А за кормой где ветра вой

А за кормой где ветра вой thumbnail
Когда я был маленький, – часто слушал аудиосказку на пластинке – “Питер Пэн и Венди”. Рекомендую почитать (эти песенки можно и просто читать – безо всякой музыки), – лично я больше всего люблю вступительную песню и песню Питера Пэна, – есть в них что-то наше, нарнийское. 🙂

********

1) Вступительная песня.

Где-то среди небывалых широт
Сказочный остров, как детство, живёт.
Остров полёта волшебной мечты,
Остров, куда прилетаешь и ты.
Куда и ты прилетаешь.

Рыжее солнце горит в небесах,
Мчатся пираты на всех парусах,
Пляшут индейцы, грохочет прибой…
Детство, как жаль расставаться с тобой.
Как жаль с тобой расставаться.

Мы повзрослели и часто грустим –
В детство вернуться мы очень хотим.
Нам бы на остров… Да вот ведь беда:
Взрослый не помнит дороги туда.
Не помнит туда дороги.

2) Колыбельная.

Жил да был слонёночек упрямый,
Очень славно жил да поживал.
Он, конечно, звал слониху мамой,
Он слона, конечно, папой звал.

Баю-бай, баю-бай, Венди….
Баю-бай, баю-бай, Венди…
Стал слоном слонёнок понемножку,
И за деткой мама не видна.
Но упрямо называют крошкой
Мама с папой взрослого слона.

Баю-бай, баю-бай, Венди…
Баю-бай, баю-бай, Венди…

Ночь настала. Спите, спите, дети.
Вам приснится много сладких снов.
Но прошу вас – ни за что на свете
Не зовите крошками слонов.

Баю-бай, баю-бай, Венди.

3) Игра в детской.

Пляшут с нами тигры, слоны, пони, таксы,
Только нам совсем не нужны плаксы-ваксы,
Нет-нет-нет, совсем не нужны плаксы-ваксы,
Если пляшут тигры, слоны, пони, таксы.

Эй! Силы не жалей-ка,
Для фокстрота, диско, шейка
Эй! Танцы – то, что надо
До упаду! До упаду! Оп-ля-ля!

Пляшут с нами тигры, слоны, львы, жирафы,
Только нам совсем не нужны лорды-графы.
Нет-нет-нет, совсем не нужны лорды-графы,
Если пляшут тигры, слоны, львы, жирафы.

Эй! Силы не жалей-ка,
Для фокстрота, диско, шейка
Эй! Танцы – то, что надо
До упаду! До упаду! Оп-ля-ля!

Песня мальчишек.

Говорят, что мы пропали,
Говорят, что мы пропали,
Что с мальчишками беда.
Но куда-то мы попали,
Но куда-то мы попали,
Но куда-то не туда.
От родительских моралей,
От родительских моралей
Скукой пахнет за версту!
От моралей мы устали,
От моралей мы удрали
Прямо в сказку и мечту!

Пр.: Мы – мальчишки настоящие!
Мы – нигде не пропадём!
Хоть мы пропавшие,
Но не пропащие,
Мы себя ещё найдём!
Ждут нас подвиги повсюду,
Ждут нас подвиги повсюду,
Мы готовы рваться в бой.
Только труса и зануду,
Только труса и зануду
Не желаем брать с собой.
Мы всего добьёмся сами,
Мы всего добьёмся сами –
Не мешайте нам мечтать!
Улетайте вместе с нами,
Улетайте вместе с нами,
Если можете летать!

4) Знакомство Питера и Венди.

