Плоскодонная лодка с широкой кормой название

Плоскодонная лодка, или, как её очень часто сокращенно называют «плоскодонка» – это тип лодки с плоским дном, которая на протяжении сотен лет использовалась для перевозки людей и грузов по мелким рекам. Современные плоскодонные лодки используются в основном для отдыха на воде, хотя в некоторых странах они по-прежнему применяются для перевозки грузов. Среди множества мест на земле, больше всех своими плоскодонными лодками славятся английские университетские города Кембридж и Оксфорд, где с начала 19 века катание на плоскодонках было популярным видом отдыха на воде среди студентов.
Внешний вид плоскодонных лодок довольно уникален и сильно отличается от других лодок-представителей малотоннажного судостроения. В отличии от прочих плав средств, у плоскодонок нет киля, крепкой центральной основы, которое в большинстве лодок используется как основание. Напротив, дно лодки абсолютно плоское, а связующей опорной частью являются несколько последовательно расположенных в её основании ламелей. Борта плоскодонки относительно низкие, а корма по обеим сторонам одинаково широкая, квадратной формы, что позволяет лодке плыть в любом направлении не разворачиваясь.
Традиционно, плоскодонные лодки управляются при помощи длинного шеста. Управляющий обычно встает на передней корме лодки, упирается шестом в дно и отталкивается от него. По мере движения лодки управляющий перемещается от передней кормы к задней продолжая оказывать усилие на шест. Затем, он возвращается на переднюю корму и цикл повторяется. При плавании на современных, облегченных плоскодонках, отталкиваясь от дна, управляющему необязательно передвигаться по всей длине лодки, и он может оставаться на одном месте. Несмотря на то, что, глядя со стороны, управление плоскодонной лодкой может показаться относительно лёгкой задачей, на самом деле эта работа довольно сложная и трудоёмкая. В разных странах используются различные способы управления плоскодонкой.
Плоскодонные лодки имеют очень малую осадку, что делает их идеальным средством передвижения по мелководью, прибрежной акватории, и в сильно заросших надводными растениями местах. А если усвоить правильную технику управления, то плоскодонки очень хорошо и легко поддаются маневрированию. Благодаря тому, что концы плоскодонной лодки симметричны, ею гораздо легче управлять в ограниченном пространстве чем другими типами лодок. Плоскодонки, используемые для перевозки грузов, как правило имеют специально отведенные места для укладки и хранения груза.
К слову сказать, название лодки произошло от латинского слова «ponto», что в переводе означает «лодка с плоским дном». Это же слово является корнем в слове понтон «pontoon». Сегодня плоскодонки часто используются в спортивных соревнованиях, а также любителями активного отдыха и водных видов спорта. Если у вас появится желание самостоятельно поплавать на плоскодонной лодке, то постоянно увеличивающееся кол-во пунктов проката плоскодонок в населенных пунктах с мелководными реками и спокойным течением с удовольствием предоставят вам такую возможность. Также, множество пунктов проката предлагают пройти курс обучения основам управления плоскодонной лодкой.
Источник
Сегодня разработаны десятки видов небольших лодок, которые задействуются в спорте (воднолыжном, гребном, парусном), для обеспечения народнохозяйственных целей и использующиеся для общих нужд. Для определения ходовых качеств и истинной задачи судна следует чётко определить виды на основании конструктивных и эксплуатационных критериев.
По предназначению
Ключевым фактором классификации является предназначение судна. Сегодня выделяют несколько основных направлений использования:
- для народнохозяйственных задач. Категория дополнительно разделяется на:
- спасательные;
- гидрографические;
- разъездные;
- лоцманские;
- лесосплавные и т. д.
- суда для занятий спортом: греблей, водными лыжами и т. д.;
- прогулочные разновидности акцентируют внимание на внутреннем обустройстве и удобстве для пассажиров;
- туристические модели обладают либо большой вместимостью пассажиров, либо предназначены для длительных путешествий;
- для рыбалки и охоты.
Каждая категория объёмная, но следует разобрать их вкратце для понимания конструкционных особенностей.
Для народнохозяйственных целей
В сельском хозяйстве используется много небольших судов, которые позволяют транспортировать необходимые ресурсы: сено, продукты, дрова, скот. В таких моделях всегда делается больший упор на вместимость и грузоподъёмность. Предпочитается также остойчивость, экономный расход топлива и надёжная конструкция.
Подобные модели часто лишены предметов интерьера для обеспечения комфорта (мягких сидений, ветрозащитного стекла или тента). В отдельных районах пользуются популярностью модели, приспособленные к местным условиям. Для сельскохозяйственных целей используются исключительно речные суда.
Спортивные
Главное отличие заключается в способности причислить его к одному из существующих видов спорта. В России самыми популярными спортивными катерами являются модели из класса SB-350 и SC-500 – это современные суда, распределённые по объёму цилиндров двигателя, у SB-350 – 350 см3, а у SC-500 – 500 см3.
Для этих моделей разработаны индивидуальные правила строения, они имеют специальный регламент по размерам корпусов. Правила запрещают использование специальных поверхностей с аэродинамическими свойствами, превосходящими установленные нормы. Стандарты предписаны с целью предотвращения несчастных случаев и создания равных условий для получения победы.
Ключевым отличием гоночных лодок является способность развивать высокую скорость при создании определённых условий. Преимущественно их мореходность невысока, а комфортабельности должного значения не придаётся. К исключениям можно отнести крейсерно-гоночные суда, но они относятся к большим конструкциям.
Прогулочные
Применяются для непродолжительных выходов в плавание. Преимущественно прогулки занимают не больше 2 суток. Количество пассажиров от 2 до 6 человек. Акцент в их конструкции сделан на пространный кокпит с повышенными удобствами для размещения пассажиров. Для защиты экипажа от плохой погоды предусматривается мягкий или жёсткий тент, в некоторых моделях встроена рубка-убежище, которая располагается в носовой платформе. Прогулочные суда с навесным мотором комплектуются небольшим топливным баком, горючего в котором достаточно на 100 км, иногда на 120 км.
Гребные лодки также бывают прогулочными и туристическими. Отличить такие модели можно по небольшому количеству пассажиров и широкому кокпиту, так как место необходимо для хранения походных вещей. В таких лодках не ночуют, в основном берут палатки, и разбивают лагерь на берегу.
Туристические
Модели лодок туристического предназначения используются для прогулок на дальние расстояния, соответственно, имеют удобства для обитаемости и обладают высокими мореходными свойствами. Конструкция суден зависит от условий, в которых они будут эксплуатироваться.
К туристическим лодкам относятся как складные каноэ, байдарки (их единственная задача заключается в движении по воде), так и комфортабельные крейсерские яхты, обеспечивающие обитание на несколько дней, недель, а бывает – и месяцев.
Для рыбалки и охоты
Преимущественно подразумевается любительская охота и рыбная ловля. К группе судов могут причисляться многочисленные суда. Часто лодки имеют небольшое количество мест – 1–3 человека. К таким суднам относятся разборные, надувные и быстроходные лодки, ходящие на вёслах или под мотором. Их основная задача заключается в выезде жителей мегаполисов на прилегающие водохранилища.
Владельцам нередко требуется преодолевать большие расстояния до рыбных мест или охотничьих угодий, соответственно, подобным моделям присущи высокая скорость и мореходные характеристики.
Важнейшим параметром суден является проходимость, конструкция обязана без вреда пересекать мелководье и заросли камыша. Такие лодки не должны также выделяться и отпугивать живность или рыбу. По перечисленным причинам эти суда должны быть бесшумными. Предпочтение чаще отдают моделям, которые легко транспортируются в одиночку и могут устанавливаться на обычный автомобиль.
