîñîâ çà ýêðàíîì—ìàðø íàõèìîâöåâ. È ïðèïåâ ñîëèñòà—ìàëü÷èøêè, ñèäÿùåãî òóò æå â øëþïêå, çâîíêèé ìàëü÷èøåñêèé äèñêàíò:

                Ïðîñòîð ãîëóáîé,
                Çåìëÿ çà êîðìîé,
                Ãîðäî ðååò íàä íàìè
                Ôëàã Îò÷èçíû ðîäíîé…

Читайте также:  Порция сухого корма для щенка лабрадора

ß, ïîìíþ, áûë âçâîëíîâàí è âïå÷àòë¸í ýòèì ôèëüìîì, è ýòè ïðîùàëüíûå êàäðû ñ ìîðåì, øëþïêîé è ñóìàñøåäøåé þíîñòüþ â ãîëîñå ìàëü÷èøêè íàä âîëíàìè. Òî÷íî ïîìíþ—ÿ ãëîòàë ñë¸çû. È ñåé÷àñ, ñïóñòÿ øåñòüäåñÿò ÷åòûðå ãîäà, ó ìåíÿ êîìîê â ãîðëå. ß âåäü ýòó ïåñíþ òîæå ïåë è áûëî ìíå äâåíàäöàòü…

                *  *  *

Êîãäà íà÷àëàñü âîéíà ìàìà ñ òðåìÿ ìàëûøàìè íà ðóêàõ ýâàêóèðîâàëàñü â Êàçàíü, ê ðîäèòåëÿì, è, òàê âûøëî, ÷òî íàì ïðèøëîñü òàì îñòàòüñÿ è ïîñëå âîéíû: ñåìüå «âðàãà íàðîäà» ìîñêîâñêóþ êâàðòèðó íå âåðíóëè.
 äåâÿòíàäöàòèìåòðîâîé êîìíàòå ìû æèëè âñåìåðîì, íå ñ÷èòàÿ ñîáà÷êè Êðîøêè, à âî âðåìÿ âîéíû áûëî è äåñÿòü è áîëüøå ÷åëîâåê.  îáùåì, òåñíî. Ê êîìíàòå ïðèìûêàëà êóõîíüêà è ìàëåíüêàÿ ïðèõîæàÿ, â êîòîðîé áûë âûãîðîæåí êðîõîòíûé ÷óëàí÷èê.  ÷óëàí÷èêå ñòîÿë íî÷íîé ãîðøîê, ÷òîáû èçáàâèòü ìàëûøà, ò.å. ìåíÿ îò ïóòåøåñòâèÿ â åäèíñòâåííûé íà ýòàæå òóàëåò â êîíöå îáùåãî êîðèäîðà.
ß ñèäåë íà ãîðøêå è ïåë:
–Î äàéòå, äàéòå ìíå ñâîáîäó, ÿ ñâîé ïîçîð ñóìåþ èñêóïèòü!
 Íåò, ìåíÿ íèêòî íå çàïèðàë, ïðîñòî ÿ î÷åíü ëþáèë ïåòü. Ïîñêîëüêó â êîìíàòå èç-çà ëþäåé áûë ïîñòîÿííûé øóì, ñ÷èòàëîñü, ÷òî ÿ íèêîìó íå ìåøàþ. Ê òîìó æå ñ íàìè ïîñòîÿííî æèë ÷¸ðíûé ðóïîð ðåïðîäóêòîðà, êîòîðûé íèêòî íå âûêëþ÷àë, è îòêóäà ÿ ÷åðïàë ñâîé ðåïåðòóàð: ïåñíè, àðèè èç îïåð, ìåëîäèè èç êëàññè÷åñêîé ìóçûêè, äà ÷òî óãîäíî. Òåïåðü, ÷åãî ñòåñíÿòüñÿ, ìîãó ñêàçàòü, ÷òî ïåë ÿ õîðîøî, è íå ïðîñòî õîðîøî, à ïðîñòî çàìå÷àòåëüíî. Òàê ñëó÷èëîñü, ÷òî Áîã äàë ìíå ÷óäåñíûé ãîëîñ íà âðåìåííîå äåòñêîå ïîëüçîâàíèå, äà è ñëóõîì íå îáèäåë. Ïåòü ìíå íðàâèëîñü ÷ðåçâû÷àéíî. Îñîáåííî áðàòü âåðõíèå íîòû, à äèàïàçîí ó ìåíÿ áûë ÷óòü ëè íå òðè îêòàâû. Êîãäà, ìíîãî ìíîãî ïîçæå, âîçíèê ôåíîìåí Ðîáåðòèíî Ëîðåòòè, ÿ ðåâíèâî ñðàâíèâàë ñ íèì ñåáÿ è íàõîäèë, ÷òî ÿ ïåë óæ òî÷íî íå õóæå, à, ïîæàëóé, ÷òî è ëó÷øå—ñâîáîäíåå ÷òî-ëè. Ðîáåðòèíî ïîðàæàë