Что такое корм и кормление в руси

Прежде чем дать ответ на этот вопрос, мы с вами должны поговорить о том, что такое отвращение. Человек имеет шесть так называемых “базовых” эмоций: страх, радость, грусть, гнев, отвращение и удивление.
Базовые эмоции отличаются от прочих тем, что они наиболее близки к рефлексам. Они начинают проявляться еще в раннем младенческом возрасте в ответ на определенные типы раздражителей и сопровождаются специфическими физиологическими реакциями (например, страх связан с учащением сердцебиения, остановкой слюноотделения и т.д.).
Кроме того, к важным свойствам базовых эмоций можно также отнести то, что их физиологические проявления являются культурно-универсальными.
Во время общения с представителями иных культур мы не всегда можем однозначно идентифицировать проявления более сложных эмоций (таких как симпатия, презрение, любовь), однако у нас нет ни единого шанса спутать, например, радость или грусть с чем-либо другим. И древние вавилоняне, и эскимосы, и австралийские аборигены проявляют базовые эмоции, в целом, одинаково.
Различные наборы базовых эмоций есть не только у человека, но и у некоторых других высших животных, например у приматов, собак или дельфинов. В то же время, некоторые специалисты считают, что одна из них, а именно, эмоция отвращения, свойственна лишь людям.
Возможно, ее появление связано с редукцией у человека обоняния. Человеческое обоняние, как известно, является одним из самых слабых среди всех млекопитающих, а ведь именно благодаря обонянию млекопитающие, к примеру, оказываются способны определить потенциальную опасность пищи.
Первоначальная, биологическая функция отвращения также связана с избеганием контактов с потенциально заразным или вредным, поэтому мы можем предположить, что появление отвращения связано с необходимостью компенсировать недостаток обоняния.
Отвращение современного человека можно разделить на “первичное” и “вторичное”. Первичное отвращение – это базисная психическая и физиологическая реакции на запахи разложения, фекалий, мочи и запахи, ассоциирующиеся с нездоровьем, а также на вид крови, внутренних органов, больного тела, снова фекалий, насекомых и т.д.
Вторичное отвращение, в отличие от первичного, имеет культурное происхождение и в разных обществах отличается. Здесь речь идет об общественной морали, которая всегда тесно связана с первичным, биологическим отвращением.
К примеру, известно, что почти во всех языках слова, маркирующие первичное отвращение, могут быть также применены к людям, группам, ситуациям или понятиям, которые подвергаются моральному неодобрению. Так, к примеру, отвратительным можно назвать как “негигиеничный” обычай, так и обычай, с точки зрения говорящего, аморальный.
На связь между первичным “физиологическим” и вторичным “моральным” отвращением указывают и исследования нейрофизиологов: за реакцию на аморальное и потенциально заразное отвечают одни и те же отделы мозга.
Однако если первичное отвращение, как и любая другая базовая эмоция, есть культурная универсалия (например, все люди без отклонений восприятия испытывают отвращение от запаха гнилого мяса), то вторичное отвращение, напротив, не только обусловлено культурой, но и является субъективной реакцией. К примеру, представителям одной культуры практика женитьбы и сексуальных отношений с собственной двоюродной сестрой может казаться отвратительной, а представителям другой не только нормальной, но и предпочтительной. Подобные расхождения в определении отвратительного возможны и в рамках одной культуры: одним могут казаться отвратительными гомосексуалы, другим – гомофобы.
Понятно, что это обстоятельство затрудняет нашу задачу по определению самого отвратительного обычая народов мира в истории человечества, поскольку даже наши с вами моральные и эстетические нормы (а значит, и представления о морально отвратительном), скорее всего, разные. Представления о морально отвратительном у носителей других культур также могут оказаться очень далекими от наших.
Однако все это не мешает нам попробовать. В данном случае мне видится разумным найти такой обычай, который одновременно вызывал бы и первичное, и вторичное отвращение у большинства людей, к какой культуре они бы ни принадлежали. Иными словами, нам нужен “негигиеничный” обычай, который представлял бы собой контакт с потенциально заразным, одновременно с тем нарушающий универсальные табу. Всечеловеческая культура выработала во всяком случае два универсальных табу, нарушение которых кажется аморальным (а значит и отвратительным) большинству людей, к какой бы культуре они ни принадлежали. Это инцест (сексуальные отношения между близкими кровными родственниками) и антропофагия (поедание людьми человеческой плоти).
