Курс при котором ветер направлен в корму корабля

Курс при котором ветер направлен в корму корабля thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 июля 2018;
проверки требуют 14 правок.

Левый галс

румбыградусыкурс
1Левентик
211,25
322,5Бейдевинд крутой
433,75
545
656,25
767,5Бейдевинд
878,75Галфвинд
990
10101,25Бакштаг крутой
11112,5
12123,75
13135Бакштаг полный
14146,25
15157,5
16168,75Фордевинд
Правый галс

румбыградусыкурс
17180Фордевинд
18191,25Бакштаг полный
19202,5
20213,75
21225Бакштаг крутой
22236,25
23247,5
24258,75Галфвинд
25270
26281,25Бейдевинд
27292,5Бейдевинд крутой
28303,75
29315
30326,25
31337,5Левентик
32348,75

Курс судна относительно ветра — угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью (ДП) судна, то есть курсовой угол на точку горизонта, откуда дует ветер, выражающийся в угловых градусах или румбах. В зависимости от того, с какого борта дует ветер, различают курс правого и левого галса. Курсы относительно ветра имеют собственные наименования:

Левентик[править | править код]

  • Ле́вентик (фр. le vent) — положение, когда ветер по отношению к судну дует практически точно спереди. Парусное судно идти против ветра не может, поэтому «левентик» не является курсом, правильно говорить «положение левентик».

Фордевинд[править | править код]

  • Фордеви́нд (нидерл. voor de wind), или по ветру — курс, при котором ветер направлен в корму корабля[1]. Про судно, идущее в фордевинд, говорят, что оно «идёт полным ветром». Угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна в этом случае около 180°.

Фордевинд — тот самый «попутный ветер», которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Кроме того, он требует от рулевого внимания и владения искусством управлять дополнительными парусами (обычно это спинакер). Парус при этом ставится перпендикулярно направлению ветра, тяга на нем создаётся в основном благодаря прямому давлению ветра в парус. Слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха.

Галфвинд[править | править код]

  • Га́лфвинд (нидерл. halve wind), или полветра — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет около 8 румбов (около 90°)[1]. На этом курсе ветер дует перпендикулярно ДП судна, а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к ДП[2]. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом атаки, его тяга равна продольной составляющей подъёмной силы, а сила дрейфа — поперечной. На этом курсе парус должен делить угол между ДП и направлением вымпельного ветра примерно пополам.

Бакштаг[править | править код]

  • Бакшта́г (нидерл. bakstag) — курс, образующий с направлением ветра угол больше 8, но меньше 16 румбов, то есть ветер по отношению к кораблю дует сзади-сбоку. Выделяют курс полный бакштаг, при котором угол превышает 135° градусов, то есть приближающийся к фордевинду, и крутой бакштаг (менее 135°). Парус устанавливается под углом к ветру. Обычно на этом курсе парусное судно развивает наивысшую скорость. В бакштаг парус работает с большим углом атаки, при котором давление ветра играет основную роль в создании тяги паруса. Сила дрейфа практически отсутствует[3].

Бейдевинд[править | править код]

  • Бейдеви́нд (нидерл. bij de wind), или на ветер — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90° (меньше 8 румбов)[4][1]. Выделяют бейдевинд полный и крутой. Границу между ними разные источники проводят по-разному (в диапазоне от 45 до 67,5°). Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется его подъёмной силой, при увеличении давления ветра сила тяги уменьшается, зато возрастает сила дрейфа. Таким образом, на этом курсе парус, устанавливаемый с минимальным углом атаки к вымпельному ветру (5—10°), работает полностью как аэродинамическое крыло[5].

Лучшие парусные суда ходят под углом 30—35° к направлению вымпельного ветра. Вследствие сложения векторов скорости ветра и встречного потока воздуха, скорость вымпельного ветра на курсе бейдевинд оказывается максимальной, также как и подъёмная сила на парусе, пропорциональная квадрату скорости ветра. Максимальной величины достигает и сила дрейфа. Если попытаться идти под более острым углом к ветру, то скорость судна будет снижаться, парус станет заполаскивать[6], подъёмная сила снизится и, наконец, наступит момент, когда дрейф и сопротивление воды движению намного превысят тягу. Судно потеряет ход.

Лавировка[править | править код]

Лавировка. α — лавировочный угол

Прямо против ветра парусное судно идти не может, большинство парусных судов не может следовать курсу под углом меньше 45° к ветру. Если необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с наветра, то применяется лавировка — движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами. Для смены галса необходимо совершить поворот; в зависимости от борта, с которого дует ветер, курсы относительно ветра могут быть правого и левого галса.

Поворотов относительно ветра существует два вида: поворот оверштаг и поворот через фордевинд.

Также различают лавировку по ветру, когда парусное судно (обычно парусный катамаран или швертбот-скиф) для следования точно по ветру идут курсом бакштаг со сменой галсов, а не курсом фордевинд. Для скоростных парусных яхт такой способ достижения подветренной цели быстрее.

См. также[править | править код]

  • Траверз
Читайте также:  Сухой корм это вредно или полезно

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Морской энциклопедический справочник / Н. Н. Исанин. — Ленинград: Судостроение, 1986. — Т. 1, 2. — 512, 520 с.
  • Военно-морской словарь / В. Н. Чернавин. — Москва: Воениздат, 1990. — 511 с. — ISBN 5-203-00174-X.

Источник

Ветер и курсы парусного суднаКурс судна относительно ветра – угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна, то есть курсовой угол на точку горизонта, откуда дует ветер, выражающийся в угловых градусах или румбах.

В зависимости от величины этого угла курсы относительно ветра имеют собственные наименования:

1 – крутой бейдевинд (30° – 45° );

2 – полный бейдевинд (45° – 75° );

3 – гальфвинд (около 90° );

4 – бакштаг (110° – 160° );

5 – фордевинд (160°- 200° );

6 – левентик (по 30° на каждый борт)

Левентик (фр. le vent) – курс, образующий с направлением ветра угол, близкий к 180 градусам, то есть ветер по отношению к кораблю дует практически точно спереди. Поскольку парусное судно идти таким курсом не может, обычно говорят не «курс», а «положение левентик».

Бейдевинд (нидерл. bij de wind) – курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет более 100 градусов (меньше 8 румбов). Выделяют бейдевинд полный (от 100 до 120 градусов) и крутой (более 120 градусов). Тяга паруса целиком определяется его подъёмной силой, при увеличении лобового сопротивления сила тяги уменьшается, зато возрастает сила дрейфа. Таким образом, на этом курсе парус, устанавливаемый с минимальным углом атаки к вымпельному ветру (5-10 °), работает как аэродинамическое крыло.

Лучшие парусные суда ходят под углом 30-35 ° к направлению истинного ветра. Вследствие сложения векторов скорости ветра и встречного потока воздуха скорость вымпельного ветра на курсе бейдевинд оказывается максимальной, также как и аэродинамическая сила на парусе, пропорциональная квадрату скорости ветра. Максимальной величины достигает и сила дрейфа. Если попытаться идти под более острым углом к ветру, то скорость судна будет снижаться, парус станет заполаскивать, аэродинамическая сила снизится и, наконец, наступит момент, когда лобовое сопротивление паруса и сопротивление воды движению лодки намного превысят тягу. Судно получит задний ход.

Галфвинд (нидерл. halve wind), или полветра – курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет ок. 8 румбов (от 80 до 100 градусов). На этом курсе ветер дует перпендикулярно ДП, а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к ДП. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом атаки, его тяга равна подъёмной силе, а сила дрейфа — лобовому сопротивлению паруса. на этом курсе парус должен делить угол между ДП и направлением вымпельного ветра примерно пополам.

Бакштаг (нидерл. bakstag) – курс, образующий с направлением ветра угол больше 8, но меньше 16 румбов (более десяти и менее восьмидесяти градусов), то есть ветер по отношению к кораблю дует сзади-сбоку; отличают курс полный бакштаг, при котором угол составляет не более двадцати градусов, то есть приближающийся к фордевинду; парус устанавливается под углом к ветру с подветренного борта. Обычно на этом курсе парусное судно развивает наивысшую скорость. На бакштаге парус работает с большим углом атаки, при котором лобовое сопротивление играет основную роль в создании тяги паруса. Сила дрейфа практически отсутствует.

Фордевинд (нидерл. voor de wind) – курс, при котором ветер направлен в корму корабля.

Фордевинд – тот самый «попутный ветер», которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Кроме того, он требует от рулевого внимания и владения искусством управлять дополнительными парусами (обычно это спинакер). Парус при этом ставится перпендикулярно направлению ветра, тяга на нем создаётся благодаря лобовому сопротивлению. Слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха.

Фордевинд – один из двух поворотов (поворот – смена галса) парусного судна, при котором направление ветра в момент поворота проходит через корму. В отличие от поворота «оверштаг», поворот фордевинд более сложный и, порой, опасный, требует чётких действий команды при работе с парусами. Не случайно и команда подаётся с уточнением: «Приготовиться к повороту фордевинд!», тогда как при повороте «оверштаг» командир просто командует «Приготовиться к повороту!».

Лавировка

Лавировка парусного судна. α – лавировочный угол

Лавировка парусного судна

Прямо против ветра парусник идти не может. Если необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с наветра, то применяется лавировка – движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами. Для смены галса необходимо совершить поворот.

Если же сохраняя галс нужно пойти под более острым углом к направлению ветра, то говорят, что нужно «привестись к ветру». Если наоборот, нужно увеличить угол между направлением ветра и ДП лодки, то говорят, что необходимо «увалиться под ветер». (Следует, однако, помнить, что «ветер дует в компа́с», то есть его направления даются не по тому, куда ветер дует, а откуда. Это значит, что если курс судна, например, норд и ветер от норда, он дует не попутно, а навстречу судну.)

Для того, чтобы при этих маневрах установить парус под оптимальным углом атаки, его необходимо подтягивать к ДП – «выбирать», или же отпускать – «травить». Эти термины яхтсмены применяют при всех манипуляциях со снастями – шкотами, оттяжками и т. п.

Читайте также:  Фаворит для щенков сухой корм для

В зависимости от борта, с которого дует ветер, курсы относительно ветра могут быть правого и левого галса.

При курсовом угле ветра, равном 26 румбам, бейдевинд правого галса в парусном флоте иногда называли штирборд, а левого (курсовой угол ветра 6 румбов) – бакборд. Для уточнения курса относительно ветра применялись выражения: «корабль идет правым галсом 7 румбов к ветру» (то есть бейдевинд при курсовом угле ветра 78°); «Корабль идет бакштаг правым галсом 10 румбов» (то есть курсовой угол ветра 112°); «Корабль идёт штирборд полнее 6 румбов» (то есть бакштаг при курсовом угле 12 румбов, или 135°). Применяют также понятие «крутой бейдевинд», как острейший курс относительно ветра, при котором парусное судно может идти вперёд (он колеблется от 3 до 6 румбов 33,3/4° до 67,1/2°); крутой и полный бакштаг (до 12 румбов и более 12 рубмов, или до 135 ° и более 135 ° соответственно).

Расчет пути судна по известным значениям компас. направления ветра, курс относительно ветра, поправки компаса и дрейфа наз. в парусном флоте исправлением румбов.

РумбыГрадусыКурс судна относительно ветра
Левентик
111,25Бейдевинд крутой, галс левый
222,5Бейдевинд крутой, галс левый
333,75Бейдевинд крутой, галс левый
445Бейдевинд крутой, галс левый
556,25Бейдевинд полный, галс левый
667,5Бейдевинд полный, галс левый
778,75Бейдевинд полный, галс левый
890Галфвинд, галс левый
9101,25Галфвинд, галс левый
10112,5Бакштаг, галс левый
11123,75Бакштаг, галс левый
12135Бакштаг, галс левый
13146,25Бакштаг, галс левый
14157,5Бакштаг, галс левый
15168,75Бакштаг, галс левый
16180Фордевинд
17191,25Бакштаг, галс правый
18202,5Бакштаг, галс правый
19213,75Бакштаг, галс правый
20225Бакштаг, галс правый
21236,25Бакштаг, галс правый
22247,5Бакштаг, галс правый
23258,75Галфвинд, галс правый
24270Галфвинд, галс правый
25281,25Бейдевинд полный, галс правый
26292,5Бейдевинд полный, галс правый
27303,75Бейдевинд полный, галс правый
28315Бейдевинд крутой, галс правый
29326,25Бейдевинд крутой, галс правый
30337,5Бейдевинд крутой, галс правый
31348,75Бейдевинд крутой, галс правый
32360Левентик

Источник

Ветер в яхтинге – основной фактор, который должен учитывать каждый яхтсмен. Понимание его природы, законов и влияния на погоду позволяет определить курс, найти безопасное место для стоянки, спланировать переход, выбрать правильную тактику во время парусной гонки. С ветром в парусном спорте связано много понятий и терминов, которые мы предлагаем начать осваивать прямо сейчас.

Нет ветра – нет паруса

Ветер – основная движущая сила в яхтинге. Можно понять и отношение моряков к этой воздушной стихии, которые еще с давних пор говорили, что страшнее для корабля и экипажа не шторм, а полный штиль. Конечно, сейчас даже на парусных яхтах есть двигатели, что позволяет избежать бунта на корабле и добраться до порта. Но без ветра становится бессмысленной любая регата, пропадает все удовольствие от круиза. До сих пор живы морские суеверия, как можно призвать ветер. Например, считалось, что нужно «почесать» мачту или начать полоскать за бортом швабру, пока не подует.

Но давайте отложим пока шаманские ритуалы и разберемся, что представляет собой ветер с научной точки зрения? Это перемещение по горизонтали огромной по объему воздушной массы, где обычно сохраняется примерно одинаковая температура и уровень влажности. Причем воздух перемещается туда, где давление ниже. Погодные условия влияют на скорость, силу и направление ветра, поэтому яхтсменам важно знать прогноз до выхода на воду.

Какой бывает ветер на воде?

Воздушный поток, который дует относительно суши или поверхности воды, считается истинным ветром. Но в движении на судно влияет еще другой ветер – вымпельный. Его скорость рассчитывается путем сложения показателей истинного ветра и встречного потока воздуха, образовавшегося из-за яхты. Важно помнить, что вымпельный ветер дует под более острым углом к корпусу судна, чем истинный. Если истинный ветер встречный или боковой, то вымпельный будет дуть сильнее, если ветер дует попутный – то слабее, что влияет на скорость парусной яхты.

Ветер и парусный спорт

На нашей планете есть также воздушные потоки, которые дуют постоянно, в течение всего года в одном направлении. Такие явления можно наблюдать в разных местах. Например, на восточных и юго-восточных окраинах Евразии это муссоны. Летом ветра дуют с моря на сушу, а зимой – наоборот. Есть еще постоянные восточные ветра – пассаты, которые дуют со скоростью 5-8 м/с в районе экватора.

Бора – это холодный ветер, который дует обычно со стороны севера порывами и способен разгоняться до высоких скоростей, вызывая большие волны. Это явление происходит, когда поток холодного воздуха стремится прорваться через невысокие горы к теплому морю. Бора может задувать по несколько дней, иногда – целую неделю. Обычно это происходит зимой в определенных районах. В Средиземноморье южный ветер известен под красивым названием сирокко.

Одно из самых популярных явлений, которое удавалось наблюдать почти каждому – бриз. Этот теплый ветер днем начинает дуть с воды, которая нагревается на солнце, на сушу, принося желанную прохладу, а ночью, когда земля остывает, меняет свое направление.

Читайте также:  Корм для кошки с доставкой на дом

Парусная погода

Для яхтсмена прогноз погоды имеет большое значение и воспринимается иначе. В зависимости от широт и времени года условия изменяются, что важно учитывать при длительных морских переходах, чтобы не попасть в шторм. Характер и скорость ветра влияют на погоду. Наблюдая за окружающей обстановкой, зная основные правила ветра, управлять яхтой и настраивать паруса будет проще.

Вот что стоит знать о ветре:

  • Максимальной скорости он достигает обычно к 13-14 часам дня.
  • К ночи стихает. Если этого не происходит, погода, скорее всего, испортится.
  • Крепчает после затянувшихся дождей – значит, погода скоро улучшится.
  • Если порывы резкие, то с большой вероятностью они будут усиливаться.
  • Если после дождя он увеличивает свою скорость – может налететь шквал.
  • Если во время шторма внезапно стихает, скорее всего, он изменит направление.

Направления ветра в яхтинге

В яхтинге направление ветра определяется по тому, с какой стороны света он дует. Как мы знаем еще со школы, основных вариантов четыре: север, юг, восток и запад. Северный ветер дует под углом 0 и 360 градусов, восточный – 90 градусов, южный – 180, западный – 270. Есть и промежуточные варианты, например, северо-восточный или юго-западный.

Ветер и парусный спорт

Есть определенная яхтенная терминология, связанная с ветром. Базовые понятия, которые нужно запомнить: подветренный и наветренный. Подветренная – та сторона, куда дует ветер, наветренная – та, откуда. Это имеет принципиальное значение на парусной яхте, в чем вы можете быстро убедиться даже в бытовых ситуациях. Например, попробуйте вылить или вытряхнуть что-то за борт с наветренной стороны – содержимое тут же вернется обратно.

Один из способов определить направление ветра – взглянуть на флюгер, установленный на топе мачты. Однако этот прибор не реагирует, если ветер неустойчивый или слишком слабый. В таких ситуациях нужно наблюдать:

  • за рябью на воде;
  • за флагами и вымпелами, в том числе на других судах;
  • за деревьями, если берег в зоне видимости;
  • за «колдунчиками», тонкими лентами, привязанным к парусу или вантам.

Курсы яхты относительно ветра

Курсы яхты к ветру выражаются углом между его направлением и диаметральной плоскостью (ДП) судна. ДП можно представить как невидимую линию, которая проходит ровно посередине яхты от носа до кормы.

Одно из основных положений – левентик. При этом курсе яхта идти под парусом не способна, нос расположен строго к ветру, что позволяет без помех поставить грот. Курсы относительно ветра делятся на полные и острые. Чем острее курс, тем выше скорость.

При полном курсе ветер дует почти под прямым или под тупым углом к направлению движения. Есть три основных полных курса:

  1. Курс галфвинд – ветер дует под углом от 80 до 100 градусов.
  2. Курс бакштаг – ветер направлен под углом от 100 до 170 градусов.
  3. Курс фордевинд – ветер задувает в корму под углом от 170 градусов, что не позволяет сильно разогнаться.

Популярный курс в парусном спорте при встречном ветре, – это бейдевинд. В этом положении ветер воздействует на судно под углом от 0 до 80 градусов относительно линии ветра, позволяет развивать самую высокую скорость и уверенно идти против ветра. Определение курса помогает правильно настроить паруса, чтобы поймать больше ветра.

Парус против ветра

Пожалуй, самое удивительное свойство парусной яхты – ее способность идти даже против встречного ветра. Для этого важно настроить парус под правильным углом относительно ветра, учитывая все условия и технические характеристики яхты. Сделать его более плоским или наоборот расслабить.

Парус работает по аналогии с крылом самолета, но в иной плоскости. Действуют общеизвестные законы аэродинамики, только для развития скорости требуется «угол атаки» – это значение больше нуля градусов между парусом и линией ветра. Аэродинамическая сила образуется, когда воздушный поток словно обволакивает парус, что и приводит яхту в движение, которая летит над водой словно на крыльях.

Маневры относительно ветра, особенно встречного, – это настоящее искусство, где приходится учитывать сотню мелочей. На помощь приходит лавировка. Это продвижение курсом бейдевинд зигзагами, точнее разными галсами. Так называют курс яхты относительно ветра. Название соответствует тому, в какой борт дует ветер – левый или правый.

Смена галса происходит при повороте оверштаг, когда нос яхты разрезает линию ветра, или фордевинд, когда линию ветра пересекает корма.

Есть еще два интересных яхтенных термина, которые можно услышать на борту, когда за штурвалом яхты стоит новичок, а капитан-инструктор, как только паруса перестают работать, периодически командует: «Увались!», «А теперь приведись!».

Все просто. «Привестись» – значит, направить нос яхты в сторону ветра, сделав угол острее. «Увалиться» – противоположное действие, когда нужно увести нос судна от ветра, пойти «полнее», увеличив угол между корпусом яхты и ветром.

Узнать больше о том, как управлять парусной яхтой, вы можете, обратившись в школу яхтинга СпортФлот. Во время обучения наши инструктора объясняют даже сложный материал так, что все становится понятно даже детям.

Источник