íå òîëüêî ãîëîñîì, à ñàìèì ôàêòîì èñïîëíåíèÿ ìàëü÷èøåñêèì äèñêàíòîì ñåðü¸çíûõ ìóçûêàëüíûõ âåùåé, â òîì ÷èñëå  öåðêîâíûõ, ÷åãî ó íàñ â òî âðåìÿ íå ìîãëî áûòü â ïðèíöèïå. Ïèîíåðñêèå ïåñíè—âîò áûë íàø óäåë. Íî ìû íå ÷óâñòâîâàëè ñåáÿ óùåðáíûìè: âåäü íèêàêîãî Ðîáåðòèíî åù¸ íå áûëî, êàê íå áûëî íèêàêèõ ìàãíèòîôîíîâ, âèäèêîâ, àóäèîàïïàðàòóðû è ïðî÷èõ ãëóïîñòåé, â òîì ÷èñëå è òåëåôîíîâ. À çíà÷èò, íèêòî íèêîãî íå ðàñêðó÷èâàë, íèêòî íå ïèñàë äèñêè è íå âûïóñêàë àëüáîìû. Ïîñëåâîåííîå âðåìÿ, ýòèì âñ¸ ñêàçàíî.
Âïðî÷åì, âñ¸-òàêè îïðåäåë¸ííûì ïðèçíàíèåì ÿ ïîëüçîâàëñÿ, íî îíî áûëî, êàê áû ýòî ñêàçàòü, íå ëè÷íîñòíûì. Ìåíÿ ðàññìàòðèâàëè êàê öåííîå äîñòîÿíèå øêîëû, ãäå ÿ ñîëèðîâàë â øêîëüíîì õîðå, ó÷àñòâîâàë âî âñåâîçìîæíûõ âûñòóïëåíèÿõ õóäîæåñòâåííîé ñàìîäåÿòåëüíîñòè, îëèìïèàäàõ, ðàéîííûõ è ãîðîäñêèõ ñìîòðàõ. Ýòàêîå çíàìÿ èëè çíàìåíîñåö. Îòäåëüíî íàäî óïîìÿíóòü åæåãîäíûå êîíöåðòû, ïîñâÿù¸ííûå îêîí÷àíèþ ó÷åáíîãî ãîäà. Îíè îñîáåííî áûëè âàæíû è äëÿ øêîëû è äëÿ ìåíÿ. È âîò ïî÷åìó. ß áûë ñàìûì ìëàäøèì â ñåìüå. À äâå ìîè ñòàðøèå ñåñòðû íà ìîþ áåäó áûëè êðóãëûìè îòëè÷íèöàìè è çàâàëèëè äîì ïîõâàëüíûìè ãðàìîòàìè. Ïîýòîìó, êîãäà ÿ ïîø¸ë â øêîëó, î òîì, ÷òîáû íå áûòü îòëè÷íèêîì íå ìîãëî áûòü è ðå÷è. Íèêòî íå çàñòàâëÿë ìåíÿ õîðîøî ó÷èòüñÿ, ýòî ïîäðàçóìåâàëîñü êàê åñòåñòâåííûé ñòàíäàðò.
Ó÷èëñÿ ÿ ëåãêî, íà ïÿò¸ðêè, ñ ýòèì ïðîáëåì íå áûëî. Ïðîáëåìà áûëà â òîì, ÷òî ÿ ñàì áûë ïðîáëåìîé. Òî÷íåå, ìî¸ ïîâåäåíèå. Áóäü ìîÿ âîëÿ, ÿ áû âîîáùå ïîâåäåíèå âûíåñ çà ñêîáêè, îñòàâèâ â òàáåëå òîëüêî ó÷åáíûå ïðåäìåòû. À ïîâåäåíèå… Íó ÷òî ïîâåäåíèå? Îíî ó âñåõ ðàçíîå è ðàâíÿòü åãî áåññìûñëåííî.
Ê íåñ÷àñòüþ, ó ó÷èòåëåé áûëî äðóãîå ìíåíèå. È íå òî, ÷òî áû ÿ áûë õóëèãàíîì. Íåò, ó íàñ âî äâîðå, ãäå âåðõîâîäèëà øïàíà è ñëó÷àëèñü äàæå óãîëîâíûå äåëà, ÿ ñëûë «èíòåëëèãåíòîì», ìàìåíüêèíûì ñûíêîì. Òåì íå ìåíåå, â øêîëå ó ìåíÿ áûëè ïîñòîÿííûå ñðûâû. Òî ìû ñ Òîëüêîé, ìîèì äðóãîì, ñáåæèì ñ óðîêîâ íà Êàçàíêó íà âåñü äåíü, ïîñòàâèâ íà óøè è øêîëó è ñåìüè; òî çàëåçó íà øêîëüíîì äâîðå íà âûñî÷åííóþ êîíñòðóêöèþ, ñ êîòîðîé ñâèñàëè ãèìíàñòè÷åñêèå êàíàòû, øåñòû è êîëüöà, è îñòàòîê äíÿ ó÷èòåëÿ, çàáðîñèâ çàíÿòèÿ, ðóêîâîäèëè ìîèì ñïóñêîì. Èëè, âîîáùå ïîçîð—â êëàññå ïîãàñ ñâåò, è â îáùåì îãëóøèòåëüíîì ëèêîâàíèè ÿ, âçãðîìîçäÿñü íà ïàðòó, îêðîïèë âñ¸ âîêðóã ñåáÿ, âêëþ÷àÿ ó÷èòåëüñêèé ñòîë ñ îòêðûòûì æóðíàëîì, çà ÷òî è áûë èñêëþ÷¸í èç ïèîíåðîâ. È âñ¸ â òàêîì ðîäå.