Исходя из наших предпосылок, мы с вами, пожалуй, должны будем признать самым отвратительным обычаем всех времен и народов эндоканнибализм – ритуальное поедание плоти умерших родственников, которое в прошлом было распространено, к примеру, у некоторых племен Новой Гвинеи.
В норме, вид мертвого человеческого тела вызывает у людей естественные эмоции страха (избегания смерти) и отвращения (избегания заражения). По свидетельствам антропологов, аборигены Новой Гвинеи в момент совершения эндоканнибалического ритуала демонстрируют признаки биологического отвращения, однако, подавляют его.
Обычай поедания плоти умерших родственников, по всей видимости, связан с представлениями о перерождении – “похороненный” таким образом родственник должен будет родиться вновь. Однако даже не смотря на это, можно предположить, что такой обычай вряд ли вызовет терпимое отношение у представителя любой другой культуры.
Известно, что даже люди из новогвинейских племен, живущих по соседству с племенами, отправляющими эндоканнибалические ритуалы, считают эти обычаи отвратительными и говорят об отправляющих их людях со страхом и презрением. Попробуйте представить, что вы узнали что-то подобное о своем соседе!
Итак, эндоканнибализм, пожалуй, самый отвратительный обычай народов мира в известной нам истории человечества, поскольку он противоречит целому ряду как биологических (контакт с человеческим трупом, поедание представителя своего вида, нарушение целостности человеческого тела и т.д), так и относительно универсальных моральных запретов.
Источник
Государственное устройство Древней Руси имело в своем подчинении особый институт, который строился на системе местного самоуправления. Эта структура создавалась аналогично западноевропейской fief-office – административной, назначаемой должности в провинции. Назначения «на места» происходили «сверху», по особому распоряжению царя или князя. Кормление на Руси – это аналог fief-office, при котором вместо денег государство предоставляло иные формы вознаграждения за службу.
Местные власти
В удельные времена русское государство организовывало органы местного самоуправления под руководством волостелей и различных наместников, присылаемых из столицы по специальному указу. Оплата их труда осуществлялась на местах, хотя указание о сумме вознаграждения выдавалось обычно в царских палатах. Система кормления в Древней Руси подразумевала, что такие временные представители царской власти будут содержаться за счет местных властей. Наряду с денежным довольствием им выдавали продукты, лошадей, слуг и средства на их содержание. Кормление в Древней Руси это в первую очередь реальная возможность человеку, состоящему на государственной службе, содержать себя и свою семью, используя лишь свои служебные полномочия и права, предоставленные княжеской, а позднее – и царской властью
.
Становление наместничества
Постоянное присутствие наместников в уездных городах поначалу не требовалось, но иногда содержание было настолько внушительным, что постепенно наместники указывали свое пребывание на месте службы как постоянное. Соответственно, возрастал и их срок на службе у князя – а значит, увеличивалось и кормление. В Древней Руси это занятие находили привлекательным не только представители местного населения, но и иностранцы. Представители младших родов известных европейских фамилий вовсе не чурались быть наместниками на Руси – это занятие позволяло вернуться на Родину вполне обеспеченным человеком.
Русь Московская
Во времена Московии система местного самоуправления по-прежнему держалась на наместничестве. По-прежнему наместники и волостители распоряжались на местах, вершили суд и собирали налоги. Кормлением в Московской Руси называли содержание таких приезжих служивых. Место службы наместника обычно располагалось в центре уезда. Здесь он чинил суд и управу по всем административным делам в пределах города и околицы, а также вершил суд по делам уголовным в пределах небольших уездов, которыми было так богато Русское государство. В уездных границах в компетенции наместника были военные силы, арсенал и стратегически важные объекты – мосты, дамбы и прочее.
Наместники
В наместники обычно выбирались представители известных фамилий, нередко эта должность переходила от отца к сыну. Например, известный род Протасьевых наместничествовал в Мещерском крае почти два столетия – с начала 15 до конца 16 веков. Эта знатная фамилия, наряду с именами других наместников, известна в России в череде видных государственных деятелей и соратников царя. Все эти почетные звания были бы невозможными без крепкого материального тыла, большую часть которого составляли богатые подношения местных властей. Таким образом, кормлением на Руси называли вполне приличную должность с неисчерпаемыми источниками доходов, которая могла гарантировать безбедную жизнь нескольким поколениям.
Волостители
Волостители держали суд и управу независимо от наместника, в их подчинении были отдельные уезды, но перечень подведомственных им дел отличался. Обычно они разбирали мелкие правонарушения, хозяйственные споры, рассматривали административные проступки. В отличие от наместников, волостителями становились представители неименитого боярства или обедневших дворян. В начале своей карьеры биографии волостителей пестрят должностями тиунов, дьяков, писарей, городовых приказчиков. То есть их социальный уровень был на порядок ниже, чем у наместников. Тем не менее кормление в Древней Руси не только помогало им справиться с проблемой проживания, но и позволяло неплохо обогатиться за счет местных властей.
Обычно работа в местном самоуправлении рассматривалась как должность, позволяющая иметь неплохой доход. Кормление на Руси – это источник неправедного обогащения многих дворян, которые не сильно рвались исполнять свои непосредственные обязанности. Вместо себя они направляли на места своих слуг – тиунов и доводчиков. На них также распространялось кормление. На Руси это занятие было настолько привлекательным, что за должность тиуна давались нешуточные взятки. Тиуны имели право вершить правосудие и разбирать дела от имени наместника, по сути они напрямую выполняли его обязанности и имели с этого неплохой куш.
Доходы от кормления
Перечень доходов от кормления состоял из нескольких частей. Некоторая доля кормления собиралась на местах деньгами, но в основном кормление на Руси – это поборы натуральными продуктами. Собиралось кормление два-три раза в год, на большие церковные праздники – Пасха, Петров день, Рождество. Было также известно въезжее кормление – им обычно встречали нового наместника в уезде. Сбор осуществлялся специально назначенными людьми, которые обычно выбирались из местных. Им назначались должности сотских и старост. Обычно эти чиновники, кроме сбора кормления, собирали налоги на местах, а также принуждали местное население к выполнению различных повинностей.
Упразднение кормления
В начале своего развития Русское государство состояло из небольших княжеств, размеры которых были невелики, а судебно-административная деятельность местных властей была вся на виду. Еще сильны были старинные законы и обычаи, а простые люди всегда могли пожаловаться князю на самоуправство его холопов или же сменить место проживания, съехав от нерадивого правителя в другое княжество. Но когда собирание земель вокруг Москвы было практически завершено и сильна стала централизация власти, простым людям пришлось несладко. Именно тогда возникла пословица: “К Богу высоко, а к царю далеко”. Система наместничества практически перестала выполнять свои обязанности, которые ее представители должны были выполнять за кормление. На Руси это понятие быстро стало синонимов взяток и вымогательств. Масштабы коррупции приняли такие размеры, что центральная власть серьезно задумалась о реформе местного самоуправления.
Организация местного самоуправления стала возможной благодаря реформе Ивана Грозного. Одним из основных ее этапов стала передача большего числа полномочий органам воеводского управления. Постепенно волостители и наместники исчезли, а вместе с ними перестала функционировать и система кормления.
Источник
Кормление
система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счет местного населения на Руси до середины 16 века. Первоначально кормления носили эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики виры, строители городов и другие категории служилых людей получали с населения натуральное довольствие. В 12-14 веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. В этот период кормление представляло собой вид пожалования великих и удельных князей своим доверенным лицам. Князь посылал в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, других служилых людей – тиунами.
Население было обязано содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно три раза в году – на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». Свой корм кормленщики получали натурой (продовольствием), для лошадей поставлялись овес, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт. За счет этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в 14-15 веках. Кормления порождали злоупотребления местных должностных лиц, заинтересованных в обогащении в период пребывания у власти. С 15 века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путем выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце 15 – начале 16 века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-1556 годов система кормлений была ликвидирована. В 1555 году был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники упоминают о кормлениях в течение второй половины 16 века. Сборы на содержание кормленщиков были преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определенном размере для различных категорий земель (дворянских, черных, дворцовых). Сбор налога производился на черных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками или городовыми приказчиками.
Политическая наука: Словарь-справочник.
сост. проф пол наук Санжаревский И.И..
2010.
Политология. Словарь. — РГУ.
В.Н. Коновалов.
2010.
Синонимы:
Смотреть что такое “Кормление” в других словарях:
КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, кормления, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. кормить в 1 и 3 знач. Кормление зверей бывает в 6 часов. Кормление грудных детей. 2. В древней Руси система вознаграждения бояр администраторов путем предоставления им права облагать в свою… … Толковый словарь Ушакова
кормление — См … Словарь синонимов
КОРМЛЕНИЕ — способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до середины XVI в. Князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей. Население было обязано содержать их ( кормить ) в течение всего периода службы. По… … Юридический словарь
КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников и других) за счет местного населения на Руси. Складывалось в Древней Руси. Ликвидировано земской реформой Ивана IV (1555 56) … Современная энциклопедия
КОРМЛЕНИЕ — система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси. Ликвидировано земской реформой 1555 56 … Большой Энциклопедический словарь
кормление — КОРМИТЬ, кормлю, кормишь; кормленный; несов., кого (что). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения. Ликвидировано Земской реформой Ивана IV. Источник: Энциклопедия Отечество способ содержания должностных лиц за счет местного населения на… … Русская история
Кормление — означало первоначально способ содержания должностных лиц.Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населениявсе необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и дажелошадей. Это был так назыв. корм в натуре. Сначала… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Кормление — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников и других) за счет местного населения на Руси. Складывалось в Древней Руси. Ликвидировано земской реформой Ивана IV (1555 56). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Кормление — У этого термина существуют и другие значения, см. Кормление (значения). Кормление вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода… … Википедия
Источник
КОРМЛЕНИЕ – форма функционирования институтов управления и суда в Древне-русском государстве.
Русских землях и княжествах, Руссийском государстве в середине XI-XVI веках. Лица, пожалованные князьями-суверенами соответствующими должностями (наместник, волостель, тиун, ключник и др.), содержались в период исполнения своих обязанностей за счёт натуральных поборов (мясо, хлеб, корм для лошадей), повинностей, денежных взиманий и пошлин с местного податного населения. Такие порядки отражали складывание средневековых государствено-административных структур, когда под началом князей представители привилегированных военно-служилых слоёв, как престижных их групп (члены Государева двора, обладатели думных чинов), так и массовых (см. в ст. Дворянство), имели право и обязанность соучастия в реализации властных, главным образом административно-судебных, прерогатив. В социально-экономическом плане кормления служили материальной базой (в середине XI – первой трети XV веков – главной) для воспроизводства указанных групп общества (их социальное качество наряду с кормлением обеспечивалось светским землевладением, как вотчинным, так и условным, значение которого возрастало со второй половины XIV века). Термин «кормление» известен по сохранившимся документальным источникам с середины XIV века, по летописным – с конца XIV века.
Генетически кормление восходит к княжескому полюдью и к более поздним княжеским объездам городов, в ходе которых князья осуществляли свои властные прерогативы. Принцип сбора с местного населения продуктов и денег представителями княжеской власти при выполнении ими разовых или периодически повторявшихся поручений фиксируется в середине XI века, в правление киевского князя Ярослава Владимировича Мудрого. Такой порядок был затем законодательно оформлен в Русской правде. Формирование в конце XI-XII веков административно-судебного деления территорий княжеств на города (места пребывания князей-суверенов или их наместников) и волости (управлявшиеся волостелями), эволюция форм функционирования местных институтов власти (от «проездного» суда наместников к их постоянной деятельности в стационарных резиденциях) сопровождались складыванием системы кормления, прежде всего в личных княжеских владениях, в т. ч. в т. н. путях (конюшенном, стольничьем, сокольничьем, чашничьем), восходящих к рубежу XII и XIII веков. Наибольшее распространение и максимальное разнообразие кормления получили во второй половине XIV – середине XVI веков.
Существовало три объекта кормления.
Первый – города и волости великих и удельных княжеств. Согласно имеющимся данным, во второй половине XV – середине XVI веков в кормление отдавались св. 110 городов, около 30 из которых нередко делились на половины или другие доли в качестве самостоятельного кормелния [в т. ч. Москва, Новгород, Псков (с 1510 года), Великие Луки (с 1478 года ), Вологда, Галич, Дмитров, Кострома, Нижний Новгород, Переяславль, Путивль (с 1500 года), Руса (с начала XVI века Старая Руса), Переяславль-Рязанский, Серпухов], более 20 городов управлялись обычно представителями высшей знати, преимущественно членами Боярской думы [Владимир, Москва, Новгород, Псков, Смоленск (с 1514 года), Вязьма, Коломна, Кострома, Переяславль-Рязанский и др.]. Административно-судебная подведомственность сельских местностей гор. наместникам была различной в зависимости от их удалённости от города, характера правонарушений, происхождения и статуса жалуемых кормлению лиц и других факторов. Подавляющее большинство волостей представляли собой отдельные кормления, причём крупные волости делились на половины, а небольшие соединялись в одно кормление.
Вторым объектом являлись должности: управленческие в собственных владениях великих и удельных князей (с конца XV века именовались дворцовыми); приказного типа; прямых княжеских представителей. Из управительских кормлений более частыми были: предоставления кормления «на ключ» (т. е. назначение великокняжеским приказчиком в ряд городов с сельской округой, где находились великокняжеские владения); назначение великокняжеским дворским (во Владимире); на те или др. должности в великокняжеских или княжеских путях в ряде уездов; на должность великокняжеского (княжеского) тиуна в отдельных городах и т. п.
Третьим объектом кормления было право на взимание (главным образом в городах, но также и в сельских местностях) отдельных фискальных сборов, торговых и иных пошлин, в т. ч. торгово-проезжих, собиравшихся самими кормленщиками или же получаемых ими от административных лиц и представителей населения («поворотное», «полавочное», «мех», «писчее»).
По мере значительного увеличения численности рядовых членов военно-служилых групп во второй половине XV века, изменений в структурах и генеалогическом составе Государева двора, образования единой территории Русского государства и постепенной централизации институтов власти в нём, кормления стали жаловаться более ограниченному кругу лиц – всем членам Государева двора, дворовым детям боярским, а также преуспевшим на военной службе городовым детям боярским (в последнем случае кормления были формой материального поощрения и повышения социального статуса рядовых дворян).
Процедура получения кормления включала: подачу служилым человеком челобитной о пожаловании кормления (лично князю, а с конца XV века чаще княжеским дьякам, ведавшим кормлением), выдачу жалованной грамоты на кормления. Известны два типа таких грамот, различавшихся по объёму судебных прав кормленщика. Отдельные грамоты содержали дополнительные пожалования – право держать корчму, иметь своего праведчика (осуществлял доставку свидетелей на судебные заседания, доставлял «судных мужей» в суд более высокой инстанции), взимать некоторые пошлины (мыт, «конское пятно» и др.). Кроме того, выдавались особые грамоты (с середины XVI века – доходные списки), в которых фиксировались сроки и нормы взиманий денежных и натуральных «кормов». При необходимости кормленщик получал отдельный документ, временно отменявший судебные иммунитеты местных светских и церковных землевладельцев («грамота на грамотчики»). Отношения населения с кормленщиками регулировались также уставными наместничьими грамотами (выдавались по инициативе местных жителей) и статьями Судебников XV-XVI веков.
Кормление давалось обычно на 1-2 года, порой на 3-5 лет, а в исключит. случаях на более длительный срок. За военные или дипломатические заслуги, иногда по др. мотивам кормления продлевалось, как правило, на 1-2 года или сразу после его окончания, или после перерыва (от 6 мес до 2 лет). Получение жалованной грамоты на кормление и «наезд» служилого человека на кормление обычно разделял период от 1 до 3 лет и более, причём «наезду» непосредственно предшествовала указная грамота прежнему кормленщику с распоряжением о его «съезде» с кормлением. Смерть кандидата на кормление в период ожидания или во время кормления нередко приводила к передаче кормления «за долг» его родным братьям или сыновьям. С последней четверти XV века учётом кормления и кормленщиков, выдачей документов и их фиксацией в специальных книгах ведали особые комиссии дьяков («кормленые дьяки»).
Кормленщика при «наезде на кормление» сопровождал штат помощников из числа его холопов. Кормленщик и его люди имели право на один ненормированный «корм» при «наезде на кормление» («кто что принесёт») и три нормированных (на Рождество Христово, Пасху и Петров день). В указных грамотах предусматривалась возможность замены натуральных поборов денежными по воле кормленщика, причём нормы денежных эквивалентов различались в зависимости от категории населения (у черносошных крестьян были выше более чем на 20%). Сумма доходов от кормления сильно варьировалась в зависимости от численности податного населения (от 6-7 до 40-50 руб. и более за весь срок Кормления) и резко возрастала при пожаловании кормленщику права держать корчму и права на взимание ряда пошлин. Первоначально сбор кормов или денег осуществляли люди кормленщика, позднее эту операцию производили представители местного населения. К середине XVI века некоторые кормления уже отдавались на откуп.
На практике функционирование системы кормления заметно отличалось от зафиксированных в грамотах правил и норм. Распространённым был четвёртый регулярный «корм» осенью (на праздник Покрова Богородицы); кормленщика обычно сопровождала семья (члены которой, как правило, получали подношения), а иногда и собственной дворецкий, которому также шли «корма». В пользу кормленщика с приходских или общинных пиров-братчин в дни престольных и иных празднеств нередко взималась «явка» в натуральной форме (пиво, мёд, брага) или собирались деньги. Отдельно оплачивались поездки кормленщика по управляемой им территории. Население также обязывалось возводить, ремонтировать и обслуживать двор кормленщика. Известны случаи отработок населения на кормленщиков. Пошлины от судебных процессов нередко превосходили доходы собственно от кормления. Злоупотребления кормленщиков именно в сфере суда были наиболее болезненными для всех групп местного населения, они вызывали в первой половине XVI века многочисленные челобитья в адрес великого князя.
Не позднее второй четверти XVI века обозначился кризис системы кормления. Количество кормлений заметно отставало от роста численности привилегированных групп с традиционным правом на получение кормление, а дробление кормлений или перевод их на откуп привели к тому, что кормления перестали в достаточной мере обеспечивать содержание кормленщиков. Широкое распространение церковного, а также светского вотчинного и условного землевладения с судебным иммунитетом сокращало источники доходов кормленщиков от суда и порождало конфликты между кормленщиками и землевладельцами. Это нередко требовало согласованного вмешательства ряда центральных органов власти, а в результате управление системой кормления усложнялось, становилось громоздким и обременительным. Ослабляло влияние кормленщиков и привлечение великокняжеской властью ещё с конца XV века представителей податного населения (прежде всего горожан, черносошных и дворцовых крестьян) к соучастию в суде кормленщиков в качестве «судных мужей» (при разбирательстве дела в более высокой инстанции подтверждали соответствие выданной по итогам суда кормленщика «правой грамоты» ходу судебного процесса), к организации и сбору разл. платежей (в т. ч. поступавших самим кормленщикам).
С развитием поместной системы ускорилось формирование уездных (городовых) корпораций детей боярских с общими материальными и служилыми интересами. Их представители назначались городовыми приказчиками, избирались губными старостами (см. Губная реформа 1530-1550-х годов; Губные учреждения), что ограничило сферу управления кормленщиков.
В большинстве районов государства система кормления прекратила существование в ходе проведения земской реформы 1555-1556 годов. Кормление как форма управления сохранялось во второй половине XVI века в приграничных регионах на западе и юге страны (к югу от среднего и нижнего течения Оки), в зонах воен. действий и на завоёванных или присоединяемых территориях.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Источник