Борис житков утром хозяйка ставила утятам корм

Борис Житков

Храбрый утенок (сборник)

© С. В. Емельянова, иллюстрации, 2014

© Оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2014

Machaon ®

* * *

Сказки

Кружечка под ёлочкой

Мальчик взял сеточку – плетёный сачок – и пошёл на озеро рыбу ловить.

Первой поймал он голубую рыбку. Голубую, блестящую, с красными пёрышками, с круглыми глазками. Глазки – как пуговки. А хвостик у рыбки – совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски. Взял мальчик кружечку, маленькую кружечку из тонкого стекла. Зачерпнул из озера водицы в кружечку – пусть плавает пока рыбка.

Поставил под ёлочкой, а сам пошёл дальше. Поймал ещё рыбку. Большую рыбку – с палец. Рыбка была красная, пёрышки белые, изо рта два усика свесились, по бокам тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.

Рыбка сердится, бьётся, вырывается, а мальчик скорее её в кружечку – бух! Побежал дальше, поймал ещё рыбку – совсем маленькую. Ростом рыбка не больше комара, еле рыбку видно. Мальчик взял тихонечко рыбку за хвостик, бросил её в кружечку – совсем не видать. Сам побежал дальше.

«Вот, – думает, – погоди, поймаю рыбу, большого карася».

А подальше, в камышах, жила утка с утятами. Выросли утята, пора самим летать. Говорит утка утятам:

– Кто поймает рыбу, первый кто поймает, тот будет молодец. Только не хватайте сразу, не глотайте: рыбы есть колючие – ёрш, например. Принесите, покажите. Я сама скажу, какую рыбу есть, какую выплюнуть.

Полетели, поплыли утята во все стороны. А один заплыл дальше всех. Вылез на берег, отряхнулся и пошёл переваливаясь. А вдруг на берегу рыбы водятся? Видит – под ёлочкой кружечка стоит. В кружечке водица. «Дай-ка загляну».

Рыбки в воде мечутся, плещутся, тычутся, вылезти некуда – всюду стекло.

Подошёл утёнок, видит: ай да рыбки! Самую большую взял и подхватил. И – скорее к маме.

«Я, наверное, первый. Самый я первый рыбу поймал – я и молодец».

Рыбка красная, пёрышки белые, изо рта два усика свесились, по бокам тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.

Замахал утёнок крыльями, полетел вдоль берега – к маме напрямик.

Мальчик видит – летит утка, низко летит, над самой головой, в клюве держит рыбку, красную рыбку с палец длиной.

Крикнул мальчик во всё горло:

– Моя это рыбка! Утка-воровка, сейчас отдай!

Замахал руками, закричал так страшно, что всю рыбу распугал.

Испугался утёнок да как крикнет: «Кря-кря!» Крикнул «кря-кря» и рыбку упустил.

Уплыла рыбка в озеро, в глубокую воду, замахала пёрышками, поплыла домой.

«Как же с пустым клювом к маме вернуться?» – подумал утёнок, повернул обратно, полетел под ёлочку.

Видит: под ёлочкой кружечка стоит. Маленькая кружечка, в кружечке – водица, а в водице – рыбки.

Подбежал утёнок, скорее схватил рыбку. Голубую рыбку с золотым хвостиком. Голубую, блестящую, с красными пёрышками, с круглыми глазками. Глазки – как пуговки. А хвостик у рыбки – совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски.

Подлетел утёнок повыше и – скорее к маме.

«Ну, теперь не крикну, не раскрою клюва. Раз уже был разиней».

Вот и маму видно. Вот совсем уже близко. А мама крикнула:

– Кря, что несёшь?

– Кря, это рыбка, голубая, золотая – кружечка стеклянная под ёлочкой стоит.

Вот и опять клюв разинул, а рыбка – плюх в воду! Голубенькая рыбка с золотым хвостом. Замотала хвостиком, заюлила и пошла, пошла, пошла вглубь.

Повернул назад утёнок, прилетел под ёлку, посмотрел в кружечку, а в кружечке рыбка маленькая-маленькая, не больше комара, еле рыбку видно. Клюнул утёнок в воду и что было силы полетел обратно домой.

– Где ж у тебя рыбка? – спросила утка. – Ничего не видно.

А утёнок молчит, клюва не открывает. Думает: «Я хитрый! Ух, какой я хитрый! Хитрее всех! Буду молчать, а то открою клюв – упущу рыбку. Два раза ронял».

А рыбка в клюве бьётся тоненьким комариком, так и лезет в горло. Испугался утёнок: «Ой, кажется, сейчас проглочу! Ой, кажется, проглотил!»

Прилетели братья. У каждого по рыбке. Все подплыли к маме и клювы суют. А утка кричит утёнку:

Читайте также:  Какой корм давать курам чтобы неслись

– Ну, а теперь ты покажи, что принёс!

Открыл клюв утёнок, а рыбки и нет.

Храбрый утёнок

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

– Ну и храбрецы! – сказал он. – Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

– Ты хвастаешь, – сказали утята, – завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

– Ну, смотрите, – сказал смелый Алёша, – сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

Девочка Катя

Девочке Кате захотелось улететь. Своих крыльев нет. А вдруг есть на свете такая птица – большая, как лошадь, крылья, как крыша. Если на такую птицу сесть, то можно улететь через моря в тёплые страны.

Только птицу надо раньше задобрить и кормить птицу чем-нибудь хорошим – вишнями, например.

За обедом Катя спросила папу:

– Есть такие птицы, как лошадь?

– Не бывает таких, не бывает, – сказал папа. А сам всё сидит и читает газету.

Увидала Катя воробья. И подумала: «Какой чудак таракан. Была бы я тараканом, подкралась бы к воробью, села бы ему между крыльев и каталась бы по всему свету, а воробей бы и не знал ничего».

Источник

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 609
Красногвардейского района Санкт- Петербурга

Конспект открытого урока по русскому языку

(развитие речи)

2 класс

Тема:  Изложение текста «Храбрый утёнок»

Борис Степанович Житков

Учитель начальных классов

Сорокина Т.И.

Дата проведения: 12.10.2011г.

Санкт- Петербург

2011/2012 г

 Цели урока:

образовательные:

1        познакомить учащихся с новым автором литературных  произведений для детей Борисом  Степановичем Житковым

2        способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность по восприятию и осмыслению текста учащимися

3        организовать деятельность учащихся по планированию работы

4         совместно с учителем учиться работать над изложением литературного текста

5        закреплять знания о признаках текста

6        формировать  умения письменно оформлять текст, озаглавить текст, определить тему текста, выделить главное

7        закреплять умения точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста, умения составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.

8        формировать  умения делить текст на части и выделять их при записи.

9        ознакомить  со структурными частями текста.

10   научить писать изложение по опорным словам и картинному плану

развивающие:

1.     содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух;

Читайте также:  Корм для немецкой овчарки волчья кровь

2.     создать условия для формирования выразительного пересказа: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

3.     помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

4.     создать условия для грамотного письменного изложения текста

воспитывающие:

1.     содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них,

2.     способствовать сплочению классного коллектива,

3.     содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,

4.     помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:

1.     компьютер и проектор,

2.     портрет писателя Б.Житкова,

3.     сюжетные картинки к  рассказу «Храбрый утёнок»на доске,

4.     индивидуальные карточки с текстом для изложения

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления нового материала, урок развития речи.

Логика урока:мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учеников    

1 Введение в тему.

О творчестве Бориса Степановича Житкова

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством русского писателя Бориса Степановича Житкова.

Слайд №2

Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года в Новгороде, в семье математика

И пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание.

По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.

Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком.

Богатейший жизненный опыт и умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге привели Б.С.Житкова в детскую литературу. Он создал около двухсот произведений и среди них – удивительную книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Б.С.Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

Ученики слушают рассказ учителя.

2 Объявление темы урока

Знакомство с новым материалом.

I часть.

II часть.

Работа с текстом

«Храбрый утёнок»

Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Бориса Житкова и будем учиться писать изложение этого рассказа.

Отгадайте загадку и вы узнаете о ком будет этот рассказ.

Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать .  Кто это?

Слайд №3

Теперь послушайте рассказ Бориса Степановича Житкова и  подумайте как его можно озаглавить.

Во время чтения текста идёт демонстрация слайдов.

Слайды № 4, №5, №6, №7, №8, №9.

Ученики отгадывают загадку.

Ученики слушают чтение учителя.

Дети предлагают свои названия рассказа.

III часть.

Работа над изложением сокращённого текста.

Вы будете учиться выполнять изложение этого текста в сокращении.

Прочитайте этот текст.

(Текст даётся на карточках.)

   Утром хозяйка ставила утятам корм. Но утята боялись подходить к тарелке. Их пугала злая стрекоза!

   Однажды во двор пришёл утёнок Алёша. Вдруг зажужжала стрекоза. Алёша схватил её за крыло. Насилу она вырвалась!

   С тех пор злодейка не прилетала в сад.

Слайд№10.

Ученики читают текст на карточках.

IVчасть.

 Устная работа с текстом по содержанию.

Работа над текстом:

-Что утром делала хозяйка?

Прочитайте.

-Почему утята боялись подходить к тарелке?

-Прочитайте.

-Кто однажды пришёл во двор? Прочитайте.

-Кто спас утят? Как это произошло? Прочитайте.

-Что значит выражение «насилу она вырвалась»?

-Почему автор называет стрекозу «злодейка» ?

-Каким был утёнок Алёша? Объясни своё мнение.

-Кто вам нравится в этом рассказе? Почему?

Слайд№11.

Ученики читают текст выборочно,

отвечают на вопросы учителя, доказывают своё мнение.

Vчасть.

Устная работа со структурными частями текста.

-Сколько частей выделено в тексте?

– Как вы узнали?

-О чём говорится в первой части текста?

(Как всё началось)

-Эта часть называется вводной.

-В какой части описано главное событие?

-Эта часть называется основной.

-Зачем нужна последняя часть?

-Она называется заключительная.

-Как при записи одна часть отделяется от другой?

На доске записываются названия  частей.

Слайд№12.

Ученики читают текст выборочно,

отвечают на вопросы учителя

Ученикиповторяют части текста.

VIчасть.  Письменная  работа со структурными частями текста.

-Прочитайте ещё раз первую часть текста.

-Сколько в ней предложений?

-Как вы узнали?

Дети повторяют правило записи предложения.

-Прочитайте вторую часть текста.

-Сколько в ней предложений?

-Прочитайте третью часть текста.

-Сколько предложений в этой части?

-Что поможет вам написать рассказ?

Ученики читают текст по частям, считают предложения, доказывают правильность счёта.

Дети повторяют правило записи предложения.

Дети отвечают, что им помогут картинки и опорные слова.

VIIчасть.

Работа с картинным планом и опорными словами к тексту изложения.

Учитель записывает на доске опорные слова:

хозяйка, ставила;

боялись, подходить;

пугала ,стрекоза;

однажды, пришёл;

вдруг, зажужжала;

схватил, за крыло;

насилу вырвалась;

с тех пор не прилетала ;злодейка.

Слайд№13

.

-Что ещё нужно сделать перед записью текста, чтобы не допустить ошибок?

Ученики пересказывают текст по опорным словам и картинному плану.

Ученики повторяют правила написания слов,

имён собственных и нарицательных.

предложений и текста.

Читают  опорные слова по слогам.

Читают весь текст.

3  Самостоятельное написание текста.

Дети пишут  изложение по серии сюжетных картинок и опорным словам

4  Проверка изложения.

-Как будете проверять работу?

-Сколько частей получилось в вашем рассказе?

-Как показали эти части?

-Как называется первая, вторая, третья часть?

-Кто хочет прочитать свой текст вслух?

Выполняют проверку.

Читают свой текст  вслух.

5 Рефлексия.

Слайд №14.

Вопросы от утёнка Алёши.

-Как вы думаете , это сказка или быль?

-Кому понравился рассказ?

-Кто запомнил имя автора ?

-Кто захотел прочитать другие произведения Бориса Степановича Житкова?

Ученики отвечают на вопросы, высказывают своё мнение об уроке.

Читайте также:  Щенок не грызет корм а глотает

Цели урока:

образовательные:

11    познакомить учащихся с новым автором литературных  произведений для детей Борисом  Степановичем Житковым

12    способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность по восприятию и осмыслению текста учащимися

13    организовать деятельность учащихся по планированию работы

14     совместно с учителем учиться работать над изложением литературного текста

15    закреплять знания о признаках текста

16    формировать  умения письменно оформлять текст, озаглавить текст, определить тему текста, выделить главное

17    закреплять умения точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста, умения составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.

18    формировать  умения делить текст на части и выделять их при записи.

19    ознакомить  со структурными частями текста.

20    научить писать изложение по опорным словам и картинному плану

развивающие:

  1. содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух;
  2. создать условия для формирования выразительного пересказа: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  3. помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
  4. создать условия для грамотного письменного изложения текста

воспитывающие:

  1. содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них,
  2. способствовать сплочению классного коллектива,
  3. содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,
  4. помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:

  1. компьютер и проектор,
  2. портрет писателя Б.Житкова,
  3. сюжетные картинки к  рассказу «Храбрый утёнок»на доске,
  4. индивидуальные карточки с текстом для изложения

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала, урок развития речи.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

Источник