Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля thumbnail

В давние времена нос корабля обязательно старались украсить скульптурой. Названия этих фигур разное, в зависимости от страны, к которой принадлежало судно. Больше всего встречалось женских образов, но и не только. Какой смысл несла корабельная скульптура? И почему женских сущностей было на них больше всего?

Немного истории

В старину женщин на корабле не было. Это плохая примета. При этом, нос корабля украшала скульптура в виде женщины. Поверье говорит, что так моряки возлагали надежу на нее, считая фигуру способной успокоить встречный шторм.

В XVIII столетии фигура на носу корабля обрела разнообразность. Уже можно встретить античных героев, образы животных, портреты в скульптуре и даже целые композиции из множества фигур.

Именовали такие носовые скульптуры по-разному: в Риме – рострой, в Греции – кариатидой. Иногда их называли гальюнными. Слово имеет немецкие корни. Гальюн – это площадка под бушпритом в носу корабля. Именно там располагались скульптуры.

Каждая фигура на носу корабля была гордостью судовладельца. Они всегда делались, устремленными вперед. Это символ судна. Отслужив рабочий срок, корабль списывался, а носовую фигуру обязательно снимали. После кораблей она становилась украшением стен хозяйских домов, других зданий, колон. Впоследствии такие скульптуры оказывались в морских музеях.

Носовые фигуры корабля в музее

Сегодня название «галеонная фигура» на носу корабля – это обозначение скульптуры по имени судна на носовой части. Однако в морской терминологии она осталась «гальюнной», соответственно месту расположения. Интересно, что на том же свесе находились отхожие места для корабельного экипажа. Отсюда современное название корабельных туалетов – гальюн.

Суеверия

В давние времена судна были относительно примитивными. Служившие на них мореплаватели часто чувствовали себя бессильными перед водной стихией. Веруя в различные божества, они всяким образом старались задобрить их, прося о помощи в укрощении ветра, волн, отведения несчастий и привлечения удачи. Духи должны были охранять судно от любых несчастий, штормов, мелей, опасных ветров. А если даже так случалось, что корабль тонул, то божества сопровождали души погибших моряков в страну, где пребывают мертвые.

Битва военно-морских кораблей за Актиум

Каким изображениям отдавали предпочтения в разных странах?

Если заглянуть в Древний Египет, то там фигура на носу корабля в основном изображала священную птицу. Финикийцы отдавали предпочтение резной деревянной голове лошади, как символ быстроходности корабля. Греки и римляне устанавливали разъяренного дракона или кабана, в знак запугивания потенциального врага. Викинги тоже предпочитали головы драконов.

Корабли викингов

Для норвежских судов тоже вырезали деревянные головы дракона, а славяне украшали ладьи головами козлов и баранов. Среди древних кораблей встречаются и такие, что украшены скульптурами павлинов.

Изображения богов тоже часто украшали суда, особенно у древних греков. Там предпочтение отдавалось Нике – богине победы. В убранстве кораблей можно обнаружить много разных мифологических персонажей. В основном это Нептун и Меркурий – древнеримские боги, покровители торговли и мореплавания.

О чем еще говорили скульптуры?

Часто носовые фигуры в прямой, символической или аллегорической форме указывали на название судна. Это помогало понять название и назначение корабля, так как многие люди еще не умели читать.

Для таких целей использовались самые разнообразные скульптурные изображения: от императоров до героев мавров и индейцев. Очень часто значащей скульптурой являлась фигура женщины на носу корабля, дев, монахов и святых.

Женская фигура на носу корабля

Уже в середине XVI века мастера корабельного дела в Испании и Португалии устанавливают на галеонах (больших трехмачтовых парусниках, предназначенных перевозить ценные грузы) очень совершенные, в художественном смысле, скульптуры. Так, к XVII веку богатый скульптурный декор плотно вошел в кораблестроение и стал вполне обычным атрибутом всех парусников.

Зачастую пышность отделки судна не уступала роскошным дворцам своих хозяев. Бывало и такое, что даже превосходила их. Если речь шла о военно-морских силах, то целью было продемонстрировать могущество владельцев. Общеевропейскими символами на боевых кораблях были геральдические львы и орлы. Они показывали силу и благородство воинов.

Лев часто украшал форштевни флагманских шведских судов. На корабле Эрика IV, шведского короля, рычащего льва изобразили в короне.

Торжество эстетики

Часто женская фигура на носу корабля выполнялась в виде всевозможных русалок, наяд – существ, связанных с морем. Они должны были защищать корабль от потопления. Фигуры сначала были очень массивными, но со временем было замечено, что они утяжеляли судно и делали его менее ходким, валким на волне. Поэтому их размеры значительно сократились.

Поклонение божествам постепенно утратило свое значение. Его потеснила эстетика. Поэтому чаще всего украшением служила женская фигура на носу корабля. Архитектура судна должна была не только соответствовать по функциональности своему назначению, но быть максимально совершенной в своей красоте.

Фигура на корабле в носовой части

В Петровские времена для украшения российских кораблей и их проектирования привлекались очень выдающиеся личности, такие как Пименов, Чижов, Микешин, Клодт. В 1724 году для создания носовой скульптуры в виде портрета Петра I был сделан заказ у Бартоломео Растрелли.

Архитектура парусников до самого конца XVIII века сохраняла стиль барокко. Затем в искусстве постепенно утвердился классицизм.

Читайте также:  Как самим сделать корм для перепелов

В XIX веке чаще всего нос украшало поясное или подгрудное изображение фигуры, связанной с названием корабля.

Источник

Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен.

В древнем Риме носовое украшение именовалось рострой, в древней Греции- кариатидой.

Распростертая над бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов.

Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи.

Сейчас ее называют “галеонной фигурой” по имени кораблей, но в морской терминологии ее называют “гальюнной” фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях.

История

Плававшие на примитивных суденышках, бессильные перед стихией водных просторов мореплаватели старались всячески задобрить богов и духов, которые, как им представлялось, могли укрощать силы ветра и волн, оберегать от несчастий, способствовать успеху плавания.
Духи охраняли судно от несчастий, мелей, штормов, и опасных ветров. Если корабль затонул, они сопровождали души моряков в страну мертвых.
Древние египтяне часто отдавали предпочтение священным птицам, чье изображение должно было защищать судно и его команду в море от возможных неприятностей. Финикийцы обычно устанавливали на носу резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность их кораблей, а греки и римляне – разъяренного кабана или дракона, дабы запугать потенциального неприятеля. Голова дракона являлась обязательной принадлежностью быстроходных дракаров у викингов.

Древняя Греция

Украшения в обличье богов характерны для Древней Греции, причем отдавали предпочтение богине победы Нике.
Также в убранстве кораблей часто обнаруживаются мифологические персонажи. Преимущественно это были древнеримские боги, покровители мореплавания и торговли, Нептун и Меркурий.

Викинги

Уходя в море, моряки всегда совершали жертвоприношения, а чтобы показать, что своих покровителей никогда не забывают, на судах стали устанавливать в виде украшения культовые предметы и изображения богов.

Чаще всего на первых порах это были изображения мифических животных. Жители Норвегии, например, для своих дракаров вырезали из дерева фигуры в виде головы дракона, располагавшиеся на носу судна. Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов, а другие народы украшения на носу судна предпочитали делать в виде птиц, например павлинов.

Многие носовые фигуры олицетворяли в прямой, аллегорической или символической форме название судна, с целью показать имя корабля людям, которые в большинстве своем- не умели читать.
В этом случае использовались самые разнообразные фигуры: от древнеримских императоров и героев до экзотических (по тем временам) народов – индейцев, мавров и т.д.

Встречались фигуры монахов, святых, женщин и дев разных видов.
С середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах — больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных грузов, — весьма совершенные в художественном отношении скульптуры.

Со второй половины XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный декор становится обычным атрибутом всех парусных кораблей.

По пышности отделки подобные суда подчас не уступали роскошным дворцам своих властителей, а порой даже превосходили их.
В случае военно-морских кораблей- была цель- продемонстрировать богатство и могущество владельца.

В расцвете барокко, некоторые корабли имели исполинские фигуры, весящие несколько тонн.
Изначально проектные модели носовых фигур выполнялись скульптором из дерева и воска в небольшом масштабе и лишь после получения одобрения комиссии и короля они вырезались из дерева в натуральную величину.

Утащено из чудесного журнала marinni 

Источник

03:59 pm

[Link]

Фигура гальюнная, она же носовая

01
Несколько дней назад на сайте газеты «Правда Северо-Запада» я увидел сообщение о том, что на Троицком проспекте, возле здания УФСИН появился макет деревянного корабля. Удивило пафосное название. «По стопам Петра»? Выходит, если начальник УФСИН решил поставить перед окнами своего кабинета макет корабля, сделанный руками заключенных колонии №1, то можно вспомнить и Петра Первого? Похоже, мысль о том, что Петр не макеты строил, а настоящие корабли, автору заметки просто не пришла в голову. Провинция… Зачастую у провинциальных журналистов главное, чтобы было хлестко написано, а правильно написано или нет, это их не касается. Я стал читать дальше, и когда дошел до «гальюнной фигуры», удивился еще больше. Это что еще такое?

02
Дочитал текст до конца, но разъяснения, что такое «гальюнная фигура», не нашел. То ли это сотрудник УФСИН, давший информацию журналисту, так сказал или написал, то ли автор текста решил (решила) показать, что в «Правде Северо-Запада» не лаптем щи хлебают – непонятно. Моделизмом я никогда не увлекался, модели парусных кораблей не строил, но книги о парусных кораблях читал, грот-мачту от бизань-мачты отличу, кое-какие термины знаю, но о «гальюнной фигуре» не слышал и не читал. Набрал в поисковике слово «гальюнная фигура» – ба, да это же носовая фигура! Пишут по разному: «гальюнная (носовая) фигура» или «носовая (гальюнная фигура». Только с какой стати носовую фигуру стали называть гальюнной?

Читайте также:  Корм в пакетиках для кастрированных котов

03
Модель линейного корабля «Город Архангельск», построенного на верфи в Соломбале в 1735 году (Северный морской музей).

Гальюн (туалет) на парусных кораблях находился в носовой части, а носовая фигура крепилась впереди или чуть ниже, но эта фигура была украшением корабля, а не гальюна. Гальюнными были палуба и сиденья с отверстиями, на которые садились матросы, спустив штаны. Некоторые моделисты то ли сами были излишне стеснительными, то ли шли навстречу пожеланиям заказчиков, но гальюн на модели не показывали. Например, на модели линейного корабля «Город Архангельск» гальюнная палуба в носу судна есть, а сидений с отверстиями нет.

04
На схеме «Victory» гальюн тоже не показан, но носовая фигура в списке есть.

05
Старых чертежей парусных кораблей я не видел, и не знаю, как в XVIII-XIX вв. называли эти фигуры, «гальюнными» или «носовыми», но есть книга Галины Гребенщиковой «Линейный корабль “Двенадцать Апостолов”», подробно описывающая и подготовку к строительству корабля, и само его строительство.

06
Читаю описание строительства гальюна. «Княвдигед», «индигед», «греп»… Без бутылки не разберешься, да и незачем. Самое интересное в конце.

07
«Нос “Двенадцати Апостолов” украшала фигура двуглавого орла…». Нос, а не гальюн! Я думаю, ни строители корабля, ни моряки, служившие на нем, от капитана до юнги, в то время не говорили, что фигура двуглавого орла, льва и т. п. украшает гальюн, потому что есть такое понятие, как гордость. Те, кто сейчас говорят и пишут “гальюнная фигура”, этого не понимают.

08
Есть в книге Гребенщиковой и чертежи корабля. Это вид носа судна сбоку, с носовой фигурой и гальюном.

09
Это вид части гальюна сверху.

Откуда же появилось название «гальюнная фигура»? Видимо, оттуда же, откуда появилось название одного из кладбищ города Архангельска – Вологодское. Двести с лишним лет кладбище называлось Кузнечевским, но в последние годы в газетах и в интернете все чаще встречается другое название – Вологодское, по имени Вологодской улицы, которая идет от Набережной Северной Двины и упирается в это кладбище. Это все равно, что в Петербурге Дворцовую площадь начать называть Миллионной площадью только потому, что рядом есть Миллионная улица. В Петербурге такого не может быть? В Архангельске может, потому что люди не знают, и не хотят знать историю города, в котором живут. От незнания все это и от чрезмерной самоуверенности.

То же самое получилось и с носовой фигурой парусного корабля. Кто-то «открыл Америку», узнав, что в носу парусного корабля находился гальюн, и понеслось! «Нас обманывали! От нас скрывали, что позади носовой фигуры был гальюн! Фигура должна называться не носовой, а гальюнной!». Тут же набежали другие, не разбирающиеся ни в строительстве парусных судов, ни в тонкостях русского языка, и сейчас мы имеем то, что имеем.

В ближайшее время надо съездить, посмотреть и «гальюнную фигуру», и сам «корабль», подумал я.

Окончание следует.

Tags: захотелось побрюзжать (тексты и подписи)

 

Это немного не о том. Ваши ссылки о гальюнах на парусных кораблях, а где они находились, я знаю. Я писал о том, что у общепринятого термина “носовая фигура” неожиданно появился синоним “гальюнная фигура”. Как давно он появился, я не знаю, но в семидесятые-восьмидесятые его не было. Я полагаю, его не было и в 18-19 веках, но это мои догадки, чертежей-оригиналов, по которым строились те суда, я в руках не держал.

Термин “гальюнная фигура” появился когда стали украшать нос корабля фигурами.
Другое дело, что этот термин применялся не в Росссии.
В семидесятые-восьмидесятые 20 века этот термин был и использовался. Я с ним познакомился в книге “Постройка моделей судов. (О. Курти)”, издание 1977 года
https://konstantin.in/page/postrojka-modelej-sudov-o-kurti

Спасибо за ссылку, эту книгу я не читал. Выходит, термин такой был, просто книги, где он упоминался, “проскочили” мимо меня. Но на том макете, о котором я писал, гальюна, оказывается, вообще нет, так что фигура там “гальюнной” вообще не может быть.

Открыл книгу “Убранство русских кораблей”, 1979г.
Везде пишется “гальюнная фигура”. Ведь гальюн – это изначально носовой балкончик, там туалета могло и не быть. И это даже не сам нос, а пристройка.

Книга коллектива авторов, или автор один? В тех книгах, что я читал, писали только о носовой фигуре (см. илл. 04). Видимо, с какого-то времени наши моделисты и писатели разделились, как в Лилипутии Свифта лилипуты разделились на остроконечников и тупоконечников, и это разделение прошло мимо моего внимания.

Автор один. Это книга не про моделирование, а книга с иллюстрациями конструкций многих парусных кораблей.
Пытался вскользь поискать наименования на старых чертежах, но с ходу не нашел.
Подумалось, что использование термина “носовая фигура” могло быть для улучшения понимания.

Читайте также:  Смеситель кормов одновальный ско ф 3

Кто автор? Поспрашиваю у знакомых, может быть, у них есть, или в интернете поищу.

У меня Яндекс-браузер не открывает этот сайт, но я нашел книгу в другом месте. Автор дважды употребляет термин “гальюнная фигура”, но также пишет “носовые фигуры”, “нос… украшала пятиметровая фигура” и т. д. Как говорится, и нашим, и вашим.

«Открыл книгу “Убранство русских кораблей”, 1979г. Везде пишется “гальюнная фигура”».

Я нашел эту книгу в интернете – Матвеева Т. М. «Убранство русских корабле», Л., «Судостроение», 1979 г. Не могу согласиться с тем, что «везде пишется “гальюнная фигура”». Так написано на стр. 12 и 37, а еще в четырех местах автор использует термин «носовая фигура» или пишет «нос… украшала пятиметровая фигура».

Стр. 12

Стр. 12

Стр. 32

Стр. 33

Стр. 37

Edited at 2019-06-06 11:42 am (UTC)

Источник

Лицо корабля: Носовые фигуры, приносящие удачу

Лицо корабля: Носовые фигуры, приносящие удачу

Традиция украшать корабли скульптурами имеет очень давнюю историю, но расцвет ее приходится на 16 – 17 век. Владельцы кораблей таким образом демонстрировали свою мощь или богатство. Носовые фигуры в человеческий рост, вырезанные из дерева, нередко представляли собой настоящие произведения искусства, также они служили для команды корабля своего рода талисманом, приносящим удачу.

Хороша была галера: румпель был у нас резной,
И серебряным тритоном нос украшен был стальной.
Кандалы нам терли ноги, воздух мы хватали ртом,
Полным ходом шла галера. Шли акулы за бортом…

(Редьярд Киплинг, перевод Е. Дунаевской)

Вначале эти фигуры в виде мифических животных размещали на носу судна, на специальном выступе.
Зачастую их устанавливали с целью устрашения врагов, особенно это касалось викингов. На высоких носах своих драккаров они размещали еще и высоко поднятые головы драконов. И когда эти головы выплывали из тумана в сопровождении ревущих боевых рогов, на европейских жителей это производило весьма устрашающее впечатление.

Драконы

Как называется фигура на корме корабля

Корабли с носовыми фигурами в виде драконов зачастую имели и соответствующие названия – «Драконоголовый», «Морской Змей» или что-то похожее.
В те времена мало кто умел читать и писать, поэтому и названия кораблей на их бортах никто не писал.

Дракон Харальд Прекрасноволосый

Дракон Харальд Прекрасноволосый

Примитивные суденышки часто оказывались бессильными перед морской стихией, и для успешного плавания капитаны старались установить на кораблях фигуры богов – укротителей морской стихии, надеясь таким образом получить от них защиту и покровительство для своей команды.
Но, как оказалось, эти тяжелые статуи на носу корабля, наоборот, делали его менее устойчивым на волнах, поэтому для них нашли другое, более подходящее место – под бушпритом, именно там мы и привыкли их видеть.

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

К середине 16 века скульптуры становятся уже весьма совершенными в художественном плане, резчики по дереву, умело используя структуру дерева, научились искусно передавать контуры тел этих фигур. Все эти носовые фигуры устремлены вперед, будто помогая судну идти быстрее.
И вскоре уже на всех крупных парусных судах под бушпритом красовались великолепные скульптуры.

И, по-прежнему, носовые фигуры старались делать соответствующими названию корабля, которое теперь уже было написано на его борту и корме – “Единорог”, “Морская дева” и др. И фигуры при этом были соответствующие – единороги, русалки…

Единороги

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Русалки

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Ангелы

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

и другие…

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Носовая фигура с испанского корабля

Носовая фигура с испанского корабля

Носовая фигура с турецкого корабля

Носовая фигура с турецкого корабля

Носовая фигура на баркасе королевской семьи Таиланда

Носовая фигура на баркасе королевской семьи Таиланда

Как называется фигура на корме корабля

Помимо аллегорических фигур под бушпритом стали появляться и скульптуры, изображающие исторических деятелей.

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Прекрасные девы

Но постепенно всех их вытеснили фигуры прекрасных женщин, которые служили в качестве ангелов-хранителей для этих кораблей.

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Военные корабли

Львы и орлы всегда являют собой мощь и силу – и именно их чаще всего использовали на военных кораблях. Особенно увлекались львами голландские моряки, а от них эту традицию во времена Петра I переняли и в России.

Львы

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Лев на корабле Великобритании

Лев на корабле Великобритании

В 1961 году со дна Балтики был поднят шведский военный корабль, некогда затонувший вблизи Стокгольма и пролежавший на дне более трехсот лет.
На нем также имелась носовая фигура в виде огромного льва.

Огромный трехметровый лев на носу Вазы, корабля, поднятого со дна Балтики

Огромный трехметровый лев на носу Вазы, корабля, поднятого со дна Балтики

Как называется фигура на корме корабля

«Голова его была черной после столетий на дне моря, но еще оставались следы желто-коричневой краски на гриве и красной краски в пасти»

Орлы

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Хотя многих старинных кораблей давно уже нет, они сгнили или сгорели, но их носовые фигуры сохранились до наших дней.

Необыкновенное разнообразие сюжетов

Необыкновенное разнообразие сюжетов

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Постепенно со временем носовые украшения ушли в прошлое. Одной из последних скульптур на торговых кораблях Северной Атлантики был огромный орел германского лайнера «Император».

Как называется фигура на корме корабля

Как называется фигура на корме корабля

Интересные находки, связанные с кораблями, то и дело случаются вразных уголках Земли и вызывают огромный интерес учёных. Так, недавно на рыночной площади в Норвегии обнаружен корабль викингов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник