Блеснет за кормой знакомый платок голубой

Композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Александр Чуркин (на фото) назвали эту свою песню так – “Вечер на рейде”. Но есть у нее более широкое название – по первой строчке первого куплета…
Споемте, друзья, ведь завтра в поход –
Уйдем в предрассветный туман.
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан.
В большинстве песенных “биографий” говорится, что “Вечер на рейде” создан в августе 1941-го в Ленинграде. А по легенде – еще раньше. Но в любом случае эту песню считают первой военной.
Вот как вспоминал об истории ее рождения сам Соловьев-Седой:
“В августе 1941-го вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Был чудесный вечер. А невдалеке на рейде стоял корабль, с него доносились звуки баяна и тихая песня. Мы долго слушали, как поют моряки. И у меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню”.
“Прощай, любимый город…” Эти слова были ключевыми – они и стали припевом. Неслучайно, что это – третье название великой песни.
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
Поэт Александр Чуркин.
Кстати, вот как рассказывал о рождении этого припева Александр Чуркин:
“Начать, – предложил Соловьев-Седой, – надо так: «Прощай, любимый город…» Я «подкинул» вторую строку: «Уходим в море скоро». Композитор возразил: “Нет. «Уходим завтра в море…». Я согласился, но поспорил немного из-за рифмы: город – море. А Соловьев-Седой заметил, что рифма здесь не имеет существенного значения”.
А уж про платок голубой поэт и композитор сочинили вместе. Песня, как говорят, заиграла…
А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской,
Подтянем дружнее, друзья.
Правда, “Вечер на рейде” не сразу вошел в боевой строй – в ленинградском отделении Союза композиторов СССР признали песню “не патриотической, не зовущую в бой”. По одной из версий, “Прощай, любимый город” взяли с собой на передовую сами бойцы, перед которыми не раз выступал Соловьев-Седой. По другой – путевку на фронт песне дал Центральный ансамбль Военно-Морского Флота, который создали в Ленинграде незадолго перед войной – им тогда руководил Исаак Дунаевский.
Эта песня многие годы была в репертуаре Клавдии Шульженко, Леонида Утесова, Муслима Магомаева, Людмилы Гурченко, Юрия Богатикова…
А чем “Вечер на рейде стал для моряков”? Вот о чем мне рассказал мой давний добрый знакомый – бывший заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирал Иван Васильев…
– Иван Федорович, у вас лично что связано с этой морской песней?– Иван Федорович, у вас лично что связано с этой морской песней?
– Вся жизнь связана.
– А вы ее помните наизусть?– А вы ее помните наизусть?
– Конечно.
– Можете воспроизвести?– Можете воспроизвести?
– Вопросов нет. Эта песня… очень добрая и душевная. На баке (надстройка в носовой части палубы. – А. Г.) пели – на Кубе, в Египте, на Суэцком канале. Вечером, когда прохлада. (Поет) «Прощай, любимый город! Уходим завтра в море! И ранней порой мелькнет за кормой знакомый платок голубой».
– Классно! А какие ощущения, чувства?– Классно! А какие ощущения, чувства?
– Там слова, которые всегда перехватывают горло. Я всегда помню, что это песня от дружбе большой, о службе морской. И еще трогательно «и берег родной целует волна, и тихо доносит баян»…
На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман.
И берег родной целует волна,
И тихо доносит баян.
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
***
Дорогие друзья! По-прежнему жду от вас новых заявок. И размышлений – о пережитом, о сокровенном. Если можно, укажите номер своего телефона – вдруг нужно будет что-то уточнить. Вот мой электронный адрес: gamov@kp.ru
Источник
ÈÑÒÎÐÈß ÏÅÑÍÈ «ÂÅ×ÅÐ ÍÀ ÐÅÉÄÅ»
Îäíà èç ïåðâûõ ïåñåí äîðîã âîéíû «Âå÷åð íà ðåéäå» íà ñëîâà Àëåêñàíäðà Äìèòðèåâè÷à ×óðêèíà (1903 1971) è ìóçûêó Âàñèëèÿ Ïàâëîâè÷à Ñîëîâü¸âà-Ñåäîãî (1907 1979) áûëà èìè ñîçäàíà â àâãóñòå 1941 ãîäà.
