Парусное грузовое судно с высоко поднятыми кормой и носовой частью

Гальюны, то есть корабельные туалеты, в 16−18 столетиях находились в двух местах. Экипаж и пассажиры использовали для отправления естественных нужд нос корабля, а капитан и офицеры — специально оборудованное место на корме. Так что резная фигура на носу парусника, навевающая романтичные мысли — это всего лишь декоративное украшение носового гальюна.
Носовая часть боевого корабля «Ваза», построенного в 1628 году в Стокгольме
Посмотрите как устроен нос шведского военного корабля «Vasa», который удалось поднять со дна моря почти не поврежденным. Квадратные деревянные короба — это своеобразные унитазы, а деревянная обрешетка выполняла роль писсуаров, давая нечистотам свободно стекать в море.
Чтобы справить нужду, мореходу приходилось отправляться на нос корабля и влезать на неудобный деревянный «трон». При этом от стихии его отделяли хлипкие поручни или даже канаты. Место, где качка была особенно сильна, было одним из самых опасных на борту и волны нередко смывали несчастных за борт. В таких случаях спасение было возможно лишь в том случае, если человека за бортом своевременно замечали и бросали ему канат. Вплавь догнать судно, идущее под парусами, было невозможно.
Из-за этого неоправданного риска моряки очень не любили носовые гальюны. Да и путь к ним мог быть совсем неблизким, особенно на многопалубных военных кораблях. Поэтому матросы и пассажиры норовили решить свои проблемы в укромных уголках, которых на любом паруснике было с избытком.
Такие небольшие хитрости становились серьезной проблемой в условиях открытого моря, где антисанитария могла в любой момент стать причиной вспышки инфекционной болезни. Поэтому за соблюдением правил следили, а тех, кто делал кучи на пушечных палубах и в трюмах отлавливали и нещадно пороли линьком в присутствии всей команды.
На небольших парусниках отхожее место могло выглядеть так
В российском морском уставе образца 1720 года обязанность наблюдения за санитарным состоянием корабля была возложена на профоса. Это должностное лицо заведовало арестантами, телесными наказаниями и чистотой на борту. Он выслеживал виновных в вероломном нарушении правил и карал их по всей строгости морских законов. Но даже опасность быть выпоротым и посрамленным не мешала некоторым справлять нужду в самых неожиданных местах.
А вот старшие чины гальюнами на носу не пользовались. Условия жизни господ флотских офицеров и знатных пассажиров были не в пример лучше, чем у рядового экипажа. Проживали они на корме, в просторной кают-компании, а с середины 18 века и вовсе в отдельных каютах. Им было дозволено иметь прислугу, некоторые предметы роскоши и пользоваться относительно комфортными и безопасными туалетами.
Штульц американского фрегата «Constitution»
По на корме корабля располагались штульцы — свесы, внутренний объем которых использовался для самых разных нужд. В такой застекленной «лоджии», нависающей над волнами, хранили навигационные приборы и там же, в особом огороженном уголке находился офицерский туалет.
На больших парусных кораблях штульцы могли быть двухэтажными — на нижнем уровне в таком случае находилась кабинка гальюна, а на верхнем могла стоять ванна для капитана. В помещениях кормы было тесно и даже при небольшом волнении солидно болтало, но там человек хотя бы не рисковал жизнью, решая свои обыденные проблемы.
Гальюн капитана в штульце фрегата «Constitution»
Безопасный туалет был одной из основных привилегий офицеров на парусном флоте, где создать какие-либо удобства, даже для капитана, было совсем непросто. Эпоха пара все изменила — плаванья стали более безопасными и комфортными и на пароходах уже даже для рядовых матросов были предусмотрены закрытые гальюны.
Но в жизни бывает так, что туалет в квартире, доме или офисе спроектирован с ошибками и его использование не менее затруднено, чем на флоте в 18 веке. Правда, жизнью его посетители уже не рискуют, и это дает возможность свободно шутить на эту тему.
Смотрите также — Атомоход «Ленин» — почти как космический корабль, только ледокол
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.
Источник
Морское судно это как плавучий город, состоящий из деталей и элементов. Судно нельзя представить без его основных частей – корпуса судна, машинного отделения и навигационного мостика. Из чего же еще состоит морское судно?
Корабль состоит из видимых и не видимых элементов. К примеру: винт, якорь, бак, киль, надстройка, перо руля, мачта, навигационный мостик и подруливающее устройство – основные видимые элементы. Трюм, балластные танки, топливные танки, кофердамы, двойное дно и т.д. – невидимые элементы судна.
Чтобы понять из чего состоит судно, нам придется разобрать судно по частям.
Пеленгаторная палуба (Monkey Island)
· Находится над навигационным мостиком
· В прошлом использовалось моряками для обсервации, пеленгования и ориентирования в море.
· На этой палубе установлены антенны навигационного оборудования мостика: VDR, АИС, радары прикреплены к мачте, антенны коммуникационного оборудования (VHF, MF/HF), НАВТЕКС и так далее. Так же присутствует мачта, на которой помимо антенн находятся навигационные огни.
Навигационный мостик (Bridge)
· Судовой мостик – командный центр корабля. Отсюда управляется судно с помощью навигационного оборудования и вахтенного офицера.
· С мостика можно управлять палубными устройствами, главным двигателем и навигационной системой корабля.
· Рутинная работа на мостике состоит из: мониторинга скорости, курса и позиции судна, наблюдение за погодными условиями и состоянием моря, связь с другими судами, а так же с берегом.
Труба (Funnel)
· Она же — дымовая труба, предназначена для выброса дыма с машинного отделения.
· Задача дымовой трубы – выброс выхлопных газов подальше от палубы и экипажа. Именно поэтому она находится выше мостика.
Надстройка (Accommodation)
· Надстройка на судне служит как жилой дом для экипажа. В нем есть все возможные удобства для команды корабля: офисы, спортивные тренажеры, каюты, госпиталь, кают-компания, комната отдыха, прачечная, камбуз и другие помещения.
· Это основная часть судна, которая включает в себя: систему подачи воды, расфасовку мусора, вентиляцию помещений, систему сточных вод, охлаждающую систему и так далее.
· Часть корабля с помещениями для отдыха, медицинской помощи и склада для еды.
Палуба дымовой трубы (Funnel deck)
· Как писалось выше, основная функция дымовой трубы – выброс выхлопных газов.
· Трубы не устанавливаются под прямым углом. Дымоход установлен под маленьким углом наклона в сторону кормы, чтобы газы не попадали на палубу или навигационный мостик.
Шлюпочная палуба (Boat Deck)
· Корпус судна разделен на палубы.
· В зависимости от нахождения, палубы на судне делятся на 6 категорий: основная палуба, корма, верхняя палуба, нижняя палуба, открытая палуба и бак.
· Шлюпочная палуба прикрывается от непогоды, что дает матросам место для работы.
Мачта (Mast)
· Это высокая конструкция, которая возвышается вертикально по линии центра судна.
· У мачты существует несколько предназначений. Основная задача это конечно навигационные огни. Второстепенная задача это место для расположения антенн навигационного оборудования.
Крылья мостика (Flying Bridge или Bridge Wings)
· Это продолговатая конструкция на открытой палубе или мостике. Дает хороший обзор для штурманов как в носовую, так и в кормовую часть судна.
· Имеет в наличии дублирующие устройства управления судном, которые благодаря отличному обзору помогают капитану и лоцману швартоваться или отшвартовываться.
Форштевень (Stem)
· Самая носовая точка судна.
Бак (Forecastle)
· Бак – носовая часть судна. Составляет примерно 7% от всей длины судна.
· Раньше, на военных судах, использовался солдатами в оборонительных целях.
· Бак используют для якорных и швартовочных операций, погрузочных работ в трюме, хранения палубных материалов.
Основная палуба (Main deck или Foredeck)
· Начинается от носовой части надстройки и заканчивается началом бака.
Бульба (Bulbous Bow)
· Выпуклость в носу судна сразу под ватерлинией.
· Рассекает волны, что позволяет судну идти быстрее, экономить топливо и иметь повышенную остойчивость.
· Суда с бульбой имеют меньший расход топлива примерно на 12-15%.
· Бульба так же увеличивает плавучесть носовой части судна, что позволяет уменьшить килевую качку до определенного момента.
Кормовая часть судна (Stern)
· Задняя часть судна. Спроектирована с учетом малой сопротивляемости трения, повышенным эффектом хода и уменьшением винтовой вибрации.
· Именно с задней части судна выталкивается вода. Винт и перо руля находятся в этой части судна.
Подруливающие устройства (Side Thrusters)
· Представляет из себя винт, который может работать только в стороны бортов судна.
· Помогает маневрировать на малом ходу во время швартовочных операциий в порту.