Жильё на воде
Это принципиально другой вид водного судна, которое позволяет своим владельцам длительное время проживать на нём, соответственно, обеспечивает достаточным уровнем комфорта и приспособленное для длительных стоянок или путешествий. Передвигаться плавучие дачи способны только при благоприятных метеоусловиях в пределах акватории. Отдельные модели неспособны к самостоятельному передвижению и требуют буксировки.
Жильё на воде имеет крытое помещение с потолками порядка 2 метров, и дополнительно оборудуются открытым участком для складирования вещей и приёма солнечных ванн. Предусматривается небольшой уровень осадки.
По методу передвижения
Суда могут отличаться также по способу передвижения и в зависимости от типа двигателя:
- моторное судно с подвесным типом мотора;
- катера, они имеют встроенный двигатель;
- гребные суда;
- парусные;
- комбинированные модели: гребно-моторные, гребно-парусные и парусно-моторные;
- буксируемые конструкции: причалы, плавучие дачи, лодки с должной грузоподъёмностью для транспортировки большого количества грузов.
По конструкции двигателя
На основании устройства, которое преобразует момент вращения в движущую силу лодки, различают несколько моделей:
- винтовые лодки;
- с винтом воздушного типа работы;
- колесные суда;
- с движителем водомётного типа.
Бывают также движители, не относящиеся к двигателям. Они преобразуют энергию ветра и силу человека.
По типу движения
Небольшие лодки бывают различных характеров движения. Типы речных судов:
- водоизмещающие – это суда, плавающие на невысокой скорости и удерживающиеся на поверхности за счет силы удержания воды;
- глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям, воздействующим на их дно;
- плоскодонное судно;
- суда с крыльями, расположенными под водой. Благодаря крыльям достигается некоторое парение над водой;
- конструкции с воздушной подушкой;
- комбинированные суда – это лодки, способные изменять тип движения для поддержания устойчивости как на стоянке, так и во время движения.
По месту плавания
На основании районов использования небольшие суда бывают:
- Поднадзорные. Требуют обязательной регистрации в инспекции по малогабаритному флоту. Могут отличаться в зависимости от высоты борта, способности эксплуатировать на расстоянии от берега и величины волны. Выделяют 3 мореходных класса:
- 1) борт имеет высоту от 0,25 м и может использовать при волнении до 1 балла с волнами до 0,5 м. Максимальное расстояние эксплуатации – 1 км;
- 2) борт до 0,35 м. Их выпускают в море при 2 баллах и высоте волны до 0,75 м. Удалённость от берега – 3 км;
- 3) минимальная высота борта – 0,6 м. Выходят в море при волнении до 3 баллов и величине волн до 1,25 м. Могут использоваться на расстоянии до 6 км от берега.
- Лодки, не требующие регистрации, преимущественно – это разборные и надувные модели.
По району плавания
Лодки могут допускаться к выходу в море в различных акваториях. Классификация судов по районам плавания:
- океанские суда способны плавать на любых расстояниях от берега;
- морские лодки используются в прибрежных зонах морей;
- рейдовые могут применяться при недлительных путешествиях;
- портовые суда плавают только в пределах порта и используются для его обслуживания;
- речные лодки.
По конструкции
Конструкционные особенности лодок приводят в классификации:
- беспалубные модели;
- палубные;
- с частичными палубами.
Если каюта предусмотрена, выделяют ещё несколько типов:
- рубки-убежища – отличаются небольшими размерами;
- палубные надстройки имеют большую величину и располагаются от одного борта до другого, преимущественно на носу;
- рубки – это конструкции, стенки которых не доводятся до борта;
- гладкопалубные – это крупные крейсерские яхты, у которых нет рубок и надстроек.
По материалу
На основании типа используемого материала для изготовления различают:
- металлические. Изготавливаются из алюминия и его сплавов или стали;
- деревянные. В основе лежит фанера или шпон;
- пластмассовые. К ним относится стеклопластик, полиэтилен и остальные виды термопластичных конструкций;
- армоцементные лодки;
- резиновые. Необязательно полностью из резины, материалом может покрываться корпус снаружи;
- композитное судно – это лодка, состоящая из нескольких материалов.
Характеристика идентична как для морских, так и речных судов.
По типу кормы
В зависимости от формы кормовой части выделяют:
- с транцем;
- с острой кормой;
- с кормой типа крейсера;
- с подзором;
- с обводами тоннельного типа.
Источник
Так сложилось исторически, что водный вид транспорта человек стал использовать самым первым. Несмотря на давность лет, способ передвижения по воде не утратил своей актуальности и поныне. Для наибольшего комфорта люди всегда стремились усовершенствовать лодки, которые использовали для перевозки грузов, рыбной ловли и водных прогулок.
Так, не имея академических знаний в сфере гидродинамики, старые корабелы интуитивно, опираясь на собственные наблюдения и опыт, отметили лучшие мореходные качества у лодок с заостренной носовой частью. Такие лодки более маневренны и послушны в управлении. А высокую мощную мачту хорошо уравновешивает низкий центр тяжести. Так она устойчиво и надежно держится на поверхности воды в любую погоду.
В результате многолетних поисков оптимальных форм и материалов на сегодняшний день существует несколько характерных отличий в конструкции различных лодок и катеров.
Лодки с плоским днищем
Главным достоинством плоскодонных лодок является их высокая устойчивость на тихой воде. Эта лодка прекрасно подойдет для тихой рыбалки на отмели, где судно с небольшой осадкой – вынужденная мера. К сожалению, на неспокойной воде или на большой скорости плоское днище делает лодку плохо управляемой. По этой причине установка мощного двигателя на подобную лодку нецелесообразна. Кроме того, такое днище принимает на себя мощнейшие гидроудары. Что делает пребывание на борту некомфортным и небезопасным.
Лодки глиссирующего и водоизмещающего типа
Лодки водоизмещающего типа не так давно очень широко использовались на реках нашей родины. Но с каждым годом их всё настойчивей вытесняют глиссирующие суда. Глиссирующие и водоизмещающие лодки имеют очень сходные качества, когда просто стоят на воде. Но во время движения этих судов, можно выделить принципиальные различия.
Так, глиссирующее судно, передвигаясь на высокой скорости, под воздействием выталкивающей силы поднимается и скользит над водой. Но для этого оно должно быть дополнено мощным мотором, который позволит лодке развить скорость. Безусловно, глиссирующая лодка – это быстрое, но неэкономичное судно, скорость которого также очень зависит от веса перевозимых грузов и количества пассажиров. Также стоит учесть, что относительно плоский корпус такой лодки плохо переносит встречу даже с небольшой волной. Подобные удары сказываются на мореходных качествах лодки.
Корпус водоизмещающей лодки и при скоростном движении всегда остается в воде, крейсируя по ее поверхности. Для таких лодок вполне достаточно крыльчатого пропеллера с малым шаговым отношением, приводимого в движение забортным приводом или транцевым мотором. Лодки водоизмещающего типа значительно уступают в скорости глиссирующим судам, но демонстрируют лучшие мореходные качества. Кроме того, являются более комфортными для пассажиров и не столь чувствительны к перегрузам.
Лодки с V-образным днищем и с закругленными обводами
Даже небольшое закругление обводов делает лодки более маневренными и комфортабельными, чем судна с плоским днищем. Также лодки с подобным корпусом более комфортны для водных прогулок.
Пожалуй, самый популярный в мире тип днища – V-образный. Такой успех подобных корпусов лодок объясняется тем, что они характеризуются высокими мореходными качествами. Из недостатков стоит отметить плохую остойчивость такого судна во время стоянки. Справедливости ради стоит заметить, что этот недостаток исчезает, как только лодка начинает движение.
Они хорошо показывают себя на неспокойной воде. Такие лодки комфортны и надежны даже при значительном волнении моря. Все потому что повышенная килеватость судна делает удары об воду мало ощутимыми, и обеспечивает хорошую устойчивость лодки даже при высокой скорости. Кстати, говоря о высокой скорости, нужно отметить конструктивные доработки днища. Так, многие производители оснащают донную часть лодки, так называемой, подушкой. Эта плоская поверхность увеличивает глиссирующие возможности судна, и как следствие, повышает его скорость.
Лодки с тримаранным типом днища и с туннельным винтом
Одной из модификаций лодки с V-образным днищем является судно с тримаранным типом днища. За рубежом эти лодки известны, как «кафедралы». Этим оригинальным прозвищем тримаран обязан особенностям конструкции днища, которое можно сравнить с высокими сводами готического храма. Привычное V-образное днище было дополнено двумя спонсонами по бокам. Такие конструктивные изменения были призваны нивелировать пусть и немногочисленные, но недостатки своей предшественницы, а именно увеличить остойчивость судна во время стоянки. Кроме этого, накреняясь, тримаран глиссирует на спонсоне. Также конструктивные особенности значительно расширили возможности относительно внутреннего расположения, что позволяет трехкилевым лодкам превосходить судна с V-образным днищем по скорости.
К удачным конструктивным доработкам также можно отнести лодки, днища которых оснащены туннельным винтом. Эта небольшая уловка позволяет уменьшить осадку судна и обеспечивает защиту лопастей мотора от контакта с дном водоема. Таким образом, можно смело передвигаться по незнакомым рекам и мелководью. Также подобные лодки могут передвигаться по заводям с густыми водорослями, без риска намотать зелень на винт.
Кроме защиты от механических повреждений, благодаря туннелю улавливаются воздушные потоки. Это помогает уменьшить сопротивление, вызванное трением днища о поверхность воды. А заостренные углы внешних обводов по внутренней кромке позволяют улучшить ходовые качества судна на высоких скоростях. Эта конструктивная особенность позволяет лодке легко переходить на гидропланирование, из-за этого многие гоночные модели имеют в своей конструкции туннельный винт.
Понтонные лодки
Лодки этого типа невероятно популярны в качестве прогулочных судов в Канаде и США. Велик спрос на них и у российских любителей водных прогулок. Например, понтонные лодки часто можно встретить в Краснодарском крае. Популярность понтонных лодок неудивительна, так как они бывают различных размеров. Небольшие лодки оценят рыболовы. А крупные экземпляры хороши для больших компаний, ведь такие лодки способны принять на борт до 16 человек. На просторной палубе можно разместить удобные кресла и стол. А лёгкий тент сможет защитить пассажиров от дождя. Одним словом, отличное решение для организации отдыха на воде.
Подобные лодки представляют собой плоскую, слегка приподнятую палубу, которая крепится на двух алюминиевых поплавках – понтонах. Встречаются модели, понтоны в которых выполнены из прочного пластика.
Кажется, в этой нехитрой конструкции учтены все недостатки самых распространенных моделей. Например, эти лодки весьма устойчивы и маневренны. Также благодаря тому, что палуба расположена над поплавками, во время водной прогулки пассажирам не будут докучать брызги. Еще одним приятным дополнением к репутации подобных плавсредств является их относительно невысокая цена.
К сожалению, универсальных решений не существует. Каждая из описанных лодок имеет длинный список преимуществ и несколько досадных недостатков. Потому, прежде чем сделать выбор в пользу какой-либо модели, нужно определиться, для каких целей нужна лодка, и в каких условиях она будет использоваться.
Инженерные лаборатории всего мира постоянно работают над совершенствованием конструкции днищ лодок. Результаты их работы позволяют подобрать оптимальное судно под конкретные потребности. Правильный выбор гарантирует огромное удовольствие и несомненную пользу от эксплуатации лодки.
Источник