×óðêèí ó÷àñòíèê òðóäîâîãî ôðîíòà.  ãîäû Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû ðàáîòàë â òâîð÷åñêîé ãðóïïå ïîýòîâ è êîìïîçèòîðîâ ïðè Ïîëèòè÷åñêîì Óïðàâëåíèè Áàëòèéñêîãî Ôëîòà. Íàãðàæä¸í îðäåíîì «Çíàê ïî÷¸òà» è äâóìÿ ìåäàëÿìè, â òîì ÷èñëå ìåäàëüþ «Â ïàìÿòü 250-ëåòèÿ Ëåíèíãðàäà».
Ñîëîâü¸â-Ñåäîé íàðîäíûé àðòèñò ÑÑÑÐ, ëàóðåàò òð¸õ ãîñóäàðñòâåííûõ ïðåìèé.  ãîäû âîéíû æèë â ×êàëîâå (íûíå Îðåíáóðã), ãäå â 1941 ãîäó îðãàíèçîâàë è âîçãëàâèë òåàòðàëüíóþ ôðîíòîâóþ áðèãàäó «ßñòðåáîê», ñ êîòîðîé áûë íàïðàâëåí íà Êàëèíèíñêèé ôðîíò, â ðàéîí Ðæåâà. Íàãðàäû çîëîòàÿ ìåäàëü «Ñåðï è ìîëîò» Ãåðîÿ Ñîöèàëèñòè÷åñêîãî Òðóäà, åù¸ ÷åòûðå îðäåíà è òðè ìåäàëè, â òîì ÷èñëå ìåäàëü «Â ïàìÿòü 250-ëåòèÿ Ëåíèíãðàäà».
«Âå÷åð íà ðåéäå». Ðàçäîëüíûé è çàäóøåâíûé, ïîëíûé ãðóñòè íàïåâ.  ãîäû Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû «Âå÷åð íà ðåéäå» áûëà îäíîé èç ëþáèìûõ ôðîíòîâûõ ëèðè÷åñêèõ ïåñåí, ïðè÷¸ì íå òîëüêî ó ìîðÿêîâ, ïðî êîòîðûõ â íåé ïî¸òñÿ. Ïîïóëÿðíîñòü ïåñíè áûëà ñòîëü âåëèêà â ãîäû âîéíû, ÷òî ïîÿâèëèñü å¸ ñîëäàòñêèå âàðèàíòû. Ïåñíþ ïåëè âñå. Ñåêðåò òóò â òî÷íî ñõâà÷åííîì, âåðíî è ïðîñòî ïåðåäàííîì ÷óâñòâå ëþáâè ê ðîäíîìó äîìó, êî âñåìó, ÷òî íàì áëèçêî è äîðîãî è ÷òî íàäî áûëî îòñòîÿòü â æåñòîêîì, ñìåðòåëüíîì áîþ.
Ðîäèëàñü ïåñíÿ â Ëåíèíãðàäå, êîòîðûé óæå â ïåðâûå ìåñÿöû âîéíû ñòàë ïðèôðîíòîâûì ãîðîäîì. Íà äàëüíèõ è áëèæíèõ ïîäñòóïàõ ñòðîèëèñü ðóáåæè îáîðîíû. Âñ¸ íàñåëåíèå ïðèíèìàëî ó÷àñòèå â ýòîé ðàáîòå. Êàê è âñå ëåíèíãðàäöû, àâòîðû áóäóùåé ïåñíè ïîýò ×óðêèí è êîìïîçèòîð Ñîëîâü¸â-Ñåäîé ðûëè òðàíøåè, ãàñèëè çàæèãàòåëüíûå áîìáû, à âå÷åðàìè è â ñóááîòíèå äíè ðàáîòàëè â Ëåíèíãðàäñêîì ïîðòó «Ëåñíîé».  òî âðåìÿ åãî ïðè÷àëû áûëè çàâàëåíû ãîðàìè áð¸âåí, è íàäî áûëî èõ óáðàòü, ñëîæèòü â øòàáåëÿ, ÷òîáû óìåíüøèòü îïàñíîñòü ïîæàðà îò çàæèãàòåëüíûõ áîìá.
Îäíàæäû ëåòíèì àâãóñòîâñêèì âå÷åðîì ïîñëå äîëãîãî òðóäîâîãî äíÿ ïîýò è êîìïîçèòîð ïðèñåëè îòäîõíóòü íà áîðòó ðàçãðóæåííîé áàðæè.
«Íè÷òî íå íàïîìèíàëî î âîéíå, âñïîìèíàë âïîñëåäñòâèè ×óðêèí. Âîëíû ÷óòü ñëûøíî ïëåñêàëèñü î ìîðñêóþ ãàëüêó. Çàëèâ áûë îêóòàí ñèíåé äûìêîé. Íåâäàëåêå íà ðåéäå ñòîÿë êîðàáëü. Ñ íåãî äîíîñèëàñü òèõàÿ ìóçûêà òàì êòî-òî èãðàë íà áàÿíå Ñîëîâü¸â-Ñåäîé ñèäåë ìîë÷àëèâûé è çàäóì÷èâûé. Êîãäà ìû îòïðàâëÿëèñü äîìîé, îí ñêàçàë: «Çàìå÷àòåëüíûé âå÷åð. Ñòîèò ïåñíè». Âèäèìî, ó íåãî óæå çàðîäèëàñü ìåëîäèÿ, ïîòîìó ÷òî îí òóò æå ñîîáùèë ìíå «ðàçìåð÷èê» Ñîäåðæàíèå íóæíî òàêîå: ìîðÿêè ïîêèäàþò ëþáèìûé ãîðîä, ïðîùàþòñÿ »
«ß äóìàë î ìîðÿêàõ, êîòîðûå îòäàþò ñâîþ æèçíü, çàùèùàÿ ìîðñêèå ïîäñòóïû ê íàøåìó ãîðîäó, ðàññêàçûâàë Ñîëîâü¸â-Ñåäîé, è ìåíÿ îõâàòûâàëî ãîðÿ÷åå æåëàíèå âûðàçèòü â ìóçûêå èõ íàñòðîåíèÿ è ÷óâñòâà. Äîìà ÿ ñåë çà ðîÿëü è çà íåñêîëüêî ÷àñîâ ñî÷èíèë ïåñíþ, âàðüèðóÿ áåñêîíå÷íî îäíó è òó æå ôðàçó: «Ïðîùàé, ëþáèìûé ãîðîä » Ïîëó÷èëàñü ìåëîäèÿ ïðèïåâà, à ñëîâ äëÿ ïðèïåâà íå áûëî. Êîìïîçèòîð ïîçâîíèë ×óðêèíó è ïîïðîñèë åãî ïðèåõàòü.
«Ïðèåõàë â çíàêîìóþ îïóñòåâøóþ êâàðòèðó, ïðîäîëæàë ñâîè âîñïîìèíàíèÿ ïîýò. Êîìïîçèòîð ñåë çà ðîÿëü, è ïîëèëàñü âçâîëíîâàííàÿ øèðîêàÿ ìåëîäèÿ. Íà÷àòü íàäî òàê: «Ïðîùàé, ëþáèìûé ãîðîä », ñêàçàë Ñîëîâü¸â-Ñåäîé. ß «ïîäêèíóë» âòîðóþ ñòðîêó: «óõîäèì â ìîðå ñêîðî». Êîìïîçèòîð çà÷åðêíóë: «Íåò «óõîäèì çàâòðà â ìîðå » ß ñîãëàñèëñÿ, íî ïîñïîðèë íåìíîãî èç-çà ðèôìû: ãîðîä ìîðå ñîâñåì íå ðèôìà. Âàñèëèé Ïàâëîâè÷ ñêàçàë, ÷òî ðèôìà â äàííîì ñëó÷àå íå èìååò ñóùåñòâåííîãî çíà÷åíèÿ. Âìåñòå ìû ñî÷èíèëè è ïðîäîëæåíèå: «è ðàííåé ïîðîé ìåëüêí¸ò çà êîðìîé çíàêîìûé ïëàòîê ãîëóáîé »
Çàâåðøèâ ðàáîòó íàä ïåñíåé, àâòîðû îòïðàâèëèñü ñ íåþ â Ëåíèíãðàäñêèé Ñîþç êîìïîçèòîðîâ. Îäíàêî ýòîò ïåðâûé ïîêàç ïåñíè îêîí÷èëñÿ íåóäà÷íî. Ÿ íå ïðèíÿëè êàê óïàäî÷íóþ è ìèíîðíóþ. Âðåìÿ áûëî òÿæ¸ëîå, â êðîâîïðîëèòíûõ áîÿõ íàøè ÷àñòè îñòàâëÿëè ãîðîäà è ñ¸ëà, è ÷òîáû âäîõíóòü â ëþäåé õîòü òîëèêó îïòèìèçìà, ïåñíè ïèñàëèñü ïðåèìóùåñòâåííî áîäðîãî, ìàðøåâîãî õàðàêòåðà, ãåðîèêî-ïàòðèîòè÷åñêîãî ñêëàäà. Âñå áûëè ïîä âïå÷àòëåíèåì ïîòðÿñàþùåé ïåñíè Àëåêñàíäðà Âàñèëüåâè÷à Àëåêñàíäðîâà (1883 1946) è Âàñèëèÿ Èâàíîâè÷à Ëåáåäåâà-Êóìà÷à (1980 1949) «Ñâÿùåííàÿ âîéíà», êîòîðóþ ïåðåäàâàëè ïî ðàäèî íåñêîëüêî ðàç â äåíü.  ïåñíå æå «Âå÷åð íà ðåéäå» íåò íè ãåðîèêè, íè ïàòåòèêè