Рулевое устройство (Rudder)
· Необходим для маневрирования судном. Представляет из себя плоскую конструкцию установленную перед винтом.
· Состоит из следующих частей: баллер руля, рулевой привод, рулевая машина, контрольные приборы.
Винт (Propeller)
· Механическое устройство с лопастями.
· На морском судне может быть до трех винтов.
· Без винта, судно не будет двигаться с места.
Малярная (Paint Room)
· Место для хранения краски.
· Для предотвращения взрывов и отравления посетителей имеит винтеляцию – вытяжку с подачей кислорода.
· Помещение оснащено системой быстрого тушения пожара углекислым газом.
Помещение аварийного генератора (Emergency Generator Room)
· Когда основное устройство подачи электричества на судне выходит из строя автоматически включается аварийный генератор.
· Он находится на кормовой палубе вдали от машинного отделения и имеит личный распределительный щит.
· Должен быть легок в использовании и заводится даже при нулевой температуре.
Балластные танки (Ballast Tanks)
· Подобные отсеки судна нужны для хранения забортной воды, что позволяет судну улучшать остойчивость.
· Обслуживание этих помещений важно, так как металл в соленной воде быстро ржавеет.
Топливные танки (Bunker tanks)
· Нужны для хранения топлива и смазочных масел на судне.
· В целях безопасности эти помещения находятся вдали от возможных источников огня.
Туннельный киль судна (Duct keel)
· Представляет из себя полую конструкцию из двух балок и металлических пластин соединенных между собой, что формирует коробчатую конструкцию.
· Встречаются на судах с двойным дном.
· Многофункциональная часть судна, которая служит для водонепроницаемого прохода вдоль судна, место для магистрали балластных, водяных и других труб.
· Имеет замерочную трубу для обнаружения протечки.
Судовые краны (Ship Cranes)
· Используются для грузовых операций (выгрузка и погрузка)
· Встречаются либо электрические краны, либо гидравлические.
· Грузовой подъем кранов варьируется от 15 до 4000 тон.
Грузовой трюм (Cargo hold)
· Закрытое помещение для хранения различного груза или контейнеров.
· Находится под палубой.
· Основная функция – предотвращения повреждения груза от дождя или морской воды.
Крышки трюма (Hatch covers)
· Служат для предотвращения загрязнения или повреждения груза.
· Не пропускают воздух, а так же водонепроницаемы.
· Дизайн крышек зависет от типа судна, но основные требования к ним это возможность быстро открыть и закрыть.
· Раньше трюмные крышки открывались с помощью кранов или лебедок. В наше время оперируются гидравлическим путем.
Надводный борт (Freeboard)
· Можно охарактеризовать как высота между ватерлинией и основной палубой.
· Подобная дистанция показывает запас плавучести судна, что помогает понять остойчивость, а так же другие качества судна.
· Минимальная высота надводного борта одобряется специальной организацией класса судна.
· Высота надводного борта тесно связана с количеством груза на борту.
Корпус судна (Hull)
· Водонепроницаемая часть судна, которая может быть открыта или закрыта палубой.
· Корпус судна построен из балок, стрингеров и переборок.
· В зависимости от особенностей и типа судна, строение балок и стрингеров может быть продольным, вертикальным или перемещенным. Перемещенный тип строения корпуса считается самым крепким.
Существуют необходимые составные корабля, а есть дополнительные для комфорта или улучшения судоходства судна.
Все элементы судна проверяются и обслуживаются постоянно, иначе судно может стать непригодным для плавания в море.
Была ли эта статья полезна вам? О каких частях судна вы хотели бы узнать поподробней?
С уважением, Sea-Journal.ru
Источник
-È ð-ð-ð-ðàç! È ð-ð-ðàç! Íàâàëèñü! Ð-ð-ð-ðàç! È! Äåðæèì! Ñòîïîð!
Êóðñàíò âîçëå áëîêà íàêèíóë óçëîì íà áðàñ ñòîïîðíîé êîíåö.
-Åñòü ñòîïîð!
Áîöìàí áûñòðûì âçãëÿäîì îöåíèë êðåïëåíèå è ðÿâêíóë:
-Çàêðåïèòü! Ñëàáèíó!
