На корме корабля от волн или солнца

На корме корабля от волн или солнца thumbnail

Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередь морского обзора. Не хочется мне сегодня писать о проектах тех или иных кораблей, заниматься обзором списочного состава флотов России и флотов сопредельных стран и прочими темами, которые были до этого на канале.

Настроение выходное, хочется чего-нибудь легкого и нового. Решил немного поговорить о военно-морских жаргонизмах. Как и в любой профессии, деятельности, хобби – военные моряки также имеют свой специфический словарь. Да еще какой словарь?! Названия многих обыденных бытовых вещей на корабле имеют совсем другие обозначения.

В общем, думаю, что будет любопытно. Те, кто не соприкасался с корабельной жизнью, узнает пару новых жаргонных слов, ну а мариманы – действующие и в запасе, что-то вспомнят, поправят и дополнят «аффтара». Если выпуск моего морского словарика будет популярным, можно будет продолжить.

В данном обзоре, сосредоточусь на интересных бытовых названиях, немного также поговорим о тех или иных обозначениях личного состава. Поехали.

На корабле.

броняха – не только массивная металлическая дверь между отсеками, но и любая дверь в принципе; гальюн – туалет; гарсунка – столовая мичманов, старшин сверхсрочников и контрактников; кают –компания – офицерская столовая; камбуз – столовая личного состава срочной службы; комингс – порог; коробка, парахет – военный корабль кубрик – помещение на корабле, место размещения личного состава срочной службы, а также любое другое подобное помещение не на корабле, например, в казарме береговых частей или учебных частей; ламашка, ломатор – иллюминатор на корабле, грубо говоря окно; палуба – не только обозначение верхней корабельной палубы или нижних палуб, но и любой пол, например в штабе или казарме учебной части; подволок – потолок в помещении, ну или нижняя часть более верхней палубы; транасляха – корабельное радио;

Быт, вещи.

Баночка – стул, лавка, то на чем сидят; бак – любой стол (не путать с обозначением верхней палубы носа корабля); лагун – кастрюля или бак; обрез – таз; рундук – сундук, а еще рюкзак; шконка (шхонка, шконяра) – кровать; чумичка – половник;

Одежда, форма.

Гюйс – пристегивающийся форменный воротник синего цвета с белыми полосами, нагладить чайку на гюйсе – три наглаженные стрелки, делающие наглаженные таким образом гюйс, похожим на крылья чайки;

Гюйс с наглаженной чайкой. Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс.картинки

беска – парадный головной убор матросов и старшин, бескозырка; галанка (фланка) – форменная рубаха, верхняя часть парадной или рабочей формы, военнослужащие срочной службы, отслужившие год, наглаживают на задней стороне галанки продольную стрелку (годичку); караси – носки; маклачка – парадная форма личного состава срочной службы, убывающего домой, носители маклачки в последние пол года проходили службу в швейной боевой части корабля;

прогары (гады) – форменные рабочие ботинки личного состава срочной службы, страшно неудобные штуки; тельник, тельняха – тельняшка;

Личный состав.

Боец – военнослужащий срочной службы до принятия военной присяги; желудки – военно-служащие БЧ-4 (связисты); красный – название любого офицера среди военнослужащих срочной службы (мн. ч – «краснота», «красные»); кэп – командир корабля; мариманы – военнослужащие ВМФ; масла, маслопупы, мазуты – военнослужащие БЧ-5 (электро-механической боевой части); пассажиры – военнослужащие радиотехнической боевой части (БЧ-7); помоха – помощник командира корабля; рогатые – военно-служащие ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2); румыны – военнослужащие минно-торпедной боевой части (БЧ-3); рули – военнослужащие штурманской боевой части (БЧ – 1); сапоги – военнослужащие сухопутных войск; старпом – старший помощник командира корабля; товарищ (таащ) – сокращенное обращение военнослужащего срочной службы к офицеру, «здравия желаю таащ».

На этом сегодня все. Посмотрим как пойдет обзор. Интересно ли читающим или нет. Можно и что-нибудь еще такого плана запостить. Всего доброго.

Источник

Анкерок – бочонок для пресной воды.

Бак – носовая часть верхней палубы.

Бакштаг – курс, при котором направление движения судна составляет от 100° до 170° с направлением ветра; ветер дует косо в корму.

Банка – сиденье для гребцов на шлюпке.

Баркентина – трех– и более мачтовое парусное судно, имеющее на передней мачте прямые паруса, а на остальных косые.

Бейдевинд – курс, при котором направление движения судна составляет от 10° до 80° с направлением ветра; ветер дует спереди сбоку.

Бизань-мачта – самая задняя мачта на трех– и более мачтовом судне.

Бимсы – поперечные связи судна, на которые сверху настилается палуба.

Битенги – одиночные деревянные или металлические тумбы для крепления троса.

Бом-кливер – передний из косых треугольных парусов на носу судна.

Брашпиль – ворот с горизонтальным барабаном, служащий для подъема якоря и для тяги снастей.

Бухта троса – свернутый кругами трос.

Бушприт – деревянный брус, выступающий горизонтально или слегка наклонно с носа судна; к нему привязываются нижние передние углы бом-кливера и кливера.

Ванты – снасти, поддерживающие мачту и идущие от нее наклонно к бортам. Имеют веревочные ступеньки – выбленки. Форванты – ванты на фок-мачте; грот-ванты – ванты на грот-мачте.

Верп – небольшой якорь.

Вымбовка – рычаг для вращения вручную якорного шпиля.

Читайте также:  Как отучить кота от корма и приучить к домашней еде после корма

Выносить на ветер – перемещать нижний задний угол паруса на наветренный борт.

Галион – тип большого парусного судна.

Галс – курс судна относительно ветра. Идти правым или левым галсом – идти при ветре, дующем с правой или левой стороны.

Галфинд – курс, при котором направление движения судна образует угол от 80° до 100° с направлением ветра. Ветер дует прямо в борт судна.

Гафель – наклонный брус, упирающийся одним концом в мачту и служащий для подъема верхнего паруса.

Гафель-гардель – снасть, служащая для подъема переднего конца гафеля.

Гик – горизонтальный брус, упирающийся одним концом в мачту. К нему привязывается нижний край нижнего паруса.

Гитовы – снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней.

Грот – нижний парус на грот-мачте.

Грот-мачта – вторая от носа мачта.

Дирик-фал – снасть, которой поднимают гафель.

Каперы – каперские суда, то есть вооруженные частные корабли, занимающиеся с разрешения своего правительства задержанием и захватом в море неприятельских судов.

Кат-балки – поворотные балки, установленные на носу судна и служащие кранами для подъема якорей на палубу.

Киль – продольный брус в нижней части судна, простирающийся от носа до кормы и служащий основанием, к которому крепятся остальные детали набора судна – корабельного скелета. Выдвижной киль, или шверт, – вертикальный плавник, выдвигаемый в воду через прорезь в днище, огражденную специальным ящиком – колодцем, и служащий для уменьшения бокового сноса – дрейфа под действием ветра.

Кильватер – струя, остающаяся некоторое время заметной за кормой идущего судна. Идти в кильватере – следовать в кильватерной струе идущего впереди судна.

Кливер – второй из косых треугольных парусов на носу судна.

Кливер-фал – снасть, с помощью которой поднимается кливер.

Клипер – судно, принадлежащее к самому быстроходному классу парусных судов. Клиперы имели огромное количество парусов, которые редко убирались даже при штормовых ветрах.

Клотик – деревянный кружок, накрывающий верхушку мачты или стеньги.

Клюз – отверстие в борту, через которое проходит якорная цепь.

Кнехты – парные металлические тумбы, прикрепленные к палубе и служащие для крепления троса.

Комингс – высокая закраина люка, служащая ограждением от воды.

Кокпит (буквально «петушиная яма») – открытый сверху, обычно сообщающийся с каютной надстройкой вырез в кормовой части палубы на небольших судах и катерах.

Корма – задняя оконечность (часть) судна.

Кофелъ-нагель – стержень, вставленный в отверстие кольца на мачте и служащий для крепления и подвешивания снастей.

Лаг – приспособление, служащее для измерения скорости судна или пройденного им расстояния.

Лаглинь – веревка, к которой прикреплен поплавок лага.

Леер – веревка, снасть, закрепленная обоими концами; служит для постановки некоторых парусов, для развешивания белья после стирки и т.д.

Ликтрос – мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.

Марсели – вторые снизу прямые паруса, здесь на мачте со смешанным, то есть и косым и прямым парусным вооружением.

Марсовые – матросы, работающие на мачтах при постановке и уборке парусов.

Миля морская – равна 1852 метрам.

На борт (руль) – повернуть руль до отказа.

Нагели – гладкие, без резьбы длинные болты, вставляемые в отверстия специальных планок с внутренней стороны фальшборта или в обоймы у основания мачты и служащие для крепления за них различных снастей.

Найтовы – тросовые или цепные крепления.

Нактоуз – привинченная к палубе тумба с надетым сверху колпаком, под которым устанавливается компас. Снабжается приспособлением для освещения компаса.

Нирал – снасть, за которую тянут вниз некоторые паруса при их уборке.

Нок – наружная оконечность всякого горизонтального или наклонного дерева, например, нок гафеля.

Обводы – формы и линии корпуса судна.

Оверштаг – «поворот оверштаг» – поворот против ветра, когда судно проходит линию ветра носом.

Остойчивость – способность судна, наклоненного ветром или волной, возвращаться в прямое положение. Чем ниже центр тяжести судна, тем больше его остойчивость.

Пиллерсы – вертикальные стойки, поддерживающие палубу снизу.

Планшир – верхний брус борта шлюпки или фальшборта корабля.

Подвахтенные – сменившиеся с вахты.

Полветра – «в полветра» – то же, что галфинд.

Полубак – площадка над палубой на носу судна.

Приводить к ветру – поворачивать судно носом к ветру.

Раздернуть – совсем отпустить шкоты, чтобы паруса (здесь передние) свободно заполоскали и не мешали повороту судна в ту сторону, откуда дует ветер.

Ракс-бугель – скользящее по мачте кольцо с крючком, служащее для подъема рейка, к которому крепится верхний край паруса.

Рангоут – деревянные или металлические части, к которым привязываются паруса.

Реи – длинные горизонтальные поперечины, подвешенные за середину к мачтам и служащие для крепления прямых трапециевидных парусов.

Риф – «брать рифы» – уменьшать площадь паруса, подбирая и подвязывая его нижний край короткими снастями – риф-штертами, прикрепленными в два или в три ряда к парусу. Рифы берутся в случае сильного ветра.

Рубка – надстройка в виде домика на верхней палубе или мостике. На парусных шхунах и яхтах – выступающая над палубой верхняя часть каюты или кают-компании. В этом случае крыша каюты называется «палубой рубки».

Читайте также:  Человек человеку друг товарищ и корм

Румпель – рычаг, насажанный на верхнюю часть (голову) руля, с помощью которого его поворачивают.

Салинг – деревянные брусья, крестообразно прикрепленные к мачте; служат для привязывания снастей и как опора для стеньг.

Сампан – тип плоскодонного парусного судна, распространенный на Дальнем Востоке, и в частности в Китае.

Свайка – инструмент в виде заостренного стержня, употребляемый при работах с тросами.

Сезни – здесь куски троса, служащие для привязывания свернутого паруса при уборке его на положенном месте.

Спенкер (контр-бизань) – четырехугольный косой парус, поднимаемый на задней мачте судна с полным прямым парусным вооружением.

Стаксель – третий из передних треугольных парусов непосредственно впереди фок-мачты.

Стеньга – брус, служащий продолжением мачты; фор-стеньга – стеньга фор-мачты.

Степс – деревянный брус с углублением, в которое вставляется шпор (нижний конец) мачты.

Такелаж – снасти, служащие для укрепления частей рангоута, для подъема и спуска парусов и рангоута и для управления парусами.

Тали – система блоков и тросов для подъема тяжестей, управления парусами и т.п.

Талреп – трос или винт для подтягивания снастей стоячего такелажа.

Топ – верхушка, топ-мачта – верхушка мачты.

Топсель – верхний косой парус на грот-мачте (грот-топсель) и фокмачте (фок-топсель).

Траверз – направление, перпендикулярное продольной оси судна.

Транцевая корма – поперечный срез задней оконечности судна, образованный транцем – плоской вертикальной или слегка наклонной поверхностью из досок.

Тузик – небольшая двухвесельная шлюпка.

Туманный горн – рожок для подачи в тумане установленных сигналов парусными судами. Издает низкий и далеко слышный звук.

Уваливать под ветер – отклоняться носом от встречного ветра.

Узел – единица измерения скорости хода судов, равная одной морской миле в час.

Фал – снасть, служащая для подъема паруса или флага.

Фалинг – трос для привязывания шлюпки. Обычно шлюпка имеет два фалиня: носовой и кормовой.

Фальшборт – продолжение борта, образующее как бы стенку вокруг верхней палубы.

Фальшкиль – брус, прикрепленный к килю снизу.

Фок – нижний парус на фок-мачте.

Фок-мачта – передняя мачта.

Фор-ванты – ванты фок-мачты.

Фордевинд – курс, при котором направление движения судна составляет угол от 170ь правого борта до 170ь левого с направлением ветра. Ветер дует прямо или почти прямо в корму. «Поворот фордевинд» – поворот кормой против ветра.

Форштевень – передняя носовая оконечность судна, являющаяся продолжением киля.

Хват-тали – небольшие тали из двух блоков, служащие для различных работ на палубе.

Швартовы – концы (тросы), с помощью которых судно привязывается к причалу или к борту другого судна.

Шкаторина – кромка паруса, обшитая мягким тросом.

Шкот – снасть, служащая для управления парусом. К слову «шкот» добавляют название паруса или гика, который им управляется: кливер-шкот, фока-гика-шкот и т.п.

Шлюп – тип небольшого одномачтового парусного судна.

Шпангоуты – поперечные ребра корабельного скелета-набора.

Шпигаты – отверстия в борту или в палубе для стока воды.

Шпор – нижняя оконечность мачты или стеньги или задняя оконечность бушприта.

Шпринт (шпринтов) – наклонная жердь, прикрепленная к низу мачты на шлюпке и служащая для растягивания паруса.

Штаг – снасть, поддерживающая мачту или стеньгу спереди.

Шторм-трап – веревочная лестница.

Ют – кормовая часть палубы. На многих судах расположен выше средней части палубы, образуя «полуют», который, в сущности, равнозначен юту.

Якорный огонь – белый огонь, поднимаемый над носом (а на больших судах – и над кормой) при стоянке судна на якоре.

Источник

Правила, относящиеся к судовым огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью), а также в условиях ограниченной видимости днем. Сигнальные огни должны быть включены на каждом без исключения судне — движущемся или неподвижном…

Источник:

Ссылки по теме:

На корме корабля от волн или солнца

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Источник