 ñâîèõ âîñïîìèíàíèÿõ êîìïîçèòîð ðàññêàçàë, ÷òî íå ïðèíÿòóþ êîëëåãàìè ïåñíþ îí ïóñòèë â ñâåò ëèøü çèìîé 1942 ãîäà, ñïåâ å¸ â ñîëäàòñêîé çåìëÿíêå ïîä Ðæåâîì, êîãäà óæå âîâñþ øëî íàñòóïëåíèå, è íàñòðîåíèå áûëî ñîâñåì äðóãîå, êîãäà ïðîùàíèå ñ ðîäíûì ãîðîäîì íå àññîöèèðîâàëîñü ñ îòñòóïëåíèåì. È ïåñíÿ çàçâó÷àëà èíà÷å
Ìåæäó òåì äîêóìåíòû è âîñïîìèíàíèÿ ó÷àñòíèêîâ îáîðîíû Ëåíèíãðàäà ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî «Âå÷åð íà ðåéäå» ïåëè òàì îñåíüþ è çèìîé 1941 ãîäà. Ñàì Ñîëîâü¸â-Ñåäîé ìîã îá ýòîì è íå çíàòü, ïîñêîëüêó â ýòî âðåìÿ óæå íàõîäèëñÿ â ýâàêóàöèè íà Óðàëå. Âåðîÿòíî, çàáûë êîìïîçèòîð, êàê, ðàññòðîåííûé ïëîõèì ïðè¸ìîì ñâîåãî ïðîèçâåäåíèÿ â Ñîþçå êîìïîçèòîðîâ, ðåøèë îí çàãëÿíóòü ïî äîðîãå äîìîé ê ñòàðûì ñâîèì äðóçüÿì â Öåíòðàëüíûé àíñàìáëü Âîåííî-Ìîðñêîãî Ôëîòà, ñîçäàííûé â Ëåíèíãðàäå íåçàäîëãî äî âîéíû è ðóêîâîäèìûé êîìïîçèòîðîì Èñààêîì Îñèïîâè÷åì Äóíàåâñêèì (1900 1955). Ñàìîãî Äóíàåâñêîãî â òó ïîðó â Ëåíèíãðàäå íå áûëî. Âîéíà çàñòàëà åãî â ãàñòðîëüíîé ïîåçäêå ñ äðóãèì êîëëåêòèâîì àíñàìáëåì ïåñíè è ïëÿñêè ÖÄÊÆ. Ñîëîâü¸âà-Ñåäîãî âñòðåòèë òîãäàøíèé íà÷àëüíèê àíñàìáëÿ Ì.È. Âàéíåð. Âîò ÷òî îí ðàññêàçàë î ñîáûòèÿõ òîãî äàâíåãî âîåííîãî àâãóñòà:
«Õîðîøî ïîìíþ òîò ïàìÿòíûé âèçèò ê íàì Âàñèëèÿ Ïàâëîâè÷à. Áûë îí âçâîëíîâàí è âîçáóæä¸í. Âäâî¸ì ñ õîðìåéñòåðîì àíñàìáëÿ Ñ. Ãåð÷èêîâûì óåäèíèëèñü îíè â îñèðîòåâøåì êàáèíåòå õóäîæåñòâåííîãî ðóêîâîäèòåëÿ, äîëãî î ÷¸ì-òî ãîâîðèëè. À ïîòîì äî ìåíÿ äîíåñëèñü çâóêè ðîÿëÿ è íåãðîìêîå ïåíèå. Íåçíàêîìûé íàïåâ, çàäóøåâíûé, âîëíóþùèé, çàñòàâèë îòëîæèòü âñå äåëà. Ýòî áûë «Âå÷åð íà ðåéäå»
Ìû ýòó ïåñíþ ñðàçó ïðèíÿëè, ðàçó÷èëè è ñòàëè âåçäå èñïîëíÿòü. Ëåòî è ïî êðàéíåé ìåðå âñþ îñåíü è çèìó ñîðîê ïåðâîãî ãîäà îíà óæå âîâñþ çâó÷àëà â êîíöåðòàõ àíñàìáëÿ  íàøåì èñïîëíåíèè «Âå÷åð íà ðåéäå» áûë çàïèñàí è íå îäíàæäû òðàíñëèðîâàëñÿ ïî ðàäèî».
Àíñàìáëü ñ îãðîìíûì óñïåõîì èñïîëíÿë ýòó ïåñíþ è âî âðåìÿ ñâîèõ ãàñòðîëåé â Ìîñêâå â 1942 ãîäó. Òîãäà æå å¸ èçäàëè ìàññîâûì òèðàæîì.
 äíè ãåðîè÷åñêîé îáîðîíû Ñåâàñòîïîëÿ, â 1942 ãîäó, òàì áûëà èçäàíà ëèñòîâêà ñ ýòîé ïåñíåé.
Âåëèêîëåïíî èñïîëíÿë «Âå÷åð íà ðåéäå» ïîïóëÿðíûé äóýò ò¸çîê Âëàäèìèðîâ Àëåêñàíäðîâè÷åé Áóí÷èêîâà è Íå÷àåâà ñ õîðîì Âñåñîþçíîãî ðàäèîêîìèòåòà.
Èìÿ Â.Ï. Ñîëîâü¸âà-Ñåäîãî ñòàëî âñåíàðîäíî èçâåñòíûì. È â 1943 ãîäó çà ýòó è ðÿä äðóãèõ ïåñåí îí áûë óäîñòîåí ñòàëèíñêîé ïðåìèè.
Ïåñíÿ «Âå÷åð íà ðåéäå» è ñåãîäíÿ äîðîãà íàì, êàê è ìíîãèå äðóãèå ïåñíè âîåííîé ïîðû, îñòàâèâøèå íåèçãëàäèìûé ñëåä â áëàãîäàðíîé ïàìÿòè íàðîäà.
ÂÅ×ÅÐ ÍÀ ÐÅÉÄÅ
Ñïî¸ìòå, äðóçüÿ, âåäü çàâòðà â ïîõîä
Óéä¸ì â ïðåäðàññâåòíûé òóìàí.
Ñïî¸ì âåñåëåé, ïóñòü íàì ïîäïî¸ò
Ñåäîé áîåâîé êàïèòàí.
Ïðèïåâ: Ïðîùàé, ëþáèìûé ãîðîä!
Óõîäèì çàâòðà â ìîðå.
È ðàííåé ïîðîé
Ìåëüêíåò çà êîðìîé
Çíàêîìûé ïëàòîê ãîëóáîé.
À âå÷åð îïÿòü õîðîøèé òàêîé,
×òî ïåñåí íå ïåòü íàì íåëüçÿ,
Î äðóæáå áîëüøîé, î ñëóæáå ìîðñêîé
Ïîäòÿíåì äðóæíåå, äðóçüÿ!
Ïðèïåâ.
Íà ðåéäå áîëüøîì ëåãëà òèøèíà,
À ìîðå îêóòàë òóìàí.
È áåðåã ðîäíîé öåëóåò âîëíà,
È òèõî äîíîñèò áàÿí:
Ïðîùàé, ëþáèìûé ãîðîä!
Óõîäèì çàâòðà â ìîðå.
È ðàííåé ïîðîé
Ìåëüêíåò çà êîðìîé
Çíàêîìûé ïëàòîê ãîëóáîé.
 Èíòåðíåòå ìîæíî ïîñìîòðåòü è ïîñëóøàòü ëèðè÷åñêóþ ïåñíþ äîðîã âîéíû «Âå÷åð íà ðåéäå» â ðàçíûõ èñïîëíåíèÿõ è ïîä áàÿí, è ïîä ãèòàðó, è ñ îðêåñòðîì:
Èîñèô Äàâûäîâè÷ Êîáçîí (1937 2018), íàðîäíûé àðòèñò ÑÑÑÐ, Ãåðîé Òðóäà ÐÔ:
https://www.youtube.com/watch?v=r78_CL2Zj58;
Ìóñëèì Ìàãîìåòîâè÷ Ìàãîìàåâ (1942 2008), íàðîäíûé àðòèñò ÑÑÑÐ:
https://www.youtube.com/watch?v=Hfn45t_TiTA;
Ìàðãàðèòà Áîðèñîâíà Êîðíååâà (ðîæä. 1958), ëàóðåàò ìóçûêàëüíûõ êîíêóðñîâ:
https://www.youtube.com/watch?v=4rN04enMl7k;
Þëèÿ ßêîâëåâíà Çèãàíøèíà (ðîæä. 1970), ëàóðåàò ìóçûêàëüíûõ ôåñòèâàëåé:
https://www.youtube.com/watch?v=vi3ggHjnUlk;
Ðîìàí Àíäðååâè÷ Âàëóòîâ è Àëåêñåé Àíàòîëüåâè÷ Ñêà÷êîâ, àðìåéñêèé àíñàìáëü:
https://www.youtube.com/watch?v=gAqYCGU7yOM;
Àëåêñåé Ìî÷àëîâ (Àðõàíãåëüñê):
https://www.youtube.com/watch?v=tZncs_GXXJI.
Ïî ìàòåðèàëàì ñàéòîâ Èíòåðíåòà.
Âîçâðàùåíèå ê ñîäåðæàíèþ ñáîðíèêà «Ïåñíè äîðîã âîéíû»
https://www.proza.ru/2015/02/16/1876.
2019
Источник
Моряки времён Великой Отечественной войны. Морская пехота
Пожалуй, самую первую песню Великой Отечественной войны написал Василий Павлович
Соловьев-Седой: уже 24 июня он принес на Ленинградское радио нотный
клавир, где поверху значилось: «Играй, мой баян». А через полтора
месяца на свет явился подлинный шедевр — «Вечер на рейде». Как же
родилось это песенное чудо? Василий Павлович вспоминал:
— В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на
погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают,
мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял
какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня.
Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У
меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере,
неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть,
предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню…
Композитор сам придумал начало припева — «Прощай, любимый город!» — и, отталкиваясь
от него, стал писать музыку. Через два дня он передал ноты давнему
своему другу поэту Александру Чуркину, и тот сложил полный текст «Вечера на рейде».
Однако путь у песни в жизнь оказался непростым. Когда Василий Павлович впервые спел ее
друзьям, песню забраковали: слишком уж спокойной и «тихой»
показалась она, не подходящей для грозной военной поры. И композитор спрятал ноты подальше…
А зимой сорок первого выступал он на Калининском фронте. Как-то после концерта в
солдатской землянке под Ржевом бойцы попросили исполнить что-нибудь
«для души», потеплее, посердечнее, и композитор вспомнил о
забракованной песне. Уже со второго куплета бойцы начали ему тихо подпевать:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
Сразу полюбившаяся фронтовикам песня с этого дня стала опережать артистов. Только
начнут концерт, а зрители скандируют: «Вечер на рей-де!..»
Возвращаясь с фронта, Соловьев-Седой заехал в Москву, чтобы в
Центральном Доме композиторов показать свои новые произведения.
«Вечер на рейде» приняли единодушно. Скоро, после исполнения по
радио, ее запели тысячи, миллионы людей:
А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя;
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее, друзья.
Почему же мирная и
тихая песня, в которой, кстати, даже ни разу не вспоминается слово
«война», так полюбилась в суровую пору? Наверное, потому, что
говорила она о том, что пережили тогда миллионы,— о расставании с
любимыми, родными местами. И еще, наверное, потому, что есть в ней
не только задушевность, но и задумчивость, не только светлая грусть,
но и большая внутренняя сила. Привольная мелодия льется
естественно, свободно, и поющие словно обращаются друг к другу, ища
сочувствия, поддержки, отклика:
Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман.
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан.
У рояля — словно всплески волн, и ты уже видишь морской простор с его бесконечными
далями, ощущаешь величие и силу моря, испытываешь возвышенное настроение — именно это, видно,
и стремился композитор передать в музыке:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
Красивая, чистая, душевная песня…
И завидная же доля выпала ей! Партизаны в тылу врага празднуют Октябрьскую
годовщину… Помните, командир отряда Герой Советского Союза
Медведев в своей книге «Это было под Ровно» писал: «Праздник
закончился концертом партизанской самодеятельности. Началось с
хорового пения. «Прощай, любимый город!» — эту песню знали все.
Запевали несколько голосов, весь наш ансамбль подхватывал».
Да, не только моряки считали ее «своей». «Уходим завтра в поле…» — утверждали
пехотинцы. Парашютисты, бойцы воздушно-десантных войск, перед
вылетом в тыл врага пели: «Прощай, земля Большая! Десант наш
улетает. И в дальнем краю за землю свою десантник не дрогнет в бою».
Партизаны Ленинградской области имели свой вариант:
Споемте, друзья, про битвы свои
В отрядах лихих партизан,
Про прошлую жизнь, про схватки, бои…
Играй веселее, баян!
