Наклон судна на нос или в корму

Наклон судна на нос или в корму thumbnail

Морское судно это как плавучий город, состоящий из деталей и элементов. Судно нельзя представить без его основных частей – корпуса судна, машинного отделения и навигационного мостика. Из чего же еще состоит морское судно?

Корабль состоит из видимых и не видимых элементов. К примеру: винт, якорь, бак, киль, надстройка, перо руля, мачта, навигационный мостик и подруливающее устройство – основные видимые элементы. Трюм, балластные танки, топливные танки, кофердамы, двойное дно и т.д. – невидимые элементы судна.

Чтобы понять из чего состоит судно, нам придется разобрать судно по частям.

Пеленгаторная палуба (Monkey Island)

·         Находится над навигационным мостиком
·         В прошлом использовалось моряками для обсервации, пеленгования и ориентирования в море.
·         На этой палубе установлены антенны навигационного оборудования мостика: VDR, АИС, радары прикреплены к мачте, антенны коммуникационного оборудования (VHF, MF/HF), НАВТЕКС и так далее. Так же присутствует мачта, на которой помимо антенн находятся навигационные огни.

Навигационный мостик (Bridge)

·         Судовой мостик – командный центр корабля. Отсюда управляется судно с помощью навигационного оборудования и вахтенного офицера.
·         С мостика можно управлять палубными устройствами, главным двигателем и навигационной системой корабля.
·         Рутинная работа на мостике состоит из: мониторинга скорости, курса и позиции судна, наблюдение за погодными условиями и состоянием моря, связь с другими судами, а так же с берегом.

Труба (Funnel)

·         Она же — дымовая труба, предназначена для выброса дыма с машинного отделения.
·         Задача дымовой трубы – выброс выхлопных газов подальше от палубы и экипажа. Именно поэтому она находится выше мостика.

Надстройка (Accommodation)

·         Надстройка на судне служит как жилой дом для экипажа. В нем есть все возможные удобства для команды корабля: офисы, спортивные тренажеры, каюты, госпиталь, кают-компания, комната отдыха, прачечная, камбуз и другие помещения.
·         Это основная часть судна, которая включает в себя:  систему подачи воды, расфасовку мусора, вентиляцию помещений, систему сточных вод, охлаждающую систему и так далее.
·         Часть корабля с помещениями для отдыха, медицинской помощи и склада для еды.

Палуба дымовой трубы (Funnel deck)

·         Как писалось выше, основная функция дымовой трубы – выброс выхлопных газов.
·         Трубы не устанавливаются под прямым углом. Дымоход установлен под маленьким углом наклона в сторону кормы, чтобы газы не попадали на палубу или навигационный мостик.

Шлюпочная палуба (Boat Deck)

·         Корпус судна разделен на палубы.
·         В зависимости от нахождения, палубы на судне делятся на 6 категорий: основная палуба, корма, верхняя палуба, нижняя палуба, открытая палуба и бак.
·         Шлюпочная палуба прикрывается от непогоды, что дает матросам место для работы.

Мачта (Mast)

·         Это высокая конструкция, которая возвышается вертикально по линии центра судна.
·         У мачты существует несколько предназначений. Основная задача это конечно навигационные огни. Второстепенная задача это место для расположения антенн навигационного оборудования.

Крылья мостика (Flying Bridge или Bridge Wings)

·         Это продолговатая конструкция на открытой палубе или мостике. Дает хороший обзор для штурманов как в носовую, так и в кормовую часть судна.
·         Имеет в наличии дублирующие устройства управления судном, которые благодаря отличному обзору помогают капитану и лоцману швартоваться или отшвартовываться.

Форштевень (Stem)

·         Самая носовая точка судна.

Бак (Forecastle)

·         Бак – носовая часть судна. Составляет примерно 7% от всей длины судна.
·         Раньше, на военных судах, использовался солдатами в оборонительных целях.
·         Бак используют для якорных и швартовочных операций, погрузочных работ в трюме, хранения палубных материалов.

Основная палуба (Main deck или Foredeck)

·         Начинается от носовой части надстройки и заканчивается началом бака.

Бульба (Bulbous Bow)

·         Выпуклость в носу судна сразу под ватерлинией.
·         Рассекает волны, что позволяет судну идти быстрее, экономить топливо и иметь повышенную остойчивость.
·         Суда с бульбой имеют меньший расход топлива примерно на 12-15%.
·         Бульба так же увеличивает плавучесть носовой части судна, что позволяет уменьшить килевую качку до определенного момента.

Кормовая часть судна (Stern)

·         Задняя часть судна. Спроектирована с учетом малой сопротивляемости трения, повышенным эффектом хода и уменьшением винтовой вибрации.
·         Именно с задней части судна выталкивается вода. Винт и перо руля находятся в этой части судна.

Подруливающие устройства (Side Thrusters)

·         Представляет из себя винт, который может работать только в стороны бортов судна.
·         Помогает маневрировать на малом ходу во время швартовочных операциий в порту.

Рулевое устройство (Rudder)

·         Необходим для маневрирования судном. Представляет из себя плоскую конструкцию установленную перед винтом.
·         Состоит из следующих частей: баллер руля, рулевой привод, рулевая машина, контрольные приборы.

Винт (Propeller)

·         Механическое устройство с лопастями.
·         На морском судне может быть до трех винтов.
·         Без винта, судно не будет двигаться с места.

Читайте также:  Что делать если кролики выгребают корм из бункерной кормушки

Малярная (Paint Room)

·         Место для хранения краски.
·         Для предотвращения взрывов и отравления посетителей имеит винтеляцию – вытяжку с подачей кислорода.
·         Помещение оснащено системой быстрого тушения пожара углекислым газом.

Помещение аварийного генератора (Emergency Generator Room)

·         Когда основное устройство подачи электричества на судне выходит из строя автоматически включается аварийный генератор.
·         Он находится на кормовой палубе вдали от машинного отделения и имеит личный распределительный щит.
·         Должен быть легок в использовании и заводится даже при нулевой температуре.

Балластные танки (Ballast Tanks)

·         Подобные отсеки судна нужны для хранения забортной воды, что позволяет судну улучшать остойчивость.
·         Обслуживание этих помещений важно, так как металл в соленной воде быстро ржавеет.

Топливные танки (Bunker tanks)

·         Нужны для хранения топлива и смазочных масел на судне.
·         В целях безопасности эти помещения находятся вдали от возможных источников огня.

Туннельный киль судна (Duct keel)

·         Представляет из себя полую конструкцию из двух балок и металлических пластин соединенных между собой, что формирует коробчатую конструкцию.  
·         Встречаются на судах с двойным дном.
·         Многофункциональная часть судна, которая служит для водонепроницаемого прохода вдоль судна, место для магистрали балластных, водяных и других труб.
·         Имеет замерочную трубу для обнаружения протечки.

Судовые краны (Ship Cranes)

·         Используются для грузовых операций (выгрузка и погрузка)
·         Встречаются либо электрические краны, либо гидравлические.
·         Грузовой подъем кранов варьируется от 15 до 4000 тон.

Грузовой трюм (Cargo hold)

·         Закрытое помещение для хранения различного груза или контейнеров.
·         Находится под палубой.
·         Основная функция – предотвращения повреждения груза от дождя или морской воды.

Крышки трюма (Hatch covers)

·         Служат для предотвращения загрязнения или повреждения груза.
·         Не пропускают воздух, а так же водонепроницаемы.
·         Дизайн крышек зависет от типа судна, но основные требования к ним это возможность быстро открыть и закрыть.
·         Раньше трюмные крышки открывались с помощью кранов или лебедок. В наше время оперируются гидравлическим путем.

Надводный борт (Freeboard)

·         Можно охарактеризовать как высота между ватерлинией и основной палубой.
·         Подобная дистанция показывает запас плавучести судна, что помогает понять остойчивость, а так же другие качества судна.
·         Минимальная высота надводного борта одобряется специальной организацией класса судна.
·         Высота надводного борта тесно связана с количеством груза на борту.

Корпус судна (Hull)

·         Водонепроницаемая часть судна, которая может быть открыта или закрыта палубой.
·         Корпус судна построен из балок, стрингеров и переборок.
·         В зависимости от особенностей и типа судна, строение балок и стрингеров может быть продольным, вертикальным или перемещенным. Перемещенный тип строения корпуса считается самым крепким.

Существуют необходимые составные корабля, а есть дополнительные для комфорта или улучшения судоходства судна.

Все элементы судна проверяются и обслуживаются постоянно, иначе судно может стать непригодным для плавания в море.

Была ли эта статья полезна вам? О каких частях судна вы хотели бы узнать поподробней?

С уважением, Sea-Journal.ru

Источник

Каждому типу судна соответствует особая форма корпуса, зависящая от многих
факторов: назначения судна, условий его
эксплуатации, скорости хода, качества судна и т. п.
Корпуса движущихся судов представляют собой удлиненное
тело, ограниченное кривыми поверхностями, создающими обтекаемую форму, уменьшающую сопротивление воды и воздуха его
движению. Корпуса таких судов имеют заостренные оконечности
и плавные переходы боковых поверхностей в днищевые плоскости.
Корпуса стояночных судов пли судов, скорость транспортировки
которых не имеет большого значения, наоборот, делают для упрощения технологии постройки, прямоугольными или плоскостной
формы с резко выраженными гранями.

Передняя, по направлению движения, оконечность корпуса называется носовой, и по принятым правилам судостроительного
черчения на чертежах всегда изображается справа; противоположная оконечность, называемая кормовой, изображается на чертежах слева.

Корма судна имеет более сложную конфигурацию, чем носовая
оконечность, так как в кормовой оконечности размещаются различные устройства, обеспечивающие маневренность судна (гребные винты, рули и т. п.), которым необходимо обеспечить наилучшие условия работы.

Для того, чтобы судно, идущее по сильно взволнованной водной поверхности, не зарывалось оконечностями в волну, борта корпуса в носовой оконечности по высоте расширяют (разваливают).
Формы обводов современных судовых корпусов созданы в результате долголетней отработки.

Появление опытовых бассейнов позволило обеспечить выбор
оптимальной формы корпуса судна на научной основе при использовании метода моделирования.

Форма корпуса всех движущихся судов в поперечном сечении
делается симметричной для того, чтобы оказываемые его движению сопротивления на каждую сторону корпуса взаимно уравновешивались и действия руля на каждый борт были бы
одинаковы.

Поверхности, ограничивающие корпус судна сверху, с боков и
снизу, соответственно называются верхней палубой, бортами и
днищем.

Общее представление о геометрической характеристике формы
корпуса судна дает метод сечения корпуса тремя взаимно перпендикулярными плоскостями: вертикальной плоскостью симметрии, проходящей вдоль корпуса посередине его ширины; горизонтальной плоскостью, проходящей вдоль корпуса и делящей его
на две несимметричные части: на надводную и подводную, и вертикальной плоскостью, перпендикулярной первым двум и проходящей посередине расчетной длины судна (рис. 1).

Читайте также:  Из чего делают корма для хомяков

Вертикальная плоскость, проходящая вдоль корпуса судна и
делящая его теоретическую поверхность на две симметричные
части, называется диаметральной плоскостью (ДП).

Основной плоскостью (ОП) называется горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку килевой линии корпуса.

Основной линией (ОЛ) называется линия пересечения основной и диаметральной плоскостей.

Поскольку корпус судна имеет очень сложную форму, то при
его изготовлении, а также при монтаже на нем всех деталей
насыщения судна (механизмы, аппараты, оборудование и прочее),
установочные размеры этих деталей можно определять по высоте
и ширине судна только от этих двух плоскостей.

Линия, образующаяся при пересечении верхней палубы с диаметральной плоскостью, называется палубной линией. Палубная линия морских судов имеет изогнутую форму с подъемом от середины длины судна к оконечностям. Такой продольный изгиб палубной линии называется седловатостью палубы . Палубная линия речных судов, к мореходным качествам которых не
предъявляют повышенных требований, делается прямой, без седловатости.

Наклон судна на нос или в корму
Рис. 1. Сечение корпуса судна тремя взаимно перпендикулярными плоскостями.
I-диаметральна я плоскость; II-плоскост ь мидель-шпангоута; III — плоскость
конструктивной ватерлинии.
1-верхня я палуба; 2 – борт; 3- днище; 4 – форштевень; 5 – килевая линия 6ахтерштевень; 7-палубна я линия; 8 – бортовая линия; 9 -нос ; 10— корма; h—
стрелка погиби.

Бортовая линия палубы — линия пересечения теоретической поверхности борта и палубы или их продолжений при закругленном
соединении палубы с бортом.

Килевая линия (КЛ) — линия пересечения днищевой части теоретической поверхности корпуса с диаметральной плоскостью.
Килевая линия имеет разнообразные формы в зависимости от назначения и типа судна (рис. 2).

Килевая линия большинства современных судов горизонтальна.
Наклонная килевая линия встречается у судов с так называемым
конструктивным дифферентом, который делается для заглубления
винта и руля и для их защиты при малой осадке судна. Килевая
линия с уступом — реданом встречается у быстроходных легких
судов (катеров). В этом случае на ходу судна носовая часть корпуса выходит из воды, а кормовая часть скользит (глиссирует)
на водной поверхности. Килевая линия судов специальных типов
(подводные лодки, яхты и т. п.) часто бывает криволинейной, что
объясняется специфическими особенностями их эксплуатации.

Наклон судна на нос или в корму
Рис. 2. Палубная и килевая линии различных судов: а —
морских; б — речных; в — с конструктивным дифферентом;
г — с реданом (с уступом); д — криволинейная (специальные суда — яхты и т. п.).

Кромки, образующиеся при пересечении бортовых поверхностей
корпуса с диаметральной плоскостью в носовой и кормовой оконечностях, по которым сопрягаются поверхности правого и левого
борта, называются штевнями. Носовой штевень, расположенный по ходу судна впереди, называется форштевнем, кормовой
штевень — ахтерштевнем.

Форма обводов штевней вырабатывалась на практике обычно
в соответствии с назначением судна.

Характерные формы форштевней показаны на рис. 3:

а) наклонный форштевень, характеризующийся прямой наклонной линией, в подводной части плавно или под углом переходит
в килевую линию. Такой форштевень придает судну как бы устремленность вперед, но делается он таким не только ради эстетического впечатления, а также исходя из практических соображений: наклонный форштевень в сочетании с развалом бортов
в носовой оконечности увеличивает полезную площадь верхней
палубы и улучшает всхожесть судна на волну;

Наклон судна на нос или в корму
Рис. 3. Характерные формы судовых форштевней: а — наклонный; б—клиперский; в — бульбообразный; г — ледокольный; д — прямой.

б) клиперский форштевень характеризуется плавной образующей линией, направленной верхним концом вперед. Такой форштевень делается по тем же соображениям, что и предыдущий,
его форма заимствована у парусных судов;

в) бульбообразный форштевень имеет над водой наклонную
прямую или вогнутую линию, его подводная часть имеет каплеобразную форму и опущена несколько ниже килевой линии. Такой
форштевень предусматривается на судах с относительно большой
шириной корпуса для уменьшения сопротивления воды движению
и увеличения скорости хода судна;

г) ледокольный форштевень в надводной части характеризуется наклонной прямой, которая, не доходя немного до уровня
воды, приобретает плавный наклон до 30° (выработанный на практике), наклон продолжается в подводной части до плавного перехода в килевую линию. Такой форштевень имеют ледоколы и суда,
плавающие во льдах, для того, чтобы судно могло с хода вылезать
на ледяное поле и своей тяжестью продавливать его;

д) прямой форштевень имеет вертикальную линию образования
в подводной части, плавно переходящую в килевую линию. Такой
форштевень встречается преимущественно у речных судов, имеющих свободное место на палубе, не плавающих на относительно
взволнованной поверхности, он удобен для обзора пространства
перед носом судна при частом плавании в узкостях и при подходах к причалам.

Читайте также:  К какому классу относится корм бош

Кормовые оконечности судов, несмотря на их разнообразие,
разделяются в основном на три типа (рис. 4). Рассмотрим их:

а) обыкновенная корма имеет свес верхней части корпуса высоко над водой, который называется подзором . Такая корма
в большинстве случаев встречается у грузовых одновинтовых судов, имеющих небольшую скорость хода;

б) крейсерская корма с подзором (со свесом), утопленным
в воду, и плавными обводами. Такая форма кормы увеличивает
площадь палубы и уменьшает вихреобразование за корпусом и
предусматривается на быстроходных судах или на судах с несколькими гребными винтами;

Наклон судна на нос или в корму
Рис. 4. Форма судовых кормовых
оконечностей: а — обыкновенная
с подзором; б — крейсерская; в—
транцевая.

в) транцевая корма имеет над водой усеченный вид, образованный вертикальной или наклонной в корму поперечной плоскостью, носящей название транца. Такая корма бывает на тех
судах, где с кормы выполняются специальные операции; она необходима, например, при работе с сетями на промысловых судах,
при постановке мин или тралов военными кораблями и т. п.

Вторым сечением, характеризующим форму корпуса судна, является горизонтальное сечение или, как говорят, сечение по конструктивной ватерлинии.

Ватерлинией (ВЛ) называется след от пересечения теоретической поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.

Конструктивной ватерлинией (КВЛ) называется ватерлиния,
соответствующая полученному предварительным расчетом полному
водоизмещению судов или нормальному водоизмещению (с половинным запасом топлива).

Конструктивная ватерлиния у транспортных судов является
одновременно и грузовой ватерлинией (ГВЛ), соответствующей
проектной осадке судна.

Характерные формы конструктивных ватерлиний современных
судов показаны на рис. 5:

а) грузовое судно имеет ватерлинию, заостренную в оконечностях и так называемую цилиндрическу вставку в средней
части, на протяжении которой обводы ватерлинии параллельны
ДП. Цилиндрическая вставка увеличивает вместимость корпуса
судна, упрощает технологию и удешевляет его постройку. Однако
с увеличением скорости хода таких судов значительно возрастает
сопротивление воды их движению, что вызывает затраты дополнительных мощностей. Суда со средней скоростью (14—16 узл)
имеют цилиндрическую вставку, равную 10—40% длины корпуса;

б) быстроходное судно, скорость которого является важным
эксплуатационным качеством, имеет ватерлинию хорошо обтекаемой формы с очень незначительной цилиндрической вставкой или
же вообще без нее;

Наклон судна на нос или в корму
Рис. 5. Ватерлинии судов различных типов: а — грузового; б —
быстроходного; в — с транцевой кормой; г — тихоходного.

в) ватерлиния быстроходных судов с транцевой кормой получается усеченной, транец выполняет роль редана, способствующего
отрыву струи воды от днища при скольжении судна по поверхности воды — глиссировании. Эти суда также не имеют цилиндрической вставки;

г) тихоходные и несамоходные речные суда с большим внутренним объемом корпуса имеют ватерлинию полного образования
с цилиндрической вставкой на 70—90% длины судна.

Третьим сечением, дающим представление о форме корпуса,
является сечение вертикальной плоскостью, проходящей посередине длины судна перпендикулярно диаметральной плоскости и
плоскости конструктивной ватерлинии, называемое обводом мидель-шпангоута.

В поперечном сечении корпуса судов могут иметь вертикальные борта, развал или завал в верхней части борта. Палуба в поперечном сечении корпуса делается выпуклой, с кривизной по
параболе, со стрелкой погиби равной 0,02 (1:50) от ширины па-
лубы на миделе. Выпуклость палубы в поперечном направлении
корпуса судна называется погибью палубы. Погибь палубы
делается для стока воды, заливающей палубу, и придает ей большую продольную устойчивость.

Плавный переход линии днища в линию борта выполняется по
дуге окружности или по лекальной кривой и называется скуловым
закруглением
или скулою.

Характерные формы миделевых обводов судов разных типов
показаны на рис. 6, наиболее характерны:

а) морские транспортные суда — с вертикальным бортом и
с подъемом днища;

Наклон судна на нос или в корму
Рис. 6. Обводы миделевых сечений судов различных типов: а —
транспортного; б — быстроходного; в —ледокола; г — быстроходного
катера; д — судна внутреннего плавания; е — речного.

б) морские быстроходные суда —с хорошо обтекаемыми обводами, большим углом подъема днища и большим скуловым закруглением;

в) ледокольные суда со скругленными бортами и развалом
в подводной части и завалом в надводной части. Такая форма
поперечного сечения увеличивает поперечную жесткость корпуса,
и в случае сжатия судна в ледяных полях лед вдвигается по наклонным бортам или под судно, выжимая его из воды, или поднимается вверх;

г) быстроходные суда малого водоизмещения (катера), в большинстве случаев имеющие прямые с развалом борта, переходящие
под углом в днище с большим подъемом слегка изогнутой формы;

д) быстроходные суда внутреннего плавания —с плоскодонным днищем, с циркульной скулой, переходящей в борта с развалом. Такие образования увеличивают площадь палубы и помещения в надводной части корпуса;

е) речные плоскодонные суда —с горизонтальным днищем,
с вертикальными бортами и с малым радиусом закругления скулы.
Такой профиль поперечного сечения обеспечивает максимальный
объем корпуса и предусматривается на тихоходных судах с минимальной осадкой.

Вперед
Оглавление
Назад

Источник