Ìû äðóæíî íåìíîãî ñòðàâèëè ñíàñòü, ãëÿäÿ, íå ïîäñòàâèò ëè óçåë. Âñ¸, äåðæèòñÿ íà䏿íî. Áðîñàåì êàíàò, è, ïîêà äðóãîé êóðñàíò, ñòîÿùèé ó áëîêà, óêëàäûâàåò áðàñ ôîêà ðåè íà ïëàíøèðü, ìû ñïåøèì ê ñíàñòÿì íèæíåãî ìàðñåëÿ.
«Íàäåæäà» æèâî, íà âñåõ ïàðóñàõ, äâèæåòñÿ ê Âëàäèâîñòîêó. È ñåé÷àñ, ÷òîáû íå ïîòåðÿòü ñòîëü âàæíóþ â ãîíêå ñêîðîñòü, ìû áðàñîïèì, òî åñòü, ïîâîðà÷èâàåì ðåè ñ ïàðóñàìè ïîä èçìåíèâøèé óãîë àòàêè âåòåð.
Ñâèñòîê áîöìàíà. Ñ ìîñòèêà ÷åðåç ãðîìêîãîâîðèòåëè ðàçäà¸òñÿ:
-Ôîê, áðàñîïèì íèæíèé ìàðñåëü íà êðóòîé áàêøòàã ëåâîãî ãàëñà, ïîëîæåíèå ðåè âîñåìü.
Ìû óæå ïîäîáðàëè ñ ïàëóáû çàðàíåå ïðèãîòîâëåííûé êàíàò è, îáäàâàåìûå ñîë¸íûìè áðûçãàìè, æäàëè êîìàíäû Ðîìàíà.
-Íó ÷òî, ñëûøàëè? Íàâàëèñü!
Íåñìîòðÿ íà íàïóñêíîå íåäîâîëüñòâî, ìû âñå ëþáèëè ïàðóñíûå àâðàëû. Ðàçâå íå ýòî ëè åñòü íàñòîÿùàÿ ìîðñêàÿ æèçíü?
×åì áû òû íå çàíèìàëñÿ, áóäü òû íà çàíÿòèÿõ â ó÷åáíîì êëàññå, íà ÷èñòêå êàðòîøêè â êàìáóçå èëè ñïàë, ïî òðîåêðàòíîé òðåâîãå «îäèí êîðîòêèé, îäèí ïðîäîëæèòåëüíûé» òû òóò æå ïîäíèìàåøüñÿ, óñòðåìëÿåøüñÿ ê ñâîåìó îñòîðîæíî óëîæåííîìó ñòðàõîâîìó ïîÿñó, íàäåâàåøü åãî, è, ïðèõâàòèâ îäåæäó «ïî ïîãîäå», ÷òîáû îáëà÷èòüñÿ â íå¸ ïî ïóòè ê ìåñòó ñáîðà, íåñ¸øüñÿ íà âåðõíþþ ïàëóáó À òàì âåòåð, áðûçãè, ìîðñêàÿ ñîëü, àäðåíàëèí, ýìîöèè! Òàì ñêîðîñòü, ñò¸ðòûå î êàíàòû è ïîëîòíèùà ïàðóñîâ ðóêè, êðèê áîöìàíîâ è êóðñàíòîâ. Òàì æèçíü.
-Ð-ð-ð-ðàç! Çàêðåïè! Ñëàáèíó! À òåïåðü øêîòîâûå è ãàëñîâûå ïî ìåñòàì, êîìàíäå ïðèãîòîâèòüñÿ ê âûõîäó íà áóøïðèò, ñòàâèòü êëèâåð-òîïñåëü!
ß óëûáíóëñÿ è áåãîì ðâàíóë ê íîñó ñóäíà, ïî ïóòè ïîäãîòàâëèâàÿ êàðàáèíû ñòðàõîâêè ê ðàáîòå. Ñåé÷àñ ïîéä¸ò ìî¸ äåëî!
Ó êàæäîãî êóðñàíòà âî âðåìÿ àâðàëà åñòü ñâî¸ ìåñòî è ñâîè îáÿçàííîñòè. Ýòî êàñàåòñÿ êàê ðàáîòû íà ïàëóáå, òàê è âûõîäîâ íà ìà÷òû.
 ïåðâûé æå äåíü ïî ïðèáûòèè íà áîðò ôðåãàòà âåñü êóðñàíòñêèé ñîñòàâ áûë ðàçäåëåí íà òðè áîëüøèå ãðóïïû- «ìà÷òû»: Ôîê, Ãðîò è Áèçàíü. Íà êàæäóþ ìà÷òó ïðèõîäèëîñü ïðèìåðíî ïî ñîðîê ÷åëîâåê. Ýòî áûë âàæíûé îðãàíèçàöèîííûé ìîìåíò, êàñàþùèéñÿ êàê ðàáîòû ïî òðåâîãàì, òàê è ïîâñåäíåâíîé æèçíè. Íî ïîäðîáíåå îá ýòîì â äðóãîé ðàç.
