Двое возились с лодкой привязанной к корме

Двое возились с лодкой привязанной к корме thumbnail

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»

муниципального образования «Ленинский муниципальный район»

Еврейской автономной области

Модульный урок русского языка в 11 классе по теме

«Обособленные и необособленные определения и приложения»

Пичугина О.А.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ с. Биджан

2015 г.

Конспект модульного урока русского языка в 11 классе по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»

Цель: обобщить знания и умения учащихся по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»; углубить понятия об обособлении и условиях обособления определений и приложений; совершенствовать умение находить в предложении обособленные члены, определять их синтаксическую роль и способы выражения; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица «Обособление второстепенных членов предложений».

Тип урока: урок-практикум (урок обобщения и систематизации знаний).

Тема урока «Обособленные и необособленные определения и приложения»

Работая над темой «Обособленные и необособленные определения и приложения» ранее вы узнали:

  • какие предложения называются обособленными,

  • как выделяются обособленные члены в устной речи и на письме,

  • в каких случаях обособляются определения и приложения.

Сегодня на уроке-практикуме, выполняя различные виды работ, вы будете отрабатывать навыки по всему изученному материалу.

Интегрированная цель урока.

В процессе работы вы должны:

  • закрепить и расширить знания об обособленных и необособленных определениях и приложениях;

  • совершенствовать пунктуационные навыки;

  • использовать всю совокупность своих знаний в речи.

(1 минута)

УЭ-1

Цель: повторение учебного материала об обособленных и необособленных определениях и приложениях;

  • определение уровня знаний по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»;

  • совершенствование умения самостоятельно работать.

Задание. Внимательно прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены).

  1. На сосне поросшей мхом мелькает белки хвост пушистый. (А. Фет.)

  2. Перед главной избой тянулся навес подпёртый тоненькими столбиками. (И.С. Тургенев.)

  3. Ему страстному болельщику не хотелось пропустить такой важный матч.

  4. Наконец пошёл снег густой крупный.

  5. Ночи были короткие светлые.

  6. Через полчаса явился худенький и черноволосый человек лекарь. (И.С. Тургенев.)

  7. Жизнь в городе сонная и однообразная пошла своей колеёй. (В. Короленко.)

  8. Прибитая снегом трава лежала полосами. (В. Арсеньев.)

  9. Вечером на огонёк зашёл Василий Петрович сосед.

  10. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба. (М. Шолохов.)

Заполните таблицу.

Запишите в рабочей тетради число, тему.

Внимательно прочитайте задание. Обдумайте свой ответ и запишите его в форме, которой требует от вас вопрос.

На выполнение задания дается 7 минут.

Пользуясь «Ключом», оцените свою работу:

Каждый правильный ответ – 1 балл

Запишите результат

УЭ-2

Цель: систематизация знаний по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»:

    • повторение основных правил по постановке знаков препинания в обособленных и необособленных определениях и приложениях.

Прочитайте материал учебника. Выполните задание.

Найдите соответствие цифры, обозначающей предложение, и буквы, указывающей на условия обособления.

А — определение обособлено, так как стоит после определяемого слова;

Б — приложение обособлено, так как стоит после имени собственного;

В — определение обособлено, так как относится к личному местоимению;

Г — определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятельственное значение;

Д — определение обособлено, так как отделено от определяемого существительного другими членами предложения;

Ж — приложение обособлено, так как обозначает собственное имя и поясняет нарицательное существительное.

1) Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым (А.С. Пушкин).

2) Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. П. Чехов).

3) У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные глаза, серые скулы, широкое лицо … (И. С. Тургенев).

4) Оглушённый ударом кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (А. И. Куприн).

5) В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит (М. Горький).

6) Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (М. А. Шолохов).

Выполнение тестового задания (в парах)

На выполнение заданий – 5 минут

Пользуясь «Ключом», оцените свою работу:

Каждый правильный ответ – 1 балл. Запишите результат

УЭ -3

Цель: систематизация знаний по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»:

    • повторение основных правил по постановке знаков препинания в обособленных и необособленных определениях и приложениях;

    • совершенствование навыков работы с текстом;

    • совершенствование пунктуационных навыков.

Задание 1. Среди предложений 1–7 найдите все предложения с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

Читайте также:  Можно ли кормить кота просроченным кормом

(1)Весь мир оклеен увлекательными афишами, призывающими с помощью разных средств незаметно скоротать скуку жизни. (2)Музеев уже не хватает для передовых произведений искусства, а пытливые науки с чрезвычайным коэффициентом полезного действия прощупывают окружающую неизвестность, дабы извлечь оттуда пользу для дальнейших удовольствий. (3)У каждого в руках диковинные приборы, позволяющие общаться чуть ли не с Северным полюсом, которые навели бы ужас на наших ничего не смысливших в технике предков.

(4)Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелется горелый чад от перегретых под ногами, перенапряжённых проводов, как обжигает лицо не в меру раскалённый воздух, какие подозрительные гулы ползут по земле не только от пробуждения материков или зарождения новаторских идей, но и ещё от чего-то… (5)Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытное, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт момента вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое, обжитое жильё.

(6)Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности. (7)А наука, с разбегу пробившись сквозь нулевую фазу времени и физического бытия, ворвётся в иное, ещё не освоенное математическое пространство с переносом туда интеллектуальной столицы мироздания.

Задание 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

Задание 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Путешествие и чтение – занятия родственные: как (1) путешествуя (2)мы узнаём новое, видим, как вновь и вновь открывается (3) манящая нас (4) даль, так и от книги к книге мы идём, как путник от горизонта к горизонту.

Задание 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3)поворачивая вправо (4) углублялась в лес.

Задание 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» – первую общественную организацию художников в России.

Задание 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Двое рыбаков возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3) нагруженных (4) дубовой клёпкой и сандалом.

На выполнение заданий – 8 минут

Внимательно прочитайте текст, предложения (знаки препинания в заданиях 2-6 не проставлены).

Пользуясь «Ключом», оцените свою работу:

Каждый правильный ответ – 1 балл

Оцените свою работу, пользуясь шкалой оценок.

УЭ -4

Цель: проверка умения расставлять знаки препинания при обособленных определениях.

Совершенствование навыков работы с текстом.

Задание. Прочитайте текст, определите его основную мысль и стиль. Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Найдите и укажите обособленные определения.

Чудо природы

Байкал — это гиган..ское озеро расположе..ое на востоке нашей страны. Его называют сибирским морем таинстве..ым и загадочным. Окружё..ое горами, оно прекрасно всегда, во все времена суток. Пр..бл..жаясь к нему, зам..раешь от восторга при виде его стекля..ой голубой глади. Вода в озере очень прозрачна. (Не)смотря на большую глубину, видишь (не)больших раков копошащихся на дне, весёлые стайки плавающих недалеко от берега рыбок. (Не)ровное дно Байкала представляет собой систему горных хребтов подвергавшихся изменениям (в)течение многих лет. Многочисле..ые притоки Байкала наполняют озеро водой, а выт..кает из него только река Ангара порожистая и бурная. Озеро до сих пор таит много загадок ещё (не)разгада..ых настойчивыми исследователями.

Ввиду слива неочищенных сточных вод, озеру грозит гибель. Спасти его — важнейшая задача поставле..ая перед учёными.

(Из журнала)

На выполнение заданий – 12 минут

УЭ -5

Рефлексия.

Подведение итогов

2 минуты

УЭ -6

В каких случаях обособляются определения и приложения?

Задание. Назовите случаи обособления определений и приложений. Расставьте знаки препинания.

  1. Все звёзды мелкие и крупные были ярки и чисты. (И. Бунин)

  2. Обеспокоенные долгим отсутствием товарищей мы не могли найти себе места.

  3. Оглушённый тяжким гулом Тёркин никнет головой. (А Твардовский)

  4. Наташа весёлая и нарядная ежеминутно выглядывала в окно.

  5. Месяц на закате похож на раскалённый уголёк подёрнутый голубоватым теплом тучки. (В. Катаев)

  6. Мы мальчишки собирались иногда отрядами и шли в яр. (К. Паустовский)

Читайте также:  Корм триол для попугаев и фото

Внимательно прочитайте задание. Обдумайте свой ответ и запишите его в форме, которой требует от вас вопрос.

На выполнение задания дается 10 минут.

Пользуясь «Ключом», оцените свою работу:

Каждый правильный ответ «Назовите случаи обособления…» – 1 балл; каждый правильный ответ «Расставьте знаки препинания» – 1 балл

Запишите результат

Приложение

Ключ

Заполните таблицу.

Ключ

Ключ

Ключ

Чудо природы

Байкал — это гигантское озеро, расположенное на востоке нашей страны. Его называют сибирским морем, таинственным загадочным. Окружённое горами, оно прекрасно всегда, во все времена суток. Приближаясь к нему, замираешь от восторга при виде его стеклянной голубой глади. Вода в озере очень прозрачна. Несмотря на большую глубину, видишь небольших раков, копошащихся на дне, весёлые стайки плавающих недалеко от берега рыбок. Неровное дно Байкала представляет собой систему горных хребтов, подвергавшихся изменениям в течение многих лет. Многочисленные притоки Байкала наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная. Озеро до сих пор таит много загадок, ещё не разгаданных настойчивыми исследователями.

Ввиду слива неочищенных сточных вод, озеру грозит гибель. Спасти его — важнейшая задача, поставленная перед учёными.

(Из журнала)

Ключ

В каких случаях обособляются определения и приложения?

Задание. Назовите случаи обособления определений и приложений. Расставьте знаки препинания.

  1. Все звёзды, мелкие и крупные, были ярки и чисты. (И. Бунин) – Одиночные определения, стоящие после определяемого слова.

  2. Обеспокоенные долгим отсутствием товарищей, мы не могли найти себе места. – Относится к личному местоимению.

  3. Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. (А Твардовский) – Перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение.

  4. Наташа, весёлая и нарядная, ежеминутно выглядывала в окно. – После имени собственного.

  5. Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подёрнутый голубоватым теплом тучки. (В. Катаев) – После определяемого слова, выражено причастным оборотом.

  6. Мы, мальчишки, собирались иногда отрядами и шли в яр. (К. Паустовский) – Относится к личному местоимению.

Источник

Контрольная работа (итоговая), русский язык, 10 класс

  1. 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) Агент   2) цЕмент   3) обеспечЕние   4) звонИт

  1. 2. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?

1) В его глазах выражалась ВЕЛИКАЯ радость и любовь к жизни.

2) Она, красивая, дородная, с ВЕЛИКОЙ осанкой, не спеша вошла в кабинет.

3) Это был ВЕЛИКИЙ писатель современности, сумевший выразить дух своего времени.

4) Каждый, наверное, испытывал не себе ВЕЛИКУЮ власть искусства.

  1. 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более холодный приём

2) пара валенок

3) в двухтысячном пятом году

4) сыплет снег

  1. 4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Человек до конца ещё не раскрыл возможности этого изобретения и не знает степени воздействия его на человека.

2) Те, кто не доверяет финансовым пирамидам, поступают верно.

3) Сергей считает себя как удачливого человека.

4) Эта книга полезна и интересна, но не свободна от некоторого схематизма.

  1. 5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..шумный, бе..звучный

2) пр..секать, пр..бывать на станцию

3) обез..яна, в..юга

4) небез..звестный, по..грать

  1. 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Я смотрю на темные вершины сосен, потрепа(1)ые студе(2)ыми ветрами, и то они мне кажутся были(3)ыми богатырями, чудом забредшими в наши дни, то опять начинает казаться, что ты сам попал в заколдова(4)ое царство.

1)1,4    2)3,4    3)1,2    4)1,3,4

  1. 7. В словах какого ряда на месте пропусков пишется И?

1) бл..стательный, подп…реть

2) вн…мание, выт..раться

3) соч..тание, нач..нающий

4) оп…раться, зам…реть

  1. 8. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) о полын…, в санатори…

2) при жизн…, о подруг…

3) по алле…, в парк…

4) у дорожк…, в книг…

  1. 9. В каком ряду на месте пропусков пишется буква У (Ю)?

1) они трепещ…т; терп…щий бедствие

Читайте также:  Корма для кошек оптом в казани

2) пиш…щий стихи; они гон…т врага

3) они бор..тся, держ…щий поводья

4) дремл…щий старик; снега та..т

  1. 10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Нового слугу хозяйка (не)взлюбила.

2) (Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.

3) На столе лежала ещё (не)пожаренная рыба.

4) (Не)когда мне с вами разговаривать.

  1. 11. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

1) Старики просили, ЧТО(БЫ) Мироныча не трогали.

2) (НЕ)СМОТРЯ на плохую погоду, откладывать путешествие не хотелось.

3) Барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему (ЗА)ТО, что он часа таскал за ней по базару эту корзину.

4) Он радовался встрече, девушка ТО(ЖЕ) не осталась к этому равнодушной.

  1. 12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Двое возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3)нагруженных (4)дубовой клёпкой и сандалом.

1)1,2,3,4    2)1,3    3)1,2,4     4)3,4

  1. 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Это было для всех (1) очевидно (2) и не подлежало обсуждению. Замыслы (3) очевидно (4) почти всегда исходят из сердца.

1)1,2    2)3,4    3)1,2,4     4)1,2,3,4

  1. 14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Высившиеся там и сям могильные курганы глядели сурово и мертво.

2) Я люблю эти темные ночи эти звезды и клены и пруд.

3) Над чистым озером как справа так и слева шелестел камыш.

4) И академику и журналисту и редактору журнала всё уже было ясно.

  1. 15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Многочисленные врачи (1) среди которых (2) был и известный профессор (3) вряд ли могли предполагать такой исход.

1)1,3    2)1,2,3     3)2     4)1,2

Прочитайте текст и выполните задания 16 – 20

(1)В 1924 году появилось сообщение южноафриканского анатома профессора Раймонда Дарта. (2)Дарту удалось обнаружить возле Йоханнесбурга целую коллекцию ископаемых черепов. (3)Среди находок обращал на себя внимание череп, слишком примитивный для человека, но необычайно прогрессивный для обезьяны. (4)Обладатель другого черепа (трёх-четырёхлетний ребёнок) имел большой мозг, каким не могла похвастаться ни одна из человекообразных обезьян, и похожие на человеческие зубы. (5) … судя по костям, он ходил гораздо прямее, чем шимпанзе. (6)Дарт тогда назвал обладателя черепа австралопитеком африканским и заявил, что считает его промежуточным звеном между обезьяной и человеком. (7)Это был переворот в антропологии.

  1. 16. Определите стиль и тип текста.

1) публицистический стиль; описание

2) художественный; повествование

3) научный стиль; повествование с элементами описания

4) публицистический стиль; рассуждение

  1. 17. Укажите, какое слово должно стоять на месте пропуска в 5 предложении.

1) поэтому 2) так как 3) наконец 4) и

  1. 18. В предложениях 5 – 6 найдите фразеологизм. Выпишите его.
  2. 19. Перепишите текст. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Ра(н-нн)ей осенью лес похож.. на терем ра..писной. Хорошо устроит..ся под белоствольной берё..кой и долго рассматривать золотые краски окрес..ного леса л..ловый краешек неба. Тихо уютно ..десь. В (не)объятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе ле..ко и спокойно.

Источник

Задание № 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. 
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(­ы), на месте которой(­ых) в предложе­
нии должна(­ы) стоять запятая(­ые).
1. Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо
влекущая к себе (4) подавляют поэта.
2. Двое рыбаков возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3) нагружен­
ных (4) дубовой клёпкой и сандалом.
3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанны­
ми розовой дымкой (4) деревьями.
4. Сейчас (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) теребя платок (4) и (5) что­то рассматривая
под ногами.
5. Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4)
унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.
6. Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) за­
крывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.
7. Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким­то итальянским
архитектором.
8. Ветви деревьев (1) сплетаясь жёсткими застывшими концами (2) печально звенят (3) переживая
(4) зимнюю стужу.
9. Прижимаясь к самой дороге (1) вокруг меня зеленел лес (2) изредка уступая место (3) порос­
шим осокой (4) полям.
10. Нарядных бабочек­крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно
увидеть в природе (4) уже ранней весной.
11. Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) каза­
лись мне особенно торжественными.
12. Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам опере­
ния. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы полу­
чить благосклонность от невесты невелики.
13. Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, пе­
ревалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.
14. Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говоря­
щим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.
15.  В мире не счесть мастеров­виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью,
композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
16. Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации (3) мы остановились (4) наслаждаясь ароматом.
17. Тяжёлая навесь снега согнула гибкие берёзы и тополя (1) образовав (2) причудливые арки (3)
походившие (4) на невиданные зимние грибы.
18. Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился
естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго­
востоку от усадебного дома.
19.  Талантливый писатель (1) создающий свои произведения (2) совсем не думает о законах и
правилах (3) изложенных в трудах (4) по литературоведению.
20.  Россия начала XX столетия (1) обуреваемая революционными страстями (2) и (3) раздирае­
мая идеологическими и социальными противоречиями (4) подарила миру Серебряный век.
21. Одним из самых известных произведений Рафаэля является (1) созданный в начале шестна­
дцатого века (2) алтарный образ «Обручение Марии» (3) написанный, возможно, ещё в период
пребывания Рафаэля в мастерской Перуджино (4) и относящийся к раннему периоду творчества
художника.
22. Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая
на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.
23. Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4)
части старого парка.
24.  За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая дере­
венька.
25. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный
в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.
26.  Высокая   трава   (1)   наклонившаяся   к   земле   (2)   мягко   обвивалась   вокруг   (3)   намоченных
дождём (4) стволов деревьев.
27. Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским в мо­
лодые годы (2) проявились в правдивом отражении жизненных явлений и в глубинной народности
музыкального языка (3) ставшего для композитора (4) главным на всю жизнь.
28. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми поли­
пами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный
день.
29. Сова ухнула (1) нарушив тишину ночного леса (2) и (3) захлопав крыльями (4) полетела во
тьму.
30. С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3)
набегавшей на берег волны.
Ключи:
1
24
2
13
3
12
4
123
5
4
6
1234
7
23
8
123
9
12
10
13
11
1234
12
13
13
1234
14
124
15
1 16
34
17
13
18
234
19
123
20
14
21
3
22
14
23
12
24
134
25
123
26
12
27
123
28
13
29
1234
30
1

Источник