А народные мстители Крыма переиначили песню на свой лад: «Прощай, любимый город! Уходим
завтра в горы…» Даже к итальянским партизанам попала эта мелодия,
и они положили на нее рассказ о юной черноокой героине
освободительной борьбы…
Вот какая эта песня. И совсем не случайно мы называем ее, вспоминая
самые лучшие песни военного времени.
Источник: Лев Сидоровский. «Прощай, любимый город…» //
И только потому мы победили. Л., 1985
Источник
“Ñïîåì äðóçüÿ – ñûíû Îò÷èçíû,
Ÿ ñîëäàòû è áîéöû.
Èäåì ìû ñ ïåñíÿìè ïî æèçíè,
Êàê íàøè äåäû è îòöû.
Èõ ïåñíè â ïðàçäíèêè è áóäíè
Çâåíåëè ñ ãîðäîñòüþ âñåãäà,
 äíè ïÿòèëåòîê ìíîãîòðóäíûõ
È â äíè êîãäà ïðèøëà áåäà:
“Âñòàâàé íà áîé ñ âðàãîì” ïðèçûâíî
Çâó÷àë ñòðàíû âåëèêèé õîð…
Ïåë î ëþáâè â çåìëÿíêå äèâíî,
Ñîëäàòîì ñòàâøèé óõàæ¸ð.
È ïåëè î ëþáâè Êàòþøè
Íà âñåõ ðîññèéñêèõ áåðåãàõ;
È ïåë îãîíü “ÊÀÒÞØ” èç ïóøåê
 óíè÷òîæåíèè âðàãà.
È ñ ïåñíåé â áîé ðâàëèñü òàíêèñòû,
Ïèëîòû ñ ïåñíåé ðâàëèñü â âûñü,
È ïåëè íà ôðîíòàõ àðòèñòû…
 òûëàõ íå çàòèõàëà æèçíü.
“È ïåëè ìîðÿêè íà ðåéäå,
Èäÿ â ïîõîä â ñìåðòåëüíûé áîé.
È âñëåä ìåëüêàë èì çà êîðìîþ
Ïëàòîê ëþáèìîé ãîëóáîé.
Íàø ïîáåäèòåëü ó ìîãèëû
Æåíû â ñëåçàõ ïåë áåç íàäåæä,
À íà ãðóäè åãî òðóáèëà
Ìåäàëü çà ãîðîä Áóäàïåøò.
Ãåðîé Ïîáåäó èç Áåðëèíà
Âåçÿ íà Ðîäèíó äîìîé
Ñ æåíîé ïåë, ñ ìàòåðüþ è ñ ñûíîì
Ñî âñåé Âåëèêîþ ñòðàíîé…
 çàñòîëüå, â ïðàçäíè÷íîì îáåäå,
 êðóãó äðóçåé, îäíîïîë÷àí,
Ïóñòü íàøè ïåñíè â äåíü Ïîáåäû
Êàê íûí÷å âìåñòå ïðîçâó÷àò:”
“Âñòàâàé ñòðàíà îãðîìíàÿ,
Âñòàâàé íà ñìåðòíûé áîé
Ñ ôàøèñòñêîé ñèëîé òåìíîþ,
Ñ ïðîêëÿòîþ îðäîé!
“Ïóñòü ÿðîñòü áëàãîðîäíàÿ,
Âñêèïàåò, êàê âîëíà!
Èäåò âîéíà íàðîäíàÿ,
Ñâÿùåííàÿ âîéíà”…
“Áüåòñÿ â òåñíîé ïå÷óðêå îãîíü,
Íà ïîëåíüÿõ ñìîëà, êàê ñëåçà.
È ïîåò ìíå â çåìëÿíêå ãàðìîíü
Ïðî óëûáêó òâîþ è ãëàçà.
Òû ñåé÷àñ äàëåêî, äàëåêî,
Ìåæäó íàìè ñíåãà è ñíåãà.
Äî òåáÿ ìíå äîéòè íåëåãêî,
À äî ñìåðòè – ÷åòûðå øàãà”…
“Ðàñöâåòàëè ÿáëîíè è ãðóøè,
Ïîïëûëè òóìàíû íàä ðåêîé,
Âûõîäèëà íà áåðåã Êàòþøà,
Íà âûñîêèé áåðåã íà êðóòîé.
Âûõîäèëà, ïåñíþ çàâîäèëà
Ïðî ñòåïíîãî, ñèçîãî îðëà,
Ïðî òîãî, êîòîðîãî ëþáèëà.