Ïîñëå ïðèõîäèëè áîöìàíû è äåëèëè ñîñòàâ òàêæå íà òåõ, êòî íà êàêèõ ðåÿõ áóäåò ðàáîòàòü. Òóò ðàñïðåäåëåíèå çàâèñåëî îò ðîñòà è æåëàíèÿ êàæäîãî ÷åëîâåêà. ß, äîâîëüíî âûñîêèé è ìîë÷à ñèäÿùèé â óãëó, áûë ðàñïðåäåë¸í íà áóøïðèò.
Áóøïðèò- ýòî ïðàêòè÷åñêè ãîðèçîíòàëüíàÿ ìà÷òà, ðàñïîëîæåííàÿ â íîñó êîðàáëÿ, ê êîòîðîé êðåïÿòñÿ êîñûå ïàðóñà ôîêà, åñëè ðå÷ü èä¸ò î ôðåãàòå. È áûë â ðàáîòå òàì ñâîé êàéô.
Ïðåäñòàâüòå: ñåðåäèíà ìîðÿ, íî÷ü. Íî÷ü íàñòîëüêî ò¸ìíàÿ, ÷òî íå âèäíî íè íàì¸êà íà ãîðèçîíò è îò òîãî íåâîçìîæíî ïîíÿòü, ãäå âîäà ïåðåõîäèò â íåáî. Ñîçäà¸òñÿ îùóùåíèå, ÷òî ïàðóñíèê íå ðåæåò ìîðñêèå âîëíû, à íàõîäèòñÿ ãäå-òî â êîñìîñå, âëåêîìûé âñ¸ äàëüøå è äàëüøå íåâåäîìûìè ñèëàìè È âîò, òû ñõîäèøü ñ òâ¸ðäîé ïàëóáû è ñòóïàåøü íà ïîäàòëèâóþ ñòðàõîâî÷íóþ ñåòêó, íàòÿíóòóþ âäîëü áóøïðèòà. È ýòà ñåòü- åäèíñòâåííîå, ÷òî åñòü ñåé÷àñ ìåæäó òîáîé è êîñìîñîì ìîðñêèõ âîëí.
Òâî¸ ëèöî îáäóâàåò ïëîòíûé âåòåð, ñîëü âîäû íåìíîãî ñòÿãèâàåò êîæó- è òû è䏸ü äàëüøå, äåðæàñü ðóêîé çà ñòðàõîâî÷íûé òðîñ, è䏸ü, ÷òîáû çàó÷åííûìè óæå, ïóñòü è äîâîëüíî çàìûñëîâàòûìè ìàíèïóëÿöèÿìè ñ êàíàòàìè, óçëàìè è æ¸ñòêîé ïàðóñèíîé, ïðèäàòü òâîåìó «Ëåòó÷åìó Ãîëëàíäöó» áîëüøèé õîä, ÷òîáû åù¸ ñèëüíåå îòîðâàòüñÿ îò ïîòåðÿâøåãîñÿ óæå âäàëåêå çà êîðìîé ñîïåðíèêà. ×òîáû ïîáåäèòü â ãîíêå.
Òî÷íî òàê æå ÿ è äâà ìîèõ òîâàðèùà óæå øòóðìóåì íîñîâóþ ìà÷òó, ïðîêðó÷èâàÿ â ãîëîâå î÷åð¸äíîñòü ïðåäñòîÿùèõ äåéñòâèé, ïîïóòíî íàñëàæäàÿñü àòìîñôåðîé. È êîãäà äåëî óæå ñäåëàíî, ïàðóñ ãîòîâ ê ïîñòàíîâêå è ìîè ñîðàòíèêè óæå ñïåøàò âåðíóòüñÿ íà ïàëóáó, ÿ ñòàíîâëþñü íà áóøïðèò, âûïðÿìëÿþñü, ðàçäâèãàÿ ïëå÷è è, äåðæàñü ðóêîé çà òðîñ ïàðóñà, êàê Ñèíäáàä-Ìîðåõîä, ïîäàþ êîðïóñ íåìíîãî âïåð¸ä, íà ñåêóíäó çàêðûâ ãëàçà
Êàê æå õî÷åòñÿ âíîâü èñïûòàòü ýòî, âíîâü ïðîáåæàòüñÿ ïî ïàëóáå, ïðèñòåãíóòüñÿ ê ñòðàõîâîìó òðîñó è ëîâêî ïîäîáðàòüñÿ ê óêàòàííîìó ïàðóñó.
Õî÷åòñÿ âçáèðàòüñÿ ïî âàíòàì, ïîðàæàÿñü öåïêîñòè ñîáñòâåííûõ ðóê è òîìó, êàêèì æå âñ¸ ñ âûñîòû ïîëñòà ìåòðîâ êàæåòñÿ ìèíèàòþðíûì.
Õî÷åòñÿ âíîâü îùóòèòü â ðóêàõ æ¸ñòêèé áðàñ è ïî êîìàíäå îäíîâðåìåííî ñ äðóçüÿìè-êóðñàíòàìè âñåìè ñèëàìè òÿíóòü íà ñåáÿ î÷åðåäíîé ðåé.
Íå â ýòîì ëè ïðåëåñòü ìîðÿ?
Источник
Характер русских рек, мелководность их притоков, многоводье озер, пороги, частые переволоки на водоразделах — все это определило конструкцию и устройство судов Древней Руси, их размеры, осадку и способы движения. Сплав по течению, принцип использования судов в течение одной навигации или на один рейс и необходимость прохода по мелководным притокам наложили свой отпечаток на форму и конструкцию корпуса. Сплавные суда делались с прямоугольным сечением мидель-шпангоута (середина судна) и вертикальными штевнями (усиленная балка в носовой или кормовой оконечности судна).
Строившиеся, как правило, в верховьях притоков сплавные суда по прибытии в пункт назначения продавались на слом. Несмотря на большое сходство в форме и размерах корпусов, они носили разные местные названия. Из большого числа типов судов, имевших широкое распространение на Руси, известны насад, струг, учан, ушкуй, павозок, дощаник и др.
Вот теперь давайте и познакомимся с этими транспортными судами.
Насады — это в основе суда-однодеревки (изготовленные из одного ствола дерева), у которых были наставные дощатые борта. Доски бортовой обшивки в пазах соединялись «вгладь» так, что их кромки плотно примыкали друг к другу, создавая гладкую поверхность бортов. Имели высоко поднятые нос и корму.
Насад
Струги — небольшие плоскодонные низкобортные суда с очень малой осадкой. Изготовлялись без набоев и с набоями, значительно увеличивавшими их размеры. Набойные струги отличались от насадов тем, что доски бортовой обшивки пришивались «в накрой».
Казацкий струг (реконструкция)
Учаны, павозки и подвозки — дощатые плоскодонные суда. Были распространены до XVII в. почти на всех речных бассейнах. Павозки служили не только для перевозки, но и распаузки (разгрузки) более крупных судов.
Ушкуи — суда новгородцев, известные с XIII в., на которых они совершали плавания по рекам и озерам северо-западного бассейна, Волге и Каме. Плоскодонные легкие суда с малой осадкой, ходившие на веслах и под парусом.
Чертеж ушкуя
Чертеж ушкуя
Чертеж ушкуя
В результате археологических раскопок в Новгороде, где было найдено довольно много отдельных частей больших и малых кораблей, их обломков и деталей, а также снаряжение и снасти, удалось сделать реконструкцию новгородского судна, подобного ушкую. Ширина такого судна равна 3,2 м, высота в носовой части 1,4 м, в центре — 1,2 м. В носовой части размещались 6 пар уключин на 12 гребцов. Грузоподъемность судна превышала 15 т, на нем могли плыть более 40 чел.
На Северной Двине и Сухоне строились также речные сшивные карбасы и шитики. На зарождение и развитие северодвинских типов судов большое влияние оказали традиции новгородского судостроения.
По мере развития судоходства, увеличения объемов перевозок и совершенствования техники судостроения на реках Русского государства появляются новые типы судов более сложной конструкции и увеличенной грузоподъемности, из которых наибольшее развитие получили следующие:
Каюки — небольшие грузовые суда, которые имели улучшенные обводы корпуса, дощатую крышу и усиленную бортовую обшивку, но слабый продольный набор. Оснащались парусами и на Северной Двине использовались также для перевозки пассажиров.
