Мониторинг продукции животного происхождения и кормов

Мониторинг продукции животного происхождения и кормов thumbnail
E-mail:

Полезная информация

Важно знать!

«Пищевой» мониторинг

Обеспечение безопасности пищевой продукции на всех этапах пищевой цепочки с целью охраны жизни и здоровья людей возможно только путем реализации целого комплекса мер, одним из которых является государственный лабораторный мониторинг сырья и продукции животного и растительного происхождения. Именно о нем и его итогах в 2011 году мы и побеседовали с заведующей отделом мониторинга и информационного обеспечения ФГБУ «Тверская МВЛ» Алисейко Татьяной Валерьевной.Мониторинг продукции животного происхождения и кормов

Татьяна Валерьевна, что является основой мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения, кормах, в чем его суть?


— Россия вступает в ВТО, а значит, наша продукция должна быть конкурентоспособной и отвечать международным требованиям. С этой целью Правительством РФ в 2003 году было принято решение о внедрении Плана государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещённых и вредных веществ в организме животных, продукции животного происхождения и кормах. Обязанности осуществления Плана были возложены на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору. И с самого начала его реализации мониторинг остатков запрещённых и вредных веществ в организме животных, продукции животного происхождения и кормах на территории 6 областей: Тверской, Псковской, Костромской, Ивановской, Вологодской и Ярославской — ежегодно проводит ФГБУ «Тверская МВЛ», тесно сотрудничая в этом направлении с территориальными управлениями Россельхознадзора зоны ответственности учреждения. Спектр исследований, которые мы проводим в рамках этого мониторинга, обеспечивает оценку качества продукции, ее соответствие нормативам и является эффективным механизмом осуществления контроля безопасности продукции животного и растительного происхождения.

А какие конкретно исследования проводятся в рамках мониторинга?


— Продукция исследуется на микробиологические показатели, токсичные элементы, нитраты, нитриты, радионуклиды, фикотоксины, на содержание остаточных количеств пестицидов и антибиотиков. Кроме того, благодаря активному участию Россельхознадзора подведомственные лаборатории, в том числе и ФГБУ «Тверская МВЛ», оснащаются новым высокоточным оборудованием, позволяющим проводить исследования, отвечающие международным требованиям. Сегодня наши специалисты исследуют контролируемые вещества в пищевых продуктах, продовольственном сырье и кормах, определяют хлорамфеникол, фторхинолоны, сульфаниламидные и гормональные препараты в пищевых продуктах, микотоксины в кормах и пищевых продуктах методом ИФА, полихлорированные бифенилы, фосфорорганические пестициды, синтетические пиретроиды в пищевых продуктах, почвах и кормах методом газовой хроматографии, проводят количественный анализ элементарного состава воды, почвы и пищевых продуктов методом атомной спектрофотометрии.

Татьяна Валерьевна, Вы отметили, что мониторинговые исследования проводятся ФГБУ «Тверская МВЛ» ежегодно. Каковы же их результаты в прошедшем году?


— В 2011 году в соответствии с Приказом Россельхознадзора №  34 от 04.02.2011 года в рамках мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продуктах животного происхождения и кормах по всей зоне обслуживания ФГБУ «Тверская МВЛ» проведено 4249 исследований. В общем объеме исследований для целей мониторинга на отечественную продукцию приходится 81,9 процентов испытаний, а на импортную — 18,1 процентов. В результате проведено 7641 исследование 566 проб пищевой продукции и сырья животного и растительного происхождения отечественного производства, выявлено 56 случаев несоответствия, и 2296 исследований 273 проб импортной пищевой продукции и сырья животного и растительного происхождения, выявлено 28 случаев несоответствия.

И какого же качества продукцию мы употребляем в пищу?


— Результаты мониторинга, проведенного ФГБУ «Тверская МВЛ» в 2011 году, таковы: выявлено 84 случая несоответствия продукции требованиям российских ветеринарно-санитарных норм, из них 66,7 процента несоответствий приходится на отечественную продукцию и 33,3 процента — на импортную. Таким образом, каждая десятая из исследованных проб продукции как отечественного, так и импортного производства оказалась некачественной. Несоответствия были выявлены в говядине, свинине, рыбе, нерыбной продукции, кормах, молоке и молочной продукции. Основной процент обнаружений пришелся на микробиологические показатели и составил 95 процентов. Отмечу, что основными причинами выявлений положительных случаев являются плохая термообработка изделий, нарушение температурного режима и сроков хранения.
В продукции отечественного производства, отобранной на территории нашей зоны ответственности, удельный вес выявлений распределился следующим образом: Ярославская область — 25 процентов, Вологодская область — 21,4 процента, Тверская и Ивановская области — по 14,3 процента. В продукции импортного производства наибольшее количество выявлений приходится на продукцию, поступившую из Эстонии, Бразилии, Германии, Дании, Латвии, Литвы и США.

Татьяна Валерьевна, а какие меры предпринимаются в случае выявления несоответствия продукции необходимым требованиям? В чем польза такого мониторинга для населения, для нас с Вами?


— Польза огромная. При выявлении недоброкачественной продукции данная информация незамедлительно направляется в соответствующие органы, в том числе и в территориальные Управления Россельхознадзора, где были отобраны пробы. Те, в свою очередь, также незамедлительно принимают меры по отношению к структурам, реализующим или производящим данную продукцию: ставят недобросовестные предприятия на усиленный контроль, в ходе которого на протяжении трех месяцев отслеживают продукцию по выявленным показателям безопасности. Если на протяжении этого периода нарушения продолжаются, то Россельхознадзор вводит ограничения на ввоз, перемещение и реализацию продукции таких предприятий. Важно отметить, что в соответствии с Решением Таможенного союза №  834 от 18.10.2011 года с 2012 года усиленный лабораторный контроль предприятия должен вводиться сразу после обнаружения несоответствия. Вот и получается, что мониторинговые исследования, проводимые в ФГБУ «Тверская МВЛ», важны и значимы, поскольку являются составной частью мер, обеспечивающих продовольственную безопасность Российской Федерации.

Новости

26.08.2020

О регистрации бешенства в Калининском районе

26.08.2020

Об очередном факте фальсификации

21.08.2020

О выявлении растительных стеринов

21.08.2020

О регистрации очередных случаев бешенства

17.08.2020

О выявлении карантинного объекта

Источник

Продукты и услуги

Читайте также:  Корм для животных оптом в хабаровске

Информационно-правовое обеспечение

ПРАЙМ

Документы ленты ПРАЙМ

Письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 1 февраля 2012 г. N ФС-ЕН-2/1226 О схеме реализации Плана государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения и кормах на территории

Мониторинг продукции животного происхождения и кормовОбзор документа

Письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 1 февраля 2012 г. N ФС-ЕН-2/1226 О схеме реализации Плана государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения и кормах на территории

Справка

С целью систематизации работы территориальных управлений Россельхознадзора, органов управления ветеринарией субъектов Российской Федерации и подведомственных Россельхознадзору федеральных государственных бюджетных учреждений по ежегодной реализации Плана государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения и кормах на территории Российской Федерации (далее – План мониторинга) и с учетом замечаний и предложений экспертов Европейской Комиссии, проводивших в 2009 и 2011 оценку эффективности Плана мониторинга, необходимо реализацию Плана мониторинга на 2012 и последующие годы проводить в соответствии с прилагаемой Схемой реализации Плана мониторинга.

Указание Россельхознадзора от 27.01.2010 N 600 считать утратившим силу.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного указания следует читать как “ФС-НВ-2/600”

Приложение: на 16 листах.

Заместитель Руководителя Е.А. Непоклонов

Приложение
к указанию Федеральной службы
по ветеринарному и
фитосанитарному надзору
от 1 февраля 2012 г. N ФС-ЕН-2/1226

Схема
реализации Плана государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения и кормах на территории Российской Федерации

1) Россельхознадзор ежегодно доводит до территориальных управлений Россельхознадзора (далее – Управление), органов управления ветеринарией субъектов Российской Федерации и подведомственных Россельхознадзору федеральных государственных бюджетных учреждений (далее – Учреждение) План государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения и кормах на территории Российской Федерации (далее – План мониторинга) с указанием объема финансовых средств, выделенных из федерального бюджета, количества лабораторных исследований и перечня показателей безопасности, по которым будет исследоваться поднадзорная государственной ветеринарной службе продукция.