À, ìåæäó òåì, ïîõâàëüíóþ ãðàìîòó äàþò òîëüêî òåì, ó êîãî êðóãëûå ïÿò¸ðêè. È ïî ïîâåäåíèþ â òîì ÷èñëå. Ïîýòîìó ÿ ñòàðàëñÿ áûòü òèøå âîäû íèæå òðàâû, íî íå ñ íà÷àëà æå ó÷åáíîãî ãîäà! ß äàâàë ñåáå êëÿòâó âåñòè ñåáÿ ïðèëè÷íî â íà÷àëå êàæäîé ÷åòâåðòè, íî êàê-òî òàê ïîëó÷àëîñü, ÷òî òîëüêî â ÷åòâ¸ðòîé âûòÿãèâàë íà ïÿòü. Òåïåðü íóæíî áûëî óáåäèòü Ìàðèþ Èâàíîâíó, ó÷èòåëüíèöó íà÷àëüíûõ êëàññîâ, ÷òî âûâåñòè ãîäîâóþ ïÿò¸ðêó ïî ïîâåäåíèþ ïî ÷åòâåðòíûì 3, 4, 3, 5 –ýòî ëîãè÷íî è ïðàâèëüíî. ß óïèðàë íà òî, ÷òî ïÿò¸ðêà â ÷åòâ¸ðòîé ÷åòâåðòè õàðàêòåðèçóåò ìåíÿ êàê èñïðàâèâøåãîñÿ è íè â êîåì ñëó÷àå íå ñîáèðàþùåãîñÿ ïîâòîðÿòü ðîêîâûå îøèáêè, ñîâåðø¸ííûå â ýòîì ãîäó, â áóäóùåì. Íåðåøèòåëüíàÿ Ìàðèÿ Èâàíîâíà âçäûõàëà è íå ìîãëà ðåøèòüñÿ ñàìà íà òàêîé íåñòàíäàðòíûé ïîñòóïîê. Ïîýòîìó ìû øëè ê çàâó÷ó è ïåðåä íèì ÿ òîðæåñòâåííî êëÿëñÿ, ÷òî áîëüøå íèêîãäà, íèêîãäà… Åñëè è çàâó÷, Ìàðèÿ Âëàäèìèðîâíà, îñòàâàëàñü íåïðåêëîííà, ÿ ïðèáåãàë ê ïîñëåäíåìó ñðåäñòâó.
–Áåç ïîõâàëüíîé ãðàìîòû,–ñêîðáíî ïðîèçíîñèë ÿ,–ìíå íåâîçìîæíî ïðèäòè äîìîé  è ÿ âûíóæäåí áóäó ñêèòàòüñÿ ãäå ïðèä¸òñÿ è, óæ òî÷íî, íå ñìîãó ó÷àñòâîâàòü â âûïóñêíîì êîíöåðòå. Ó ýòîãî âûñòðåëà íèêîãäà íå áûëî îñå÷êè. Ó÷èòåëÿ çàêàòûâàëè ãëàçà è ãðîçèëèñü âûçâàòü ðîäèòåëåé, ò.å. ìàìó. Âîò óæ ýòîãî ÿ íå áîÿëñÿ, òàêèå ïðåöåäåíòû áûëè. Ìàìà ñ÷èòàëà, ÷òî øêîëà äîëæíà ïîñòàâèòü ìíå òó îöåíêó ïî ïîâåäåíèþ, êîòîðóþ ÿ çàñëóæèë, íî çàñòàâèòü ðåá¸íêà ïåòü îíà íå ìîæåò. Êàê âèäèòå, õîòÿ ñëîâî “çâåçäà” â òî âðåìÿ íå óïîòðåáëÿëîñü, òåì íå ìåíåå, çâ¸çäíàÿ áîëåçíü áûëà ìíå çíàêîìà. Òàêèå áåçîáðàçíûå ñöåíû ñëó÷àëèñü íåðåäêî, è íàêàíóíå êîíöåðòà óæå âûñòàâëåííàÿ â òàáåëå ÷åòâ¸ðêà ïî ïîâåäåíèþ âîëøåáíûì îáðàçîì ïðåâðàùàëàñü â ïÿò¸ðêó. Âñ¸-òàêè ãîëîñ ó ìåíÿ áûë õîðîøèé.
 ñâî¸ îïðàâäàíèå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî äî ñèõ ïîð ñ÷èòàþ, ÷òî ïÿò¸ðêà â ïîñëåäíåé ÷åòâåðòè äîëæíà áûëà óáåäèòü ó÷èòåëåé â ìî¸ì èñêðåííåì íàìåðåíèè èñïðàâèòüñÿ.