Макеты павозка (р.Сухона) слева и каюка (справа)
Дощатые струги появились в XVI в. Корпуса стругов выполнялись более тщательно и, несмотря на значительные размеры, эти суда были самыми легкими и ходкими для своего времени. Их использовали не только для перевозки грузов, но и пассажиров. Грузоподъемность стругов в зависимости от их размеров и осадки была различна, но едва ли превышала 130— 160 т.
Кладные (клади) появились в XVI в., имели длину 33—35 м, принимали на борт до 650 т груза. В конструкции их корпуса отсутствовали продольные связи, функцию которых выполняла наружная обшивка. В связи с тем что кладные перевозили соль, у них для сохранности груза имелась внутренняя обшивка днищевого и бортового набора, способствовавшая некоторому усилению корпуса.
Дощаники — суда с простейшей конструкцией корпуса длиной 20 м и более. В значительно измененном виде этот тип судов существует и ныне на многих малых реках.
Дощаник
Коломенки — беспалубные суда, на большинстве которых устраивалась двускатная крыша. В верховьях Камы были известны с XVI в. Строились они для доставки железа и изделий уральских заводов в низовья Волги. Коломенки отличались от других сплавных судов большим отношением длины корпуса к ширине (5—6 против 3—4 у других судов). При постройке коломенок было учтено свойство свободно плывущего бревна, которое всегда движется вперед комлем. Желая получить более устойчивое движение судна на речном потоке, корпуса коломенок стали делать в носовой части на 25—30 см шире, чем в кормовой. Позднее, когда для удержания судна на курсе во время сплава начали применять лот, ширина корпуса коломенок стала одинаковой по всей длине судна.
Копия чертежа коломенки 1821 г.
Копия чертежа коломенки 1821 г.
Доски днищевой обшивки коломенок имели толщину 13—18 см, внутренний набор делался из неокоренных бревен. Бортовая обшивка была тоньше днищевой, но в подводной части имела дополнительную зашивку из горбылей, которые служили некоторой защитой основного корпуса при сплаве по каменистым уральским рекам.
Камская ладья — использовалась преимущественно на перевозках соли. Имела типичный для сплавных судов грубо сколоченный корпус длиной до 60 м и шириной около 12 м.
Межеумки — суда поменьше, но прочнее ладей. Имели дополнительную внутреннюю обшивку, которая крепилась к набору деревянными нагелями. Верхняя часть бортов подкреплялась «нарубнями», в оконечностях имелась палуба, над трюмом — крыша.
Межеумок
Бархоты — в отличие от других типов судов имели наклонные борта, но вертикальные штевни. Таким образом, сечение по мидель-шпангоуту представляло перевернутую трапецию. Строились как однолетними, так и многолетними, которые служили по 7—8 лет.
Барки — наиболее распространенные с XVII в. дощатые суда. Особую роль они сыграли на Вышневолоцком водном пути, где движение совершалось только в одном направлении — к Петербургу, по прибытии в который барки шли на разборку. С увеличением размеров и расширением района плавания конструкция барок совершенствовалась, и вскоре они стали основой деревянного флота. Термин «барка» позднее стал применяться как собирательный, относящийся нередко и к деревянным судам усиленной конструкции.
Барка на р.Чусовой
Барка на р.Чусовой
Барка на р.Чусовой
Барка на р.Чусовой
Мокшаны — беспалубные суда, так же, как коломенки, имели двускатную крышу, а борта к штевням возвышались на 1 —1,5 м. Отличались прочностью и улучшенным внешним видом. Борта украшались рисунками, в том числе изображениями различных фантастических чудовищ. В средней части устраивалась «казенка» (жилое помещение).
Мокшана
Мокшана
Беляны — занимали особое место среди волжского флота. Строились на притоках Волги и использовались для перевозок лесных грузов. Являясь потомками древних насадов, беляны сохранили все особенности их конструкции. С увеличением размеров и грузоподъемности делались более прочными, но по-прежнему оставались некреплеными беспалубными судами, прочность которых достигалась путем соответствующей укладки груза — лесоматериалов. Грузоподъемность белян достигала 9000 т при длине 106 м, ширине 26 м и осадке до 4,8 м. Корпуса белян делались из лучшего леса, не смолились (отсюда и название) и по прибытии в конечный пункт вместе с грузом пиломатериалов шли на продажу, как строительный лес. Груз располагался с постепенным расширением за борта до 2,5—3 м, но в корпусе вдоль бортов оставлялись проходы. На грузе устанавливались казенки, где жила команда, между ними перекидывался мостик для сообщения лоцмана с рубкой. На поверхности погруженного леса устанавливались два-три ворота для подъема якорей или лотов.
По мере развития судоходства наиболее распространенными судами стали расшивы (от слова “расшивать”, т.е. увеличивать ширину). Корпуса расшив были более прочными, чем у других речных судов, имели палубу полной ширины по всей длине судна, выступавшую в оконечностях за борт, и заканчивались в носу и корме транцами, украшенными резьбой и узорами. Днищевой и бортовой наборы в трюме обшивались досками.
Расшива (макет)
Достижением волжских судостроителей XVIII в. было применение для носовой оконечности расшив и некоторых других судов ложкообразной формы, что позволило снизить коэффициент полноты водоизмещения. В сочетании с устройством кормовой оконечности санного типа это сделало расшивы наиболее ходкими и сравнительно легко управляемыми судами. Они хорошо слушались руля, спокойно, без зарыскиваний следовали за бечевой.
Для перевозки грузов по рекам Оке, Москве и некоторым другим притокам Волги строились гусяны, отличавшиеся большой шириной, низким бортом и малой осадкой. Имея простейшую конструкцию корпуса, без бимсов и палубы, гусяны получили широкое распространение благодаря простоте постройки и удобству погрузки и разгрузки их. Грузить и разгружать такое низкобортное судно, мало отличавшееся от плота, было легче, но приходилось соблюдать осторожность, чтобы не поломать слабокрепленый корпус и не расстроить пазы обшивки.
Гусяна (рисунок)
После сооружения первых искусственных водных систем наряду с использованием старых типов судов начали строить новые, в размерах и конструкции которых учитывали изменившиеся условия плавания. Так, на Вышневолоцкой системе, где плавание судов осуществлялось только в низовом направлении, появились вышневолоцкие барки — однорейсовые суда грубой упрощенной конструкции, которые разбирались по прибытии в Петербург.
Позднее на Тихвинской системе строились тихвинки, имевшие корпус барочного типа с ложкообразным носом и санной кормой и форштевень серповидной формы. Палуба настилалась по всей длине судна до утопленной в корпус казенки, по были тихвинки и открытого типа. Суда эти имели парусное вооружение, их размеры соответствовали размерам шлюзов Тихвинской системы. Сходные с ними по конструкции, но меньших размеров, на этой же системе строились соминки.
Тихвинка на Волге
Тихвинка на Волге
Тихвинка на Волге
На Мариинской системе первоначально плавали суда тех же типов, что и на соседних водных путях, если размеры их соответствовали размерам шлюзов.
Своеобразным типом судна были применяемые на Северной Двине с древних времен «кочневые ладьи», имевшие по бортам ледовое подкрепление в виде пояса из прочных дубовых досок. Постепенно совершенствуясь в далеких походах в Сибирь, кочневая ладья переросла в новый тип быстроходного парусного судна — коч. Приспособленный для ледового плавания коч имел яйцеобразную форму корпуса, благодаря чему при сжатии льдов он «выжимался» на поверхность. Длина коча не превышала 19 м, ширина — 5—6 м, грузоподъемность достигала 30—40 т. Для прибрежного и речного плавания с переходом через волоки строились малые кочи грузоподъемностью 12—15 т. Считалось, что этим судам не было равных по удобству преодоления волоков и плаванию на мелководных морских участках.
Для плавания по рекам Сибири строились такие же, как и в европейской части России, типы судов, но имелись и некоторые особенности.
Дощаник в Сибири так же, как и на Волге, представлял собой плоскодонное судно длиной около 20 м, которое передвигалось с помощью бечевой тяги, весел и парусов, а для плавания в прибрежных морских районах, в частности в Обской губе и других заливах, строились кочи, тип которых проник в Сибирь с побережья Белого моря.
Многообразие типов и размеров судов отражало требования, вытекавшие из условий плавания в различных бассейнах. Имело значение и то, что какой-либо централизованной политики в проектировании судов не было, да практически и само проектирование в его современном понятии отсутствовало.
Все типы судов создавались на основе опыта и наряду с положительными качествами имели немало серьезных конструктивных недостатков. Но анализ этих недостатков отсутствовал, совершенствование конструкции шло медленно. Развивающееся судоходство требовало коренного улучшения типов судов.
Если понравилось ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и следите за новостями.
Наш телефон +7 495 131-2585
Источник