Ïðî òîãî, ÷üè ïèñüìà áåðåãëà!”…
“Ãîðèò â ñåðäöàõ ó íàñ ëþáîâü ê çåìëå ðîäèìîé,
Ìû â ñìåðòíûé áîé èäåì çà ÷åñòü ðîäíîé ñòðàíû.
Ïûëàþò ãîðîäà, îõâà÷åííûå äûìîì,
Ãðåìèò â ñåäûõ ëåñàõ ñóðîâûé áîã âîéíû.
Àðòèëëåðèñòû, òî÷íûé äàí ïðèêàç!
Àðòèëëåðèñòû, çîâåò Îò÷èçíà íàñ!
Èç òûñÿ÷ ãðîçíûõ áàòàðåé
Çà ñëåçû íàøèõ ìàòåðåé,
Çà íàøó Ðîäèíó – îãîíü, Îãîíü!”…
“Ñïîåìòå, äðóçüÿ, âåäü çàâòðà â ïîõîä,
Óéäåì â ïðåäðàññâåòíûé òóìàí.
Ñïîåì âåñåëåé, ïóñòü íàì ïîäïîåò
Ñåäîé áîåâîé êàïèòàí.
Ïðîùàé, ëþáèìûé ãîðîä!
Óõîäèì çàâòðà â ìîðå,
È ðàííåé ïîðîé
Ìåëüêíåò çà êîðìîé
Çíàêîìûé ïëàòîê ãîëóáîé.”
“Âðàãè ñîæãëè ðîäíóþ õàòó,
Ñãóáèëè âñþ åãî ñåìüþ.
Êóäà æ òåïåðü èäòè ñîëäàòó,
Êóäà íåñòè ïå÷àëü ñâîþ?
Ïîøåë ñîëäàò â ãëóáîêîì ãîðå
Íà ïåðåêðåñòîê äâóõ äîðîã,
Íàøåë ñîëäàò â øèðîêîì ïîëå
Òðàâîé çàðîñøèé áóãîðîê…
“Íå îñóæäàé ìåíÿ, Ïðàñêîâüÿ,
×òî ÿ ïðèøåë ê òåáå òàêîé:
Õîòåë ÿ âûïèòü çà çäîðîâüå,
À äîëæåí ïèòü çà óïîêîé…”
Õìåëåë ñîëäàò, ñëåçà êàòèëàñü,
Ñëåçà íåñáûâøèõñÿ íàäåæä.
À íà ãðóäè åãî ñâåòèëàñü
Ìåäàëü çà ãîðîä Áóäàïåøò.”…
“Åõàë ÿ èç Áåðëèíà
Ïî äîðîãå ïðÿìîé,
Íà ïîïóòíûõ ìàøèíàõ
Åõàë ñ ôðîíòà äîìîé.
Åõàë ìèìî Âàðøàâû,
Åõàë ìèìî Îðëà –
ÒÀÌ, ÃÄÅ ÐÓÑÑÊÀß ÑËÀÂÀ
Âñå òðîïèíêè ïðîøëà.
Ýõ, âñòðå÷àé,
Äà, êðåï÷å îáíèìàé,
×àðî÷êó õìåëüíóþ
Ïîëíåå íàëèâàé!
Î÷åíü äàëüíèå äàëè
Ìû ñ äðóçüÿìè ïðîøëè
È íèãäå íå âèäàëè
Ëó÷øå íàøåé çåìëè.
Íàøå ñîëíûøêî êðàøå,
È ñêàæó íå òàÿ:
Ëó÷øå äåâóøåê íàøèõ
Íåò íà ñâåòå, äðóçüÿ.
“Ýõ, âñòðå÷àé,
Äà, êðåï÷å îáíèìàé,
×àðî÷êó õìåëüíóþ
Ïîëíåå íàëèâàé!
Çà âåñåííèå íî÷è,
Çà Ðîäíóþ ñòðàíó
Äà çà êàðèå î÷è
ß õîäèë íà âîéíó.
Âû öâåòèòå ïûøíåå,
Çîëîòûå êðàÿ,
Òû öåëóé ãîðÿ÷åå
Äîðîãàÿ ìîÿ!
“Ýõ, âñòðå÷àé,
Äà, êðåï÷å îáíèìàé,
×àðî÷êó õìåëüíóþ
Ïîëíåå íàëèâàé!”
Ôðàãìåíò èç ðîìàíà “Ëàóðà è äðóãèå óâëå÷åíèÿ Ïîðûâàåâà”, ÷àñòü òðåòüÿ, ãëàâà
øåñòàÿ “Êîìïîçèöèè, ñïîðò è ïðîùàíèå” (ïðîçà.ðó)
Источник