Что такое корма на подводной лодке

Что такое корма на подводной лодке thumbnail

Баннер

Главный инструмент
руководителя ОПК
для продвижения продукции

ЗапомнитьВосстановить пароль

Главная / Издания / Литература / Книжная полка / Справочник по морской практике

Подводные лодки — особый класс боевых кораблей,
которые кроме всех качеств военных кораблей обладают способностью плавать под водой, маневрируя по
курсу и глубине. По конструктивному исполнению
(рис. 1.20) подводные лодки бывают:

— о д н о к о р п у с н ы е, имеющие один прочный
корпус, который заканчивается в носу и корме хорошо
обтекаемыми оконечностями легкой конструкции;
— п о л у т о р а к о р п у с н ы е, имеющие кроме
прочного корпуса еще и легкий, но не по всему обводу
прочного корпуса;
— д в у к о р п у с н ы е, имеющие два корпуса —
прочный и легкий, причем последний полностью облегает
по периметру прочный и простирается на всю
длину лодки. В настоящее время большинство подводных
лодок являются двукорпусными.

Что такое корма на подводной лодке
Рис. 1.20. Конструктивные типы подводных
лодок:
а — однокорпусная; б — полуторакорпусная; в —
двукорпусная; 1 — прочный корпус; 2 — боевая
рубка; 3 — надстройка; 4 — киль; 5 — легкий корпус

Прочный корпус — основной конструктивный элемент
подводной лодки, обеспечивающий безопасное нахождение
ее на предельной глубине. Он образует замкнутый
объем, непроницаемый для воды. Пространство
внутри прочного корпуса (рис. 1.21) разделяется поперечными
водонепроницаемыми переборками на отсеки,
которые называются в зависимости от характера вооружения
и оборудования, располагающихся в них.

Что такое корма на подводной лодке
Рис. 1.21. продольный разрез дизель-аккумуляторной подводной лодки:
1 – прочный корпус; 2 – носовые торпедные аппарты; 3 – легкий корпус; носовой торпедный отсек; 5 – торпеднопогрузочный люк; 6 – надстройка; 7 – прочная боевая рубка; 8 –
ограждение рубки; 9 – выдвижные устройства; 10 – входной люк; 11 – кормовые торпедные
аппараты; 12 – кормовая оконечность; 13 – перо руля; 14 – кормовая дифферентная цистерна;
15 – концевая (кормовая) водонепроницаемая переборка; 16 – кормовой торпедный отсек; 17 –
внутренняя водонепроницаемая переборка; 18 – отсек главных гребных электродвигателей и
электростанция; 19 – балластная цистерна; 20 – машинный отсек; 21 – топливная цистерна;
22 , 26 – кормовая и носовая группы аккумуляторных батарей; 23, 27 – жилые помещения
команды; 24 – центральный пост; 25 – трюм центрального поста; 28 – носовая дифферентная
цистерна; 29 – концевая (носовая) водонепроницаемая переборка; 30 – носовая оконечность;
31 – цистерна плавучести.

Внутри прочного корпуса размещаются помещения
для личного состава, главные и вспомогательные механизмы,
оружие, различные системы и устройства, носовая
и кормовая группы аккумуляторных батарей, различные
запасы и т. п. На современных подводных лодках
вес прочного корпуса в общем весе корабля составляет
16—25%; в весе только корпусных конструкций
— 50—65%.

Конструктивно прочный корпус состоит из шпангоутов
и обшивки. Ш п а н г о у т ы имеют, как правило,
кольцевую, а в оконечностях эллиптическую форму и
изготовляются из профильной стали. Устанавливаются
они один от другого на расстоянии 300—700 мм в зависимости
от конструкции лодки как с внутренней, .так
и с наружной стороны обшивки корпуса, а иногда и
комбинированно с той и другой стороны вплотную.

О б ш и в к а прочного корпуса изготовляется из специальной
прокатной листовой стали и приваривается
к шпангоутам. Толщина листов обшивки доходит до
35 мм в зависимости от диаметра прочного корпуса и
предельной глубины погружения подводной лодки.

П е р е б о р к и прочного корпуса бывают прочные
и легкие. Прочные переборки делят внутренний объем
современных подводных лодок на 6—10 водонепроницаемых
отсеков и обеспечивают подводную непотопляемость корабля. По расположению они бывают внутренними
и концевыми; по форме — плоскими и сферическими.

Легкие переборки предназначены для обеспечения
надводной непотопляемости корабля. Конструктивно
переборки выполняются из набора и обшивки. Набор
переборки обычно состоит из нескольких вертикальных
и поперечных стоек (балок). Обшивка изготовляется
из листовой стали.

Концевые водонепроницаемые переборки обычно
равнопрочны с прочным корпусом и замыкают его в
носовой и кормовой частях. Эти переборки служат на
большинстве подводных лодок жесткими опорами для
торпедных аппаратов.

Отсеки сообщаются через водонепроницаемые двери,
имеющие круглую или прямоугольную форму. Эти
двери снабжены быстродействующими запирающими
устройствами.

В вертикальном направлении отсеки разделяются
платформами на верхнюю и нижнюю части, а иногда
помещения лодки имеют многоярусное расположение,
что увеличивает полезную площадь платформ, приходящуюся
на единицу объема. Расстояние между платформами
«в свету» делается более 2 м, т. е. несколько
большим, чем средний рост человека.

В верхней части прочного корпуса устанавливается
прочная (боевая) рубка, сообщающаяся через рубочный
люк с центральным постом, под которым расположен
трюм. На большинстве современных подводных лодок
прочная рубка выполняется в виде круглого цилиндра
небольшой высоты. Снаружи прочная рубка и устройства,
расположенные за ней, для улучшения обтекания
при движении в подводном положении закрываются
легкими конструкциями, которые называются ограждением
рубки. Обшивка рубки изготовляется из листовой
стали той же марки, что и прочный корпус. Торпедо-
погрузочный и входные люки располагаются также
вверху прочного корпуса.

Ц и с т е р н ы предназначены для погружения,
всплытия, удифферентования лодки, а также для хранения
жидких грузов. В зависимости от назначения бывают цистерны: главного балласта, вспомогательного балласта,
корабельных запасов и специальные. Конструктивно
они выполняются либо прочными, т. е. рассчитанными
на предельную глубину погружения, либо легкими, способными
выдерживать давление 1—3 кг/см2. Они располагаются
внутри прочного корпуса, между прочным
и легким корпусом и в оконечностях.

К и л ь — сварная или клепаная балка коробчатого,
трапециевидного, Т-образного, а иногда и полуцилиндрического
сечения, привариваемая к днищевой части
корпуса лодки. Он предназначен для усиления продольной
прочности, предохранения корпуса от повреждения
при покладке на каменистый грунт и постановке на
клетку дока.

Легкий корпус (рис. 1.22) — жесткий каркас, состоящий
из шпангоутов, стрингеров, поперечных непроницаемых
переборок и обшивки. Он придает подводной
лодке хорошо обтекаемую форму. Легкий корпус состоит
из наружного корпуса, носовой и кормовой оконечностей,
палубной надстройки, ограждения рубки.
Форму легкого корпуса полностью определяют наружные
обводы корабля.

Что такое корма на подводной лодке
Рис. 1.22. Поперечный разрез полуторакорпусной подводной лодки:
1 — ходовой мостик; 2 — боевая рубка; 3 —
надстройка; 4 — стрингер; 5 — уравнительная
цистерна; 6 — подкрепляющая стойка; 7, 9 —
кницы; 8— платформа; 10 — коробчатый киль;
11 — фундамент главных дизелей; 12 — обшивка
прочного корпуса; 13 — шпангоуты прочного
корпуса; 14 — цистерна главного балласта;
15 — раскосные стойки; 16 — крышка цистерны;
17 — обшивка легкого корпуса; 18 — шпангоут
легкого корпуса; 19 — верхняя палуба

Наружным корпусом называется водонепроницаемая
часть легкого корпуса, расположенная вдоль прочного
корпуса. Он закрывает прочный корпус по периметру
поперечного сечения лодки от киля до верхнего водонепроницаемого
стрингера и простирается по длине корабля
от носовой до кормовой концевых переборок
прочного корпуса. Ледовый пояс легкого корпуса располагается
в районе крейсерской ватерлинии и простирается
от носовой оконечности до миделя; ширина
пояса около 1 ж, толщина листов — 8 мм.

Оконечности легкого корпуса служат для придания
обтекаемости обводам носа и кормы подводной лодки
и простираются от концевых переборок прочного корпуса
до форштевня и ахтерштевня соответственно.

В носовой оконечности размещаются: носовые торпедные
аппараты, цистерны главного балласта и плавучести,
цепной ящик, якорное устройство, гидроакустические
приемники и излучатели. Конструктивно она
состоит из обшивки и сложной системы набора. Выполняется из листовой стали того же качества, что и наружный
корпус.

Форштевень — кованая или сварная балка, обеспечивает
жесткость носовой кромки корпуса лодки.

В кормовой оконечности (рис. 1.23) размещаются:
кормовые торпедные аппараты, цистерны главного балласта,
горизонтальные и вертикальные рули, стабилизаторы,
гребные валы с мортирами.

Что такое корма на подводной лодке
Рис. 1.23. Схема кормовых выступающих
устройств:
1 — вертикальный стабилизатор; 2 —
вертикальный руль; 3 — гребной
винт; 4 — горизонтальный руль; 5 —
горизонтальный стабилизатор

Ахтерштевень — балка сложного сечения, обычно
сварная; обеспечивает жесткость кормовой кромки корпуса
подводной лодки.

Горизонтальные и вертикальные стабилизаторы придают
при движении устойчивость подводной лодке. Через
горизонтальные стабилизаторы (при двухвальной
энергетической установке) проходят гребные валы, на
концах которых устанавливаются гребные винты. За
гребными винтами в одной плоскости со стабилизаторами
устанавливаются кормовые горизонтальные рули.

Конструктивно кормовая оконечность состоит из
набора и обшивки. Набор выполняется из стрингеров,
рамных и простых шпангоутов, платформ и переборок.
Обшивка равнопрочна с наружным корпусом.

Надстройка (рис. 1.24) располагается выше верхнего
водонепроницаемого стрингера наружного корпуса
и простирается по всей длине прочного корпуса, переходя
за его пределами в оконечности. Конструктивно
надстройка состоит из обшивки и набора. В надстройке располагаются: различные системы, устройства, носовые
горизонтальные рули и др.

Что такое корма на подводной лодке
Рис. 1.24. Надстройка подводной лодки:
1 — кницы; 2 — отверстия в палубе; 3 — палуба
надстройки; 4 — борт надстройки; 5 — шпигаты;
6— пиллерс; 7 — крышка цистерны; 8 —
обшивка прочного корпуса; 9 — шпангоут
прочного корпуса; 10 — обшивка легкого корпуса;
11 — водонепроницаемый стрингер наружного
корпуса; 12 — шпангоут легкого корпуса;
13 — шпангоут надстройки

Выдвижные устройства (рис. 1.25). Современная
подводная лодка имеет большое число различных
устройств и систем, которые обеспечивают управление
ее маневрами, использование оружия, живучесть, нормальную
работу энергетической установки и других
технических средств в различных условиях плавания.

Что такое корма на подводной лодке
Рис. 1.25. Выдвижные устройства и системы подводной
лодки:
1 — перископ; 2 — радиоантенны (выдвижные); 3 — радиолокационные
антенны; 4 — воздушная шахта для работы
дизеля под водой (РДП); 5 — выхлопное устройство
РДП; 6 — радиоантенна (заваливающаяся)

К таким устройствам и системам, в частности, относятся:
радиоантенны (заваливающиеся и выдвижные),
выхлопное устройство для работы дизеля под водой
(РДП), воздушная шахта РДП, радиолокационные антенны,
перископы и др.

Вперед
Оглавление
Назад

Читайте также:  Корм royal canin gastro intestinal для щенков

Источник

Подводные лодки могут уходить в дальние походы на несколько месяцев. Чем питаются подводники? Правда ли, что на подводных лодках дают вино? Давайте поговорим об этом, а помогут нам разобраться подводная лодка Б-440 и капитан 1 ранга в отставке Ветров Юрий Алексеевич, участник 13-месячного похода на этой подводной лодке.

Подводная лодка Б-440

Подводная лодка проекта 641 рассчитана на автономное плавание 90 суток. То есть 90 суток подводная лодка могла находиться в плавании без пополнения запасов топлива, провизии и воды.

Готовили еду на 80 человек коки, работающие в две смены, в то время как основной состав нес службу в три смены.

Меню было разнообразным и калорийным.

Меню на подводной лодке Б-440

Давайте посмотрим меню одного из дней.

Меню на подводной лодке

Четверг
Завтрак
Каша геркулесовая, сыр плавленый, паштет печеночный, масло, хлеб белы, печенье, чай, кофе с молоком, сахар, молоко сгущенное.
Обед
Винегрет, бульон мясной с овощами, поджарка свиная, макароны, компот из сухофруктов, икра осетровая, фрукты свежие
Ужин
Винегрет, поджарка свиная, макароны, чай/кофе, печенье, молоко сгущенное, шоколад, вино красное 50 грамм, хлеб белый, хлеб черный.

Примечание Ю.А. Ветрова (также см. его комментарии после статьи):

Меню, конечно, несколько “расцвеченное”, и соответствует первым дням похода, когда ещё есть “свежие” легко портящиеся продукты. В представленном меню есть элементы меню АПЛ (атомной подводной лодки): например, на ДЭПЛ (дизель-электрических подводных лодках) никакой рыбной икры не полагалось, на АПЛ в меню входила красная икра (а тут в меню ДЭПЛ даже осетровая).

Из бакалеи в основном были макароны, вермишель, рис, галеты. Вино выдавалось в обед. Воблу и шоколадку срочники съедали сразу, а офицеры и старшины-сверхсрочники предпочитали получать их оптом после похода. При сильной качке “сосали” чёрные солёные сухари (каменные, зубы можно сломать, но молодые зубы справлялись).

Кают-компания офицеров. Кают-компания служила и для приема пищи, и для проведения операций

Конечно, наибольшее разнообразие было не всегда, а только в начале похода, потом продукты заканчивались.

Рассказывает Юрий Алексеевич Ветров, во время похода в 1973-1974 годах капитан-лейтенант на подводной лодке Б-440. Воспоминания эти я нашел на нескольких сайтах, но нигде не указано имя автора, так что восстанавливаю справедливость:

По питанию и быту. Лодка пр. 641 изначально рассчитана на автономность 90 суток, в основном по провизии и запасу пресной воды (80 т в цистерне). Уходя в более длительное плавание, провизией затаривались как можно больше. Провизионку-холодильник набивали мороженым мясом, консервы и сухие продукты распихивали по всем возможным и невозможным местам. Чтобы матросики не воровали консервы при погрузке, помощник командира под личным контролем привлекал треть личного состава, но это не спасало положение, матросы умудрялись тайком распихивать часть консервов по “своим” местам. Первым через месяц кончалось мясо, причем сначала “духовно” (из-за периодического размораживания холодильника), затем физически. Переходили на мясные и рыбные консервы.

Экспозиция на подводной лодке Б-440

Хлеб был консервированный (заспиртованный белый батон), его можно было есть только распарив по определенным правилам. Если правильно его распарить, то он получался очень вкусным как свежий. Природный картофель тоже кончался или сгнивал, переходили на консервированный (в банках) картофель, вкус неважный, но есть можно. С его окончанием переходили на сушеный картофель (мерзкий вкус, это не чипсы).

Морской паек. Экспозиция на подводной лодке Б-440

Основой 1-го блюда была капуста, но природная также кончалась, переходили на консервированную в жестяных банках. На 3-й-4-й месяц эти банки от высокой температуры в отсеках начинали вздуваться и превращаться из цилиндров в шары. Раствор в них превращался в небезопасное кислотное соединение, матрос должен был предусмотрительно отворачиваться при пробивке ножом такой банки, “кислота” вылетала под сильным давлением. Дальше эту капусту сутки мочили в воде и только после этого направляли в первое. И все равно оно получалось очень кислым. Компот консервированный, вкусный. Дополнительно в день выдавалось 50 г вина, 1 вобла и 1 маленькая шоколадка.

Подводная лодка Б-440

Читайте также:  Что делать если котенок подавился кормом

Условия на подводной лодке были непростыми:

Заканчивая про быт, отмечу, что гадостной неприятностью было стремительное размножение тараканов, которых заносили с продуктовой тарой со складов береговой базы. В подплаве их называли “стасиками”. Паразиты облепляли подволок и пикировали с него на стол кают-компании, приходилось прикрывать свою тарелку телом, чтобы избежать “ассорти” в блюде. Зная это свойство, перед автономкой офицеры сбрасывались и доктор закупал большое количество баллончиков “дихлофоса”, которые берег до первого захода в любой порт, где, выгнав всех из лодки и надев противогазы группа под его руководством опрыскивала все помещения, после чего закрывали все переборки, выключали вентиляцию и ждали часа 4. После этого “зачистная” команда сметала трупики в ведра. Выносили несколько ведер. Обработки хватало на пару месяцев.

Спасибо Юрию Алексеевичу за воспоминания, надеюсь, он сможет ответить и на вопросы. Возможно, что со времен службы Юрия Алексеевича Ветрова и подводной лодки Б-440 что-то поменялось.
Если у вас есть дополнения, расскажите в комментариях.

Также читайте репортаж о подводной лодке Б-440и другие мои рассказы о подводных лодках:
Подводные лодки Черноморского флота
Куда ж мы денемся. Репортаж с подводной лодки
Секретная сверхмалая подводная лодка СССР «Тритон-1М»
Секретная сверхмалая подводная лодка СССР «Тритон-2»
Секретное метро для подводных лодок в Крыму
Подводная лодка С-56
Атомная подводная лодка К-14
Подводные лодки в Санкт-Петербурге

Подписывайтесь на мой канал о путешествиях, технике и авиации. Если хотите видеть больше подобных материалов, жмите «лайк».

Источник

Подводные лодки – невероятные технологии. Не так давно военно-морская сила полностью работала над водой; с добавлением подводной лодки к стандартному военному арсеналу, мир под поверхностью стал полем битвы.

Адаптации и изобретения, позволяющие матросам не только сражаться, но и жить в течение месяцев или даже лет под водой, являются одними из самых ярких событий в военной истории.

В этой статье вы узнаете, как подводная лодка погружается и движется под водой, как поддерживается жизнеобеспечение, как получает свое военное превосходство, как ориентируется в глубоком океане и как подводные лодки могут быть спасены при аварийных ситуациях.

ПОГРУЖЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ

Подводные лодки или корабли могут плавать, потому что вес воды, которую они вытесняют, равен весу судна. Это разность уровней воды создает выталкивающую силу, называемую силой Архимеда. Действует эта сила против силы тяжести, которая тянет корабль вниз. В отличие от корабля, подводная лодка может управлять своей плавучестью, что позволяет ей погружаться и всплывать по своему усмотрению.

Для управления плавучестью на подводной лодке имеются балластные и вспомогательные цистерны, которые могут быть поочередно заполнены водой или воздухом. Когда подводная лодка находится на поверхности, балластные цистерны заполнены воздухом, а общая плотность подводной лодки меньше, чем у окружающей ее воды. Для погружения подлодки балластные цистерны заполняются водой, а воздух выгоняется, пока общая плотность судна не станет больше, чем у воды, и подводная лодка начинает погружаться (отрицательная плавучесть). Сжатый воздух хранится на борту подводной лодки в специальных емкостях и используется для жизнеобеспечения и закачки в балластные цистерны. Кроме того, у подводной лодки есть подвижные наборы коротких «крыльев», называемых гидропланами, на корме, которые помогают контролировать угол погружения. Когда гидропланы расположены под углом, вода перемещается по корме, заставляя корму двигаться вверх; при этом носовая часть подводной лодки смотрит вниз – происходит погружение.

Чтобы поддерживать уровень подводной лодки на любой заданной глубине, подводная лодка поддерживает баланс воздуха и воды в цистернах, чтобы общая плотность была равна плотности воды (нейтральная плавучесть). Когда подводная лодка достигает своей крейсерской глубины, гидропланы выровняются так, что подводная лодка перемещается в воде. Для управления используют хвостовой руль, чтобы повернуть направо или налево и гидропланы для управления передним углом лодки. Кроме того, некоторые субмарины оснащены подвижным вторичным двигателем, который может поворачиваться на 360 градусов.

Для поднятия на поверхность, сжатый воздух вытекает из воздушных емкостей в балластные цистерны, и вода вытесняется из подводной лодки, пока ее общая плотность не будет меньше чем у окружающей воды (положительная плавучесть), и подводная лодка всплывает. Гидропланы располагают под углом, так чтобы вода поднималась над кормой, что заставляет корму двигаться вниз; при этом нос субмарины направлен ​​вверх. В аварийной ситуации балластные цистерны могут быстро заполняться воздухом высокого давления, чтобы очень быстро вывести подводную лодку на поверхность.

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

В закрытой среде подводной лодки существуют три основные проблемы жизнеобеспечения: воздух, пригодный для дыхания; наличие пресной воды; поддержание температуры.

Поддержание качества воздуха

Воздух, которым мы дышим, состоит из четырех газов: азот (78%), кислород (21%); аргон (0,94%); двуокись углерода (0,04%).

Когда мы дышим воздухом, наши тела потребляют его кислород и превращают его в двуокись углерода. Выдыхаемый воздух содержит около 4,5% углекислого газа. Наши тела ничего не делают с азотом или аргоном. Подводная лодка – это запечатанный контейнер, содержащий людей и ограниченный запас воздуха. Есть три вещи, которые должны происходить, чтобы воздух на подводной лодке был пригоден для дыхания:

– Кислород нужно периодически пополнять, поскольку он потребляется. Если процент кислорода в воздухе уменьшается, человек задыхается;

– Углекислый газ необходимо удалять из воздуха. По мере того, как концентрация углекислого газа повышается, он становится токсином;

– водяные пары, которые мы выдыхаем, должны быть удалены.

Кислород поставляется либо из емкостей под давлением, или из генератора кислорода (который может образовывать кислород при электролизе воды), или какого-то «кислородного контейнера», который выделяет кислород очень горячей химической реакцией. Кислород либо непрерывно выпускается компьютеризированной системой, которая измеряет процентное содержание кислорода в воздухе или периодически выпускается партиями в течение дня.

Двуокись углерода может быть удалена из воздуха химически, используя газированную известь (гидроксид натрия и гидроксид кальция) в устройствах, называемых скрубберами. Двуокись углерода задерживается в газированной извести химической реакцией и удаляется из воздуха. Другие подобные реакции могут достигать той же цели.

Влага может быть удалена с помощью осушителя или химических веществ. Это предотвращает конденсацию на стенах и оборудовании внутри корабля.

Читайте также:  Arden grange хороший корм или нет

Кроме того, другие примеси, такие как окись углерода или водород, которые генерируются оборудованием или сигаретным дымом, могут быть удалены с помощью горелок. Наконец, фильтры используются для удаления частиц грязи и пыли из воздуха.

Поддержание снабжения пресной водой

Большинство подводных лодок имеют дистилляционный аппарат, который может из морской воды производить пресную. Дистилляционная установка нагревает морскую воду до состояния водяного пара, в котором нет солей, а затем охлаждает водяной пар в сборный резервуар пресной воды. Дистилляционная установка на некоторых подводных лодках может производить от 40 000 до 150 000 литров пресной воды в день. Эта вода используется в основном для охлаждения электронного оборудования (например, компьютеров и навигационного оборудования) и для поддержки экипажа (например, питья, приготовления пищи и личной гигиены).

Поддержание температуры

Температура океана, окружающего подводную лодку, обычно составляет около 4 градусов Цельсия. Металл субмарины хорошо проводит внутреннее тепло к окружающей воде. Таким образом, для поддержания комфортной температуры внутри лодки используют электрические нагреватели. Электричество для нагревателей получают от ядерного реактора, дизельного двигателя или батарей (аварийного).

ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ

На атомных подводных лодках используются ядерные реакторы, паровые турбины и редукторы для привода главного карданного вала, который обеспечивает прямое и обратное движение в воде (электродвигатель управляет одним и тем же валом при движении или в аварийной ситуации).

Подводные лодки также нуждаются в электроэнергии для управления оборудованием на борту. Для обеспечения этой мощности подводные лодки оснащены дизельными двигателями, которые сжигают топливо или ядерные реакторы, которые используют ядерное деление. На подводных лодках также есть аккумуляторы для подачи электроэнергии. Электрооборудование часто запускается от батарей, а питание от дизельного двигателя или ядерного реактора используется для зарядки батарей. В чрезвычайных ситуациях батареи могут быть единственным источником электроэнергии для запуска подводной лодки.

Дизельная подводная лодка – очень хороший пример гибридного устройства. Большинство дизельных субмарин имеют два или более дизельных двигателя. Дизельные двигатели могут работать с гребными винтами или могут запускать генераторы, которые перезаряжают очень большой аккумуляторный блок. Или они могут работать в комбинации, один двигатель управляет винтом, а другой – генератором. Используют дизельный двигатель для движения и зарядки батарей, когда лодка находится на поверхности (либо на небольшой глубине – воздух в двигатель подают через специальную кишку, один конец которой находится на поверхности). Как только батареи будут полностью заряжены, подводная лодка может погружаться под воду. Батареи питают электрические двигатели, управляющие винтами. Работа от батареи – единственный способ передвижения лодки под водой. Пределы технологии батареи серьезно ограничивают время, в течение которого дизель может оставаться под водой – периодически необходимо всплывать для подзарядки.

Из-за этих ограничений, было признано, что ядерная энергия на подводной лодке принесет огромную пользу. Ядерным реакторам не нужен кислород, поэтому ядерная субмарина может оставаться под водой в течение нескольких недель. Кроме того, поскольку ядерное топливо работает намного дольше, чем дизельное топливо (годы), атомная подводная лодка не должна выходить на поверхность или в порт для дозаправки и может оставаться в море гораздо дольше.

Ядерные подводные лодки и авианосцы оснащены ядерными реакторами, которые почти идентичны реакторам, используемым на электростанциях. Реактор производит тепло для генерирования пара, который приводит в действие паровую турбину. Турбина на судне непосредственно управляет винтами, а также электрогенераторами. Два основных различия между реакторами на электростанции и корабле: реактор на ядерном судне меньше и использует высокообогащенное топливо, чтобы выделять большое количество энергии при меньших размерах.

НАВИГАЦИЯ

Свет не проникает глубоко в океан, поэтому подводные лодки должны перемещаться в воде практически вслепую. Однако они оснащены сложным навигационным оборудованием. Если на поверхности сложная глобальная система позиционирования точно определяет широту и долготу, то эта система не может работать, когда подводная лодка погружена. Под водой субмарина использует инерционные системы ведения (электрические, механические), которые отслеживают движение судна с фиксированной начальной точки с помощью гироскопов. Инерционные системы ведения должны быть точными и синхронизированными с другими навигационными системами, зависящими от поверхности. С помощью этих систем на борту подводная лодка может точно перемещаться и находиться в пределах ста метров от намеченного курса.

Чтобы найти цель, на подводной лодке используется активный и пассивный сонар. Активный сонар испускает импульсы звуковых волн, которые проходят через воду, отражаются от цели и возвращаются на корабль. Зная скорость звука в воде и время, перемещения звуковой волны к цели и обратно, компьютеры могут быстро рассчитать расстояние между подводной лодкой и мишенью. Киты, дельфины и летучие мыши используют ту же технику для обнаружения добычи (эхолокация). Пассивный сонар включает в себя прослушивание звуков, генерируемых мишенью. Системы сонара также могут использоваться для перестройки инерциальных навигационных систем путем определения известных характеристик океанского дна.

ВЫЖИВАНИЕ

Когда подводная лодка тонет из-за столкновения с чем-то или бортового взрыва, экипаж будет вещать радиосигнал бедствия или запускать буй, который будет передавать сигнал бедствия и местоположение лодки. В зависимости от обстоятельств катастрофы ядерные реакторы будут остановлены, а подводная лодка может работать только на батарее.

Если это так, то экипаж подводной лодки сталкивается с четырьмя основными опасностями:

– Наполнение водой субмарины должно быть сведено к минимуму;

– Использование кислорода должно быть сведено к минимуму, чтобы доступное количество кислорода хватило до возможных попыток спасения;

– Уровни углекислого газа повысятся и могут вызвать опасные токсические эффекты;

– Если батареи разрядятся, тогда системы отопления не работают, и температура внутри лодки понизится.

Спасение с поверхности должно происходить быстро, обычно в течение 48 часов после аварии. Попытки, как правило, связаны с попыткой получить какой-либо тип спасательного транспортного средства, чтобы вывезти экипаж, или прикрепить какой-либо тип устройства для подъема подводной лодки с морского дна. Аварийные транспортные средства включают мини-подводные лодки и спасательные колокола.

Мини-субмарина может самостоятельно подплыть к затонувшей подводной лодке, пристыковаться со спасательным люком, создать воздухонепроницаемое уплотнение, чтобы люк можно было открыть и загрузить часть экипажа. Колокола обычно опускается с судна поддержки до подводной лодки, где происходит аналогичная операция.

Чтобы поднять подводную лодку, как правило, после того, как экипаж был извлечен, понтоны могут быть размещены вокруг субмарины и раздуты, чтобы выплыть на поверхность.

Есть и другие способы спасения экипажа. Важными факторами успеха спасательной операции являются глубина, очертание морского дна, течения вблизи лодки, положение субмарины, море и погодные условия на поверхности.

Источник