– Мальчик, почему вы плачете?
– Добрый вечер. Как вас зовут?
– Венди Мойра Анджела Дарлинг. А вас?
– Питер Пэн.
– И всё?
– Да!
– Ой, простите меня.
– Ерунда!
– А где вы живёте?
– Направо второй поворот и прямо, пока не настанет рассвет.
– Ах, какой смешной адрес! И на письмах так пишут?
– Нет.
– Нет? А как же?
– Ой, никак. Не получаю я писем!
– А мама?
– Неужели так трудно понять?! Я один, я без мамы!
– Без мамы?..
– Надоело сто раз объяснять!
– Ах, Питер! Ты плачешь. Понятно теперь, почему…
– Неправда. Вовсе не потому. Я плакал потому что… не мог прилипить свою
тень. А вообще знай, что Питер не плачет.
– Ты остался без тени?
– Ну да. Хотел прилепить её мылом.
– Её же надо просто пришить.
– А что это значит?
– Смешные мальчишки! Вот иголку возьму и пришью!
– Она будет держаться?
– Представь!
– Не обманешь?
– Эй, ну-ка пятки подставь. Ой, как измялась…
Прогладим. И больше ни слова – готово!

5) Песня пиратов.

– Хоть мы пираты да не те,
Нас любят все клиенты.
Среди пиратов мы инте… Да-да!
Интеллигенты!
– Интели…
– Стоп, корыто! Ходу нет!
– Ну чё ты?!
– Банки-склянки и привет!

Пр. А за кормой, где ветра вой,
Осталась любимая мама.

– Когда работаешь с людьми,
Подходишь к ним особо.
Любите ближних, чёрт возьми,
Храните их до гроба.
– До гроба…
– Стоп, корыто! Ходу нет!
– Да чё ты?!
– Банки-склянки и привет!

Пр. А за кормой, где ветра вой,
Осталась любимая мама.

Нет, не по нас грустит тюрьма,
Разбой – не наш обычай.
Мы не бандиты, мы рома….
Романтики добыча.
– Добыча…
– Стоп, корыто! Ходу нет.
– Да ладно!
– Банки-склянки и привет!

Пр. А за кормой, где ветра вой,
Осталась любимая мама.

6) Драка.

Крюк: – Белоручка, Неряха – в шлюпку!
Питера взять живьём!
Пираты: – Есть, капитан! Возьмём!

Питер: – Эй, мальчишки, готовы?
Мальчишки: – Да, капитан!
Питер: – Пиратскую шлюпку вверх килем?
Мальчишки: – Да, капитан!
Питер: – Пиратов – на дно!
Мальчишки: – Есть, капитан! Решено!

Питер: – Эй, Задира, поосторожней,
У Белоручки нож!
Задира: – Ерунда, капитан,
Задиру ножом не возьмёшь!
Мальчишки: – Не возьмёшь!

Крюк: – А, вот и Питер, мой старый друг!
Питер: – Да, это я! Защищайтесь, Джеймс Крюк!
Крюк: – Ах, ты не друг – ты враг!
Что же ты медлишь, Пэн?
Твоё сердце сжал страх?
Питер: – Ничуть! Я стою на скале выше вас!
Мне драться удобней,
А это не честно, поднимайтесь ко мне!
Крюк: – Что он выдумал – неизвестно,
Но я сам покажу ему трюк!..
Питер: – Вот вам моя рука!
Крюк: – А вот и мой крюк!
Питер: – А-а-а!
Крюк: – Попался!
Питер: – Пустите, мне больно!
Крюк: – Не пущу! Я долго терпел, довольно!
Венди: – Помогите, Питер в плену!
Крюк: – Не помогут – я выиграл эту войну!
Вот верёвка, замри,
Сейчас я тебя свяжу и отправлю на бриг!…
Ой, крокодилица! Спички-ящики!
Мне бы только себя сберечь,
А с тобой, Питер Пэн, мы сочтёмся!
До новых встреч!
Мальчишки: – Питер!!!
Венди: – Питеру нужно помочь!
Малыш: – Питер спасён – смотрите!
Задира: – Крюк удирает прочь!
Шутник: – Скорчился в шлюпке еле живой от страха!
Задира: – А с ним Белоручка и боцман Неряха!
Мальчишки: – И крокодилица тут как тут –
Это они от неё бегут!
Венди: – Питер! Мальчики, где же он?
Питер: – М-м-м-м…
Венди: – Он ранен, ранен! Я слышала его стон…
Питер: – Пустяки… Царапина…
Венди: – Питер! Жив!

Читайте также:  В зоопарк привезли корм для обезьян 64 кг

Питер: – В лодку, скорее! В разгаре прилив!
Венди: – Ах, Питер! Какой ты отважный.
Ты улыбаешься? Ты не боишься раны?…
Ах, Питер, твоё сердце колотится… как….
Как барабан!

Питер: Бури встречаю спокойно,
Храбрым смешна суета.
Жить и погибнуть достойно –
Это моя мечта, мечта!

7) Песня мамы.

Это не ново, это не странно,
Это во все времена:
Дети уходят в далёкие страны,
Мама тоскует одна.

Пр. Венди, Венди! Услышь, отзовись!
Венди, Венди! Услышь, отзовись!
Венди, Венди!..
Венди, Венди! Вернись!

Можно быть нежной, можно быть строгой –
Дело как видно не в том.
Дети уходят своею дорогой,
Бросив родительский дом.

Пр. Венди, Венди! Услышь, отзовись!
Венди, Венди! Услышь, отзовись!
Венди, Венди! Услышь, отзовись!
Венди, Венди! Вернись!

Помните, дети – в зной и ненастье,
В трудный и радостный час
Верная мама оставила настежь
Двери и сердце для вас.

Пр. Венди, Венди! Услышь, отзовись!
Венди, Венди! Услышь, отзовись!
Венди, Венди! Услышь, отзовись!
Венди, Венди! Вернись! Вернись!

8) Последняя битва.

Питер: – Шпаги в ножны, друзья! Начинается битва: Джеймс Крюк или я?
По-моему – я!
Не верите, так проверьте!
Крюк: – Ха, дерзкий мальчишка! Готовься к смерти!
Питер: – Когда-нибудь в другой раз!
Крюк: – Ух, я тебя сейчас!
Питер: – Вот это пыл! Вот это жар!
– Удар! Удар! Ещё удар!
– Ответим выпадом! Ударом!
– ???
Крюк: – ???
– Ах, ты со мной на “ты”?!
Питер: – Простите, Крюк!
Крюк: – Ага, попался!
Питер: – Не надо лишней суеты,
Я только шпагой почесался!
Крюк: – О, Пэн! Ты – дъявол! Чур-чура!
С мальчишкой скор я на расправу!
Питер: – Я детство! Радость! Я – игра!
Мне чертовщина не по нраву!
Не ожидали, страшный Крюк,
Попасть в такую передрягу?
Я сам не думал, что испуг
Парализует вашу шпагу!
Крюк: – Убью!!!!!
Питер: – Ну зачем рубить сплеча!
Позор! Дуэль второго сорта!
Крюк: – Наглец!
Питер: – Ха, грубите сгоряча!..
Эй, отойдите-ка от борта!
Крюк: – Что?! Молчать!
Питер: – Я напомнить вам хочу –
Там крокодилицы объятья!
Крюк: – А-а-а! Я споткнулся, я лечу!
Я долетел! Буль-буль…
Проклятье!..

9) Песня Питера Пэна.

Вражду и злость, и ярость
Улыбкой встречу я.
Лети, лети мой парус,
Фантазия моя!
Фантазия моя!
Фантазия моя!
Пр. Бури встречаю спокойно,
Храбрым смешна суета.
Жить и погибнуть достойно –
Это моя мечта!

Туда, где блещут шпаги,
Ведут мои пути!
Где честь велит отваге
Найти, помочь, спасти!
Найти, помочь, спасти!
Найти, помочь, спасти!

Пр. Бури встречаю спокойно,
Храбрым смешна суета.
Жить и погибнуть достойно –
Это моя мечта!

Не просто развлеченья,
Дуэли и пальба.
Сраженья, приключенья –
Навек моя судьба!
Навек моя судьба!
Навек моя судьба!

ПР. Бури встречаю спокойно.
Храбрым смешна суета,
Жить и погибнуть достойно –
Это моя мечта!

10) Знакомство Ждейн с Питером.

– Мальчик, почему вы плачете?
– Здравствуйте.
– Здравствуйте.
– Как вас зовут?
– Джейн Мэри Гертруда Карти. А вас?
– Питер Пэн. Ты меня знаешь?
– Да.
– А! Дети меня узнают всегда.
Но я вовсе не плакал.
Открою тебе секрет – я прилетел за девочкой, а её уже нет.
Об острове Небывалом ты что-нибудь
слышала?
– Да!
– Могу тебя взять туда!
Если отправишься вместе со мной, будешь там делать уборку весной…
– Питер!…
– Ты летишь со мной?
– Бросить маму…
– Эх, смех берёт! Бросить маму очень просто!
Ну, решилась?
– Да!
– Вперёд!..

********

Источник:
https://piterpan-kids.narod.ru/new/plast.htm

P.S.

Там была ещё песня индейцев.
Но, к сожалению, её я, пока что, не нашёл.

Источник

Литературный журнал “Ритмы вселенной”

Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.

Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.

То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.

Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.

Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.

А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.

О самой поэзии он выскажется так:

Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.

Животное же не человек…

Извозчики времён Маяковского.

Читайте также:  Корма для ши тцу премиум класса

Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.

Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.

Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.

Миру мир!

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

И стоило жить, и работать стоило!

Лайк и подписка – лучшая награда для канала.

Источник

 Ðàñêèíóëîñü ìîðå øèðîêî,
È âîëíû áóøóþò âäàëè…
Òîâàðèù, ìû åäåì äàë¸êî,
Ïîäàëüøå îò íàøåé çåìëè.

Íå ñëûøíî íà ïàëóáå ïåñåí,
È Êðàñíîå ìîðå øóìèò,
À áåðåã ñóðîâûé è òåñíûé,-
Êàê âñïîìíèøü, òàê ñåðäöå áîëèò.

Òàì ðóññêèå ñïÿò àäìèðàëû
È äðåìëþò ìàòðîñû âîêðóã.
Íà íèõ âûðàñòàþò êîðàëëû,
Íà ïàëüöàõ ðàñêèíóòûõ ðóê.

Êîãäà çàñûïàåò ïðèðîäà,
È ÿðêàÿ ñâåòèò ëóíà,
Ãåðîè ïîãèáøåãî ôëîòà
Âñòàþò, ïðîáóæäàÿñü îò ñíà.

Îíè íà÷èíàþò áåñåäó,
Ñî äíà ðàçãîâîðû ñëûøíû.
Î æèçíè ìàòðîññêîé — íåëåãêîé
Âñþ íî÷ü ãîâîðÿò ìîðÿêè.

Íà áàêå óæ âîñåìü ïðîáèëî –
Òîâàðèùà íàäî ñìåíèòü.
Ïî òðàïó åäâà îí ñïóñòèëñÿ,
Ìåõàíèê êðè÷èò: «Øåâåëèñü!»

«Òîâàðèù, ÿ âàõòû íå â ñèëàõ ñòîÿòü,-
Ñêàçàë êî÷åãàð êî÷åãàðó,-
Îãíè â ìîèõ òîïêàõ ñîâñåì íå ãîðÿò;
 êîòëàõ íå ñäåðæàòü ìíå óæ ïàðó.

Íåò âåòðà ñåãîäíÿ, íåò ìî÷è ñòîÿòü,
Ñîãðåëàñü âîäà, äóøíî, æàðêî.
Òåðìîìåòð ïîäíÿëñÿ àæ íà ñîðîê ïÿòü,
Áåç âîçäóõà âñÿ êî÷åãàðêà.

Ïîéäè, çàÿâè âñåì, ÷òî ÿ çàáîëåë
È âàõòó, íå êîí÷èâ, áðîñàþ.
Âåñü ïîòîì èñòåê, îò æàðû èçíåìîã,
Ðàáîòàòü íåò ñèë, óìèðàþ!»

Òîâàðèù óøåë, îí ëîïàòó ñõâàòèë,
Ñîáðàâøè ïîñëåäíèå ñèëû,
Äâåðü òîïêè ïðèâû÷íûì òîë÷êîì îòâîðèë,
È ïëàìÿ åãî îçàðèëî.

Ëèöî åãî, ïëå÷è, îòêðûòàÿ ãðóäü,
Ïîò ñ íèõ ñòðóèâøèéñÿ ãðàäîì,
Íî åñëè á êòî ìîã â íèõ òóäà çàãëÿíóòü,
Íàçâàë êî÷åãàðêó áû àäîì.

Êîòëû ïàðîâûå çëîâåùå øóìÿò,
Îò ñèëû ïàðîâ ñîäðîãàÿñü,
Êàê òûñÿ÷è çìåé ïàðû æå øèïÿò,
Èç òðóá êîå-ãäå ïðîáèâàÿñü.

À îí, èçâèâàÿñü ïðåä æàðêèì îãíåì,
Ëîïàòîé áðîñàë ëîâêî óãîëü;
Âíèçó áûëî ìðà÷íî: ëó÷ ñîëíöà è äíåì
Íå ìîæåò ïðîíèêíóòü â òîò óãîë.

Îêîí÷èâ êèäàòü, îí íàïèëñÿ âîäû,-
Âîäû îïðåñíåííîé, íå÷èñòîé,-
Ñ ëèöà åãî ïàäàë ïîò, ñàæè ñëåäû.
Óñëûøàë îí ðå÷ü ìàøèíèñòà:

«Òû, âàõòû íå êîí÷èâ, íå ñìååøü áðîñàòü,
Ìåõàíèê òîáîé íåäîâîëåí;
Òû ê äîêòîðó äîëæåí ïîéòè è ñêàçàòü,-
Ëåêàðñòâî îí äàñò, åñëè áîëåí!»

Çà ïîðû îí ñëàáî õâàòàÿ ðóêîé,
Ââåðõ îí ïî òðàïó çàáðàëñÿ:
«Ïîéäó çà ëåêàðñòâîì â ïðèåìíûé ïîêîé,
Ñíåìîã îò æàðû, çàäûõàþñü».

Íà ïàëóáó âûøåë, ñîçíàíüÿ óæ íåò.
 ãëàçàõ ó íåãî âñ¸ ïîìóòèëîñü…
Óâèäåë íà ìèã îñëåïèòåëüíûé ñâåò…
Óïàë… Ñåðäöå áîëüøå íå áèëîñü.

Ê íåìó ïîäáåæàëè ñ õîëîäíîé âîäîé,
Ñòàðàÿñü ïðèâåñòü åãî â ÷óâñòâî,
Íî äîêòîð ñêàçàë, ïîêà÷àâ ãîëîâîé:
«Áåññèëüíî çäåñü íàøå èñêóññòâ

Âíåçàïíî ìåõàíèê âñêðè÷àë — Ïîäëåöû!
Çàäàì ÿ åìó ïðèòâîðÿòüñÿ! —
È, òêíóâøè íîãîþ â áîê ìåðòâåöà,
Âåëåë åìó òîò÷àñ óáðàòüñÿ.

— Íå ñìåéòåñü âû! —ñ óæàñîì äîêòîð âñêðè÷àë,—
Îí ìåðòâûé, ñîâñåì çàñòûâàåò!
Ìåõàíèê ñìóùåííûé òîãäà îòâå÷àë:
— À ÷¸ðò æå èõ äóøó óçíàåò!

ß äóìàë, ÷òî îí ìíå áåññîâåñòíî âðåò,
Îí íå áûë ïîõîæ íà áîëüíîãî…
Êîãäà áû ÿ çíàë, ÷òî îí â ðåéñå óìðåò,
Òî íàíÿë â ïîðòó áû äðóãîãî.

Âñþ íî÷ü â ëàçàðåòå ïîêîéíèê ëåæàë
 ìàòðîññêóþ ðîáó îäåòûé.
 ðóêàõ îí äåøåâóþ ñâå÷êó äåðæàë,
Âîñê òàÿë, æàðîþ ñîãðåòûé…

Ïðîñòèòüñÿ ñ òîâàðèùåì óòðîì ïðèøëè
Ìàòðîñû, äðóçüÿ êî÷åãàðà,
Ïîñëåäíèé ïîäàðîê åìó ïîäíåñëè —
Êîëîñíèê ãîðåëûé è ðæàâûé.

Ê íîãàì ïðèâÿçàëè åìó êîëîñíèê,
Ïðîñòûíêîþ òðóï îáåðíóëè,
Ïðèøåë êîðàáåëüíûé ñâÿùåííèê-ñòàðèê,
È ñëåçû ó ìíîãèõ ñâåðêíóëè.

Áûë òèõ, íåïîäâèæåí â òîò ìèã îêåàí
Êàê çåðêàëî âîäû áëåñòåëè…
ßâèëîñü íà÷àëüñòâî, ïðèøåë êàïèòàí,
È âå÷íóþ ïàìÿòü ïðîïåëè.

Äîñêó ïðèïîäíÿëè äðîæàùåé ðóêîé,
 ñàâàíå òåëî ñêîëüçíóëî,
 ïó÷èíå áåçâåñòíîé, ãëóáîêîé, áîëüøîé
Áëåñòíóâ, è íàâåê óòîíóëî.

È â øóìå ìîðñêîãî ïðèáîÿ çâó÷èò
Ãîòîâüòåñü ê âåëèêîìó áîþ
Çà íàñ — ìîðÿêîâ îòîìñòèòå ñâîèõ
Âðàãàì ïóñòü íå áóäåò ïîêîÿ.

Íàïðàñíî ñòàðóøêà æäåò ñûíà äîìîé,
Åé ñêàæóò — îíà çàðûäàåò.
À âîëíû áåãóò îò âèíòà çà êîðìîé,
È ñëåä èõ âäàëè ïðîïàäàåò
À âîëíû áåãóò îò âèíòà çà êîðìîé,
È ñëåä èõ âäàëè ïðîïàäàåò…

Читайте также:  Можно ли провозить корм для животных через границу

Èñòîðèÿ
Âåðñèÿ 1

Ñîçäàíà íå ïîçäíåå ãðàíè XIX—XX âåêîâ íà îñíîâå ïîïóëÿðíîãî â ãîäû Êðûìñêîé âîéíû 1853-56 ãã. ðîìàíñà «Ïîñëå áèòâû» («Íå ñëûøíî íà ïàëóáå ïåñå텻, ñë. Í. Ùåðáèíû, 1843, ìóç. À. Ãóðèë¸âà, 1852, òàì æå ñì. ïåðâîíà÷àëüíóþ ìåëîäèþ). Ðîìàíñ áûë î÷åíü ïîïóëÿðåí íà ôëîòå. Îñíîâíîé ñþæåò ïåñíè «Ðàñêèíóëîñü ìîðå øèðîêî» — íîâûé, íå ñâÿçàííûé ñ ïåðâîíà÷àëüíûì ðîìàíñîì. Àâòîð îáðàáîòêè òåêñòà — ïîýò-ëþáèòåëü Ã. Ä. Çóáàðåâ. Íàðîäíûå âàðèàíòû êîðî÷å àâòîðñêîãî: ðåàëüíî áûòóþò 12-15 êóïëåòîâ èç ïåðâîíà÷àëüíûõ 21.

Èçûñêàííî-ãðóñòíàÿ ïåðâîíà÷àëüíàÿ ìåëîäèÿ Ãóðèë¸âà â ïåñíå ñòàëà çíà÷èòåëüíî ïðîùå. Âèäèìî, ðîìàíñ, ïîïàâ âî ôëîòñêóþ ñðåäó âî âðåìÿ Êðûìñêîé âîéíû, ïðîäîëæàë èçìåíÿòüñÿ, è ê íà÷àëó 1900-õ èòîãîì ýòèõ èçìåíåíèé ñòàëà ïåñíÿ «Ðàñêèíóëîñü ìîðå øèðîêî».
Âåðñèÿ 2

Íàïèñàíà ïî ðåàëüíîìó ñëó÷àþ, ïîýòîì-ëþáèòåëåì Ô¸äîðîì Ïðåäòå÷à â 1906 ãîäó íà ïàðîõîäå «Òèãð». Íà í¸ì ïëûëè ìàòðîñû ñáåæàâøèå ñ Áðîíåíîñöà «Ïîò¸ìêèí».

Ïîñëå ñìåðòè êî÷åãàðà Âàñèëèÿ Ãîí÷àðåíêî, äðóçüÿ Âàñèëèÿ ïîïðîñèëè Ô¸äîðà íàïèñàòü ïðîùàëüíî-ïîìèíàëüíîå ñòèõîòâîðåíèå. Ïåðâûìè îí íàïèñàë ñòðîêè:

    Âñþ íî÷ü â ëàçàðåòå ïîêîéíèê ëåæàë  êîñòþìå ìàòðîñà îäåòûé  ðóêàõ âîñêîâóþ ñâå÷ó îí äåðæàë Âîñê òàÿë æàðîþ íàãðåòûé Ïðîñòèòüñÿ ñ òîâàðèùåì óòðîì ïðèøëè Ìàòðîñû, äðóçüÿ êî÷åãàðà. Ïîñëåäíèé ïîäàðîê åìó ïîäíåñëè – Êîëîñíèê îáãîðåëûé è ðæàâûé. Ê íîãàì ïðèâÿçàëè åìó êîëîñíèê, È â áåëûé ñàâàí îáåðíóëè; Íà ïàëóáó âûøåë ñâÿùåííèê-ñòàðèê, È ñë¸çû ó ìíîãèõ áëåñíóëè. Áûë ÷èñò, íåïîäâèæåí â òîò ìèã îêåàí, Êàê çåðêàëî âîäû áëåñòåëè, ßâèëîñü íà÷àëüñòâî, ïðèø¸ë êàïèòàí, È «âå÷íóþ ïàìÿòü» ïðîïåëè.

Äàëåå, ïîñëå ïðèáûòèÿ äîìîé, Ïðåäòå÷à îáðàáîòàë ñâîé òåêñò è äîáàâèë îñòàëüíûå êóïëåòû. ×åðåç íåñêîëüêî ëåò î åãî ïåñíå óçíàë Þðèé Ìîðôåññè êîòîðûé â 1912 ãîäó ñäåëàë ãðàììçàïèñü ïåñíè.

Источник

1936

Столбы, селенья, перекрестки

Столбы, селенья, перекрестки.

Хлеба, ольховые кусты,

Посадки нынешней березки,

Крутые новые мосты.

Поля бегут широким кругом,

Поют протяжно провода,

А ветер прет в стекло с натугой,

Густой и сильный, как вода.

1936

Дождь надвигается внезапный

Дождь надвигается внезапный,

Ты выбегаешь на дорожку,

Чтоб воротиться с первой каплей,

Зажатой в смуглую ладошку.

В игре, в забавах хлопотливых,

Моя веселая, родная,

Растешь ты шумно и счастливо,

О том не думая, не зная.

Ты по траве гоняешь мячик,

На плечи мне влезаешь ловко.

И пахнет солнышком горячим

Светловолосая головка.

О детстве горьком, захолустном

Я вспоминаю потихоньку

И чуть завистливо, чуть грустно

Смотрю на милую девчонку.

Целую русую без счета,

Запорошенную песочком.

И все хочу тебе я что-то

Сказать, но не умею, дочка.

<1936>

Не стареет твоя красота

Не стареет твоя красота,

Разгорается только сильней.

Пролетают неслышно над ней,

Словно легкие птицы, лета.

Не стареет твоя красота.

А росла ты на жесткой земле,

У людей, не в родимой семье,

На хлебах, на тычках, сирота.

Не стареет твоя красота,

И глаза не померкли от слез.

И копна темно-русых волос

У тебя тяжела и густа.

Все ты горькие муки прошла,

Все ты вынесла беды свои.

И живешь и поешь, весела

От большой, от хорошей любви.

На своих ты посмотришь ребят,

Радость матери нежной проста:

Все в тебя, все красавцы стоят,

Как один, как орехи с куста.

Честь великая рядом с тобой

В поле девушке стать молодой.

Всюду славят тебя неспроста, —

Не стареет твоя красота.

Ты идешь по земле молодой —

Зеленеет трава за тобой.

По полям, по дорогам идешь —

Расступается, кланяясь, рожь.

Молодая береза в лесу

Поднялась и ровна и бела.

На твою она глядя красу,

Горделиво и вольно росла.

Не стареет твоя красота.

Слышно ль, женщины в поле поют, —

Голос памятный все узнают —

Без него будто песня не та.

Окна все пооткроют дома,

Стихнет листьев шумливая дрожь.

Ты поешь! Потому так поешь,

Что ты песня сама.

1937

Дорога

Вдоль дороги, широкой и гладкой,

Протянувшейся вдаль без конца,

Молодые, весенней посадки,

Шелестят на ветру деревца.

А дорога, сверкая, струится

Меж столбов, прорываясь вперед,

От великой советской столицы

И до самой границы ведет.

Тени косо бегут за столбами,

И столбы пропадают вдали.

Еду вровень с густыми хлебами

Серединой родимой земли.

Ветер, пой, ветер, вой на просторе!

Я дорогою сказочной мчусь.

Всю от моря тебя и до моря

Вижу я, узнаю тебя, Русь!

Русь! Леса твои, степи и воды

На моем развернулись пути.

Города, рудники и заводы

И селенья – рукой обвести.

Замелькал перелесок знакомый,

Где-то здесь, где-то здесь в стороне

Я бы крышу родимого дома

Увидал. Или кажется мне?

Где-то близко у этой дороги, —

Только не было вовсе дорог, —

Я таскался за стадом убогим,

Босоногий, худой паренек.

Детство бедное. Хутор далекий.

Ястреб медленно в небе кружит.

Где-то здесь, на горе невысокой,

Дед Гордей под сосенкой лежит…

Рвется ветер, стекло прогибая,

Чуть столбы поспевают за мной.

Паровоз через мост пробегает

Высоко над моей головой.

По дороге, зеркально блестящей,

Мимо отчего еду крыльца.

Сквозь тоннель пролетаю гудящий,

Освещенный, как зала дворца.

И пройдут еще годы и годы,

Будет так же он ровно гудеть.

Мой потомок на эти же своды

С уважением будет глядеть.

И дорога, что смело и прямо

Пролегла в героический срок,

Так и будет одною из самых

На земле величайших дорог.

Все, что мы возведем, что проложим, —

Все столетиям славу несет…

Дед, совсем ты немного не дожил,

Чтоб века пережить наперед.

1937

Перед дождем

У дороги дуб зеленый

Зашумел листвой каляной.

Над землею истомленной

Дождь собрался долгожданный.

Из-за моря поспешая,

Грозным движима подпором,

Туча темная, большая

Поднималась точно в гору.

Добрый гром далеко где-то

Прокатился краем неба.

Потянуло полным летом,

Свежим сеном, новым хлебом.

Наползая шире, шире,

Туча землю затеняла.

Капли первые большие

Обронились где попало.

Стало тише и тревожней

На земле похолоделой…

Грузовик рванул порожний

По дороге опустелой.

Источник