Читайте также:  Сколько сухой корм может лежать в миске

Íî ÷òî ÿ äåéñòâèòåëüíî ëþáèë è ÷åì ãîðäèëñÿ—ýòî êîíöåðòû â ëåòíèõ ïèîíåðñêèõ ëàãåðÿõ. Êîãäà ïèîíåðâîæàòàÿ, îòâåòñòâåííàÿ çà êðóæîê õîðîâîãî ïåíèÿ, îáíàðóæèâàëà â ñâî¸ì âëàäåíèè òàêóþ ãì, ãì…æåì÷óæèíó, å¸ ýíòóçèàçì çàøêàëèâàë è óæå ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé ìû äåéñòâèòåëüíî íåïëîõî ïåëè.  ðåçóëüòàòå íàø õîð âûïàäàë èç îáùåé ëàãåðíîé ðóòèíû. Ìû ãàñòðîëèðîâàëè ïî îêðåñòíûì äîìàì îòäûõà, ãäå íåïëîõî êîðìèëèñü è âîîáùå áûëè âñÿ÷åñêè îáëàñêàíû. Ïåðåïàäàëî è ëàãåðþ, êîòîðûé ÷àñòî ñòàíîâèëñÿ «ïîäøåôíûì» ñ âûòåêàþùèìè îòñþäà ïîñëåäñòâèÿìè.
Îáû÷íî ìû ïðèåçæàëè â íàìå÷åííûé äîì îòäûõà áåç ïðåäóïðåæäåíèÿ. À êàê ïðåäóïðåäèòü–òåëåôîíà â ëàãåðå íåò. Ïîéìàííûé âðàñïëîõ ìåñòíûé ìàññîâèê çàòåéíèê îòìàõèâàëñÿ îò íàñ, ññûëàÿñü íà ñâîé óñòàíîâëåííûé ïëàí ðàçâëå÷åíèé, óâåðÿÿ, ÷òî ïóáëèêà íå èçâåùåíà è íèêòî íå ïðèä¸ò íàñ ñëóøàòü. Íî, â êîíöå êîíöîâ, óñòóïàë. Âñ¸ î ÷¸ì ìû åãî ïðîñèëè–îðãàíèçîâàòü òðàíñëÿöèþ ñî ñöåíû ïî ìåñòíîìó ðàäèî.
Íàêîíåö, âñ¸ ãîòîâî. Ìû ñòîèì íà ñöåíå ïåðåä ðÿäàìè ïóñòûõ ñêàìååê. Çà íèìè áåçëþäíàÿ òåððèòîðèÿ äîìà îòäûõà. Òî ëè âñå ñïÿò, òî ëè ðàçáðåëèñü…
Âîæàòàÿ ïîäíèìàåò ðóêó—íåæíî âñòóïàåò ìíîãîãîëîñèå õîðà, îáðàçóÿ îáú¸ìíûé ôîí äëÿ ñîëèñòà:
                Òî áåð¸çêà, òî ðÿáèíà,
                Êóñò ðàêèòû íàä ðåêîé,
                Êðàé ðîäíîé, íàâåê ëþáèìûé,
                Ãäå íàé䏸ü åù¸ òàêîé!
 –Ãäå íàé䏸ü åù¸ òàêîé,–óáåæäàþùå ïîääàêèâàåò õîð.

Îòêóäà-òî ñáîêó, èç-çà ýñòðàäû âîçíèêëà ïîæèëàÿ ïàðî÷êà. Èçóìë¸ííî óñòàâèëàñü íà íàñ è çàìåðëà. Íà çåë¸íîé ñòåíå äåðåâüåâ ïîçàäè ñêàìååê ñòàëè ïðîñòóïàòü ëþäè. Ïî îäíîìó, ïî äâà…
               
               
                Ñîëíöåì çàëèòû äîëèíû
                È êóäà íå áðîñèøü âçãëÿä
                Êðàé ðîäíîé, íàâåê ëþáèìûé
                Âåñü öâåò¸ò êàê âåøíèé ñàä.

Åù¸ äâå äåâóøêè âûñêî÷èëè èç-çà ýñòðàäû è ðåøèòåëüíî óñåëèñü â ïåðâîì ðÿäó. Íà çàäíèõ ðÿäàõ òîæå ïîÿâèëèñü ëþäè. Ïîäîéäÿ ê ñêàìüÿì, ñíà÷àëà ñòîÿëè, ñìîòðÿ íà íàñ, à ïîòîì çàíèìàëè êðàéíèå ìåñòà.

                Îò ìîðåé äî ãîð âûñîêèõ
                Ïîñðåäè ðîäíûõ øèðîò
                Âñ¸ áåãóò áåãóò äîðîãè
                È çîâóò îíè âïåð¸ä!

Âîò îí, çâ¸çäíûé ÷àñ! Êðûñîëîâ èç ñêàçêè óâëåêàåò ñâîåé äóäî÷êîé êðûñ èç ãîðîäà. Ê êîíöó ïåðâîé ïåñåíêè ïîëîâèíà ñêàìåé áûëà çàíÿòà. Ñëåäóþùàÿ ñîáèðàëà àíøëàã. Ïî äðóãîìó ó íàñ íå áûëî.
Êñòàòè, íèêàêîé èðîíèè ïî ïîâîäó òåêñòîâ ïåñåí, íèêàêîé âîîáùå ìûñëè î ñîäåðæàíèè èõ íå âîçíèêàëî, òàê êàê ãëàâíîå áûëî ñïåòü õîðîøî. È ìåëîäèÿ äîëæíà áûëà íðàâèòüñÿ. 
Ñ îñîáåííîé ãðóñòüþ âñïîìèíàþ ïîñëåäíèå ëàãåðíûå êîíöåðòû. Ê øåñòîìó êëàññó ïåòü ñòàíîâèëîñü âñ¸ òðóäíåé. Îñîáåííî â âåðõíèõ ðåãèñòðàõ—ìîé ãîëîñ âîò-âîò äîëæåí áûë íà÷àòü ëîìàòüñÿ. Íî ïåðåä ýòèì îí ñòàë ìåíÿòüñÿ, êàê áû çàãóñòåâàë, òåìáð åãî òîæå ìåíÿëñÿ, ñòàíîâèëñÿ ÷óòü íèæå, ÷èñòàÿ äåòñêîñòü óñòóïèëà ìàëü÷èøåñêîé ðîìàíòèêå. Ýòî áûë ïèê óñïåõà, õîòÿ ÷åì äàëüøå, òåì òðóäíåå áûëî èçáåæàòü «ïåòóõà» íà âåðõíèõ íîòàõ. Äî ñèõ ïîð òàêîé îñîáåííûé ìàëü÷èêîâûé ãîëîñ íàêàíóíå ëîìêè âûçûâàåò ó ìåíÿ íîñòàëüãè÷åñêèé òðåïåò.

Ñ ýòîé ëîìêîé ñâÿçàíà îäíà èñòîðèÿ. Íà íàøåì ýòàæå æèë ìàëü÷èøêà, Âèòüêà Êðàéíîâ íà òðè ãîäà ñòàðøå ìåíÿ. Íàøè ìàòåðè îáùàëèñü äðóã ñ äðóãîì, îáû÷íî îí ñ ìàòåðüþ ïðèõîäèëè ê íàì â ãîñòè, íî ñî ìíîé åìó, êàê ÿ ñåé÷àñ äóìàþ, áûëî íåèíòåðåñíî, âñ¸-òàêè òðè ãîäà– ðàçíèöà ÷óäîâèùíàÿ, ïîýòîìó ïðîñòî áûëè çíàêîìû, áåç äðóæáû îñîáîé.
Îäíàæäû îí ïîçâàë ìåíÿ ê ñåáå äîìîé. Òàêîãî åù¸ íå áûëî.
–Õî÷åøü ñàõàðà?
ß êèâíóë. Îò ïîäñòóïèâøåé ñëþíû ãîâîðèòü íå ìîã. Ñàõàð áûë äåôèöèòîì, êàê âïðî÷åì âñ¸ â òå âðåìåíà. Îí ïðîòÿíóë ìíå ÷àéíóþ ëîæêó ïîëíóþ ñ âåðõîì ñàõàðíîãî ïåñêà. ß îòêðûë ðîò è îí âûñûïàë òóäà âñ¸.
Ïðèãîòîâèâøèñü ê áëàæåíñòâó, ÿ íå ñðàçó ïîíÿë, ÷òî ïðîèçîøëî. Âñ¸ í¸áî âäðóã îõâàòèëî îãí¸ì, êàê áóäòî ñ íåãî, ñ í¸áà, ñîäðàëè êîæó. ß, íàâåðíîå, çàîðàë, âåðíåå õîòåë çàîðàòü, íî íå ìîã èçäàòü íè çâóêà, òàê êàê ðåôëåêòîðíî ñòàë âûïë¸âûâàòü ýòó ìåðçîñòü èçî ðòà, îòêàøëèâàòüñÿ, ñòàðàÿñü ÷òîáû îíà íå ïîïàëà â ãîðëî. Ïîì÷àëñÿ ê êðàíó íà êóõíå, íàáðàë â ðîò âîäû, âûïëþíóë, ñíîâà íàáðàë è ïîëîñêàë äî òåõ ïîð ïîêà íå ñìîã íîðìàëüíî âçäîõíóòü. Âèòüêà äîâîëüíî õîõîòàë ó ìåíÿ çà ñïèíîé. Îí óãîñòèë ìåíÿ âìåñòî ñàõàðà ïîðîøêîì ëèìîííîé êèñëîòû, âíåøíå î÷åíü ïîõîæåé íà ñàõàðíûé ïåñîê.
Ãîâîðÿò, ïàìÿòü èçáèðàòåëüíà. Åù¸ êàê èçáèðàòåëüíà! Ýòîò «ñàõàð» ÿ çàïîìíèë íà âñþ æèçíü. ß íå ìîã ïåòü íåñêîëüêî äíåé. À, ãëàâíîå, íå ìîã ïîíÿòü çà÷åì Âèòüêå ïîíàäîáèëîñü óñòðîèòü ýòîò ýêñïåðèìåíò. Ïðîñòî îçîðñòâî? Âðÿä ëè, îí æå áûë ïî÷òè âçðîñëûì. Ïî÷åìó ÿ âîîáùå óïîìÿíóë î Âèòüêå, ñåé÷àñ îáúÿñíþ.
Îäíàæäû, ñèäÿ äîìà, ÿ óñëûøàë êàêîé-òî ð¸â â êîðèäîðå. Ìóæñêîé ãîëîñ ãðîìêî êðè÷àë ÷òî-òî. ß ñïðîñèë ó ñåñò¸ð, ÷òî òàì ñëó÷èëîñü.
–Ýòî Âèòüêà Êðàéíîâ òðåíèðóåò ãîëîñ,–ñîîáùèëè îíè,–ó íåãî íàøëè ñïîñîáíîñòè. Ýòî áûëî òàê íåîæèäàííî, âåäü äî ñèõ ïîð îí íèêîãäà íå ïåë. ß âûñêî÷èë â êîðèäîð è ñòàë ñëóøàòü. Äåéñòâèòåëüíî, Âèòüêà ðàñïåâàë ãàììû, íå çàáîòÿñü î æèëüöàõ, åãî áûëî ñëûøíî íà óëèöå. ×åñòíî ãîâîðÿ, ÿ áûë óÿçâë¸í. Âî-ïåðâûõ, îí íè÷åãî ïðî ñâî¸ ïåíèå ìíå íå ãîâîðèë, à âî-âòîðûõ, êàêîé òàêîé ãîëîñ, åñëè ãîëîñ ó ìåíÿ? Íî, ïîñëóøàâ ïîäîëüøå, ÿ ïðèø¸ë ê âûâîäó, ÷òî ýòè íàòóæíûå âåðõíèå íîòû íåëüçÿ íàçâàòü ïåíèåì è íåñêîëüêî óñïîêîèëñÿ. Îäíàêî âîçíèêøèé ìîìåíò ðåâíîñòè ÿ ïîìíþ î÷åíü õîðîøî. Òåïåðü ïðè âñòðå÷àõ ÿ ñíèñõîäèòåëüíî îòçûâàëñÿ î åãî óïðàæíåíèÿõ.
Ìîé äèñêàíò, ìåæäó òåì, çàêàí÷èâàëñÿ. ß åù¸ õîäèë íà «îõðàíó ãîëîñà», äåëàë êàêèå-òî óïðàæíåíèÿ, íî òîëêó áûëî ìàëî.  ñåäüìîì, ïðèìåðíî, êëàññå âñ¸ áûëî êîí÷åíî. Äàëüøå ìîæíî áûëî ðàçâèâàòü òî, âî ÷òî ïðåâðàòèëñÿ ìîé äèñêàíò. Íî…ïîñëåäíèå êëàññû, õóäîæåñòâåííàÿ øêîëà, òî äà ñ¸—áðîñèë ÿ îá ýòîì äóìàòü. Ïîñëå øêîëû áûë ìîñêîâñêèé àðõèòåêòóðíûé èíñòèòóò è â Êàçàíè ÿ áûâàë òîëüêî íà êàíèêóëàõ.  îäèí èç ïðèåçäîâ ÿ ïîèíòåðåñîâàëñÿ Âèòüêîé Êðàéíîâûì.
–Îí ïî¸ò â îïåðíîì òåàòðå,– ñêàçàëà ìàìà,–îí òàì ñîëèñò èëè ÷òî-òî â ýòîì ðîäå, ÿ òî÷íî íå çíàþ.
Äà…çðÿ ÿ ïîñìåèâàëñÿ.
À íà ìåíÿ âðåìÿ îò âðåìåíè íàêàòûâàëî è õîòåëîñü ïåòü. Íî â îáùåæèòèè íå ïîïî¸øü è ÿ íåñêîëüêî ëåò ïåë â õîðå ìîñêîâñêèõ ñòóäåíòîâ ïðè êîíñåðâàòîðèè.
 

Читайте также:  Сухой корм для собак orijen six fish

Источник

“… Реет гордо на мачте
Флаг Отчизны родной”.

65 лет назад продолжала
мотать зрителя между миром матросских  увлекательных
культурных развлечений и иным миром зловещих заговоров советская кинематография:

«Кино

Во имя мира

«В мирные дни».
Новый художественный фильм. Сценарий – 
И, Прута, постановка – В. Брауна, режиссер – Е. Брюнчугин, оператор – Д.
Демуцкий, композитор – Л. Мейтус. Производство Киевской киностудии.

Плещет морской
прибой. Но на море тихо. Мерно покачиваясь, стоят на рейде корабли могучего
Советского Военно-Морского Флота.

Экипаж одной из
подводных лодок собирается на берег. После трудов там ждут увлекательные
культурные развлечения, спортивные соревнования, там встречи с друзьями и
любимыми. В мелодичной песне лейтмотив о благополучном возвращении моряка из
похода, о встрече с родной землей, с друзьями…

Так начинается новый
художественный фильм «В мирные дни», встретивший теплый прием советского
зрителя. Главный герой фильма – сплоченный коллектив моряков-подводников
Советского Военно-Морского Флота.

Кипуча, разумна,
увлекательна жизнь военного моряка – матроса и офицера. И вместе с тем она
сложна и сурова. Неспокойно на земном шаре. А каждый советский человек мечтает
о мирном труде. И во имя мира, в трудных испытаниях боевой учебы формируется
стойкость и мужество, смелость и выдержка, требовательная дружба советских
моряков.

Зритель ощущает, как
счастлива и радостна их мирная жизнь, как прекрасна вся жизнь в нашей стране.

Но фильм переносит
зрителя в иной мир – мир зловещих заговоров и интриг, туда, где замышляются
планы новой войны.

– Наша деятельность
не терпела постороннего взгляда, а сейчас на нас с подозрением …уставился
миллиард глаз тех, кто вопит о мире!.. – сетует прожженный дипломат
непоименованной страны.

Они пытаются
действовать. Сформированный из уцелевших немецких фашистских профессиональных
пиратов и убийц, из осколков японских самураев, экипаж подводной лодки,
прикрываясь советским флагом, пытается спровоцировать инцидент на советской
границе.

– Война
продолжается… Это наш новый бизнес… – цинично говорит капитан фашистской
подводной лодки, нацистский преступник, награжденный Гитлером «рыцарским
крестом».

В картине правдиво
отражен один из многочисленных приемов использования поджигателями новой войны
нацистских преступников в качестве орудия для осуществления своих агрессивных
планов.

В фильме
раскрываются высокие и благородные черты советских моряков. Особенно выделяется
образ матроса Павло Панычука (артист лауреат Сталинской премии С. Гурзо).

Советский зритель
хорошо знает артиста С. Гурзо по фильмам «Молодая гвардия» и «Смелые люди», в
которых он создал образы Сережи Тюленина и Васи Говорухина. В новом фильме
созданный им образ Павло Панычука пленяет искренностью, чистотой чувств.

В образе Панычука С.
Гурзо передал самое типическое для советского моряка – преданность Родине,
смелость и честность, готовность пойти на самопожертвование ради спасения
товарища.

Впечатляющи образы
бывалого моряка мичмана Тараса Фомича в исполнении артиста А. Гречаного и
молодого офицера Орлова (артист А. Толбузин).

Фильм «В мирные дни»
правдиво и ярко рассказывает о могуществе и силе Советского Военно-Морского
Флота, о советских моряках, несущих почетную боевую вахту во имя мира.

Евг. Бандо».

(“Восточно-Сибирская
правда”, 1951, № 102 (1, май), с. 3).

Источник