2) С целью реализации Плана мониторинга Управления организуют свод информации за прошедший год по состоянию на 1 сентября текущего года (с 1 сентября прошлого года по 1 сентября текущего года) и до 1 декабря текущего года направляют ее в Учреждения в соответствии с прилагаемыми таблицами (приложение 1) о:

– количестве предприятий, осуществляющих содержание, разведение, выращивание животных (фермы, хозяйства и т.д.), убой животных (убойные пункты, мясокомбинаты и т.д.), переработку, производство и хранение продукции животного происхождения и кормов для продуктивных животных, и объема производимой на территории субъекта Российской Федерации продукции (включая корма),

– количестве ввозимых из третьих стран на территорию субъекта Российской Федерации животных для последующего убоя на территории этого субъекта Российской Федерации и объема ввозимой из третьих стран на территорию субъекта Российской Федерации и проходящей таможенное оформление на территории этого субъекта Российской Федерации продукции животного происхождения и кормов для продуктивных животных,

Читайте также:  Каким кормом кормить бройлеров после месяца

– количестве ввозимых из стран – членов Таможенного союза на территорию субъекта Российской Федерации животных для последующего убоя на территории этого субъекта Российской Федерации и объема ввозимой из стран – членов Таможенного союза продукции животного происхождения и кормов для продуктивных животных для переработки/реализации на территории этого субъекта Российской Федерации.

3) Учреждения в течение 15 рабочих дней с момента получения из Россельхознадзора Плана мониторинга производят расчет количества проб и исследований (из расчета не более 5 показателей безопасности на 1 пробу), необходимых для проведения лабораторных исследований (с учетом выделенного Учреждению объема финансирования) для каждого субъекта Российской Федерации, распределив их на 3 категории (“отечественная продукция”, “импортная продукция”, “продукция Таможенного союза”) с учетом вышеперечисленных требований, и направляют их в каждое Управление, находящееся в зоне ответственности Учреждения.

Частоту и количество отобранных проб надлежит планировать с учетом рекомендаций Комиссии Европейского Союза (директивы КЕС от 29.04.1996 N 96/23/ЕС, от 27.10.1997 N 97/747/ЕС, постановление КЕС от 15.11.2005 N 2073/2005 (в редакции постановления КЕС от 05.12.2007 N 1441/2007).

Указанные документы размещены на официальном сайте Россельхознадзора www.fsvps.ru. Отбор проб должен осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТов и МУ по отбору проб.

4) Получив от Учреждения количество проб и исследований Управление совместно с соответствующим органом управления ветеринарией субъекта Российской Федерации и Учреждением, к зоне обслуживания которого относится Управление, в течение 10 дней распределяют показатели безопасности, по которым будет исследоваться в рамках Плана мониторинга каждая проба (из расчета не более 5 показателей безопасности на 1 пробу) с учетом происхождения продукции и места отбора пробы.

При распределении химико-токсикологических показателей безопасности, по которым будет исследоваться отечественная продукция, следует учитывать виды лекарственных средств (включая лекарственные субстанции) ветеринарного применения для продуктивных животных, которые используются на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Для этого Управлениям во взаимодействии с органами управления ветеринарией субъектов Российской Федерации необходимо регулярно формировать актуализированный список этих лекарственных средств.

5) План мониторинга для конкретного субъекта Российской Федерации утверждается Управлением, согласуется с соответствующим органом управления ветеринарией субъекта Российской Федерации и Учреждением, к зоне обслуживания которого относится Управление, и составляется в 4-х экземплярах согласно прилагаемым таблицам (приложение 2): 1-й экземпляр остается в Управлении, 2-й – у органа управления ветеринарией субъекта Российской Федерации, 3-й – в Учреждении, к зоне обслуживания которого относится Управление, 4-й направляется Управлением в Россельхознадзор. Таблица N 1 представляется в Россельхознадзор в течение 5 дней с момента его утверждения, таблицы N 2-4 – ежеквартально до 20 числа последнего месяца текущего квартала.

В течение года Управлением может производится корректировка Плана мониторинга для конкретного субъекта Российской Федерации в рамках выделенного Учреждению, к зоне обслуживания которого относится Управление, объема финансирования при условии соблюдения выше перечисленных процедур.

6) Управления во взаимодействии с соответствующим органом управления ветеринарией субъекта Российской Федерации (в том числе с привлечением охотничьих хозяйств, заповедников и т.д.) осуществляют отбор проб (с указанием в акте отбора пробы показателей безопасности, по которым будет проводиться лабораторное исследование этой пробы в рамках Плана мониторинга) и их временное хранение, организуют логистику доставки отобранных проб в Учреждение, к зоне обслуживания которого относится Управление. Отбор проб осуществляется инспекторами Управления, прошедшими обучение правилам отбора, упаковки и хранения проб и обеспеченными необходимыми для отбора проб оборудованием, инструментарием.

7) Учреждения осуществляют регулярную доставку отобранных проб для проведения исследований из субъектов Российской Федерации, относящихся к их зоне обслуживания. В случае отсутствия технической возможности проводить конкретные виды исследований Учреждение самостоятельно направляет отобранные в зоне своей ответственности пробы в другие Учреждения, имеющие условия проводить эти исследования (включая подтверждение полученных результатов).

Читайте также:  Гранулированный корм для попугаев harrisons продажа

8) В рамках реализации Плана мониторинга:

– отбор проб осуществляется выборочно и равномерно в течение года (в том числе отбор проб может осуществляться во время проведения плановых и внеплановых проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”),

– отбор проб поднадзорных государственной ветеринарной службе товаров должен осуществляться на всех предприятиях, чья продукция выработана/поступает для реализации на территории субъектов Российской Федерации,

– отбор проб и лабораторные исследования проводятся для хозяйствующих субъектов безвозмездно.

9) Планом мониторинга предусмотрено проведение исследований по идентификации риска. Эти исследования предназначены для выявления ряда запрещенных и вредных веществ в поднадзорных государственной ветеринарной службе товаров (например, остатки лекарственных средств, незарегистрированных в Российской Федерации (бета-агонисты, кокцидиостатики и др.), или в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены максимально допустимые уровни содержания остатков этих веществ и т.д.

Приложение 1

Данные по ___________________________ (субъект Российской Федерации) на 01 сентября текущего года.

1. Для расчета мониторинга отечественной продукции

Примечание:

1. Для КРС в строке “поголовье” заполняется количество убойных животных;

2. Для молока в строке “кол-во предприятий по производству продукции” заполняется количество сельскохозяйственных предприятий (фермы);

3. Для молочной продукции в строке “кол-во предприятий по производству продукции” заполняется количество молокоперерабатывающих предприятий;

4. “-” не заполняется.

2. Для расчета мониторинга импортной продукции

3. Для расчета мониторинга продукции стран Таможенного союза

Приложение 2

Таблица N 1

                                                                    Согласовывает Директор

        Согласовывает Руководитель          Согласовывает                Федерального

             территориального            Руководитель органа           государственного

                управления                   управления            бюджетного учреждения,

            Россельхознадзора           ветеринарией субъекта        подведомственного

         “___” ___________ 2012 г.      Российской Федерации         Россельхознадзору

                                      “___” ___________ 2012 г.    “___” ___________ 2012 г.

            _________________

                (подпись)                 _________________           _________________

                                              (подпись)                    (подпись)

Таблица 2

______________________________

Примечание:

* – указывается каждая проба

** – указывается полное наименование продукции (например мясо говядина, сыр, филе трески и т.д.)

Таблица 3

_______________________________

Примечание:

* – указывается каждая проба

** – указывается полное наименование продукции (например мясо говядина, сыр, филе трески и т.д.)

Таблица 4

______________________________

Примечание:

* – указывается каждая проба

** – указывается полное наименование продукции (например мясо говядина, сыр, филе трески и т.д.)

Письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 1 февраля 2012 г. N ФС-ЕН-2/1226

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Россельхознадзор, его региональные управления и подведомственные ФГБУ ежегодно проводят государственный ветеринарный лабораторный мониторинг остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения и кормах на территории России.

Приводится последовательность реализации мониторинга на 2012 г. и последующие годы.

Служба ежегодно доводит до сведения территориальных управлений и подведомственных учреждений план мониторинга. В нем отражаются объем финансовых средств, выделенных из федерального бюджета, количество лабораторных исследований и перечень показателей безопасности, по которым будет исследоваться поднадзорная государственной ветеринарной службе продукция.

После получения плана мониторинга рассчитывается количество проб и исследований. Далее распределяются показатели безопасности, по которым будет проверяться каждая проба. При этом на 1 пробу берется не более 5 показателей.

Отобранные пробы доставляются учреждениями к их зоне обслуживания.

План мониторинга может корректироваться.

Управления организуют свод информации. В нем отражаются данные о количестве предприятий, которые содержат, разводят и выращивают животных, о ввозимых из-за границы на территорию региона животных для последующего убоя и иные сведения.

Прежние указания утратили силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник